Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Воздержание



Главное в жизни: отдых и воздержание.

Врач

Идеальная женщина – самое прекрасное творение в эволюции форм (в наши дни она очень часто является только прекрасным произведением искусства). Прекрасная женщина – это наиболее привлекательное, чарующее и восхитительное существо, какое только мужчина может себе представить. Я никогда не встречал существа мужского пола, претендующего хотя сколько-нибудь на мужественность и мужскую силу, кто бы не был поклонником женщины. Только распутник, трус и подлец может ненавидеть женщин; герой и мужчина восхищается женщиной и женщина восхищается им.

Женская любовь принадлежит совершенному мужчине. Когда она ему улыбается в нем пробуждается его человеческая природа; его животные желания, точно малые дети, начинают громко требовать хлеба (они не хотят, чтобы их держали голодными, они хотят удовлетворить свой голод). Вся его душа летит навстречу к прекрасному существу, которое притягивает его с почти неотразимою силою, и если его высшие принципы, его божественный дух, недостаточно сильны чтобы его сдержать, – душа его отдается соблазну своего физического тела. Еще раз его животная натура одержит верх над божественной. Женщина восторжествует в своей победе, а мужчина будет посрамлен в своей слабости; вместо того, чтобы проявить силу, он стал предметом сожаления.

Чтобы быть истинно могущественным, мужчина должен удержать над собою власть и ни на мгновение не терять ее. Терять ее – значит подчинить свою божественную натуру своей животной природе: сдерживать свои желания – значит утверждать свое божественное право и быть более чем человеком – быть богом.

Элифас Леви говорит: «Чтобы стать привлекательным для всех женщин, вы не должны желать ни одной».

И каждый мужчина, обладающий собственным опытом, не может не знать, что он прав. Женщина хочет того, что она не может получить: а то, что она может получить, того она не хочет. Возможно, что библейские слова: «Больше дается тому, кто много имеет, а от того, кто мало имеет, отнимается даже то малое», – относится к человеку, наделенному духовными силами.

Чтобы стать совершенными вовсе не требуется, чтобы мы рождались безо всяких животных желаний. Такая личность была бы немногим выше идиота, и все настоящие мужчины и женщины были бы в праве презирать такого и смеяться над ним. Но мы должны приобрести умение контролировать наши желания, вместо того, чтобы быть контролируемыми ими, вот в чем истинная философия соблазна.

Если у человека нет более высоких целей в жизни, кроме как только пить, есть и производить потомство, если все его устремления сосредоточены в единственном желании прожить счастливую жизнь в лоне своей семьи, то не может быть ничего плохого, если он следует велениям своего естества и удовлетворяется своею долей. Когда он умрет, его семья будет его оплакивать, а друзья скажут, что он был хороший парень. Они похоронят его по первому разряду и, возможно, напишут на его могильном камне нечто похожее на то, что я однажды прочел на одном кладбище:

«Здесь покоится Джон Мак Брайд,

Он жил, женился и своевременно умер».

Но если у человека имеются более высокие цели и устремления, если он хочет избавиться от бесконечного цикла перевоплощений, если он хочет стать хозяином своей собственной судьбы, то, прежде всего, он должен стать хозяином самого себя.

Как он может надеяться быть в состоянии управлять внешними силами природы, если он не может справиться с несколькими «маленькими» природными силами, обитающими в его собственном теле?

Чтобы осуществить это, нет необходимости чтобы муж бросал жену и семью, такой человек начал бы свою духовную карьеру актом несправедливости – актом, который подобно тени Банко[58] всегда преследовал бы его и препятствовал бы ему в его дальнейшем продвижении. Если человек принял на себя обязательства, он обязан их выполнять: акт трусости был бы плохим началом для работы, требующей мужества.

Девственник, не имеющий соблазнов, которому не о ком заботиться, кроме как о самом себе, обладает большими преимуществами в медитации и учении. Будучи избавлен от всякого раздражительного влияния, он может вести эгоистическую жизнь, ибо он преследует собственные духовные интересы. Но у него мало возможностей развивать силу воли посредством устояния перед разного рода соблазнами. Но человек, окруженный последними... станет сильным, если правильно применить эти силы: у него не будет такой возможности предаваться учению, как у девственника, так как он более погружен в материальные заботы, но зато, когда он в следующем воплощении достигнет более высокого состояния – его сила воли будет более развита и он будет обладать паролем, имя которому воздержанность.

Раб не может стать командиром до тех пор, пока не станет свободным человеком. Человек, находящийся в подчинении у собственных животных желаний не может управлять животной натурой других. Мускул развивается применением, инстинкт или привычка усиливается в той мере, в какой ей предоставляется право властвовать, мыслительная способность развивается ее применением и волевой принцип усиливается от его употребления и в этом польза соблазнов. Иметь сильные страсти и преодолевать их – путь превращения человека в героя.

Изо всех инстинктов – половой самый сильный и кто преодолевает его, тот становится богом.

Человеческая душа обожает красивую форму и поэтому она ­– идолопоклонница. Человеческий дух поклоняется (Началу) и поэтому он истинный почитатель.

Брак есть союз мужского духа с женской душой с целью размножения вида, но если вместо этого союза является только союзом женского и мужского тел, то брак превращается только в животный акт, который низводит мужчину и женщину не только до уровня животных, но еще ниже их, так как животные своей половой жизнью ограничены определенными периодами, а человеку, как разумному существу, предоставлено право пользоваться или злоупотреблять своими половыми способностями все время.

