Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
[493] Вергилий был учеником и подражателем Гомера в поэзии («Энеида»), а Плотин – учеником и подражателем Платона в философии. – Свт. Николай.
[494] Вергилий (70–19 до Р.Х.), поэт, чьи произведения считаются вершиной римской классической поэзии. Плотин (204 или 205–270), наиболее значительная и последняя фигура западной философской античности. Он был уроженцем египетского Ликополя, но с 244 или 245 г. преподавал в Риме и здесь записал свое учение. О близости его к Платону говорит само название его философии – «неоплатонизм». Издавая собрание сочинений Плотина, его ученик Порфирий дал им название «Эннеады», созвучное названию сочинения Вергилия.
[495] Книга мертвых – древнеегипетский сборник текстов (XV в. до Р.Х.), представляющий собой типичную грамоту, составлявшуюся для отдельных умерших людей как своеобразный дар им. В этих грамотах были записаны моления, заклинания, магические формулы, составленные от имени покойного, описаны перипетии и опасности загробной жизни, подстерегающие покойников на каждом шагу, с подсказками для умершего, как он должен поступать на том свете в каждом конкретном случае, чтобы, минуя ловушки, достичь блаженства. Индивидуальные книги мертвых представляли собой свитки папируса, которые вкладывались в тайник, располагавшийся в статуэтке Осириса – судьи мертвых в загробном мире.
[496] Наполеон Бонапарт (1769–1821) привез из египетского похода 1798–1801 гг. знаменитый Розеттский камень, сооруженный ок. 205 г. до Р.Х. в честь Птолемея Епифана и обнаруженный его воинами. Благодаря этому камню впервые удалось расшифровать египетские иероглифы. На камне имелись три надписи: одна иероглифическая, другая демотическая (позднеегипетская письменность) и третья греческая. Француз Шампольон (1790–1832) предположил, что содержание этих трех надписей идентично, и, в течение 20 лет сопоставляя их, наконец смог в значительной степени, хоть и не до конца расшифровать иероглифы.
[497] КалИва (греч.: καλύβη – хижина), небольшой домик, в котором живут обычно один или два монаха-отшельника.
[498] Мех, кожаный мешок для хранения воды или вина.
[499] См.: Мф. 18, 1–4.
[500] Лк. 17, 21.
[501] Стервятник, хищная птица из семейства ястребиных, обитает в Юго-Западной и Средней Азии, Африке, на юге Европы и России. Питается падалью, экскрементами, отбросами и прочими гниющими веществами животного происхождения. В Древнем Египте почиталась как священная птица, отсюда и ее научное название: neophron perenopterus – «стервятник египетский священный».
[502] Ин. 5, 41.
[503] Мф. 4, 10.
[504] Исх. 15, 3.
[505] Мк. 1, 24, 25–26.
[506] Мф. 8, 16.
[507] Мк. 3, 11.
[508] Мк. 1, 25; Лк. 4, 35.
[509] Лк. 13, 12.
[510] Мк. 9, 17.
[511] Мк. 9, 22.
[512] Мк. 9, 25.
[513] Мф. 9, 34.
[514] См.: Ин. 21, 25.
[515] Мф. 15, 26.
[516] Ср.: Мф. 15, 28.
[517] См.: Лк. 8, 2.
[518] См.: Мк. 5.
[519] Мк. 5, 7, 9.
[520] Мк. 16, 15–18.
[521] Ин. 8, 44.
[522] Действительно, до сих пор за этой проповедью стояли эгоистические интересы проповедников. Исключение составляет апостол Фома, первым принесший христианство в Индию. Плоды его проповеди живы вот уже две тысячи лет: до наших дней в Индии существует преданная ему Церковь Мар Тома. Но эти исконные христиане всегда оставались в Индии религиозным меньшинством. В Новое время появились другие проповедники – колонизаторы, несшие проповедь христианства на острие меча. Началось это после того, как в 1492 г. Васко да Гама открыл морской путь в Индию и католики-португальцы заполонили ее. В Индии, в Гоа, католиками была даже учреждена в 1560 г. инквизиция, прекратившая свое существование лишь в 1812 г. под давлением англичан. Ненависть к иезуитам в Индии была всеобщей. Не более чуткими оказались протестанты-англичане, водворившиеся здесь в 1600 г. после начала Ост-Индийской кампании. Интерес колонизаторов к Индии, как и ко всем колониям, был чисто утилитарным, эгоистическим, попросту меркантильным. Более 300 лет, до 1947 г., Индия стонала под властью англичан. Естественно, что антипатия к бездушным колонизаторам перешла на насаждаемое ими мировоззрение.
