Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Древний Египет



Египетская цивилизация является одной из наиболее древних. Она была тесно связана с жизненными циклами реки Нил, в дельте которой и сформировалось государство, возглавляемое фараоном. Сами жители этого африканского государства называли свою страну Та‑Кемет – «Черная земля», противопоставляя ее «Красной земле» – бесплодной пустыне.

В истории Египта выделяют несколько периодов: Древнее царство (IV–III тысячелетия до н. э.), Среднее царство, просуществовавшее до XVI века до н. э., и Новое царство, утратившее свое могущество в конце XI века до н. э. В VI–IV веках до н. э. Египет находился под властью персов, а в IV веке до н. э. в результате завоевательной политики Александра Македонского стал эллинистическим государством и таким оставался до I века до н. э. В 30 году до н. э. он был завоеван римлянами и утратил свою независимость.

Благосостояние и могущество Египта было основано на сельскохозяйственном труде и сложной системе орошения. Что касается фараонов, то их почитали как живых богов, без которых невозможно само существование страны. Эти верования поддерживались жрецами и самими фараонами, в том числе с помощью сооружения монументальных архитектурных памятников, которые сохранились до наших дней и стали богатым материалом для исследований ученых.

Относительно даты образования египетского государства существует множество мнений. Расхождение весьма значительно – от 5867 года до н. э. до 2200 года до н. э.

В XIX веке ученые относили основание египетской державы к более раннему периоду. Однако новейшие технические достижения XX века при исследованиях сохранившихся памятников и письменных свидетельств позволили более точно установить дату объединения египетских номов – сельскохозяйственных областей – под властью Менеса (Мины), первого фараона первой династии, о котором упоминает Геродот.

Согласно новейшим исследованиям, основание египетского государства произошло около 2000 года до н. э., что соответствует библейской хронологии, относящей Всемирный потоп к 2348 году до н. э.

Впервые Египет для европейцев открыл Наполеон Бонапарт. В его экспедиции участвовало 175 различных ученых: астрономов, химиков, геометров, а также немало писателей и художников, в их числе – прекрасный рисовальщик и собиратель древностей барон Доминик Виван Денон. Он зарисовывал все, что видел, и впоследствии его рисунки вошли в 48‑томное «Описание Египта», ставшее, по сути, первой попыткой изучения этой страны и ее древностей. Тогда же были предприняты первые попытки раскопок, расчистки сфинкса, поиск гробниц и входов в пирамиды.

В 1799 году инженер Бушар близ городка Розетта (ныне Рашид), недалеко от Александрии, обнаружил черную базальтовую плиту с полустертыми знаками (так называемый Розеттский камень), благодаря которой была расшифрована древнеегипетская письменность и восстановлен мертвый язык.

Инициатором первых крупных раскопок в Египте стал французский археолог Огюст Мариэтт. Увидев, как варварски расхищаются египетские древности и разрушаются памятники архитектуры и искусства, он встал на их защиту. В 1858 году Мариэтт был назначен директором Управления по делам египетских древностей и главным инспектором всех раскопок. На протяжении 30 лет он проводил раскопки в 37 местах и совершил множество открытий. Близ Мемфиса он обнаружил храмовый комплекс Серапеум с аллеей сфинксов и гробницами священных быков Аписов.

Самыми известными и в то же время загадочными памятниками египетской культуры и былого могущества фараонов, несомненно, являются пирамиды, которые не только были местом упокоения царей, но и воплощали саму идею их божественности и величия.

Погребение фараонов сопровождалось сложными обрядами; на стены гробниц наносили специальные заупокойные заклинания, которые дали богатый материал для исследований. Так, было установлено, что у фараонов, начиная с пятой династии, было пять имен: «имя Гора», «имя золотого Гора», «имя двух владычиц», «имя царя Верхнего и Нижнего Египта», «имя сына Ра».

Стела Царя‑Змея – деталь кенотафа (пустой могилы) царя Джета (его иероглифом была змея). Около 3000 г. до н. э.

