Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Собрание декоративного искусства Отдела Старых мастеров

Собрание декоративного искусства стран Европы насчитывает около двух тысяч памятников, самые ранние из которых относятся к эпохе Средневековья. Его состав отличается большим разнообразием. Здесь представлены художественные изделия из дерева и кости, цветных и драгоценных металлов, камня, тканей, керамики и стекла. Особый интерес представляют раздел керамики, включающий все ее основные разновидности, а также коллекция мебели.

Первые произведения западноевропейского прикладного искусства попали в собрание Музея Изящных Искусств уже вскоре после его открытия. В 1912 году экспозицию украшали подлинные итальянские кассоне эпохи Возрождения, полученные в дар от М.С.Щекина, и коллекция французской декоративной бронзы рубежа XVIII – XIX веков, переданная графом Бобринским. Эти произведения заложили основу собрания европейского прикладного искусства.

В 1920-е годы эта маленькая коллекция начинает постепенно расширяться. В музей поступают произведения разных эпох, охватывающих большой временной период развития декоративного искусства - от Средневековья до Нового Времени. Основными источниками формирования этого раздела коллекции стали Государственный музейный фонд и музейные собрания - Московского художественно-промышленного (бывшего Строгановского) училища, Румянцевского и Государственного Исторического музеев, Музея мебели. В результате уже в предвоенное время в фондах ГМИИ были представлены произведениями декоративного искусства разных стран, включающие эмали и изделия из металлов, мебель и резную кость, керамику и стекло, а также шпалеры. Принципиально важным событием, положившим начало новому направлению в коллекционировании, оказалось поступление из расформированного в 1948 году Государственного Музея Нового Западного Искусства керамики рубежа XIX - начала ХХ веков. Из закрывшегося в1953 году Музея подарков И.В. Сталину в ГМИИ были переданы произведения современных художников декоративного искусства. В последующий период основными источниками пополнения коллекции стали дары и приобретения у частных лиц.

Собрание декоративного искусства включает в себя целый ряд значительных произведений, представляющих особую художественную ценность. Это драгоценные работы византийских мастеров X - XII столетий - изысканные резные пластины из слоновой кости и изделия из золота с перегородчатой эмалью. Большой интерес представляет коллекция средневекового металла, основную часть которой составляют произведения лиможских эмальеров конца XII - XIII веков, эпохи расцвета искусства выемчатой эмали. Следует также отметить коллекцию итальянской майолики XVI - XVII столетий, представляющую продукцию ведущих художественных центров этого производства и демонстрирующее ее жанровое многообразие. К этому же времени относятся и лучшие шпалеры из музейной коллекции, среди которых нельзя не назвать великолепную брюссельскую шпалеру начала XVI века "Триумф Надежды". Особую ценность представляет также монументальная декоративная вышивка с изображением жанровой сцены в саду, созданная французскими мастерами в начале XVII века.

Нумизматика

С 2010 года работает интернет-портал отдела нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина: WWW.COINS-AND-MEDALS.RU, являющийся сателлитом основного музейного портала и связанный с другими музейными сайтами-сателлитами, как например, «Русская гравюра XVIII–XIX вв.».

В настоящее время интернет-портал отдела нумизматики – единственный в Российской Федерации ресурс такого рода. Рассчитанный как на самые широкие слои публики, интересующейся мировой и отечественной историей и культурой, так и на профессионально занимающихся нумизматикой и смежными дисциплинами музейных сотрудников, ученых, коллекционеров, интернет-портал имеет чрезвычайно важное значение для популяризации и дальнейшего развития нумизматических знаний как в нашей стране, так и за рубежом, а также наглядно демонстрирует, какую роль в сохранении и приумножении культурного наследия, благодаря современным технологиям, сегодня могут играть музейные учреждения РФ.

Портал рассчитан на постоянную двустороннюю связь между создателями портала и его пользователями. Целью данного ресурса является, прежде всего, расширение доступа для публики и специалистов к электронной базе данных, включающей разные части музейной нумизматической коллекции. Этот процесс, начатый с создания каталога медалей, посвященных 300-летию Полтавской битвы и событиям Северной войны 1700–1721 гг., в настоящее время продолжается. Внимание к таким памятным событиям как 65-летие победы в Великой Отечественной войне, 200-летие Отечественной войны 1812 г., 100-летие со дня открытия ГМИИ им. А.С. Пушкина предполагает проведение на данном портале виртуальных нумизматических выставок и продолжение электронной публикации музейной нумизматической коллекции. Описания подготовлены на современном научном уровне и переведены на английский язык сотрудниками отдела.

