Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сущность и многообразие проявления художественной и семантической природы сувенира



В статье рассматриваются признаки сувенирной вещи, ее социально-культурное значение, анализируются типология сувениров и критерии их эстетической ценности, выявляется художественная и семантическая стороны их сущности как объектов дизайна или прикладного искусства.

Человеку неравнодушному, любознательному свойственно собирать и сохранять в качестве овеществленных знаков памяти разного рода предметы, способные по прошествии времени оживлять некогда полученные впечатления об определенных событиях, встречах с людьми, путешествиях, интересных местах, достопримечательностях познанной им культуры и природы.

Такое психоэмоционально обусловленное стремление к овеществлению разными средствами в той или иной степени значимых памятных событий, характерное для многих людей последних веков прошедшего, а также начала нового тысячелетия, имеет свои корни в истории культуры.

Следует отметить, что в древние эпохи развития человечества знаковое опредмечивание памятных явлений, событий, представлений, верований (как реальных, так и мифологических) имело, как правило, общественно значимый смысл. Поскольку личностное миропонимание и мироощущение индивида выделилось из родо-племенного сознания много позже с постепенным изживанием его синкретизма, в котором были воедино слиты реальное и мистическое, утилитарное, символическое и эстетическое начала.

Общественно значимые сооружения и предметы древних представляли собой символы тотемического культа, верований, магии и связанных с ними обрядов. Кроме того, они служили особой предметной формой фиксации и передачи из поколения в поколение жизненно важной для наших далеких предков информации. Благодаря механизму «социального наследования» символически значимые сооружения и предметы приобретали значение родовой памяти и связи членов рода.

С развитием трех взаимосвязанных сфер культуры –– материальной, духовной и художественной (формирование которых было обусловлено развитием трех основных способов человеческой деятельности) происходит дифференциация родовой культуры на групповые и индивидуальные ее проявления в разных сферах деятельности людей.

В русле этого многоуровневого процесса постепенно актуализируется потребность личности в разнообразных овеществленных знаках памяти –– предметах, имеющих именно для этой личности свое символическое значение. Такая потребность и вызвала к жизни появление и развитие вещи-сувенира.

Как известно, слово «сувенир» происходит от французского souvenir, означающего воспоминание, память, напоминание, сувенир. Таким образом, этимология и семантика этого слова выявляют памятную сущность как смысл сувенирной вещи, которая связана с воспоминаниями и сохраняется на память о чем-либо или ком-либо. В ряде энциклопедических и толковых словарей [1], [2], сувенир определяется и как подарок на память, и как художественное изделие с памятной функцией, т.е. отмечается художественная значимость вещи, подразумевающая выражение памятной сущности, темы, сюжета сувенира в его форме средствами определенного художественного языка.

В начале ХIХ века сувениры, как памятные подарки, получают довольно широкое распространение (по масштабам того времени), что связано с романтическим мировосприятием, сложившимся тогда в определенных слоях общества. Сувениром мог служить какой-либо небольшой предмет, изящная вещичка (медальон, ларчик, ладанка), безделушка, которая дарилась одним человеком другому и напоминала, прежде всего, о человеке, сделавшем этот подарок, о событиях, местах, связанных с ним, о встречах и впечатлениях. Такая вещь-безделушка могла не иметь высокой стоимости, какого-либо утилитарного назначения и даже особых художественных достоинств. Главная ее ценность заключалась в том, что она была способна вызвать определенные памятные ассоциации, эмоциональное отношение не столько к самой вещи непосредственно, сколько к тому, что она означала для ее обладателя, с чем (или с кем) в его жизни была связана, о чем будила воспоминания.

Подобные сувениры имели, как правило, сугубо индивидуальное памятное значение. Их смысл, как знаков памяти, не выраженных специально в художественно значимой образной форме вещи, каких-либо ее внешних признаках, существовал лишь в воображении тех, кому они были подарены, для кого предназначались. И потому они не могли вызывать подобные ассоциации и тем более определенное эмоциональное отношение к себе у других людей, не посвященных в то, что памятно обладателю сувенирной вещи.

Как в прежние времена, так и сегодня роль подобных индивидуальных по своей знаковой сущности сувениров могли (и могут) играть предметы природного происхождения, найденные и сохраненные на память конкретным человеком, для которого они духовно значимы. В этой роли может выступать множество объектов. Например, какой-то особенный, памятный для данного человека осколок камня, кусок породы, галька; корень, ветка или кусочек коры дерева; засушенный листок или цветок; горсть земли или песка с определенного места, помещенные в какую-либо емкость и т.д. Роль индивидуально значимого сувенира могут играть и разноообразные рукотворные предметы (или их части, элементы), так же как и изделия промышленного производства. Например: рисунок, письмо, открытка, ноты, рукопись, документ, записка; фотография, книга с автографом, блокнот, карандаш, авторучка, кисть, нож, ножницы, линейка, чернильница; коробка, рамка, футляр для очков, гребенка, флакон, платок, кусок ткани, пряжка, запонка, пуговица; гильза патрона, пуля, осколок снаряда, мины и т.д.