[523] Царь Небесный за человеколюбие на земли явися, и с человеки поживе – слова из догматика, глас 8, поемого на вечерне под воскресенье перед «Свете тихий».
[524] «Бхагават-гита». Так в наше время Ленин говорил: «Грабь награбленное!»152.– Свт. Николай.
[525] Слов «Бей убитых!» кришнаитский перевод «Бхагавад-гиты» не содержит. Здесь использованы более мягкие выражения: «Победи своих врагов и наслаждайся процветающим царством. По моему замыслу все они уже погибли… Дрона, Бхишма, Джаядратха, Карна и другие великие воины уже уничтожены Мной. Поэтому убей их и не тревожься» (11, 33–34). В переводе академика Б.Л. Смирнова текст 11, 34 звучит более определенно: «…Убитых Мною в сраженье, рази не колеблясь» (Бхагавад-гита / Предисл., введ., перевод, примеч., словарь, библиогр. акад. Б.Л. Смирнова. М., 2000. С. 176). Это сопоставление лишний раз говорит о том, что название кришнаитского перевода – «Бхагавад-гита, как она есть» – верно с точностью до наоборот: кришнаитская «Бхагавад-гита» – это «Бхагавад-гита», как она не есть.
И все равно, несмотря на все старания переводчиков, проповедь жестокости в ней очевидна. Всю первую главу ее занимают речи сострадательного воина Арджуны, накануне битвы не желавшего убивать людей: «Мой дорогой Кришна,– говорит он,– видя перед собой своих друзей и близких в таком воинственном духе, я чувствую, как члены мои дрожат и во рту у меня пересыхает. Все мое тело содрогается, и волосы встают дыбом. Мой лук Гандива выскальзывает из рук, и кожа пылает… Что может принести мне эта битва, где погибнут все мои сородичи? Такой ценой, о Кришна, как могу я желать победы в ней, надеяться на царство и радости, которые оно мне принесет? <…> Грех падет на нас за убийство сыновей Дхритараштры и наших друзей, пусть даже они и злодеи; мы не должны этого делать. И чего мы достигнем, о Кришна, супруг богини удачи, и как мы можем быть счастливы, убив наших близких? <…> Увы, как странно, что мы готовимся совершить великий грех; движимые желанием насладиться радостями царствования, мы полны решимости убить наших близких» (1, 28, 29, 31, 36, 44). «Произнеся эти слова, Арджуна отбросил в сторону лук и стрелы и сел на колеснице, преисполненный горя» (1, 46).
«Увидев подавленное состояние и полные слез глаза Арджуны, преисполненного сострадания, Мадхусудана, Кришна, сказал такие слова: …Мой дорогой Арджуна, как могла эта скверна одолеть тебя? Это не подобает человеку, знающему, какова истинная ценность жизни… Душа неразрушима, неизмерима и вечна, лишь тело, в котором она воплощается, подвержено гибели. Поэтому сражайся… нет лучшего для тебя занятия, чем сражаться во имя религиозных принципов. Поэтому не надо колебаться» (2, 1, 2, 18, 31). И, чтобы окончательно убедить Арджуну в необходимости перестать колебаться в пролитии крови «своих отцов, дедов, учителей, дядей по матери, братьев, сыновей, внуков, друзей, а также тестей и благодетелей» (1, 26), Кришна и излагает ему свое учение, занимающее всю книгу. В последней главе, достаточно обработав сознание несчастного, Кришна напоминает ему о том, ради чего излагалось им это громоздкое учение: «Кто не руководствуется ложным эго и чей разум свободен, тот, даже убивая людей в этом мире, не убивает, и поступки его не имеют для него последствий» (18, 17). Завершается «Бхагавад-гита» тем, что наконец усилия Кришны увенчиваются успехом и Арджуна преисполняется готовностью убивать: «О безгрешный, о дорогой Кришна, мои иллюзии рассеялись. Твоей милостью память моя восстановлена. Теперь я тверд и свободен от сомнений и готов действовать согласно Твоим наставлениям» (18, 73). Как видно, это религиозное учение изначально было нацелено на искоренение гуманности в адептах. Вот какова в действительности пресловутая «миролюбивость» кришнаитов.
