Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Рисовать формой, писать колоритом



Именно новое понимание света, цвета и колори-
та помогло П. П. Чистякову выработать свою ху-
дожественно-педагогическую систему и методику
обучения живописи. От утверждал, что в Академии
художеств в натурном классе ученики изучают ри-
сунок и лепку, а не колорит, что русская школа
живописи не существует, что русские пишут грязно
и черно. А в письме Третьякову в 1875 г. он зая-
вил, что искусства живописи в России нет, но бу-
дет. О какой живописи мечтал П. П. Чистяков?
Ответ на этот вопрос дает его педагогическая
практика. Он подготовил известных всему миру
художников-колористов: В. И. Сурикова, В. А. Се-
рова, М. А. Врубеля, В. Э. Борисова-Мусатова и
многих др. П. П. Чистяков учил: «...Изображай
совершающееся, как оно существует в натуре и как
действует на наш глаз, на душу в момент,—это


и есть полное, изящное, высокое искусство»'.
В. А. Суриков писал, что он в живописи изучал
только колоритную сторону, а П. П. Чистяков раз-
вивал его и указал путь истинного колорита. Чи-
стяковское «чувствовать, знать и уметь — полное
искусство» сродни сезанновскому «передавать в со-
вершенстве то, что чувствуешь — в этом вся суть».
Сезанн стремился теоретически обосновать резуль-
таты своих опытов.

Известен рассказ о том, как работал В. А. Се-
ров. Он всматривался в модель, выискивал в нату-
ре самое характерное, а затем в течение 10—15 ми-
нут работал на холсте. К натуре он обращался
только тогда, когда нужно было что-то уточнить.
К этому следует добавить, что во время учебы у
П. П. Чистякова практиковалось писание натурных
постановок, когда натура находилась в одной ком-
нате, а работали в другой. К натуре обращались
за справками. Это отучало от пассивного, прото-
кольного списывания натуры, приучало к выработке
суждения
о ней на основе зрительного восприятия.

Думается, что при разговоре о системе П. П. Чи-
стякова нельзя забывать и такое обстоятельство,
что если бы он открыто, да еще и письменно, зая-
вил, что предмет цвета не имеет и что это — осно-
ва обучения живописи, ему пришлось бы уйти из
академии, ибо это противоречило академическому
методу обучения и всему духу академии того
времени.

1 Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспомина-
ния—М., 1953.—С. 307.






Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 163 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...