Если некоторые индивидуальные сувениры природного происхождения могут наряду с памятной функцией обладать также декоративной функцией в жилище их владельца, то рукотворные предметы (как и вещи промышленного изготовления), нередко не представляющие эстетической ценности, могут стать семейной реликвией или со временем даже раритетом и музейным экспонатом, приобретая, таким образом, общезначимую культурно-памятную ценность. Последнее, безусловно, связано со степенью культурно-исторической общественной значимости события, места или личности, которые они олицетворяют.

Конечно, в ХIХ –– ХХ вв., как и в настоящее время, сувениры не только дарились кому-то, но и приобретались людьми для себя, на память о посещении каких-либо стран, городов, местностей, на память о людях, событиях, о природе и культуре других мест, где человек побывал. Однако, поскольку эти потребности долгое время не могли быть массовыми (по социально-экономическим и социально-культурным причинам), не существовало и массового промышленного выпуска изделий, которые специально предназначались бы служить в качестве сувениров, обладающих не индивидуальной, а общезначимой памятной функцией.

Поэтому их роль выполняли разнообразные этнографически самобытные предметы быта, украшения, одежда, предметы культа, оружие, монеты других стран и народов; декоративные изделия народного искусства и многочисленные, часто антихудожественные (с позиций профессионального вкуса) безделушки кустарного или фабричного изготовления. Лучшие из сувенирных изделий такого рода могли иметь культурную ценность, обладая способностью выполнять общезначимую памятную функцию, образно отраженную в художественном своеобразии формы.

Социально-экономический, социально-культурный и научно-технический прогресс человечества в ХХ веке (особенно во второй его половине) способствовали повышению уровня жизни, росту благосостояния, демократизации общества, образованности, духовности, развитию общей культуры и интереса к образу жизни, культуре других стран и народов, а также природе разных мест планеты. Конечно, в большой мере это касалось экономически развитых стран Европы, США, юго-восточной Азии, в немалой степени и Советского Союза.

Путешествия для своего удовольствия, доступные в прошлые века лишь немногим состоятельным людям, со второй половины ХХ века сделались массовой отраслью активного досуга, породив разные формы ближнего и дальнего, регионального, национального, международного туризма, который мог быть коллективно-групповым (организованным), семейным и индивидуальным. Потребности туризма вызвали к жизни во многих странах мира мощную разветвленную индустрию туристического бизнеса со всеми ее атрибутами. Естественно, в русле развития производства и торговли функционально разными изделиями туристского назначения стало развиваться промышленное и кустарное производство самых разнообразных сувенирных изделий.

Адресованность таких изделий не какому-либо отдельному человеку, а более или менее широкому контингенту потенциальных покупателей, поставила задачи достижения тематической определенности сувениров, общепонятности заложенной в них памятной функции, художественно-образной выразительности и эстетической привлекательности. Одновременно решались задачи достижения как можно большего ассортиментного разнообразия сувенирных изделий –– и как объектов дизайнерского творчества (рассчитанных на промышленное их изготовление), и как произведений прикладного искусства (народного и профессионального), ориентированных на ремесленное создание таких вещей небольшими партиями.

Увеличение многообразия сувенирных изделий разных видов и типов в их ассортименте повышает требования к оригинальности и привлекательности, художественному уровню таких вещей, создаваемых разными предприятиями, для обеспечения их конкурентоспособности и возможности удовлетворения культурно-ценностных запросов и эстетических предпочтений различных групп покупателей.

В обыденном сознании представление о том, какие изделия-товары могут по своей сущности считаться сувенирами, а какие –– нет, в определенной степени размыто. Это обусловлено рядом взаимосвязанных культурно-исторических и социально-психологических факторов, развитием общественного эстетического сознания, ценностных установок и ориентацией людей (во многом стихийной и далеко не всегда профессиональной), организаций их торговли и рекламы, формированием структуры и состава ассортимента этих товаров, а также целями приобретения и использования сувениров разными людьми.

В сознании создателей сувениров, производственников, работников торговли и потребителей нередко смешиваются и отождествляются понятия «сувенирное изделие» и «подарочное изделие», «декоративная вещь» и «сувенирная вещь», «сувенир» и «безделушка». Однако, если исходить из того, что семантика понятия «сувенир» (как уже отмечалось выше) определяет памятную сущность как основной социокультурный смысл сувенирной вещи, то следует признать необходимость разведения указанных понятий. Сувенирное изделие, безусловно, может служить подарком, может быть и декоративной вещью, не имея практической функции (хотя существуют и утилитарно-декоративные сувениры разного рода). А вот декоративные и подарочные изделия-товары, не обладающие общезначимой памятной функцией, не могут считаться сувенирами. И, безусловно, далеко не всякая безделушка представляет собой сувенир, несмотря на то, что в торговле предлагается в качестве сувенира.

Каковы же с профессиональной точки зрения признаки сувенирности изделия (и как произведения дизайнерского творчества, и как произведения прикладного искусства)? Основным признаком общезначимого сувенира является его способность вызывать у многих людей сходные ассоциации с каким-либо памятным местом, исторически значимым событием, явлением, известной личностью, ее деятельностью, оригинальным зданием, сооружением, произведением художественной культуры, национальными особенностями народа, страны, региона, края, воплощенными в характерных особенностях материальной культуры. Степень общезначимости зависит от меры культурной ценности, общеизвестности и общепонятности темы, сюжета, отражаемых в образном решении сувенира. Безусловно, уровень значительности тематики сувениров не может и не должен быть одинаковым.