[526] Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870–1924), вождь Октябрьской революции, создатель Коммунистической партии Советского Союза и советского государства, в 1887 г. поступил на юридический факультет Казанского университета и в том же году был арестован за участие в студенческих беспорядках и выслан под надзор полиции. В 1888 г. вступил в революционный кружок Федосеева, в 1891 г. экстерном сдал экзамены за юрид. ф–т при Петербургском университете. В 1893 г. становится руководителем марксистов Петербурга, в 1895 г. выезжает за границу, в том же году арестован и выслан на 3 года в Сибирь под надзор полиции, по окончании срока ссылки в 1900 г. эмигрирует за границу, в том же году начинает издавать газету «Искра». В 1905 г. приезжает в Петербург и возглавляет созданную в 1903 г. марксистскую партию России. После поражения революции в 1907 г. (по ст. ст.) снова эмигрирует за границу. После победы февральской революции 1917 г. возвращается в Россию и возглавляет Октябрьскую революцию. В 1919 г. основывает Коммунистический Интернационал, последний год жизни был недееспособен.
Лозунг: «Грабь награбленное» – Ленин выдвинул в работе «Очередные задачи советской власти» (1918) и в своем докладе по этой статье, прочитанном на заседании ВЦИК от 29 апреля 1918 г. В заключительном слове по этому докладу он сетовал: «Я перейду, наконец, к главным возражениям, которые со всех сторон сыпались на мою статью и на мою речь. Попало здесь особенно лозунгу: “Грабь награбленное”– лозунгу, в котором, как я к нему ни присматриваюсь, я не могу найти что-то неправильное, если на сцену выступает история. Если мы употребляем слова: экспроприация экспроприаторов, то почему же здесь нельзя обойтись без латинских слов?» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд. М., 1969. Т. 36. С. 269). Интересно, что в настоящем 5-м издании яркий лозунг: «Грабь награбленное» из текстов названной статьи и доклада Ленина был, очевидно, изъят, и потому вышло, что Ленин в своем заключительном слове сетует как бы неизвестно на что.
[527] См.: Ин. 11, 35.
[528] См.: Лк. 19, 41.
[529] См.: Мф. 26, 36–46; Мк. 14, 32–42; Лк. 22, 39–46.
[530] См., например, стихи Метафраста из Последования ко Святому Причащению: «…Содетелю, да не опалиши мя приобщением: Огнь бо еси, недостойныя попаляяй. Но убо очисти мя от всякия скверны».
[531] В 15 км от Аллахабада («Божий град»), у слияния священных рек Ганга, Джамны (Ямуны) и несуществующей «духовной реки Сарасвати», индийцы совершают самый массовый в мире праздник, ныне известный как Маха кумбх мела – «Великий праздник сосуда». По верованиям индусов, во время пахтания океана демонами был поднят с его дна сосуд с амритой – священным нектаром бессмертия. В начавшейся между богами и демонами битве за этот сосуд одна из капель нектара упала около Аллахабада. Для священного омовения сюда собираются миллионы паломников: например, в 2001 г. их было 70 млн. Праздник длится более месяца, и все это время скопление людей подобно муравейнику, как это видно на снимках из космоса. Каждый праздник в давке гибнут люди, более всего жертв было в 1954 г.– 800 человек.
[532] Надежду сродника на сродника, то есть людей на богов.
[533] Мф. 5, 4.
[534] Образ ГермЕса ТрисмегИста («Гермес триждывеличайший») возник в поздней античности (III в. до Р.Х. – III в. по Р.Х.), с ним связывались тайные, доступные только посвященным (герметические), оккультные учения. Гермес, проводник душ умерших, был избран в них как близкий к потустороннему миру. В этот период появилось много сочинений на разных языках, в которых избранным открывались от имени Гермеса Трисмегиста «все тайны мира». Герметизм включал астрологию, алхимию, магию, оккультизм и религиозно-философские построения. Он родствен гностицизму, как это видно на примере трактата «Поймандар». Изначально существует божественный свет, или ум, логос, затем появляется его эманация – мрак. Далее изначальное божество делится на четыре первоэлемента. Появляется и вторая его эманация – ум-демиург, он сам создает семь небесных сфер, а с помощью первобожества – космос. Третья эманация первобожества – первочеловек, антропос, от соединения которого с природой возникает просто человек. Он двойствен: тело у него смертное, а душа бессмертная. Разумеется, спасение человека заключается в гносисе – познании своей божественной сущности, но не только: и в уподоблении себя богу. Герметизм оказал наибольшее влияние на умонастроения эпохи Возрождения.