Но много ли браков мы встречаем, которые по настоящему духовны и не основаны на красоте форм или на других соображениях? Как скоро после свадьбы они разочаровываются один в другом? И в чем тут причина? Мужчина и женщина весьма различаются. У них могут быть различные вкусы, наклонности. Все они могут исчезнуть, так как, живя вместе, они привыкают один к другому, и с течением времени выравниваются. Каждый влияет на другого, а так как человек может вырабатывать в себе привязанности даже к домашней змее, которая сперва приводила его в ужас, то можно также смириться с неподходящим другом жизни и даже с течением времени привязаться к нему.

Но если мужчина даст полную свободу своим животным страстям и будет пользоваться своими «законными правами» без удержу, – эти животные страстные желания, которые сперва так жалобно требовали удовлетворения, вскоре пресытятся и, улетая (?) будут смеяться над несчастным дурачком, кто лелеял их на своей груди.

Жена же узнает, что муж ее безволен, ибо он корчится под ударами своих животных страстей. А так как женщина уважает силу и власть, то пропорционально тому, как он теряет свою силу, она лишит его своего доверия. Он будет смотреть на нее, как на бремя, а она на него с отвращением, как на животное.

Супружеское счастье их оставит: страдание, развод или смерть явятся концом.

Лекарство против всех этих зол – воздержание, и целью настоящей статьи было показать его необходимость.

Ф. Хартман.

Перевод с английского А. П. Хейдока.

«Ваби-Саби»

Каждый раз, когда я перелистываю альбом «Русский фарфор»[59], мой взор натыкается на «Букет цветов»[60], ощетинившийся разнородными лепестками, каждый раз я мучительно спрашиваю себя: «Чего в нем не хватает, чтобы быть красивым?» И тут же, перелестнув несколько страниц дальше, радостно, с чувством облегчения вглядываюсь в простые очертания вазы, единственным украшением которой является рисунок рослой ели. «Ваза с зимним пейзажем»[61] – так она называется. И сколько в ней невыразимой прелести! Из нее исходит тихое волшебство привлекательности и ласково обволакивает мое сердце. И тогда я спрашиваю себя, как называется то, чего не хватает первому изображению и чего так много во втором?

Ответ я нашел в «Рассказах о японском искусстве» Х-го тома полного собрания сочинений Константина Симонова.

Специалист по фарфору, большой любитель и знаток народного искусства Японии Кавасэ рассказал следующее.

«Есть рассказ о старом учителе чайных церемоний Сео, которого однажды пригласил его ученик с тем, чтобы угостить чаем. Пригласил и сказал, что просит его полюбоваться при этом прекрасной вазой, которую он только что купил в лавке. Сео дал согласие, но когда пошел в гости к ученику на чайную церемонию, положил в рукав кимоно молоток. Он видел в лавке ту вазу, которую потом купил его ученик, и она ему не понравилась, потому что у нее было сделано для красоты две ручки, хотя по прямому назначению хватило бы одной. Сео взял молоток, чтобы, придя к ученику, отбить у вазы лишнюю ручку. Однако, когда он пришел к ученику, то увидел, что молоток не нужен – ученик сам отбил вторую, ненужную ручку...

– Ах, как много лишних ручек в искусстве, – хохочет Кавасэ, и как редко идя в гости, мы решаемся взять молоток.

Мы оба смеемся его приправленной горечью шутке...»

Оказывается, что японский народ, чуткий к обаянию красоты создал специальный термин «Ваби-Саби», призванный обозначать красоту простоты, рождающейся из изящества и целесообразности предмета.

Но разве «Ваби-Саби» нужен только в искусстве?

И не нужно ли внести его во весь обиход человеческий и первым делом – ­в речь, в которой так много вычурных, устаревших словообразований, заменив все это сердечной простотой?

И не эту ли красоту имела в виду Агни-Йога, преподавая три основы Жизни: «ПРОСТОТУ, КРАСОТУ и БЕССТРАШИЕ!».

«Прав восставший против грубых и двусмысленных выражений, ибо источник их невежество. Речь должна быть прекрасна, ясна и глубока значением» («Знаки Агни-Йоги», § 106).

г. Змеиногорск,

06-07.11.85 г.

Огонь

ОГОНЬ не имя существительное;

Огонь — это глагол; огонь есть процесс.

Психожизнь есть внутренняя невидимая жизнь, и видимая жизнь является лишь отражением невидимой (психожизни); поэтому и сказано, что нечто «является психожизнью, иначе говоря, Огнём Пространства».

Н.Уранов

Как неумолимая катастрофа, сметающая матери­ки, так же неотложна йога познания огненной мощи.

Агни Йога

Величайшие истины явлены в Учении Живой Этики и в сооб­щениях, данных через Голос Безмолвия от Не­зримых Учителей. Однако термины Агни Йоги требуют осмысления разумом и усвоения сердцем. Самый трудный из них – ОГОНЬ. Следуя принципу не уклоняться от тяжёлых путей, мы направляем наши усилия на разъяснение этого труднейшего понятия.

Бог есть Огонь поядающий.

Библия

1. Вы чиркаете спичкой, и на конце её появ­ляется огонь, пламя. Всё как будто буднично и просто. Но в самом деле Вы совершили магичес­кое действие – вызвали из Пространства огонь, стихию страшной силы, и стоит Вам лишь кос­нуться зажжённой спичкой оконной занавески, как она вспыхнет, и пламя моментально разрас­тётся и перебросится сперва на более легковозгорающиеся предметы, а затем превратится в разрушительный пожар, может быть, с челове­ческими жертвами...

Оговоримся при всём этом, мы самого огня не видели, а наблюдали только его проявле­ние – пламя, которое не есть сам огонь, но лишь раскалённая материя. Про него Голосом Безмолвия Сказано в ментограммах Уранова: «Дух – Огонь, и Пламя – Материя. Огня никто никогда не видел, но пламя, неотъемлемое от огня, познаваемо и зримо».

Напомним, то же самое, что было поведано о незримости огня, было сказано апостолом Пав­лом о незримости Бога.