Общезначимость памятной сущности сувенира связана с его информационно-коммуникативной и познавательной функциями, способствующими пропаганде художественными средствами разнообразных достижений культуры и воспитанию людей.

Художественность и оригинальность сувенирной вещи, создаваемой в качестве товара широкого потребления, является вторым ее существенным признаком наряду с общезначимой памятной функцией. Именно благодаря профессиональному художественному осмыслению и воплощению той или иной темы (сюжета), отражаемой в сувенирном изделии данного вида, назначения, адресованности, оно приобретает художественную образность, оригинальность и эстетическую выразительность.

Разумеется, степень образности, оригинальности и выразительности различных сувениров не может быть одинаковой. Это зависит как от особенностей вида (типа) изделия, памятной темы, сюжета, материала, конструкции, технологии изготовления вещи, так и от профессионально-творческих способностей, мастерства, таланта создателей сувениров.

Художественная образность и эстетическая выразительность сувенира способствуют осуществлению им информативно–коммуникативной и познавательной функций, а также реализуют воспитательную, эстетическую и гедонистическую функции в их взаимосвязи.

Сувенир как вещь-товар может быть приобретен для себя или в подарок кому-либо. Но это не просто подарочное изделие (подарить можно любой товар), а памятный подарок, вещь с общезначимой памятной функцией. Подарочная функция, способность служить памятным подарком является третьим признаком сувенирной вещи. Это определяет необходимость привлекательности товарного вида изделия, что обеспечивается, помимо художественных его достоинств, эстетическими свойствами конструкционных и отделочных материалов, технологией изготовления, совершенством производственного выполнения самой вещи и ее упаковки (если она предусмотрена). Сама упаковка сувенира, как подарочного изделия, должна обладать сувенирной функцией, рекламностью, привлекательностью, особенно значимой для подарка.

Четвертым признаком профессионально задуманной и выполненной сувенирной вещи (наиболее трудным для выявления, требующим понимания сущности сувенира, общей культуры, вкуса) является непротиворечивость целевого назначения вещи и ее общезначимой памятной функции, т.е. уместность превращения определенного вида (типа) вещи в сувенир, соответствие практического назначения и социально-культурного памятного смысла вещи.

Если для многих видов декоративных изделий (как промышленного, так и кустарного изготовления), предназначенных для украшения жилища или человека, равно как и для изделий утилитарно-декоративного назначения (примером которых являются многие изделия народных художественных промыслов) выражение общезначимой памятной функции в форме вещи может быть достаточно органичным, не противоречащим по смыслу их культурной сущности, то для большого числа видов бытовых изделий, имеющих сугубо утилитарное назначение, превращение в сувенир неуместно.

После выявления различий между индивидуально значимыми и общезначимыми по своей памятной сущности сувенирами, а также определения основных признаков последних (позволяющих по праву считать их таковыми), необходимо найти верный подход к систематизации этой своеобразной по назначению и чрезвычайно многообразной по структуре и составу ассортиментной группы изделий-товаров.

В немногочисленной литературе, посвященной вопросу классификации сувениров, а также ряде нормативных документов, касавшихся этого вопроса в связи с планированием и учетом производства сувенирных изделий в нашей стране, относящихся к 1970 –– 1980-м гг., отражены подходы к типологизации этих изделий, явно некорректные с научной точки зрения [3], [4], [5], поскольку в них нарушен принцип систематизации объектов на том или ином иерархическом уровне по какому-либо одному, а не по нескольким признакам (основаниям) классификации одновременно.

Безусловно, систематизация сувенирных изделий в целях анализа и оценки формирующегося их ассортимента является непростой задачей ввиду необычайного разнообразия моделей этих изделий (по сравнению со многими другими ассортиментными группами товаров). Это разнообразие соединяет в себе видовые, сюжетно-тематические, материальные, конструктивно-технологические, композиционно-стилевые и, безусловно, содержательно-семантические признаки, определяющие морфологию ассортимента сувениров.

Исторически на формирование многообразия сувениров влияли многие виды, жанры и стилевые направления народного и профессионального искусства. В этот процесс внесли свой вклад: и самые разные виды художественных ремесел, воплощавшихся в произведениях народного прикладного искусства, и народный лубок, и самобытные разновидности деревянной, текстильной и керамической народной игрушки (в том числе игрушки-забавы и музыкальная кустарная игрушка); и профессиональное декоративно-прикладное искусство всех видов и жанров; и профессиональные искусства живописи, скульптуры (в основном камерная мелкая объемная пластика и барельеф) и графики (в том числе гравюра, офорт); искусство миниатюры; ювелирное искусство; медальерное и монетное искусство; искусство создания орденов, восходящее к геральдике; архитектура и дизайн; искусство книги (включая искусство иллюстрации и шрифта); искусство фотографии; искусство плаката; искусство рекламы; искусство разнообразных свето-цветовых и музыкальных эффектов, основанных на достижениях современных технологий.

