Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В.28. Учёные-естественники XIX в. в полемике с Православной Церковью



XIX в. характеризуется ростом материалистических настроений в науке. Отчасти это являлось откликом на набиравший тогда силу западноевропейский материализм, отчасти – на рост западнических настроений внутри самой России.

Главным явлением в западноевропейской науке XIX в. стал эволюционизм Дарвина. Основными последователями дарвинизма в России стали К.А. Тимирязев (1843 – 1920), И.И. Мечников (1845 – 1916) и И.П. Павлов (1849 – 1936).

О К.А.Тимирязеве, лично встречавшемся с Дарвином, можно говорить как о наиболее фанатичном его последователе в России. Учение Православной Церкви он критиковал за «антидарвинизм» и даже Ф.М.Достоевскому не мог простить, что Раскольников в его романе оправдывает своё преступление «борьбой за существование».

И.И.Мечников и И.П.Павлов также были сторонниками Дарвина, Первый из них критиковал церковь за иррационализм в мировоззрение, второй на основании своих опытов всячески осуждал учение о бессмертии души.

Православная Церковь дала достойный ответ своим противникам. Выдающимися богословами XIX в, отразившими нападки материализма, были св. Игнатий (Брянчанинов), митр. Московский Филарет, св. Феофан Затворник. Но ещё прп. Серафим Саровский в своих беседах выразил православное понимание книги Бытия, абсолютно несовместимое с дарвинизмом.

В ХХ в. материалистические представления Дарвина и его российских последователей в биологии были развенчаны иером. Серафимом (Роузом) в труде «Православный взгляд на эволюцию» и св.Лукой (Войно-Ясенецким) в книге «Дух, душа, тело».





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 298 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...