Гор – одно из солнечных божеств, воплощением которого фараон считался при жизни. Две владычицы – это богини Верхнего и Нижнего Египта: Нехбет, изображавшаяся в виде хищной птицы, и Уаджет, которую представляли в виде змеи. Также в титуловании фараонов нашло отражение существенное различие в уровне развития дельты реки Нил и долины в ее верхних течениях. Фараона именовали «царем Верхнего и Нижнего Египта», чему соответствовало и специальное имя. Ра, или Амон‑Ра, – бог солнца, покровитель фараонов, которые считались его потомками. Два последних имени фараона писались в овалах, окружавших первые имена.

Одной из величайших археологических находок XX века стала гробница фараона восемнадцатой династии Тутанхамона, жившего в XIV веке до н. э. Этот царь умер в юности и не успел прославить себя сколько‑нибудь заметными деяниями исторического значения; он стал известен благодаря тому, что его гробница осталась неразграбленной. Вероятно, это произошло в силу ряда обстоятельств. Царь скончался молодым, и для него не успели подготовить монументальную гробницу. Сооружение, в котором его похоронили, было достаточно скромным, а вход вскоре был скрыт хижинами рабочих, трудившихся на строительстве гробницы, предназначенной для другого фараона. Видимо, поэтому за долгие века никто не проник в гробницу, пока она не была обнаружена археологической экспедицией Г. Картера в 1922 году.

В гробницах фараонов, помимо мумий и надписей, помещалось множество ценностей, так как считалось, что в загробной жизни умершим потребуются те же предметы, что и при жизни. Эти сокровища еще в древности привлекали внимание разбойников. Уже в XX веке до н. э. появилась особая группа воров, которые специализировались на ограблении пирамид. Несмотря на то, что в пирамидах имелись многочисленные ловушки и лабиринты, значительная часть ценностей была похищена еще в древности.

Золотой саркофаг Тутанхамона. Около 1340 г. до н. э.

Скелет ибиса из гробницы фараона

Известны случаи, когда ограбление пирамид становилось фамильным занятием. Например, в одной семье этот промысел передавался по наследству, начиная с XIII века до н. э. до конца XIX века н. э. В 1869 году Абд аль‑Расул, происходивший из рода потомственных грабителей пирамид, обнаружил гробницы нескольких фараонов в одном из ущелий Долины царей, в которых сохранилось множество ценностей. За несколько лет он разбогател, понемногу продавая сокровища гробниц.

Но однажды находки попали на глаза исследователям – Г. Масперо и его ассистенту. Провели расследование, и в конце концов Абд аль‑Расулу пришлось показать место, откуда были похищены сокровища. Это произошло в 1881 году. В гробницах были обнаружены мумии фараонов Яхмеса I, Аменхотепа I, Тутмоса III, Рамзеса II и менее известных правителей и их приближенных – всего 40 мумий.

В ходе многочисленных исследований цивилизации Древнего Египта были найдены документы, подтверждающие библейский рассказ о судьбе Иосифа, сына Иакова, из зависти проданного братьями в рабство. Археологи разыскали папирус с записью о событиях, в точности повторяющих библейское сказание о попытке жены египетского вельможи Потифара соблазнить Иосифа, ложном обвинении юноши отвергнутой женщиной и его пребывании в тюрьме, а также о его внезапном возвышении до поста первого министра страны.

Сидящий писец. Известняк (высота 53 см). Около 2400 г. до н. э.

Исследователи пришли к выводу, что эти события происходили на рубеже XVIII–XVII веков до н. э., когда Египтом правили фараоны из так называемой Гиксосской династии. Гиксосы – кочевые племена семитского происхождения. По мнению ученых, лишь во время правления фараонов чужеземного происхождения было возможно возвышение иностранца, подобное головокружительной карьере Иосифа.

Археологи обнаружили письменные свидетельства, подтверждающие библейский рассказ о семи годах изобилия и семи годах голода в Египте. Найдены изображения семи тучных и семи тощих коров, виденных фараоном во сне, истолкованном Иосифом.