– Но что такое огонь?

Сказано: «Дух есть огонь...». Следователь­но, правильно и обратное – огонь есть дух.

– Но что такое дух?

В той же ментограмме имеются два опреде­ления термина «дух». Одно из них гласит: «Ду­хом Мы называем материю за пределами позна­ния её органами чувств и приборами ныне суще­ствующими». Понятие духа применимо для яв­лений сверхчувственного порядка, для объясне­ния так называемых феноменов, которые не мо­жет объяснить сегодняшняя материалистичес­кая наука.

Другое определение: «Дух есть Дыхание Кос­моса, лежащее в основании проявления». Здесь термин «дух» обозначает величайшую тайну, причину периодического возникновения и рас­творения Вселенной, чередование активных и пассивных периодов её существования, называ­емых Манвантарами и Пралайями. Здесь речь идёт о процессе образно названном в ведичес­кой литературе «Дыханием Парабрамана». Это та пульсация действия и покоя, которая повто­ряется во всём сущем: в чередовании дня и но­чи, вдохе и выдохе, в каждом биении сердца. Причина этого великого космического дыха­ния – дух – непостижимая тайна.

Также сказано, что материя есть кристалли­зованный дух[62]. В эволюционном процессе миро­здания дух (он же огонь) сперва инволюирует, то есть уплотняется (или кристаллизируется) и становится более или менее грубой материей; достигнув плотности, предусмотренной эволю­ционным планом Космоса для данной Манвантары, материя эволюционирует, то есть утонча­ется и делается более совершенной, снова ста­новится духом, но уже с тою разницей, что она обогатила себя опытом и приобрела сознание, соответствующее степени пройденного опыта. Таким образом, можно говорить об единстве ду­ха и материи, в котором они слиты воедино. «Для Нас абсолютное единство духа и материи – ничто; это единство мы можем предста­вить себе как Единый Элемент или Огонь, име­ющий два полюса – полюс неведомого непости­жимого духа или Отца-Огня и полюс достигнутого постижимого Огня-Матери, являющегося началом материи».

Такова череда становления материи от пол­ной абстракции до физической материи, до­ступной пяти чувствам. Цель творческого про­цесса, для которого создавалась (дифференци­ровалась) материя, изложена в следующих сло­вах: «Огонь есть то «сверхсознание», которое в своём вечно-периодическом стремлении к усо­вершенствованию, путём дифференциации и постепенного уплотнения, а затем утончения своего уплотнённого состояния развёртывает свой творческий потенциал и совершенствует его».

Для осуществления вышеуказанной цели веч­ный дух или отчий огонь, выражающийся в Кос­мическом Дыхании, даёт своим выдохом им­пульс жизни. «Жизненный импульс» – сила, поднимающая круг жизни до его зенита, есть жажда бытия – стремление Духа к проявлению в определённой материи с целью усовершенст­вования, расширения, приобретения сознания. Например, стремление духа к воплощению на физическом плане.

Всё живущее объединено жаждой бытия, осу­ществляя по своим возможностям идеал данно­го круга жизни. Нет в потоке жизненного круга ни одной частицы, которая бы не старалась об­рести сознание, а обретя его, не стремилась бы расширить и утончить его. Но степени созна­ния бывают настолько далеки друг от друга, что они не контактируют, то есть не имеют взаимо­понимания.

Огонь Матери Мира, Космический, или Пространственный, Огонь, лежащий в основа­нии проявления, или жизни, дифференцирует­ся на множество пространственных, или косми­ческих огней, объединённых единым стремле­нием приобрести сознание, расширить и утон­чить его.

Жизненный импульс пробуждает материю к жизни, слагаемыми её являются ощущения, чув­ствования, мышление и разум, которые вместе составляют сознание. Поэтому, всё живущее име­ет сознание. Последнее утверждение в менто­грамме Уранова выражено следующими словами: «Жизнь кристаллов, хотя и изучается, но ещё не произносится формула: всё живущее имеет со­знание, всё мыслит и чувствует, всё стремится к осуществлению предначертанного для каждого Плана, являющегося частицей Божественной Мысли, заложенного в основании каждого круга жизни, будь то круг галактики или атома».

Для того, чтобы стремление частицы мате­рии обрести сознание могло быть успешным, нужен подробно разработанный точный план будущей Вселенной, другими словами, нужна всеохватывающая творческая мысль. Откуда она может взяться? Ментограмма Уранова гово­рит: «Закон Огня Матери Мира есть начертан­ный в Божественной Мысли (творческой энер­гии Матери Мира) план эволюции.

Закон Огня Матери Мира, другими словами, может назваться термином, употребляемым в теософической литературе, — Космическая Мыслеоснова.

Таким образом, Огонь Матери Мира облада­ет Божественной Мудростью и Божественная мысль есть Огонь, а так как каждая мысль есть дифференциация или отражение Божествен­ной Мысли, то каждая мысль есть тоже огонь – творческая энергия, осуществляющая достиже­ние идеала красоты данного круга жизни.

Мысль – творческая энергия разума, разлита везде и во всём на протяжении всего беспре­дельного Пространства. Она есть причина жиз­ни, и жизнь есть её следствие. Человек есть тво­рец, ибо мысль его творит определённый поток эволюции. Человек есть ЧЕЛО-ВЕК – вечный разум, частица Божественной Мудрости, части­ца Огня Матери Мира, единосущного с прост­ранственным Огнём.

Огонь условно назван Единым Элементом просто потому, что он является источником всех космических сил. Конечно, если Огонь об­ладает мудростью, то и все его дифференциа­ции, все проявленные стихии или стихийные силы, тоже должны быть разумными».