[535] ЗороАстр (греч.), ЗаратУштра (иран.), пророк и основатель зороастризма, историчность его не установлена. Если он существовал, то между X–VI вв. до Р.Х. На родине он за свои проповеди подвергся гонениям со стороны местного правителя-мага; затем Виштаспа, один из иранских царей, дал ему приют, стал его последователем и, наконец, объявил зороастризм государственной религией Ирана. Виштаспа повелел Зороастру записать свое учение на золотых досках и поместить их в храм огня. Зороастр был убит одним из преследовавших его всю жизнь врагов.
Главным у Зороастра была проповедь активных действий в пользу добра, поскольку от преобладания добра или зла в человеке зависит соотношение добра и зла в мире. Для этого нужна триада добрых мыслей, добрых слов и добрых дел. Зороастр, как посредник между богом и людьми, передает своим ученикам «Авесту», священное откровение бога Ахурамазды (записана не ранее IV в. по Р.Х.). За добро Зороастр обещал блаженство после смерти, за зло – осуждение Ахурамаздой на страшном суде. Зороастр на мосту чинват, протянутому над пропастью между царствами света и тьмы, будет провожать души умерших: кого налево, кого направо. Когда праведные будут спасены, наступит конец света. Спасать их будут саошьянты – его воплощения, т.е. три его сына, рожденные им после того, как он умер. Зороастр отверг человеческие жертвоприношения, употребление галлюцинаторного напитка хаомы и ввел монотеизм. Однако его последователи, авестийские жрецы, отменили эти его нововведения. Существовало много пророчеств и книг, приписываемых Зороастру. В Европе он стал известен через греков, в средние века его считали астрологом и магом.
[536] Конфуций (Кун-цзы – учитель Кун; 551–479 до Р.Х.), древнекитайский мыслитель из сословия «ученых книжников», в 22 года стал педагогом, прославился и в 50 лет стал политиком, сановником в царстве Лу. Вследствие интриг покинул свой пост и 13 лет странствовал по другим китайским царствам. В 67 лет вернулся на родину и занялся редактированием и распространением местных книг мудрости, а также первого китайского ежегодника. Его дом был превращен после его смерти в храм, а сам он стал объектом религиозного поклонения. В учении Конфуция главенствует этика, его трудно назвать религией или философией в классическом смысле этих слов. Центральными понятиями здесь являются «небо» как высшая духовная сила, «дао» – моральный закон, «цзюнь-цзы» – благородный муж, воспитанный, почтительный и добрый, «жэнь» – человечность, закон отношений между людьми: «Не делай другим того, чего не желаешь себе», «сяо» – сыновняя почтительность, «ли» – этикет, «юе» – музыка как лучшее средство исправления нравов, «чжэн мин» – выпрямление имен, приведение вещей в соответствие с их названиями. До образования в 1949 г. Китайской Народной Республики конфуцианство было господствующей идеологией Китая.
[537] Юпитер, в римской мифологии царь богов, покровитель римского государства, отождествлявшийся с Зевсом. С ним связан обычай триумфа, когда победивший полководец, одевшись в одежды Юпитера и выкрасив в красный цвет лицо, как у статуи Юпитера, на квадриге – колеснице, запряженной четверкой коней, в сопровождении войска отправлялся в Капитолий, чтобы принести жертву Юпитеру и положить к подножию его статуи свой лавровый венок.
[538] Тао, Дао (кит.: путь), основное понятие даосизма, разработанное Лао-цзы (4–3 вв. до Р.Х.) в книге «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ», т.е. о пути и добродетели). Цель даоса, последователя дао,– достичь бессмертия. Жизнь отождествляется с дыханием, которое скрывается в каждой физиологической функции и понимается как жизненный ресурс вообще. Если сохранять в неприкосновенности и подпитывать этот ресурс, то можно достичь бессмертия. Способов для этого существует много: «гимнастика, диетология, дыхательные и сексуальные упражнения, употребление наркотических препаратов, внутренняя алхимия» (Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. М.; СПб., 1997. С. 115) и медитация, которая «является принадлежностью даосизма, предвосхитившего в этом отношении буддизм» (там же). Объясним некоторые из приемов. Тай-си, или эмбриональное дыхание, заключается во все более длительной остановке дыхания. Фан-чжун – «искусство спальной комнаты». Нэй дань, внутренняя алхимия, имеет задачей поднять некий золотистый эликсир в мозг. Когда он из мозга попадет в рот и будет проглочен, то станет священным зародышем, выносив который в течение шести месяцев, даос превратится в земного бессмертного. Если же даос еще девять лет будет выполнять определенные обряды, то станет совершенным бессмертным.