В Библии имеются и другие сообщения, связанные с Египтом. В книге Исхода можно найти такие слова: «В тот же день фараон дал повеление приставникам над народом и надзирателям, говоря: Не давайте впредь народу соломы для кирпича, как вчера и третьего дня». При раскопках города Питома, строительство которого велось евреями, археологи нашли подтверждение этого свидетельства. В нижних рядах кладки использовались кирпичи, изготовленные из глины с добавлением соломы; верхний слой был выложен из кирпичей без примеси соломы.

Также в книге Исхода, в том месте, где повествуется о смерти первенцев Египта как Божьей каре за то, что фараон не желал отпускать иудеев из плена, упоминается, что и у фараона умер старший сын. Археологи нашли письменные свидетельства того, что Аменхотеп II сделал наследником престола своего младшего сына Тутмоса, так как старший сын скончался при жизни отца.

Шумер

Шумерская цивилизация является одной из древнейших. Она сложилась приблизительно в IV–II тысячелетиях до н. э. в междуречье Тигра и Евфрата. В III тысячелетии до н. э. возросло значение ряда таких шумерских городов, как Лагаш, Киш, Ур, и многих других. Между этими городами происходила постоянная борьба за первенство. В XXIV веке до н. э. города были завоеваны правителем Аккада Саргоном Древним.

Интересно отметить, что долгое время единственным источником сведений о шумерских городах был Ветхий Завет. Научные исследования древних шумерских поселений начались лишь в конце XIX века, когда американские археологи начали раскопки города Ниппур. В 20‑х годах XX века английский археолог Л. Вулли осуществил раскопки на территории Ура. Развалины Урука были исследованы в 1933 году Р. Кольдевеем, ранее совершившим ряд значительных открытий при раскопках Вавилона. В 1928–1929 годах С. Лангдон производил раскопки Киша, в ходе которых нашли развалины царского дворца и древние захоронения. Также археологи осуществили раскопки таких шумерских городов, как Эриду, Лагаш и Аккад.

Культовые сооружения древних шумеров, внешний облик которых был реконструирован учеными на основе полученных данных, представляли собой ступенчатые башни – зиккураты. Шумеры начали строить их в IV тысячелетии до н. э. Подобные сооружения возводились и спустя века после исчезновения шумерской цивилизации, в частности знаменитая Вавилонская башня.

Особенностью шумерской цивилизации являлась разветвленная ирригационная система, которая сложилась в IV–III тысячелетиях до н. э. и просуществовала до середины II тысячелетия до н. э. Оросительные каналы выступали связующим звеном между важнейшими культурными и политическими центрами Шумера.

Голова Саргона Древнего. XXIII в. до н. э.

Исследователи пришли к выводу, что первые шумерские поселения в долине Тигра и Евфрата появились в VI тысячелетии до н. э.

Самым древним поселением считается город Эриду (городище Тель‑Абу‑Шахрейн в Ираке). Археологические экспедиции Р. Томпсона, Ф. Сафара и С. Ллойда обнаружили развалины храмов, а также древнее кладбище. В Эриду находился храм бога воды и мудрости Энки.

В ходе исследований Ниппура, начатых на рубеже XIX–XX веков и продолженных после Второй мировой войны, были обнаружены развалины храмов верховного бога Энлиля и храма богини любви и войны Инанны. Ученые пришли к выводу, что Ниппур являлся важным культовым центром Шумера. Без признания жрецов Энлиля власть царей Шумера и Аккада не могла считаться законной. Жрецами был разработан ниппурский календарь, согласно которому в году насчитывалось 12 лунных месяцев, в каждом из которых было по 29 или 30 дней.