«Каждая энергия имеет своё сознание. Каж­дая живущая частица материи имеет своё созна­ние, ибо Огонь, который живёт в любой форме жизни, даёт сознание».

«Огонь есть великое всеобщее ЕДИНСТВО, и отображением его в проявленном, движущем­ся мире будет стремление к объединению.

Каждое движение движущейся частицы или формы материи есть стремление к какому-то объединению, и потому оно является следстви­ем ПРИТЯЖЕНИЯ.

Энергия есть движущая материя. Всё, что жи­вёт, что движется, движимо единой силой при­тяжения, направленного к объединению чего-то с чем-то, кого-то с кем-то.

Всё напрягается Притяжением, на высших планах называемых Любовью, проявленной сущностью НЕПРОЯВЛЕННОГО ОГНЯ.

На плане Сознания Огонь ЕСТЬ РАДОСТЬ, в прежних философиях называемая блаженст­вом. Блаженство или радость, приносимая объе­динением, есть та сила, которая движет к объе­динению. Даже самое малое объединение при­носит радость, счастье, наслаждение».

«Пламя и Огонь. Пламя – видимое проявле­ние вечно-неуловимого Огня. Никто никогда не видел Огня. Лишь тепло, пламя и движение обна­руживают его присутствие. Огонь есть источник всякой силы и её единое и равнозначное основа­ние, но пламя, или излучение, или «сияние», за­висит от качества материи субстанции, через ко­торую Огонь проявляется. Видя пламя, люди кричат: «Огонь». Оба явления неразрывно связа­ны. «Огонь!» – командует артиллерист, и из жер­ла пушек вырывается пламя, грохот и дым (след­ствие сгорания). Энергия, сцепляющая вещест­во, вследствие быстрого сгорания, то есть расщепления частиц в первичную субстанцию, и ос­вобождённая взрывом, есть Огонь – первичная субстанция. Неощутимый, прозрачный, невесо­мый воздух настолько оказывается плотным, что удар по нему растворяющихся частиц произво­дит душераздирающий грохот».

«Огня никто никогда не видел. Видят пламя, ощущают тепло, знают, что они порождены дви­жением частиц. Коррелят всех сил, источник всех космических энергий – Космический, или Пространственный, Огонь, в свою очередь, есть следствие Движения или космического Дыха­ния. Таким образом, во главе всего находится это Дыхание. Добавим: вечное Дыхание Абсо­лютной Мудрости».

Оглянитесь в своей комнате: всё создано Ог­нём! Деревянная мебель: дерево – тепло, свет, влага. Металлические вещи: металл выплавлен с помощью Огня.

«На электрической плитке кипит чайник. Никто даже не подумает, какая великая тайна раскрывается этим обиходным явлением! Дви­жение электронов приводит в движение части­цы металлической проволоки; эти частицы пе­редают своё движение металлу чайника. Движе­ние частиц металла чайника разгоняет частицы воды; вода, достигнув температуры в сто граду­сов, превращается в пар и исчезает.

Наглядный пример превращения движения в тепло – ощущаемый Огонь. Пламя – не только ощущаемый, но и зримый огонь. Вибрация вы­зывается движением – определённого вещества или среды, одним словом – материи. Вкусовые органы – определённая материя нервов вкусо­вых органов и материя определённых участков мозга – воспринимают определённые вибрации предметов и дают ощущение вкуса; такое же дви­жение частиц или волны дадут ощущение запа­ха. Так, в органах познания Материи имеются явления познания огня огнём при помощи дви­жения. Можно привести множество подобных примеров, но будет лучше, если люди поищут их сами. Остаётся добавить, что и мысль есть виб­рация и Огонь одновременно».

«Огонь Матери Мира есть божественное представление Вселенной, более совершенной, чем предыдущая».

При чтении этой цитаты возникают вопро­сы, требующие разрешения. Первый из них: что это за «представление»? Представление есть мыслеобраз, созданный мыслителем. Из даль­нейших слов вытекает, что этот мыслеобраз – проект будущей Вселенной, которая должна быть совершеннее предыдущей. Кто же эти Бо­жественные Мыслители, которые проектируют будущую Вселенную? В теософической литера­туре (письма Е.И.Рерих) имеется указание на су­ществование Космического Венца, состоящего из Величайших Строителей Космоса, из Вели­чайших Иерархов, которые во время космичес­кой ночи (так называемой Пралайи) вырабаты­вают проект будущей, более совершенной Все­ленной. Другими словами, Они создают гигант­ский мыслеобраз будущей Вселенной, которая становится источником энергии, требующейся для построения нового Космоса. Это и есть Кос­мическая Мыслеоснова и её движущая сила, ибо она создана Мыслителями неизмеримой мощи, о которой мы даже не имеем представления. По­ясним всё сказанное аналогией.

Жил человек и увидел уютный домик у соседа. Это породило в нём желание построить себе такой же. Заработала его мысль. Он тщательно обдумал и взвесил, каков этот домик будет снаружи, чем будет украшен его фронтон, сколько в нём будет комнат и как они будут расположены. Такими размышле­ниями в Пространстве был создан мощный прооб­раз будущего дома, и он настолько увлёк своего со­здателя, что он приложил многие усилия, чтобы добыть нужные средства и материалы и с течени­ем времени действительно построил дом.

Что заставило человека так упорно стре­миться к осуществлению своей цели? Только его мысль. Эта основная энергия, без которой ни­что и нигде не может создаваться, мысль, кото­рая служит началом всего. Скажем больше. Че­ловек может построить мыслеобраз настолько сильный и увлекающий его, что он сам стано­вится его рабом. Недаром говорят, что некто одержим такою-то идеей. Сила мысли обычно­го человека велика, но чем выше он подымается по лестнице духовного восхождения, тем силь­нее становится его мысль. Строители Космоса силою мысли создают планеты и солнечные сис­темы, и если упомянутый Венец Космоса, состо­ящий из Величайших Творцов, Логосов Солнеч­ной системы и галактик, коллективно строит мыслеформу проектируемой будущей Вселен­ной, то трудно представить даже приблизитель­но, какою гигантскою творческой мощью обла­дает построенное Им представление, то есть мыслеобраз будущей Вселенной.