[539] Ос. 6, 6; Мф. 9, 13.
[540] Лк. 6, 36.
[541] Гал. 4, 4.
[542] Быт. 1, 3.
[543] Быт. 1, 28.
[544] См.: Исх. 7 – 12.
[545] См.: Исх. 14, 21–22.
[546] См.: Исх. 17, 6.
[547] См.: Исх. 16, 13–16.
[548] См.: Нав. 10, 12–13.
[549] См., напр.: Быт. 17, 15–17.
[550] См.: 3 Цар. 17.
[551] «Родился еси яко Сам восхотел еси, явился еси яко Сам изволил еси; пострадал еси плотию, Боже наш, из мертвых воскресл еси, поправ смерть» – песнопение из малой вечерни на Вознесение Господне, стихиры на стиховне, глас 2.
[552] Мф. 2, 2.
[553] См.: 3 Цар. 17, 10.
[554] См.: 4 Цар. 5, 1–19.
[555] Лк. 4, 28.
[556] Мф. 13, 57.
[557] Ср.: Мф. 14, 15–21.
[558] СтатИр (греч.: στˆατήρ – установленный вес), греческая монета, равная двум дидрахмам, т.е. четырем драхмам (серебряный статир), или двадцати драхмам (золотой статир). Одна драхма весила около 4,4 грамм. Размер подати, взимаемой с одного человека, был равен двум драхмам; таким образом, именно один серебряный статир был необходим для уплаты подати за двух человек.
[559] Мф. 28, 18.
[560] Приводимые слова взяты из отпуста чина погребения: «Живыми и мертвыми обладаяй Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, преподобных и богоносных отец наших и всех святых душу от нас преставльшагося раба Своего (имя) в селениих праведных учинит, в недрех Авраамлих упокоит, и с праведными сопричтет, и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец».
[561] КатапЕтасма (греч.: καταπέτασμα), завеса.
[562] См.: Мф. 28, 2.
[563] См.: Ин. 20, 19, 26.
[564] См.: Лк. 24, 31.
[565] См.: Мк. 16, 19; Лк. 24, 50–51.
[566] Интересно, что йоги с презрением относятся к фокусам индийских факиров. Разоблачению приведенного святителем Николаем фокуса и других чудес факиров посвящена целая глава в книге одного из популяризаторов йоги (см.: Рамачарака. Религии и тайные учения Востока. М., 2004. С. 618–636).
[567] См.: Исх. 7, 11, 22; 8, 7.
[568] Мф. 3, 2.
[569] Мк. 1, 15.
[570] Лк. 13, 3.
[571] Лк. 17, 3.
[572] Мф. 18, 21–22.
[573] Лк. 15, 7.
[574] Мф. 9, 13.
[575] 2 Кор. 7, 10.
[576] См.: Мф. 5, 3–11.
[577] Мф. 5, 12.
[578] Мф. 23, 9, 8.
[579] Мф. 5, 13.
[580] Мф. 5, 14.
[581] Мф. 5, 16.
[582] Исх. 20, 13; Втор. 5, 17.
[583] См.: Мф. 5, 22.
[584] Исх. 20, 14; Втор. 5, 18.
[585] Мф. 5, 28.
[586] Ср.: Чис. 30, 3; Втор. 23, 21–23.
[587] Мф. 5, 34, 37.
[588] Исх. 21, 24; Лев. 24, 20; Втор. 19, 21.
[589] Мф. 5, 39.
[590] Мф. 5, 43.
[591] Мф. 5, 44.
[592] Ср.: Ин. 5, 41.
[593] Мф. 6, 1.
[594] Мф. 6, 3–4.
[595] Лк. 6, 36.
[596] Мф. 6, 5, 6.
[597] Мк. 14, 38.
[598] Мф. 6, 18.
[599] Мф. 6, 24.
[600] Мф. 6, 19–21.
[601] Мф. 7, 1.
[602] Мф. 7, 2.
[603] Мф. 7, 3.