Раскопки города Ур, родины библейского патриарха Авраама, были осуществлены в 1922–1934 годах англичанином Л. Вулли. Неподалеку от современной Басры находился холм, в котором на глубине 12 метров обнаружили захоронения древних царей Ура, датированные IV тысячелетием до н. э. Предметы, найденные в гробницах, свидетельствуют о том, что шумеры к этому времени достигли высокого уровня в металлообработке, ювелирном деле и изготовлении музыкальных инструментов. Археологи установили, что похороны царей сопровождались многочисленными жертвами, так как в гробницах было обнаружено большое количество человеческих останков.

В Уре были раскопаны развалины трехъярусного зиккурата, в котором располагалось святилище бога луны и предсказаний Нанны. Это сооружение было возведено в период правления царя Ур‑Намму в XXII веке до н. э., когда могущество Шумера достигло наивысшего расцвета. При этом царе был составлен самый ранний из известных науке свод законов, зафиксированных письменно. К этому же времени исследователи относят составление «Царского списка», в котором названы имена мифических шумерских правителей и окончательно оформлена идея о божественном происхождении власти царя, передаваемой по наследству.

Зиккурат в Уре. XXII–XXI вв. до н. э. (реконструкция)

Раскопки подтвердили реальность Всемирного потопа, о котором сказано и в Ветхом Завете, и в древнешумерском эпосе «Песнь о Гильгамеше». В 1929 году, исследуя гробницы шумерских царей, на глубине 12 метров Л. Вулли обнаружил наносные отложения, которые могли возникнуть только в результате широкомасштабного затопления. Толщина этих отложений достигала около 2,5 метра.

В конце XX века до н. э. Ур утратил свою независимость, а в IV веке до н. э., когда произошло изменение русла Евфрата и засоление почв, жители покинули город.

Археологические раскопки еще одного шумерского города, Лагаша, были произведены в 1877–1933 годах. В ходе этих исследований было найдено около 50 тысяч глиняных клинописных табличек, которые стали поистине неоценимым материалом, дающим представление о цивилизации Шумера.

Барельефы из Лагаша. III тысячелетие до н. э.

Сам город и система оросительных каналов вблизи него появились в V–IV тысячелетиях до н. э. Большинство письменных источников, найденных археологами, относится к середине III тысячелетия до н. э. Расцвет Лагаша приходится на период правления царя Эанатума (вторая половина XXV века до н. э.), которому удалось подчинить себе ряд шумерских городов – Умму, Киш и др.

В память о победе над войсками Уммы по приказанию царя была возведена так называемая «Стела коршунов», на которой изображены хищные птицы, пожирающие противников правителя Лагаша.

Гудеа, правитель Лагаша. Конец III тысячелетия до н. э. э

В XXII веке до н. э., в годы правления царя Гудеи, велось активное строительство храмов. В это время возрастает значение Лагаша как одного из культовых центров Шумера. Процветанию города способствовали многочисленные торговые связи. Так, согласно расшифрованным табличкам, при Гудее строительные материалы ввозились в Лагаш из Элама, Малой Азии, Армении и Индии. По приказу Гудеи был воздвигнут храм богу земледелия, плодородия и войны Нингирсу, культ которого в этот период имел в Шумере большое значение. Археологи нашли немало статуй, изображающих царя‑строителя, а также восхваляющих его надписей.

Данные о численности населения шумерских городов подтверждают сведения, содержащиеся в Ветхом Завете и легендах о Великом потопе: население Земли, после катастрофы состоявшее из нескольких человек, очень быстро увеличилось. По данным древних переписей, население государств, возникновение которых относится к 2250–2200 годам до н. э., составляло всего несколько тысяч жителей. Исследователи расшифровали древние таблички и установили, что в Лагаше в этот период проживало 3,6 тысячи человек, столетие спустя – уже 216 тысяч, то есть численность населения возросла в 60 раз, несмотря на опустошительные войны, в ходе которых погибало огромное количество людей.

Таким образом, результаты раскопок и древнешумерские записи свидетельствуют о том, что культура древних шумеров оборвалась вследствие крупного наводнения и со временем здесь стали появляться новые цивилизации, а также подтверждают правильность датировки Великого потопа, содержащейся в Ветхом Завете.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 348 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...