Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Синова И. В



Термин «история» в переводе с греческого языка означает «исследование», «повествование», «сообщение» о том, что исследовано, выяснено, узнано. История является одной из древнейших наук и насчитывает более 2 тысяч лет. Её основоположником считается древнегреческий историк Геродот. Древние очень высоко ценили историю и называли её «magistra vitae», т.е. наставница жизни.

Главной задачей исторической науки является изучение конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. История призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах и выполняет несколько функций: познавательную или интеллектуально-развивающую, мировоззренческую, практически-политическую и воспитательную.

Познавательная функция предусматривает изучение истории развития человеческого общества, теоретическое обобщение фактов и событий, а также выявление главных тенденций истории и особенностей развития мировых цивилизаций, которые нашли отражение в исторических источниках.

Мировоззренческая функция состоит в том, чтобы при изучении истории видеть общество в развитии, при этом оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития. Мировоззрение может быть научным только тогда, когда опирается на объективную реальность, то есть на исторические факты.

Практически-политическая функция заключается в выработке научно-обоснованного политического курса, в том, чтобы избегать субъективных решений выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития человеческого общества.

Воспитательная функция способствует формированию гражданских и патриотических качеств, помогает осознать такие категории, как честь, долг перед обществом, добро и зло и в целом морально-нравственные ценности человечества в их развитии.

По вопросу о том, что лежит в основе реального исторического процесса, а также что или кто определяет ход его развития существуют две точки зрения. Первая точка зрения состоит в том, что история человеческого общества – это естественноисторический процесс, в котором в результате классовой борьбы происходит смена общественно-исторических формаций и способов производства. В данном случае в основе исторического развития лежат материальные, экономические факторы. Основанием для данной концепции служат работы К. Маркса и Ф. Энгельса.

Другое течение – новоисторическое, представлено школой «анналов», по названию французского исторического журнала «Анналы экономической и социальной истории» (1929 г.), основателями которого являлись историки Ф. Бродель, Л. Февр. Они выдвигали на первый план фактор «среды», т. е. исторического времени и считали, что социальное поведение людей лишь отчасти диктуется их материальными интересами и социальным положением. В огромной степени оно определяется религиозным, этническим менталитетом, уровнем образования, полом, возрастом.

История как наука имеет свои методы и источники изучения. Метод – это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Методология истории подразделяет историческое познание на описательный и системный уровни.

Первоначально производится упорядоченное изложение фактов для того, чтобы вызвать представление о происходящем. При этом исторический материал излагается в хронологической последовательности (хронологический метод), изучаются одновременно происходившие события (синхронный метод), исторический процесс подразделяется на периоды в соответствии с теми или иными критериями (диахронный метод). Кроме этих в истории используются методы синтеза, анализа, генетический, сравнительно-исторический, метод исторических параллелей и другие.

Носителями информации о прошлом являются исторические источники, к которым относятся все остатки прошлой жизни и свидетельства о прошлом. Все исторические источники можно разделить на 6 групп: письменные, вещественные, этнографические, фольклорные, лингвистические, кинофотофонодокументы. Изучение в совокупности всех видов источников позволяет наиболее объективно, достоверно и полно воссоздать исторический процесс.

Научные исследования, т. е. историческую литературу в области истории называют историографией. Слово «историография» происходит от греческого – «история», т. е. разведывание, исследование прошлого и «графо» т, е. пишу.

Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации развития человеческого общества. Понятие «периодизация» означает условное деление исторического процесса на хронологические периоды соответственно их отличительным особенностям. Наиболее известными и распространёнными вариантами периодизации являются цивилизационный и формационный.

Сущность формационного подхода к периодизации, который разработан К. Марксом состоит в том, что человеческое общество в своём развитии проходит ряд стадий, т. е. формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Формации различаются между собой способом материального производства, особенностями социально-политической организации общества. Эта периодизация включает такие понятия как производительные силы и производственные отношения, базис и надстройка. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате социальной революции, в ее основе – конфликт между производительными силами и производственными отношениями. В последовательной смене формаций и заключается прогресс, конечным итогом которого должно быть установление справедливого миропорядка.

Цивилизационный подход в изучении исторического процесса начал складываться еще в XVIII в. Но наиболее полное развитие получил лишь в конце XIX-XX вв. Он рассматривает общественно-историческое развитие человечества как смену культурно-исторических комплексов. Он основан на аналогии событий, имевших место в тех или иных цивилизациях в то или иное время. Главным критерием является общность черт в политике, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, религии, менталитете. Цивилизация – это этап в развитии человечества, характеризующийся общими чертами в политике, духовной, бытовой жизни, культуре, общественном сознании.

При анализе и оценке типов цивилизации главным элементом является тип ментальности, менталитет (от фр. mentalite – мышление, психология) – это общий духовный настрой людей той или иной страны или региона, фундаментальные устойчивые структуры сознания, совокупность социально-психологических установок и верований личности и общества. Виднейшими представителями цивилизационного подхода в российской и зарубежной науке были О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф. Бродель, М. Блок, Л. Февр, У. Ростоу, Н. Я. Данилевский, П. А. Сорокин.

Таким образом, оба подхода – формационный и цивилизационный – рассматривают историческое развитие человеческого общества под разными углами зрения, с разных сторон. В настоящее время большинство отечественных историков придерживаются следующей устоявшейся в историографии периодизации: первобытная эпоха, древний мир, средневековье, новое время, новейшее время.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 630 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...