Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Концептуальные аспекты динамики бытия



(частный вариант возможной интерпретации с опорой на по возможности традиционную для йогических текстов терминологию)

Ничто есть непроявленное всё. Изначальная пустота не-пространства содержит в себе потенцию всей полноты проявлений интегрального пространства, а проявление сознания в Мире говорит о том, что сознание есть изначальное качество Мира. Сознание не выделилось бы в отдельный определяющий ход эволюции фактор, если бы не существовала потенциальная возможность такого поворота событий.

Стремление к самоосознанию становится причиной, побуждающей Ничто явить из себя Всё, формируя в пустоте не-пространственного небытия, состояние которой есть однородность абсолютного покоя — «тамас», или «инь», полноту пространственно-

В философской доктрине санкхья эта тенденция в состоянии бытия Мира получила название «тамас», или «тамо-гуна», в даосской философской доктрине ее обозначают термином «инь». Полноту пространственного бытия, состояние которого есть неоднородность непрерывного движения — «раджас», или «ян». Тогда проявленное творение оказывается локальным концентрированным явлением, возникающим при оплодотворении неподвижной покоящейся пустоты принципом движения. Тамо-гуна или инь-начало в той схеме будет началом женским, ибо посредством оплодотворения тамаса или инь мужским началом раджо-гуны или ян из пустоты покоящегося небытия возникает полнота движущегося бытия.

Раджас и тамас естественно стремятся компенсировать друг друга, взаимно друг в друге растворившись и тем самым возвратив проявленной динамике полноты всего изначальное устойчивое состояние покоя пустоты ничего. Равновесие дифференцированного в бытие небытия, таким образом, производит впечатление неустойчивого. Для его фиксации и дальнейшего структурирования неоднородного пространства вплоть до образования квазижестких форм субстанциональных видов материи мира необходим некий фактор, поддерживающий динамическое равновесие раджаса и тамаса в состоянии творческой среды — саттва. Назовем этот фактор намерением Мира осознать себя посредством сознания, сконцентрированного в проявленных формах. Таков в нашей условной модели ключевой принцип творения. Сообразно ему, тамас и раджас — инь и ян — вряд ли могут существовать по отдельности, ибо произведены дифференциацией одного. Соединяясь, они аннигилируют. Безжизненная пустота непроявленного трансформируется в полноту творческой среды проявленного вследствие реализации осознаваемого намерения, которое из взаимодействия двух тенденций выводит третью, принципиально и качественно отличную от каждой из двух. Именно благодаря действию намерения составляющие дифференцированной в неоднородность интегральности пустоты — те, что стремясь друг друга пожрать, поддерживают взаимное существование, — порождают полноту космической творческой среды, являющей проявленное формальное бытие. Причем под чередованием бытия непроявленного и проявленного понимается не некий протяженный во времени процесс, но вечно мгновенное взаимопреобразование их друг в друга, поддерживаемое в состоянии перманентного динамического равновесия стремлением Мира к самоосознанию.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 143 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...