Многие виды и типы бытовых изделий, выполняющих определенные утилитарные функции, выпускаются в сувенирном исполнении (при условии непротиворечивости утилитарно-технической сущности вещи и ее сувенирного смысла), что существенно расширяет ассортимент сувениров, добавляя к чисто декоративным изделиям с общезначимой памятной функцией декоративно-утилитарные и утилитарно-декоративные сувенирные вещи. Практически нет конструкционных и отделочных материалов, из которых не изготавливались бы кустарные и промышленные сувениры, как традиционных, давно использовавшихся народными художественными промыслами, так и современных, естественных и искусственных, синтезированных людьми в ХХ в. и начале ХХI в.

Для выявления необходимой и достаточной группы оснований систематизации сувенирных изделий целесообразно предварительно составить перечень вопросов-ориентиров, существенных как для создателей, так и для потребителей этих изделий. Вот эти вопросы:

1. Что за вещь представляет собой сувенир определенного вида (типа), для чего она предназначена?

2. Как и где используется определенная сувенирная вещь, в какой потребительской ситуации и в какой предметной среде?

3. О чем напоминает данный сувенир, какова его памятная тема и сюжет?

4. На какой контингент потребителей ориентирован этот сувенир? Способен ли он служить в качестве подарка?

5. Из каких материалов выполнена данная сувенирная вещь, какова технология его изготовления?

6. В каком жанре искусства и в каком стиле выполнен сувенир, соответствует ли он какому-либо модному направлению, характерному для сувенирных изделий определенного вида?

7. Соответствует ли розничная цена сувенира его потребительной ценности?

Из перечисленных вопросов шестой сложен для понимания неспециалистами, но актуален для критического анализа и оценки художественного уровня конкретных моделей сувениров (или их видов, типов) искусствоведами, художниками, дизайнерами.

Седьмой вопрос имеет значение не только с позиций торговли, учитывающей перспективы сбыта тех или иных сувенирных изделий в зависимости от спроса на них и покупательной способности определенных групп населения, на которых рассчитано создание этих вещей-товаров. Он важен также для профессиональной оценки адекватности художественно-семантических достоинств конкретных сувениров, потребительских свойств, определяемых их назначением, качества материалов, совершенства выполнения этих изделий (кустарным или промышленным способом) запрашиваемой розничной цене.

Первые пять вопросов, понятных как создателям сувениров (тем, кто их придумывает и производит) и тем, кто их продает, так и покупателям таких изделий, отражают (в порядке их перечисления):

–– телеологическое основание типологии –– вид сувенирного изделия и его целевое назначение;

–– ситуационное и средовое основание – – обстоятельства, условия, время и среда использования вещи;

–– тематическое основание –– тематико-сюжетные направления ассортимента сувениров, независимо от вида и назначения вещи;

–– основание, определяющее адресованность сувениров тем или иным группам потребителей;

–– материально-сырьевое и технологическое основание.

Каждое их этих оснований необходимо само по себе, но взятое в отдельности недостаточно для разработки типологии рассматриваемых изделий. Для всестороннего анализа существующего ассортимента сувениров и формирования его на перспективу целесообразно в качестве его структурной типологической основы разработать ассортиментную матрицу, взаимоувязывающую и соподчиняющую все перечисленные выше признаки (основания) систематизации (учитывая шестой и седьмой вопросы-ориентиры, важные для профессионального анализа и оценки ассортимента сувениров). Такая ассортиментная матрица, в отличие от существовавших ранее в нашей стране товароведных классификаций, нередко представлявших собой некорректно составленные (с позиций научной систематизации) номенклатурные перечни групп (видов, типов) изделий-товаров, должна служить методической основой типологического моделирования ассортимента изделий с учетом их специфики.

Очевидно, что в типологии сувенирных изделий определяющими основаниями систематизации будут: назначение вида изделия (его рабочая и/или социально-культурная функции); тематика сувенира; его адресованность определенным группам потребителей с учетом ситуации и среды использования изделия. Эти признаки (основания) смогут образовать основные оси ассортиментной матрицы. Остальные (из рассмотренных выше признаков) будут дополнительными, развивающими основные. На пересечении осей матрицы выявляются возможные и уместные типы (ассортиментные единицы) сувенирных изделий, которые в процессе их художественно-семантического осмысления, разработки и освоения в производстве воплощаются в конкретных моделях ассортимента.

Охарактеризованный выше подход к типологизации и моделированию ассортимента изделий бытового назначения, безусловно, может быть целесообразным для многих других групп изделий, и приемлемым для предприятий промышленности и торговли в условиях конкурентной рыночной экономики, свободной от государственного планирования, но использующей в целях наибольшей эффективности методы маркетинга и дизайна в их взаимосвязи.

Спецификой сувенирных изделий, как у же отмечалось, является их разнообразная по тематике и сюжетам общезначимая памятная функция, многообразно воплощаемая художественно-образными средствами в различных по назначению, материалам, способам изготовления изделиях, социально-культурная сущность которых не противоречит стремлению сделать их сувенирами.

Все виды и типы сувениров с позиций преобладания эстетической или утилитарной функции в их сущности, или гармонии обеих функций можно разделить на чисто декоративные изделия, изделия декоративно-утилитарные и утилитарно-декоративные.