Здесь трактуемое нами понятие Огня перера­стает в понятие Бога, а именно – Бога, непости­жимого человеческим разумом; Бога, получив­шего в западной литературе название Великого Непознаваемого. Он – источник жизненного импульса, бьющего периодически из Беспре­дельности, Он – Отец Космического Дыхания, Он – Вселенская тайна. Этот непостижимый Огонь-Отец обратился в постижимый Огонь-Матерь, представляющий материальное начало Вселенной. Про него сказано: «Беспредель­ность, Высшее Начало есть Великая Матерь Ми­ра, и АУМ есть Её творческая энергия, Жен­ский Абсолют, ибо Отец нам неведом».

И ещё. «Огонь Матери Мира, великий АУМ, есть сознательная, созидательная сила жизнен­ного импульса, творящая Вселенную... Таким об­разом, Первичная Огненная Субстанция, или, как она названа в «Беспредельности» – Огонь Матери Мира, Огонь Беспредельности (АДИТИ), есть Высшее Сознание, Божественная Му­дрость».

«Абсолют есть Пространство в его высшем духовном смысле. Сверхмудрая Сущность бес­предельного распространения, из огненного чрева которой рождаются миры и каждый из нас, – наша истинная Матерь, являющаяся Выс­шим Принципом каждого из нас – источником нашего бытия, как и каждого бытия вообще».

Попытаемся хотя бы кратко осмыслить глу­бину этих цитат. Огонь Матери Мира, он же – Огненная Субстанция, обладает Сознанием и Божественной Мудростью.

Хочется указать на сходство определений по­нятия Бог, находимое в труде «О Началах» отца христианской церкви Оригена, по мысли кото­рого, Бога следует понимать как некое вещест­во, тонкую ОДНОРОДНУЮ субстанцию, в ко­торой не может быть никакой сложности, ибо сложное не может быть Первоисточником по той причине, что части его должны были бы су­ществовать ещё раньше.

Только сознающий Красоту избранного пути мо­жет приобрести Пространственный Огонь.

Беспредельность, § 61

«Приобрести Пространственный Огонь» – выражение, которое, на первый взгляд, кажется странным. «Приобрести» – значит получить во владение, иначе говоря, овладеть Пространст­венным Огнём и применить Высшую творчес­кую энергию на созидание Космоса, на творе­ние его эволюции, конкретно, на данную эпо­ху – на созидание Шестой Расы – Нового Ми­ра – Нового «Иерусалима» человечества.

Путь Агни Йоги есть путь овладения Прост­ранственным Огнём. Агни Йога есть Огонь, Йо­га есть связь, путь к раскрытию Высших цент­ров, путь к приобретению в излучениях своей ауры Пространственных Огней. Эти огни цент­ров являются рецепторами, приёмниками ду­ховных огней Космоса, излучаемых Космичес­кими центрами, – семью Космическими Цент­рами наивысшей энергии Беспредельности, дифференциациями Огня Матери Мира. Цент­ром центра является Индивидуальность, а сами «центры» являются аурой великих Индивиду­альностей.

Приобретение Мудрости Космического Уче­ния и преображение Жизни на основах этой му­дрости и будет приобретением Пространствен­ного Огня. Притяжение к Мудрости вызывается Красотою её. Любовь к Учению доказывается применением Учения в Жизни. Движет не толь­ко любовь к Красоте, но и отвращение к безобразию. На первых ступенях оно даже более эф­фективно. Именно отталкиванием от безобра­зия часто начинается путь к Красоте, начинают­ся поиски прекрасного.

Как понять: «Утверждён дух, как Огонь, и нет остановки в пламени Космическом» (Бес­предельность, § 79)?

Учение утверждает, что высшей сущностью человека (а, следовательно, и всего человечест­ва) является Пространственный Огонь, или Высшая Пространственная Сущность. Правиль­но сказано в христианских писаниях: «Бог есть ОГОНЬ» (Иезекииль). Начало всех начал, сила всех сил, Сущность всех сущностей есть Огонь. Корень, из которого произрастает древо Мате­рии, есть Огонь; Огонь есть синтез всех элемен­тов и потому часто называется Единым Элемен­том. «Святая, единосущная и неразделённая Троица» – Отец, Мать и Сын есть Три лика Еди­ного Огня. Дух и Материя – два аспекта Едино­го Элемента.

Пламя есть Высшее, то есть наиболее огнен­ное состояние материи; философски – нечто, соединяющее Дух и Материю. Пламя есть ПРО­ЦЕСС возвращения или превращения Материи в Дух, из которого она когда-то была создана. Пламя, таким образом, есть Жизнь, или сочета­ние Духа с Материей.

Сочетание Духа человека с его материальны­ми телами, или принципами (буддхи, манас, кама, линга, стхула), есть ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; эта жизнь, являясь элементом космического пламени, не может никогда остановиться. «Дух кристаллизует свои тела, а затем декристаллизует их в пламени Жизни, ассимилируя опыт этих оборотов спирали пламени вокруг своего ядра, и эти накопления являются его СОЗНАНИЕМ».

После прочтения какого-либо литературно­го труда нам хочется осмыслить и вкратце резю­мировать его. Попытаемся это сделать с выше­приведённым материалом об Огне.

