Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Объяснив функции природы и созерцателя, Патанджали рассказывает о семи аспектах понимания, или мудрости (праджня), которые формируются вследствие ослабления контакта природы с созерцателем. Но прежде чем рассмотреть аспекты мудрости, проясним для себе семь соответствующих им аспектов невежества, авидьи:
1) малость, слабость, незначительность, неполноценность, посредственность;
2) неустойчивость, непостоянство, переменчивость;
3) существование, сопровождаемое муками, печалью, несчастьем, страданием;
4) существование, связанное с болью;
5) ошибочное принятие смертного тела за Истинное «Я»;
6) создание условий для печали;
7) убежденность в том, что союз с душой (йога) невозможен, и проживание жизни в соответствии с этой убежденностью.
Семь аспектов мудрости можно также понять как правильное желание, правильное отражение, растворение памяти и ума, познание чистой саттвы, истины (реальности), безразличие как к хвале, так и к порицанию, сворачивание феноменального мира, существование в видении души. Их можно упростить следующим образом:
1) понимание тела как внутри, так и снаружи;
2) понимание энергии и ее назначения;
3) понимание ума;
4) последовательность и постоянство воли;
5) осознание опыта;
6) осознание чистой квинтэссенции, духа и красоты;
7) понимание того, что индивидуальная душа, дживатман, суть частица универсальной души (Параматман).
Йога-васишта соотносит семь ступеней мудрости, описанные в сутре 2.29, с семью стадиями индивидуального развития:
1) обучение и воспитание среди мудрецов;
2) способность решать проблемы;
3) воспитание непривязанности;
4) устранение врожденных недостатков;
5) движение к блаженству, в котором человек пребывает в состоянии полусна-полубодрствования;
6) переживание глубокого сна;
7) достижение состояния, в котором чистота, спокойствие и сострадание устремляются навстречу друг другу.
Семь границ осознанности можно также соотнести с пятью оболочками (коши) тела. Шестой оболочкой является сознание, а седьмой — внутреннее «я», Патанджали описывает следующие семь состояний осознанности:
1) нарастающее сознание (вьютхана читта);
2) обуздывающее сознание (ниродха читта);
3) спокойное сознание (шанта читта);
4) однонаправленное внимание (экагра читта);
5) «проросшее» сознание (нирмана читта);
6) расколотое сознание (чхидра читта);
7) чистое сознание (дивья читта). (См. 3.9, 10, 11; 4.27 и 29.)
В качестве семи состояний сознания можно также рассмотреть этическую, физическую, физиологическую, эмоциональную, интеллектуальную и духовную сферы. Когда человек зрит душу, он осознает божественность.
Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 194 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!