Следует отметить, что изделия народных художественных промыслов (разумеется, подлинные, сделанные мастерами-художниками, а не подражания им, бездарные массовые поделки) по самой своей культурно-смысловой сущности, своеобразию национальных, региональных и местных традиций народного предметного художественного творчества, воплощаемых в форме, художественных приемах декорирования, композиционно-стилевых решениях характерных видов изделий, создаваемых из определенных материалов ремесленными способами, конечно же, могут служить сувенирами, в том числе сувенирами-подарками. Их общезначимая памятная функция заключается именно в своеобразии запоминающихся декоративных и декоративно-утилитарных видов (типов) изделий, воспринимаемых как знаки традиционной для данного народа рукотворной предметной культуры, обладающей общепризнанной художественной ценностью.

Широко известными примерами сувенирных изделий такого рода являлись произведения мастеров-художников Палеха, Хохломы, Федоскино, Жостово, Вологды, Гжели, Городца, Павловского посада, Дымково, Мстеры, Холмогор, Тобольска и других мест российских народных художественных промыслов. Многие из них существуют и сегодня.

Сувенирные изделия, являющиеся объектами дизайнерского творчества и рассчитанные в основном на машинное производство (которое при необходимости сочетается с кустарным), могут, как упоминалось, быть или декоративными, или декоративно-утилитарными, или вещами, в которых утилитарная функция превалирует над декоративной.

К первой группе относятся вещи, не имеющие практической полезности, культурно-художественная ценность которых, воплощаемая в своеобразном декоративном решении, отражающем определенную памятную тематику, является единственной и достаточной потребительной ценностью, их целевым назначением.

Примерами таких сувениров являются разнообразные нагрудные сувенирные значки, памятные медали, гербы; сюжетно-декоративные панно (выполняемые из металла литьем, травлением, штамповкой, чеканкой; или из дерева техникой маркетри, выжигания, резьбы; или керамики, или текстиля); сувенирная скульптура малых форм (статуэтки, бюсты, портретные барельефы, мелкая пластика); объемные масштабные модели памятников архитектуры, скульптуры; масштабные модели различных видов транспортной техники, связанной с историей города (в Санкт-Петербурге –– это прежде всего модели кораблей и судов); декоративные изделия-символы и эмблемы; сувенирные игрушки-украшения, игрушки-забавы.

Вторую группу составляют вещи, потребительная ценность которых характеризуется двумя функциями, в одинаковой степени определяющими их целевое назначение: утилитарной и специфически сувенирной функцией, отражаемой в оригинальном декоративном композиционно-стилевом решении.

Примерами подобных декоративно-утилитарных сувениров могут служить только технически простые бытовые изделий, выполняемые из разных материалов. Это емкости различного назначения (шкатулки, коробочки, футляры, пеналы и т.п.); посуда (столовая, кофейная, чайная, винная), столовые приборы, предметы сервировки стола; вазы, кувшины, кружки, бочонки, блюда, подносы, подставки под горячее, разделочные доски; светильники-ночники, декоративные подсвечники; настенные и настольные календари; настенные и настольные приборы информации о времени, температуре, атмосферном давлении; папки адресные, папки для бумаг, для нот; бювары, обложки для книг, для документов, закладки в книги; брелоки для ключей; портмоне, монетницы, очечники; настольные (и возможно, настенные) сигаретницы, спичечницы, а также зажигалки, пепельницы; различные украшения (бижутерия); некоторые виды настольных игр (шашки, шахматы, нарды и т.п.); полиэтиленовые и тканевые мешки для подарков.

Третья группа сувенирных изделий включает предметы утилитарного назначения, социально-культурная сущность которых не противоречит приданию им художественно-образными средствами, памятной функции. Целевое назначение изделий этой группы определяется их практическими свойствами, а сувенирная функция выступает как дополнительная и притом достаточно автономная по отношению к утилитарной. Памятная сущность воплощается в таких вещах, как правило, в каком-либо знаке, эмблеме, надписи, обобщенном, стилизованном изображении, поясняющих семантический смысл сувенира. Сувенирный характер подобных изделий отражается также в художественно-образном решении упаковки (если она предусмотрена для конкретных изделий того или иного вида, типа).

Примерами третьей группы сувениров являются (также как и второй группы) технически простые изделия бытового назначения разных видов и типов, выполняемые, как правило, машинным способом из различных материалов: металла, дерева, пластмассы, текстиля и т.п. Это могут быть предметы личной гигиены и туалета; приборы для письма (шариковые и перьевые ручки, карандаши со сменными стержнями разных типов); наручные часы; несессеры различного назначения; карманные зажигалки; небольшие карманные фонарики; наборы школьно-письменных принадлежностей в пеналах; наборы принадлежностей для рукоделия в коробках; принадлежности для коллекционирования небольших предметов (в том числе значков, монет, медалей, марок, открыток); принадлежности для занятий художественным творчеством; принадлежности для рыболовства, спорта, туризма; изделия с применением часовых, радио- и музыкальных устройств (в том числе с «секретами», по форме подражающие предметам материальной культуры прошлого времени).

Поскольку социально-культурный смысл, памятная функция сувениров выявляется в их художественно-образном решении, для всех групп, видов и типов сувениров большое значение имеет уровень их эстетической ценности. В связи с этим представляется важным выявить критерии эстетической оценки сувенирных изделий, как системы оснований, исходя из которых может быть осуществлен четко структурированный анализ тесно взаимосвязанных эстетических свойств объекта (как носителя эстетической ценности), позволяющий обосновать профессиональное суждение эстетического вкуса критика-искусствоведа, эксперта-исследователя или дизайнера-практика [6].