Огонь – источник всякой Жизни, а вернее, квинтэссенция Жизни. Он породил всё сущее во Вселенной, а так как сама Сущность Жизни не может породить ничего мёртвого, то всё су­ществующее во Вселенной живо и живёт. А всё, что живо – значит, имеет сознание, чувствует, дышит, и, в зависимости от своей ступени на эволюционной шкале, думает, страдает и радует­ся. Но все эти живущие частицы Космоса не раз­бросаны хаотично, а образуют стройную систе­му Единого Организма, заполняющего Вселен­ское Пространство. Это – Та Единая Сущность, про которую сказано в Агни Йоге: «Сверхмудрая Сущность беспредельного распространения, из огненного чрева которой рождаются миры и каждый из нас, наша истинная Матерь, являю­щаяся Высшим Принципом каждого из нас – ис­точником нашего бытия, как и каждого бытия вообще».

Она в нас. Она – наш Высший принцип.

А наш Высший принцип есть Бог внутри нас. Именно его имел в виду Иисус Христос, когда сказал: «Разве вы не знаете, что вы боги?». И эволюционное задание наше – беспредельное раскрытие своего божественного потенциала.

Великая истина, что Единая Жизнь, напол­няя всё сущее, с неотразимой убедительностью открывается в моменты прозрений, когда на че­ловека нисходит редкая гостья – озарение. Да­же «вода – живая», – восклицает русский жи­тель станции Имя-ньпо Китайской Восточной железной дороги, получивший озарение и в этот миг заглянувший в родник. И если мы все являемся порождениями Единой Жизни, то вполне естественно будет увидеть в скале своего брата и ощутить любовь ко всему сущему.

«Могут ли горы устрашаться и деревья ужа­саться? Конечно, могут, если дух их соприкаса­ется с развитым сознанием человека. Но может ли озеро радоваться и цветы веселиться? Конеч­но, могут, если они могут засыхать от взгляда; таково соотношение между низшими и высши­ми звеньями Иерархии. Только очень утончён­ный дух найдёт в себе решимость признать в скале своего брата» (Иерархия, § 439).

Пробуждение и осознание в себе ОГНЯ ве­дёт к раскрытию сверхсознания. Сказано: «Про­будивший и осознавший в себе огонь будет ви­деть невидимое, слышать неслышимое, чувство­вать и духоразуметь всё находящееся за предела­ми возможностей разума, ограниченного суще­ствованием лишь для показаний пяти органов чувств».

Путь к этому осознанию и есть путь Агни Йо­ги. О том, что этот Огонь реален и часто физи­чески ощутим, приводим свидетельство выдаю­щегося учёного нашего времени, профессора АЛ.Чижевского, который в своей книге «Вся жизнь» говорит: «И я всегда горел изнутри! Страстное ощущение огня – не фигурального, а истинного жара было в моей груди. В минуты особых состояний, которые поэты издревне на­зывают вдохновением, мне кажется, что моё сердце извергает пламень, который вот-вот вы­рвется наружу. Этот замечательный огонь я ощу­щал и ощущаю всегда, когда мысли осеняют ме­ня или чувство заговорит. Прекрасные произве­дения искусства и творения науки мгновенно вызывают во мне ощущение этого внутреннего жара».

Бесконечна тема Великого Огня. Мы пишем не книгу, а очерк, цель которого дать представление об Огне тому, кто не имеет книг Агни Йо­ги, а если и имеет, то испытывает затруднения при усвоении Высокого Откровения, в них из­ложенного. Закончим отдельными высказыва­ниями малопонятных утверждений и явлений.

«Огонь есть абсолютное Единство».

«Огонь сердца – психическая энергия – есть прежде всего ЧУВСТВО человека».

«Огонь есть НЕПРОЯВЛЕННОЕ».

«ОГОНЬ есть Жизнь, Жизнь есть обмен энергий».

«Пространственный ОГОНЬ есть источник каждой жизни».

«Психожизнь есть Пространственный ОГОНЬ. Пространственный ОГОНЬ есть психическая жизнь. Там, где есть Пространствен­ный ОГОНЬ, там есть и психическая жизнь. Ко­нечно, каждый атом Пространства поэтому имеет психическую жизнь, иначе говоря, имеет душу, имеет сознание, значит он мыслит, чувст­вует. Каждое творящее сознание есть проявле­ние Пространственного Огня. Даже «лики Ие­рархов есть проявление огня» (Иерархия). Пространственный Огонь есть источник каж­дой жизни. Каждая жизнь порождена Прост­ранственным Огнём. Потому Пространствен­ный Огонь есть энергия Матери Всерождающей, потому Пространственный Огонь, источ­ник всякой Жизни, есть Великая Матерь Ми­ра – Корень Материи. Высшие Миры, возглав­ляемые Высшими Владыками, являются диффе­ренциациями, носителями и центрами психо­жизни, где выращиваются зёрна, или монады, для беспредельного распространения жизни в Пространстве... В каждой человеческой ауре Пространственный Огонь соединяется с Огнём подземным.

Пламя есть видимое Проявление Простран­ственного Огня. Пламя есть следствие Горения, то есть высвобождения Огня из сковывающих его уз Материи. Хотя сама Материя есть неска­зуемые «узелки» Огня, Пламя есть раскалённая Огнём Материя, то есть Материя на пороге Ог­ня, то есть ПЕРВИЧНАЯ СУБСТАНЦИЯ. Пер­вичная – значит ЕДИНИЦА, ибо дальше уже бу­дет 0 (нуль). Пламя Огня есть алкахест – универ­сальный растворитель Материи. Огонь есть причина пламени, но пламя есть Материя в наи­тончайшем состоянии. Пламя зажигает, извле­кая из вещества сокрытый Огонь.

Учение утверждает сходство и различие меж­ду Пламенем и Огнём».

«Огненное – значит стремительное, напря­жённое, сознательное (продуманное)» (Н.Уранов).