[604] Мф. 7, 12.
[605] Лк. 6, 37.
[606] Лк. 6, 37.
[607] Лк. 6, 37.
[608] Лк. 12, 15.
[609] Лк. 21, 34–35.
[610] Лк. 12, 23.
[611] Лк. 12, 22.
[612] Лк. 12, 30.
[613] Лк. 12, 35.
[614] См.: Лк. 12, 31.
[615] Мк. 5, 36; Лк. 8, 50.
[616] Мф. 9, 22.
[617] Мф. 9, 29.
[618] Мф. 21, 22.
[619] Мк. 11, 23
[620] Мк. 9, 23.
[621] Ин. 3, 16.
[622] Ин. 3, 18.
[623] Ин. 3, 36.
[624] Ин. 6, 35.
[625] Ин. 6, 47.
[626] Ин. 11, 25.
[627] Ин. 11, 40.
[628] Ин. 12, 36.
[629] Ср.: Ин. 6, 29.
[630] Мк. 16, 16.
[631] Мф. 18, 3.
[632] Лк. 21, 19.
[633] Мф. 10, 22.
[634] Мф. 10, 38.
[635] Ин. 16, 33.
[636] Рим. 8, 18.
[637] Лк. 10, 27; ср.: Мф. 22, 37, 39; Мк. 12, 30–31.
[638] См.: Ин. 3, 16.
[639] Лк. 23, 34.
[640] Ср.: Мф. 7, 22–23.
[641] Мал. 4, 2.
[642] Имя МалахИя переводится как «Ангел Яхве».
[643] Ср.: Ис. 53, 4.
[644] См.: Еф. 3, 1; Флм. 1; 2 Тим. 1, 8.
[645] Мф. 4, 23.
[646] Ср.: Лк. 9, 11.
[647] Лк. 5, 15.
[648] Мф. 8, 1–3.
[649] Мф. 8, 14.
[650] Лк. 4, 40.
[651] Лк. 6, 19.
[652] Ср.: Мк. 7, 32–35.
[653] Мф. 9, 27, 28–30.
[654] Мк. 8, 22–25.
[655] Брение, глина, грязь.
[656] Ин. 9, 1, 3, 6–7.
[657] Лк. 7, 38.
[658] Лк. 7, 48, 50.
[659] Мк. 6, 56.
[660] Мф. 14, 35–36.
[661] Мал. 4, 2.
[662] Мк. 5, 26.
[663] Мк. 5, 28, 27, 29.
[664] Мк. 5, 31.
[665] Ср.: Мк. 5, 30.
[666] Лк. 14, 4.
[667] Лк. 13, 11–13; 6, 19.
[668] Быт. 1, 3.
[669] Мф. 12, 13.
[670] Ср.: Мф. 9, 2, 7.
[671] Ин. 5, 6.
[672] Ср.: Ин. 5, 7.
[673] Ин. 5, 8–9.
[674] Ин. 6, 2.
[675] Мф. 12, 15.
[676] Мф. 8, 6–8, 12.
[677] Лк. 17, 13, 14.
[678] Мф. 9, 29.
[679] Ср.: Лк. 13, 12.
[680] См.: Лев. 14, 2.
[681] Мф. 12, 22.
[682] Мф. 12, 23.
[683] Ср.: Мк. 10, 47, 51, 52.
[684] Быт. 1, 3.
[685] Ср.: Лк. 7, 20.
[686] Лк. 7, 21, 22.
[687] Лк. 22, 50, 51.
[688] Ин. 21, 25.
[689] Мф. 10, 1.
[690] Ср.: Мал. 4, 2.
[691] См.: Быт. 3, 24.
[692] ЧингисхАн (ок. 1155–1227), великий хан, основатель Монгольской империи, завоевал всю Среднюю Азию и покорил многие народы Восточной Европы. После его смерти Монгольская империя просуществовала более 200 лет, ею были захвачены Северный и Южный Китай, Закавказье, земли Восточной и Центральной Европы, Вьетнам, Корея. Потомками Чингисхана было много пролито и русской крови: в 1236 г. напал на Русь хан Батый, внук Чингисхана, разрушивший в 1240 г. Киев и создавший в 1243 г. Золотую Орду, ханы которой считали себя полноправными правителями Руси, поскольку русские княжества были поставлены в вассальную зависимость от Орды. В 1382 г. монгольский хан Тохтамыш разорил Москву; в 1395 г. Тамерлан предпринял новый набег на Русь; в 1408 г. хан Едигей сжег Троице-Сергиеву Лавру. Лишь в 1480 г. Русь свергла монголо-татарское иго, а в 1495 г. Золотая Орда распалась на ряд ханств.