Речь идет именно о профессиональной оценке рассматриваемых изделий, а не обыденной оценке сувениров (равно как и многих других изделий-товаров), характерной для немалого числа тех, кто производит, продает или покупает сувениры. Их суждение чаще всего базируется на расхожих поговорках: «На вкус, на цвет товарища нет», «Сколько людей, столько мнений», «Что кому нравится» и уверенности представителей торговли в том, что раз берут какие-то сувениры, раз на них есть спрос, значит продукция нравится покупателям, что бы там ни говорили профессионалы.

Увы, в таких суждениях есть резон с коммерческой точки зрения, обусловленный тем, что далеко не у всех покупателей достаточно развит эстетический вкус и, соответственно, требовательность к художественным достоинствам приобретаемых ими изделий. При этом игнорируется социально-культурное значение сувениров как носителей того или иного уровня представлений о достопримечательностях места, где они производятся и продаются. Эти представления отражают в той или иной степени уровень материально-художественной и духовной культуры общества (разумеется, с учетом его дифференциации).

В качестве критериев эстетической ценности произведений дизайна и прикладного искусства выступают сложившиеся на данном этапе развития культуры общественные эстетические идеалы, нормы, представления о красоте, применительно к определенной сфере жизнедеятельности людей, соответствующей предметной среде, группам изделий того или иного назначения в разных ситуациях их использования и восприятия [6].

«Носителями таких идеалов могут являться, так называемые, культурные образцы» –– эталоны изделий определенного вида (типа), в которых эстетические нормы, представления, соответствующие данному времени, находят наиболее яркое воплощение. При этом необходимо учитывать, что эстетические идеалы принадлежат субъектам –– индивидам, социальным микро- и макрогруппам, нации, народу, межнациональным и интернациональным сообществам людей. И одни из них, ставшие достоянием общечеловеческой мировой материальной (или духовной) художественной культуры, признанной классики очень долго сохраняют свое высокое значение всеобщего идеала, в то время, как другие, особенно формирующиеся под влиянием механизмов моды в сфере массовой культуры, скоропреходящи и отнюдь не всеобщи» [6, с.16 –– 17].

Следует отметить, что помимо эстетических идеалов, воплощаемых в материализованных культурных образцах-эталонах, существуют также (прежде всего у профессионалов) интегрированные, обобщенные представления о должном уровне красоты вещей того или иного вида (типа), сложившиеся как в индивидуальном, так и в групповом эстетическом сознании в определенное время.

Основой красоты, как известно, является гармония, понимаемая как стройность, упорядоченность, соразмерность элементов формы, а также как диалектическая взаимосвязь компонентов формы и содержания (сущности) вещи. Степень гармоничности формы и структуры вещи обусловливает степень ее эстетической ценности для субъекта восприятия и оценки.

Система оснований эстетической оценки базируется на диалектике отношений категорий формы и содержания (в дизайне и прикладном искусстве), категорий художественной образности и эстетической выразительности, выявляющих при анализе этих отношений многогранность красоты произведений дизайна и прикладного искусства.

Такой подход позволяет выделить следующие группы оснований эстетической оценки изделия:

–– гармония формы и содержания (содержательно-эстетическое основание);

–– гармония строения (организации) формы (формально-эстетическое основание);

–– оригинальность формы;

–– стилевая характерность и согласованность элементов формы;

–– уровень качества выполнения изделия.

Все эти группы оснований представляют собой разные грани эстетического идеала, разные слои красоты объекта для субъекта эстетического отношения.

Гармония формы и сущности изделия достигается выраженностью в форме утилитарно-технической стороны сущности вещи, определяемой как красота целесообразности, и вместе с тем отражением в форме социально-культурной стороны сущности вещи, которая может быть названа красотой образности.

Гармония строения (организации) формы обеспечивается достижением композиционной целостности. Ее можно определить как красоту гармонической упорядоченности формы.

Оригинальность формы достигается как содержательно-эстетическими, так и формально-эстетическими приемами композиции. При этом оригинальность композиционного замысла, способов и приемов его воплощения может приобретать самостоятельную эстетическую ценность (помимо отражения в форме соответствующих сторон сущности вещи, также способствующих достижению ее новизны, непохожести на аналогичные изделия). Эта грань эстетического идеала может быть названа красотой своеобразия формы.

Стиль вещи выражается в ее качественной определенности, проявляющейся в закономерном единстве и взаимосогласованности элементов формы (отражающих структурные взаимосвязи и смысл элементов содержания), ее специфической характерности и отличии от других родственных вещей или сходстве с ними, в зависимости от различия или подобия приемов стилеобразования. Стилевая характерность вещи и согласованность элементов формы представляют собой красоту стилевой гармонии.

Высокое качество выполнения изделия (машинным или кустарным способами, или их сочетанием) достигается культурой производства и/или мастерством изготовления вещи и определяется как красота воплощения авторского замысла в материале.