Археология

Музей изящных искусств был задуман прежде всего как музей классического искусства – античность была ядром и главной составляющей его коллекций, Античный отдел – одним из трех научных отделов, трех его столпов. Античниками были и первые его руководители – не только основатель и директор, Иван Владимирович Цветаев, но и ближайшие сподвижники ученого, Владимир Константинович Мальмберг и Николай Арсеньевич Щербаков.

Это античное ядро, развиваясь и видоизменяясь вместе с развивающимся и меняющимся Музеем, всегда оставалось в ряду важнейших в его структуре и на всех этапах его становления и существования. И сегодня, несмотря на кардинально изменившийся характер Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Отдел искусства и археологии Античного мира является одной из главных его составляющих во всех сферах музейной жизни, будь то экспозиционная, научно-исследовательская или популяризационная работа.

В настоящее время античная коллекция ГМИИ насчитывает более 37 тысяч экспонатов, включая многочисленные фрагменты. Ее художественную ценность составляют: около сотни архитектурных фрагментов, свыше 300 произведений античной скульптуры; около 2500 расписных ваз, кипрских, древнегреческих и южноиталийских; около 2300 терракот; свыше 1300 бронз; около 1200 экспонатов прикладного искусства (главным образом стекла); свыше 100 резных камней; около 30 фрагментов стенных росписей; 2 мозаики. Несмотря на пестроту и сложность, это собрание представляет большой интерес не только для нашей страны, где коллекции антиков можно пересчитать по пальцам, но и за ее пределами. В нем много уникумов и неординарных вещей, придающих ему блеск и славу.

Цветаевская коллекция слепков

Собрание слепков и копий, типичное для музеев Европы XIX века, по своей сохранности и систематичности является уникальной для XXI века коллекцией, состав которой вначале определялся состоянием и интересами искусствоведческой науки конца XIX столетия.

Сегодня собрание слепков экспонируется в историческом здании Музея лишь в третьей части залов, отведенных для них И.В. Цветаевым. Но большая часть этой коллекции осталась доступной для публики – около 1000 экспонатов демонстрируется в Учебном музее имени И.В. Цветаева. Помимо познавательного значения слепки великих произведений монументального искусства, статуй и портретов, соединенные вместе в музейном пространстве, сложились в уникальную художественную среду, придающую музею неповторимую притягательность воображаемого путешествия во времени.

Из 22 экспозиционных залов Музея, задуманного и созданного И.В. Цветаевым, около половины было отведено пластическому искусству античности. Список памятников для воспроизведения был подготовлен при участии знаменитого антиковеда профессора В.К. Мальмберга. Продуманный подбор слепков с крито-микенских, древнегреческих и древнеримских скульптур дополнялся гальванокопиями, исполненными в абсолютно новой на тот момент технологии, позволяющей точно воспроизводить ювелирные изделия, произведения мелкой пластики и оружейного искусства. Вместе – слепки и гальванокопии создали яркую и полную картину развития античного искусства.

Вторая часть собрания слепков и копий демонстрирует главные моменты развития западноевропейского искусства со времен Раннего Христианства до эпохи Возрождения. Особенно полно в экспозиции представлено творчество Микеланджело. Скульптуру дополняют копии архитектурных конструкций и деталей. Не только экспонаты, но и залы, в оформлении которых использовались приемы исторической реконструкции архитектурных форм, подчинялись единой образовательной задаче.

Столь же последовательно И.В. Цветаев желал представить и пластическое искусство Нового времени, закончив музейное собрание экспозицией слепков с современной скульптуры, где центральное место уделялось бы пластике О. Родена. К сожалению, последней части его замысла не суждено было воплотиться из-за нехватки средств в связи с произошедшим при строительстве пожаром.

По сей день собрание слепков и копий Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина продолжает служить для образовательных целей: изучения школьниками, студентами, художниками классического искусства на основе точного объемного воспроизведения знаменитых памятников. Со временем копии приобрели историческую ценность, не только потому, что они представляли мир искусства таким, каким его воспринимали столетие назад. Ряд слепков и копий в собрании музея – это единственное достоверное повторение памятников, утраченных во время Первой и Второй Мировых войн.


Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 307 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...