[693] Британская библиотека в наши дни уже не является частью Британского музея: она перевезена в новые помещения и объединена с другими библиотеками, в результате чего ее фонды еще более увеличились и составили в конце ХХ в. 150 млн единиц хранения, в том числе 12 млн книг. Для сравнения: фонды Библиотеки Конгресса США содержали к тому времени 126 млн, а фонды Российской Государственной библиотеки – 43 млн единиц хранения. В Британском музее находятся древности, свезенные со всей планеты, для хранения которых он и создавался в то время, когда Англия владела колониями; к примеру, коллекция одних только древнеегипетских экспонатов насчитывает около 66 тыс. единиц.
[694] Мк. 5, 36; Лк. 8, 50.
[695] Ср.: Лк. 8, 41–42, 49–55; Мк. 5, 35–42.
[696] Ср.: Прем. 16, 13.
[697] Втор. 32, 39; 1 Цар. 2, 6.
[698] Лк. 7, 11–17.
[699] Ин. 11, 4.
[700] Ин. 11, 21, 23–25, 32, 39–41, 43–45.
[701] Земное царство Израиль было образовано в 1947 г., спустя всего лишь 5–6 лет после написания святителем Николаем настоящих строк. Говоря о ста тысячах квадратных метров, святитель Николай, возможно, имел в виду Старый город в Иерусалиме, площадь которого не более 1 км2.
[702] Бар-Кохба («сын звезды») был провозглашен мессией равви Акибой, фарисеем, казненным за это. Бар-Кохба в 132 г. возглавил восстание против римлян. Восставшим удалось занять Иерусалим. На подавление восстания были брошены отборные римские войска, сам император Адриан приехал, чтобы наблюдать за военными действиями. В 135 г. римляне взяли Иерусалим, Бар-Кохбу казнили, Иерусалим переименовали в Элиа Капитолину, а иудеям под страхом смерти запретили приближаться к нему.
[703] Варавва («сын раввина»), разбойник, которого евреи предпочли освободить, когда Пилат спросил их: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? (Мф. 27, 17). Так же как и два разбойника, распятые со Христом, Варавва мог быть каннанитом – так назывались зилоты, анархисты, начавшие после 6–7 гг. партизанскую войну против римлян. Главным делом мессии, на которого уповали тогда иудеи, было свержение римской власти, а затем – установление владычества Израиля над всем миром. Задачу свою каннаниты видели в том, чтобы расчистить путь для такого мессии. Таким образом, если Варавва был каннанитом, то первосвященникам и старейшинам было несложно возбудить народ просить его освобождения (см.: Мф. 27, 20). Святой Иоанн Богослов пишет, что Варавва был вор (Ин. 18, 40), но здесь одно другому не мешает.
[704] РОтшильды, первые в Европе миллиардеры, «заступившие место папы и предписывающие свои условия и законы даже светским государям» (Соловьев Е. Ротшильды // Адам Смит. Беккариа и Бентам. Джон Милль. Прудон. Ротшильды: Биогр. повествования. Челябинск, 1998. С. 399 [Жизнь замечат. людей. Биогр. б-ка Ф. Павленкова: В 39 т. Т. 32]), ведут свое происхождение от безграмотного менялы-ростовщика, жившего в 1744–1812 гг. во Франкфурте-на-Майне в грязном еврейском квартале. Последний был обнесен валом и запирался тяжелыми железными воротами, отворявшимися лишь в определенные часы. «Ворота квартала должны были оставаться запертыми в течение всех воскресных дней; ни один еврей не смел проходить мимо церкви, дотронуться до чего-нибудь на рынке, купить рыбу раньше известного часа дня, нанять христианина себе в услужение, назвать себя гражданином, торговать новым платьем» и т.п. (там же, с. 403). Фамилия менялы не сохранилась, а Ротшильдом он был прозван по вывеске над своей меняльной лавкой (нем.: Rot – красный, Schild – вывеска). Но это неважно – важно то, что к моменту его смерти одна лишь Дания была должна ему 12 млн талеров. Другой его заслугой было уравнение франкфуртских евреев в правах с христианами.
Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 108 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!