Без совершенства изготовления вещи при всех достоинствах ее содержательно- и формально-эстетических свойств, оригинальности композиционно-стилевого решения и привлекательности материалов, она не может быть положительно оценена эстетически. Такова закономерность эстетического восприятия вещей.

Безусловно, все рассмотренные и охарактеризованные основания эстетической оценки изделий, являющихся результатом дизайнерского творчества или творчества художников прикладного искусства, определяют эстетическую ценность этих вещей лишь в совокупности, взаимосвязи и взаимообусловленности.

В сувенирных изделиях различных видов и типов, декоративных, декоративно-утилитарных и утилитарно-декоративных, проанализированные основания эстетической ценности конкретизируются с учетом специфики этих изделий и многообразия отражения их семантической природы в художественно-образном решении.

В декоративных и декоративно-утилитарных сувенирах красота их образности, выявляющая соответствующую им памятную функцию, преобладает над красотой целесообразности формы, свойственной больше утилитарным изделиям-сувенирам. Красота образности сувениров первых двух групп проявляется: в отражении в их форме культурного смысла таких изделий для определенных групп потребителей и ситуации их использования; в выявлении в признаках формы современных тенденций развития стиля и моды родственных видов (групп) сувенирных изделий; в стилевой характерности сувениров (вместе с их упаковкой, если она предусматривалась).

Гармония строения (организации) формы, актуальная для всех групп сувениров, проявляется в организованности объемно-пространственной структуры, тектонической организованности формы, гармоничности пластической, цветофактурной и графической составляющих композиции вещи (разумеется, с учетом особенностей сувенирных изделий разных групп, видов и типов).

Красота целесообразности формы, имеющая определенное значение для утилитарных изделий-сувениров, проявляется в функциональной выразительности их формы, в выявлении в форме особенностей конструкции изделий, технологии их изготовления и отделки и, безусловно, в подчеркивании композиционными средствами эстетической значимости используемых материалов.

Красота воплощения авторского замысла в материале (совершенство выполнения вещи) отражается в качестве выполнения всех элементов формы, конструктивных сочленений и сопряжений поверхностей, в качестве отделки и декорирования поверхностей (в том числе важных для всех групп сувениров декоративно-изобразительных, орнаментальных и графических элементов композиции). Конечно, как и для большинства изделий-товаров, для сувениров важна сохраняемость товарного вида в течение расчетного (предполагаемого) срока использования вещи в соответствии с ее назначением.

Насколько же соответствуют по ассортиментной структуре и художественному уровню выпускаемые в настоящее время в нашей стране (и прежде всего в Санкт-Петербурге) сувенирные изделия рассмотренной в статье типологической структуре сувениров и критериям их эстетической ценности? И насколько полно отражены в ассортименте сувениров, продаваемых в Санкт-Петербурге, возможные тематические направления, связанные с историей, личностями, достопримечательностями нашего города, которые могли бы воплотиться в общезначимых сувенирах, обладающих способностью осуществлять информационно-коммуникативную, познавательную, культурно-воспитательную и художественную функции?

Изучение ассортимента сувениров, представленных в магазинах города, позволяет очень обобщенно ответить на эти вопросы.

Безусловно, соответствуют (с учетом своей специфики) критериям эстетической ценности декоративные и утилитарно-декоративные изделия, выпускаемые известными в России и за рубежом народными художественными промыслами. Но только подлинные изделия, а не плохие подражания, использующие нередко традиционные для этих изделий формы и приемы декорирования без понимания существа канона соответствующих направлений этого народного творчества, без должного мастерства и художественного вкуса.

Совершенно не соответствуют таким критериям выпускаемые в больших количествах и продаваемые как в отделах крупных универмагов, так и в некоторых магазинах, и просто на улице (вблизи музеев) гламурно осовремененные матрешки с безвкусно, хотя и тщательно выполненной росписью, плохой композицией декоративного рисунка, ничего общего не имеющие с прототипами таких образцов народного художественного творчества.

Не выдерживают профессиональной критики также многие декоративные пластмассовые, керамические или стеклянные тарелочки (настенные украшения), кружки, стаканы с плохо скомпонованными и дилетантски выполненными изображениями видов нашего города и его пригородов. Исключение составляют кружки-бокалы, чашки с блюдцами, тарелки десертные с обобщенно стилизованными и художественно совершенными изображениями достопримечательностей Санкт-Петербурга, выпускаемые Императорским фарфоровым заводом (бывшим Ломоносовским).

В ассортименте сувенирных изделий декоративно-утилитарного назначения (представленных в универмаге «Гостиный двор»), помимо большого количества росписной под Хохлому деревянной посуды, характерной для изделий этого промысла, а также самоваров и чайников с «хохломской» росписью, покупателям предлагается немало сувениров на петербургскую тематику, представляющих собой плохие (пропорционально искаженные) масштабные модели известных памятников со встроенными в них часами в круглой оправе золотистого цвета, аналогичные по размеру наручным часам. Такие модели выполняются из металла и самоцветного камня.

В качестве примеров можно привести модель Александровской колонны (стоящей на Дворцовой площади), в постамент которой вмонтированы часы, диссонирующие по смыслу и композиции с самим памятником; грубо искаженную в пропорциях, силуэте и деталях модель башни Адмиралтейства, в основание которой также вставлены круглые часы; скульптурные модели сказочных грифонов с золочеными крыльями, украшающих Банковский мостик через канал Грибоедова, над которыми на дугообразных кронштейнах закреплены такие же часы, как и в упомянутых выше сувенирных изделиях.