«Когда Мы говорим огненно, значит напря­жённо, значит Высшим путём, значит чистым духом, значит явлением Красоты, значит пони­манием Общего Блага, значит без своекорыс­тия, поняв Общее Благо, значит без самости, значит, применяя Учение» (Беспредельность, § 589).

г. Змеиногорск, 1987 г.


[1] Манвантара и Пралайя – активное и пассивное состояние Вселенной.

[2] Кундалини – название огненного центра, помещающегося в нижнем конце спинного хребта.

[3] Третий глаз – огненный центр, помещающийся близко к переносице.

[4] Солнечное сплетение – огненный центр, помещающийся в брюшной полости в области пупка.

[5] Огненный центр, месторасположение которого близ сердца.

[6] Тонкий Мир есть мир посмертных состояний, названный так в силу тонкости материи, входящей в его построение, – настолько тонкой, что обычное зрение ее не улавливает.

[7] Письма Махатм к Синнету.

[8] Н. К. Рерих, «Сердце Азии». С. 111.

[9] В. Г. Короленко. У казаков.

[10] Тонкое Тело – то тело, в которое облекается сознание человека после смерти. Материя этого тела настолько тонка, что обычное зрение ее не улавливает. Она видна глазу ясновидящего, а иногда улавливается и фотокамерой.

[11] Коричневый газ – одна из разрушительных сил Природы.

[12] Это слова Е. П. Блаватской по поводу одного из ее крупных собственных трудов.

[13] Ясновидение на расстоянии – это способность видеть вещи, людей и явления независимо от расстояния, отделяющего эти явления от ясновидящего. Также он видит души умерших людей и другие явления незримых миров, которые нас окружают. Ясновидение во времени – это способность видеть события прошлого и будущего.

[14] Карма – Закон причин и следствий. «Нет явления без причины. Какова причина, таково и следствие». Что посеешь, то и пожнешь.

[15] «Кто-то молодой спросит: «Как понимать Агни-Йогу?» Скажите – как распознание и применение к жизни всесвязующей стихии Огня, питающей зерно духа. Спросит: «Как же мне подойти к этому познанию?» «Очисти мышление и после познаний три наихудших свойства твои и предай их сожжению в огненном устремлении...» - «Знаки Агни-Йоги», § 185.

[16] 19 ноября 1977 г. огромная морская волна обрушилась на побережье в районе Кришна. Ее высота составляла около 6 м, длина 80 км. Волна двигалась со скоростью почти 200 км/час. Очевидцы утверждают, что огромные волны, которые нес из океана ураганный ветер, были как бы охвачены красным пламенем. (См. газету «Труд» от 29.11.77 г.)

[17] Боз Бош, Боше Джагадаш Чандра (1858-1937) – индийский ботаник и физик, основатель научного института в Калькутте.

[18] См. газету «Неделя» № 13 (785) 1975 г., стр. 22 «Босиком по огню», перевод с чешского П. Антонова.

[19] Человекоподобный.

[20] «Эпоха личной торговли прошла. Не быть малым хищникам, лучше думать о пользе народа. Не люблю говорить о наградах за труды, но воздаяние не замедлит. Говорю о радости труда. Кооперативное устройство – единое спасение» («Озарение», § 152).

[21] «Бог есть прежде всего человечество» (Уранов).

[22] Одесную тебя – справа от тебя.

[23] Аспид и василиск – змеи; аспид чрезвычайно ядовит, василиск действует сильным гипнозом.

[24] Субстанцией будем называть материю в каком-либо из ее тонких состояний.

[25] Сознание есть основная энергия, и психическая энергия есть ее высшее качество (Письма Е. И. Рерих, 24.06.35 г.).

«Каждая энергия имеет свое сознание».

«Усовершенствование разума есть утончение и расширение сознания».

«Утончение сознания и заключается прежде всего во внимании к окружающему» (Мир Огненный, ч. II, § 27).

[26] «(...) Нисколько не удивляюсь непониманию «Мира Огненного» некоторой категорией интеллигентных лиц. Разве так называемая интеллигентность была когда-либо залогом истинного знания или накопления «чаши»? Интеллект не есть высший манас, Высший разум есть мудрость, плод многолетних накоплений. Можно обладать блестящим интеллектом и не иметь великого синтеза, который дает нам прозрение в истинную сущность вещей. Часто узкие специалисты особенно блещут интеллектом и полным отсутствием синтеза. Им никакие разъяснения не помогут, ибо ничто так медленно не накопляется, как синтез. <...>» (Письма Е. И. Рерих, 24.06.35 г.).

[27] «Буддхи – Космическая любовь. Буддхи ассимилирует от Манаса лишь то, что относится к Беспредельности, это и будет «амрита» бессмертия» (Н. Уранов к § 55 Беспредельности).

[28] Буддхи – очищенный интеллект (Рамакришна).

[29] Автор – А. Бэк.

[30] Махат – положительный аспект Акаши и является Манасом Космического тела. Махат по отношению к Акаше есть то же самое, что Манас по отношению к Буддхи (Т. Д., III, с. 546).

[31] Слово «планы» здесь употреблено в смысле «слоев» материи – слоев такой тонкости, что физическому глазу они незримы, но ясновидящие их видят. – Прим. авт.

[32] От Мула – корень, Пракрити – Материя.

[33] «Космос состоит из нескольких психопространственных, явленных основ Материи Матрикс» («Беспредельность», § 66).

[34] Акаша – всеначальная энергия.

[35] «Материя Люцида, облекающая высших духов, вполне зрима для человека, обладающего открытыми центрами, и представляет собою тончайшее, но все же непрозрачное, светящееся вещество – материю, отливающую всеми оттенками тонов, известных и неизвестных нашему физическому плану» – Письма Е. И. Рерих.

