Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Дик Брюн
Аттие Лихтхарт
ЖИВОПИСЬ В ОБРАЗОВАНИИ
Опыт вальдорфской школы
Перевод с английского
Брюн Д., Лихтхарт А. Живопись в образовании. Опыт вальдорфской школы / Перевод с английского Е. Мезенцевой, Г. Волковой — К.: Изд-во «НАИРИ», 2006. — 200 с.
ISBN 966-8838-04-1
Книга голландских авторов Дика Брюна и Аттие Лихтхарт «Живопись в образовании» раскрывает перед читателем закономерности развития методики и дидактики преподавания живописи в течение двенадцати лет обучения в вальдорфской школе. Помимо этого, авторы уделяют внимание теории цвета, которая служит фундаментом преподавания, а также особенностям использования цвета на других уроках и в интерьере школы.
Книга будет интересна учителям, родителям, художникам, психологам, художественным терапевтам.
Дик Брюн (год рождения 1953) практикующий вальдорфский учитель в Голландии с 1975 года. В качестве основного учителя провел два класса с 1 по 8. С 1991 года преподает в старших классах (7-13) школы Адриан Роланд Холст города Берген (Голландия) историю искусства и все виды изобразительных искусств - живопись, рисование, лепку. В то же время Дик Брюн является доцентом высшей школы Геликон в Цайсте (Голландия) и консультантом учителей, преподающих изобразительные искусства в Англии, Польше и Израиле. В 1997 году Дик работал с учителями в Украине. Дик принимает активное участие в исследовательской группе, которая с1975 года ежегодно встречается на Троицу в Ульме (Германия). Он сотрудничал с Вайтман, Юнеман и Бертольдом, известными своими разработками в области живописи и рисования для вальдорфской педагогики. Эта книга была написана им в соавторстве с Аттие Лихтхарт по запросу Голландской ассоциации вальдорфских школ в помощь учителям.
Аттие Лихтхарт родилась в 1948 году. Имеет высшее художественное педагогическое образование. В возрасте 22 лет она начала свою педагогическую деятельность в Свободной школе Цут-фен (Голландия) сначала в младших, а впоследствии в старших классах как учитель изобразительных искусств и истории искусств.
Понимание ценности художественного подхода и преподавания искусств и ремесел в школе привело ее в исследовательскую группу в Ульме (Германия), занимающуюся тщательным изучением указаний Рудольфа Штайнера в области искусства и использований цвета в образовании, поящее время она проводит курсы и семинары с учителями в Голландии, обращая их внимание на важность работы с акварельными красками преподавания.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие.................................................................................................................... 7
1. Роль живописи в обучении..................................................................................... 8
1.1. Вступление...............................................................................................................8
1.2. Цвета и их влияние на людей............................................................................... 10
1.3. Задача педагога...................................................................................................... 12
1.4. Теория цвета Гете.................................................................................................. 16
1.5. Путешествие по цветовому кругу. Краткая теория цвета для учителя............. 18
1.6. Живопись и чувства................................................................................................ 22
1.7. Живопись акварелью. Приемы работы. Оборудование и материалы.............. 28
2. Детский сад, младшая и средняя школа............................................................... 36
2.1. Введение................................................................................................................. 36
2.2. Живопись в детском саду.................................................................................... 38
2.3. Живопись в 1 классе...............................................................................................42
2.4. Живопись во 2 классе............................................................................................. 50
2.5. Живопись в 3 классе.............................................................................................. 56
2.6. Живопись в 4 классе.............................................................................................. 65
2.7. Живопись в 5 классе............................................................................................... 78
2.8. Живопись в 6 классе.............................................................................................. 88
2.9. Живопись в 7 классе............................................................................................ 101
2.10. Живопись в 8 классе.......................................................................................... 104
2.11. Черно-белое рисование в 6, 7, 8 классах........................................................ 109
2.12. Перспектива и сечения в 7 и 8 классах............................................................ 114
3. Старшая школа.................................................................................................... 120
3.1. Введение................................................................................................................ 120
3.2. Живопись в 9 классе........................................................................................... 123
3.3. Живопись в 10 классе.......................................................................................... 133
3.4. Живопись в 11 классе.......................................................................................... 139
3.5. Живопись в 12 классе.......................................................................................... 145
4. Дополнительные дидактические аспекты урока живописи.............................. 150
4.1. Подготовка урока, последующие обсуждения, темпераменты....................... 150
4.2. Лечебно-педагогическая живопись.................................................................... 156
5. Использование цвета на других уроках и в интерьере школы....................... 159
5.1. Рисование, рисование форм, ремесло, рукоделие и драма.............................. 159
5.2. Советы Штайнера относительно цвета стен в школьном здании................... 161
6. Источники.............................................................................................................. 166
6.1. Лекции Штайнера о цвете................................................................................... 166
6.2. Школьные эскизы Рудольфа Штайнера, описанные Фритцем Вайтманом... 174
Послесловие................................................................................................................. 181
Примечания.................................................................................................................. 183
ПРЕДИСЛОВИЕ
Представленная читателю книга предназначена для педагогов, которые преподают живопись. Преподаватели специализированных художественных школ и художественных вузов могут обнаружить для себя много полезного и нового в разделах, посвященных не только непосредственно особенностям вальдорфской программы по живописи, но и теории цвета Гете и ее последующей разработке Штайнером.
В первую очередь ее оценят учителя вальдорфской школы, которые постоянно сталкиваются с такими сложными вопросами, как, например, «Какое живописное задание выбрать для детей на завтрашний урок?». Или, читая замечания к учебной программе, пытаются понять, как та или иная рекомендация соотносится с возрастом ребенка. Зачастую классный учитель, не являясь художником, испытывает трудности, когда речь идет о цветовом круге, смешанных цветах первого и второго рода и т.п. У предметника, мастера своего дела, художника, совсем другие затруднения. Если технические моменты и цветовые теории не вызывают у него вопросов, то методика преподавания и причины, по которым именно эти задания предлагаются в вальдорфской школе, не всегда ему понятны. Родители, которые приводят ребенка в первый класс, хотят понять, почему их ребенок на уроке живописи изображает свободные цветовые композиции, зачем в учебной программе так много уроков, посвященных художественному циклу.
Авторы в полной мере раскрывают значение и особенности акварельных техник, применяемых в школе, роль их использования в процессе гармоничного и здорового развития ребенка - от детского сада до выпускного класса.
Имея глубокое теоретическое основание, книга изобилует практическими примерами. Каждая тема сопровождается упражнениями, которые помогут и учителю - в подготовке к уроку, - и заинтересованному читателю - в углублении понимания темы.
Надеемся, эта книга поможет и вам - в преподавании, в обучении, в саморазвитии.
Виталина Маслова
Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 380 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!