Эти и подобные им декоративно-утилитарные сувениры (представляющие собой современные интерпретации каминных и настольных часов –– скульптурных композиций со встроенными в них часами ХVIII –– ХIХ веков) демонстрируют плохой вкус их создателей и отсутствие мастерства.

Есть в ассортименте декоративных общезначимых сувенирных изделий и мелкая пластика –– металлические модели памятников, выполненные в своем большинстве дилетантски.

Примерами являются модель памятника Э. Фальконе Петру I на Сенатской площади

–– «Медный всадник», модель памятника Петру I в Выборге и модель его бюста работы Б. Растрелли. Не обойдены вниманием создателей подобных скульптурных сувениров и знаменитые четыре скульптурные группы П. Клодта, установленные на Аничковом мосту –– «Конь с водничим». Мелкие, отлитые из металла, плохо выполненные модели этих скульптур смонтированы на слишком для них больших, немасштабных постаментах из камня. В некоторые их этих постаментов вставлены часы, аналогичные упомянутым выше.

К сожалению, почти нет в ассортименте сувениров медалей, выштампованных чеканкой из металла, с рельефными изображениями исторических деятелей, памятных событий, скульптурных и архитектурных памятников города (например, скульптур Летнего сада или Александровского сада, дворцов, театров, мостов с их решетками и торшерами), кораблей и судов, построенных в Санкт-Петербурге, и т.п. Такой вид сувениров был широко представлен в их ассортименте еще четверть века назад. В настоящее время они вытеснены дешевыми значками с печатными рисунками и надписями, никак не связанными с упомянутой выше тематикой медалей.

Зато под видом сувениров выпускается и предлагается покупателям масса самых разнообразных безделушек вроде раскрашенных фигурок собачек, кошечек, гномов, амуров, лебедей и прочих статуэток, не имеющих никакой памятной функции, часто художественно безвкусных, а то и просто бездарных.

Практически нет в ассортименте сувениров технически простых утилитарных изделий с той или иной памятной функцией, а также декоративных настенных и настольных сувенирных изделий из металла, керамики, стекла, ткани, выполненных промышленным способом как произведения не прикладного искусства, а дизайна. Виды и типы таких художественно и семантически значимых изделий были перечислены в этой статье (в качестве примеров сувениров этих групп) при рассмотрении типологии сувенирных изделий.

Многие тематические направления сувениров, которые могли бы отражать значимые исторические события нашей страны, известных ее городов и, конечно, Санкт-Петербурга, Москвы, их достопримечательности, памятники и, безусловно, напоминать о знаменитых личностях России (и нашего города) –– полководцах, мореплавателях, летчиках, космонавтах, ученых, изобретателях, писателях, поэтах, художниках, архитекторах, певцах, музыкантах, композиторах, театральных деятелях –– фактически не находят своего воплощения в соответствующих видах современного ассортимента сувенирных вещей.

Причины падения художественной культуры в рассмотренной области предметного творчества заключаются в следующем. Ассортимент такой специфической группы промышленных и кустарных изделий формируется в большой мере стихийно и непрофессионально, основываясь на представлениях о сувенирах тех, кто их производит и продает, с учетом спроса на те или иные разновидности этих товаров, но без исследований запросов и предпочтений разных контингентов покупателей (в том числе людей с развитым вкусом и высокой культурой).

К созданию многих сувенирных изделий не привлекаются профессиональные дизайнеры и художники прикладного искусства, правда, и сами Союзы художников и дизайнеров России мало интересуются этой областью творчества.

Вопросы художественного уровня и социально-культурного значения современного ассортимента сувениров в настоящее время не затрагиваются профессиональной критикой, оставаясь за пределами внимания искусствоведов. Хотя очевидно, что такая критика, воплощаемая в монографиях, публикациях, в периодической печати, в Интернете, передачах на радио и телевидении, могла бы оказывать серьезное влияние на повышение вкуса тех, кто создает и предлагает покупателям и тех, кто приобретает на память разнообразные сувенирные вещи.

Список литературы

1. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. –– 2-е изд. –– М.: Советская энциклопедия, 1983. –– 1600 с.

2. Словарь иностранных слов. –– 11-е изд., стереотип. –– М.: Рус. яз., 1984. –– 608 с.

3. Новикова Л. Знаковая функция сувенира // Декоративное искусство СССР, 1970, № 1 ––
С.31 –– 33.

4. Орловский Э. И. Сувениры. –– М.: Экономика, 1974. ––183 с.

5. Амельянчик В. К., Черняев Н. И. Задачи художественного конструирования сувенирных изделий в отрасли // Архитектура и художественное конструирование в судостроении, вып. ХХХIV, 1983, –– С. 52 –– 75.

6. Медведев В. Ю. Принципы и критерии эстетической оценки промышленных изделий –– произведений дизайна: учеб. пособие –– 3-е изд., испр. и доп. –– СПб.: СПГУТД, 2006. –– 76 с.

Вестник СПГУТД. –– Серия 2. –– 2011. –– № 3 –– С. 19 –– 27.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 1208 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...