[36] Именно – однородная субстанция, в которой не может быть никой сложности, ибо сложное состоит из частей и, допуская сложность, нам пришлось бы допустить, что эти части существовали раньше самого Бога. Определение это принадлежит Оригену, одному из отцов Христианской церкви.

[37] Подразумеваются периоды космической активности и бездеятельности – ­Манвантары и Пралайи.

[38] «Творческое одоление Хаоса или «Дракона» – постоянный подвиг» («Иерархия», § 168).

[39] Подвиг. Героический, самоотверженный поступок. – Ожегов С. И. Словарь русского языка.

[40] «Действительно, если когда-то в древности убийства исчислялись тысячами, но в наше «просвещенное» время число убийств превышает многие миллионы», – писал академик Рерих в 1939 году. См. «Твердыня пламенная».

[41] «Преданность доказывается действиями» («Зов»).

[42] «Через красоту подойдете» («Зов»).

[43] «... Воля есть лишь одно из проявлений психической энергии» («Знаки Агни-Йоги»).

[44] «Страсть» является кристаллизованной Любовью» (Уранов).

[45] «Весь Космос живет и дышит Красотой. Говорят: «Красота – это всепокоряющая сила». Такое изречение основано на магнетизме Красоты. Красота притягательна; притяжение к прекрасному, в конечном итоге к прекрасной форме материи, и есть великая энергия, называемая Любовью».

[46] См. «Криптограммы Востока». Наставления Сергия.

[47] А.П.Хейдок, вероятно, был дезинформирован относительно ряда фактов, имеющих отношение к И.М.Богдановой. Приводим фрагменты письма С.Н.Рериха от 24.04.1976 г. к министру культуры СССР П.Н.Демичеву: «<…> я вынужден повторно поднять вопрос об имуществе моего брата и о судьбе его архива потому, что некоторые обстоятельства вызы­вают у меня недоумение и беспокойство. Перечисляю их коротко:

1. С некоторых пор в советской периодической печати стали появ­ляться публикации, в которых И.М.Богданова называется приемной дочерью моих родителей. От имени «приемной дочери» появились даже целые интервью, весьма некомпетентные по своему содержанию, т.к. И.М.Богданова никогда в курсе деятельности нашей семьи не была и никакого участия в ней не принимала. Вопрос же «удочерения» сестер Богдановых моими родителями вообще никогда не поднимался, и мне непонятно, почему подобная дезинформация получает распространение.

2. За подписью «Богданова-Рерих» в советской печати стали появ­ляться публикации из архивных материалов моего брата. Имела место даже публикация моей статьи, переведенной без моего разрешения с ан­глийского языка и выданной за «публикацию И.Богдановой-Рерих», что вообще беспрецедентно и не укладывается ни в какие нормы. <…>

3. В последние годы без согласования и разрешения с моей стороны имели место продажи и подарки художественных ценностей, принадле­жавших нашей фамилии. На выставках стали появляться картины с эти­кеткой «из собрания И.Богдановой», с такими же ссылками выходили каталоги. Между тем, И.Богданова никогда никаких коллекций не соби­рала. Все это создано, собрано и принадлежит сфере творчества и собирательской деятельности членов семьи Николая Константиновича Рериха. Наблюдаемое положение с нашими семейными собраниями вы­зывает во мне серьезное опасение за целостность и надлежащее исполь­зование оставшегося на квартире моего покойного брата имущества <…>» (С.Н.Рерих. Письма. Том II. М.: МЦР, 2005, стр. 347) – прим. ред. сайта www.hejdok.aaanet.ru

[48] Это сюжет пьесы Виктора Гюго «Рюи Блаз», навеянный историей романа предполагаемых родителей; и от Сен-Жермена же получила секрет «трех карт» героиня «Пиковой дамы» Пушкина. («Знание-сила», № 10, 1966 г., «Неделя», №7, 1968 г. «Тайна графа СенЖермена»).

[49] «Путь к Братству – в мышлении и труде» («Братство», § 85).

[50] «Поистине, религиозный предрассудок самая горшая вульгарность» («Озарение», § 60).

[51] «Ведь раздражение и есть черный огонь, столь излюбленный темными» (Письма Е. И. Рерих 29.12.32 г.).

[52] «Нужно помнить всегда об опасности распущенности» («М. О.» ч. 1, § 421).

[53] «Шамбала есть место высшей духовной напряженности на Земле. Отсюда исходит Зов на битву и строительство» – Н. Уранов.

[54] «... Первый признак смерти народа – всегда безнравственность», – ­говорит Вивекананда («Джнана Йога», стр. 162, «Амрита», Магнитогорск, 1992.).

[55] «Избегайте всякой магии и псевдооккультизма!» (Письма Е. И. Рерих, 28.03.31 г.).

[56] Мы могли бы сказать и «в прошлых жизнях», ибо человек на Земле многие сотни раз умирает и снова рождается.

[57] Варвара Николаевна Ивлева.

[58] Герой Шекспировской трагедии.

[59] См. «Русский фарфор. Искусство первого в России фарфорового завода. Издательство «Художник РСФСР», Ленинград, составитель альбома А. К. Ланса.

[60] См. там же иллюстрации № 138, 139. «Букет цветов». Конец 1830 г. Работа П. Иванова.

[61] См. там же иллюстрацию № 189 «Ваза с зимним пейзажем», 1915 г. Живопись Г. Зимина.

[62] «Проявление Вселенной, Рождение Нового Мира, начинается процессом первичной дифференциации, ког­да Единое Начало разделяется на два - на Дух и Материю. При этом Дух проявляется первым и его проявле­ние ПОЛЯРИЗУЕТ полюс Материи, которая есть "кристаллизованный" Дух» (Н.Уранов).





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 252 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.036 с)...