Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Восточные славяне в древности. VI - VIII вв



Н.Д.Сапожникова

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

VI - XXI вв.

(учебное пособие)

Екатеринбург

Глава I. Древняя Русь в VI - XIV вв.

Восточные славяне в древности. VI - VIII вв.

Нашими предками были восточные славяне. Вопрос о их происхождении и ранней истории доныне относится к одному из наиболее сложных в исторической науке. Так по проблеме прародины восточных славян в литературе существуют автохтонный и миграционный подходы. Согласно первому - восточные славяне являлись коренными жителями[1] Восточно-Европейской равнины[2], согласно второму они на этой территории были пришлым населением. В рамках миграционного подхода существуют дунайская[3], причерноморская[4], прибалтийская[5] и арктическая[6] теории, авторы которых выдвигают разные концепции о прародине восточных славян.

Картина расселения восточных славян на Русской равнине историками воссоздается по данным летописи «Повесть временных лет». Места их обитания определялись по системе рек. Так поляне располагались по среднему течению Днепра, вятичи - в междуречье Волги и Оки, кривичи и полочане - в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги, дреговичи - между Припятью и Березиной, ильменские словене - на берегах Волхова и Ильменского озера и т.д. Расселяясь по обширной территории, восточные славяне взаимодействовали, ассимилировались с ирано-, балто- и финно-угорским населением, что обусловило формирование новой этнической общности под названием древнерусская народность. Как и другим народам и были присущи свои особенности, которые определялись такими факторами как, удаленность от античных центров, огромные пространства Восточно-Европейской равнины, разнообразие климата, соседство с азиатами-кочевниками и т.д.

Свою специфику имела хозяйственная жизнь восточных славян. Представляется упрощенной концепция, согласно которой они занимались по преимуществу хлебопашеством. Территория Русской равнины была разделена на несколько полос и зон, состояла из болот, лесов, степей, была покрыта широкими реками и озерами. Климат был континентальным, существовала резкая разница между временами года. Скорее всего, славяне, чтобы обеспечить свое существование, в зависимости от конкретных природно-климатических условий использовали различные виды хозяйственной деятельности. На Крайнем Севере по побережью Ледовитого океана тянулась полоса тундры. Почва здесь была болотистой, покрыта мхами, мелким кустарником или карликовыми деревьями. Климат был холодным и суровым. Поэтому в данной местности не сложилось крупных очагов земледелия. Жители региона занимались по преимуществу оленеводством, а также морского зверя. В Средней полосе расположилась зона, покрытая хвойными и густыми лиственными лесами с песочной и суглинистой почвой. Основу хозяйственной деятельности в лесах составляло подсечно-огневое земледелие. Важную роль играла, также, охота на пушного зверя и бортничество (лесное пчеловодство). В лесостепях господствовало земледелие с выжиганием травы. Вспомогательными видами занятий было разведение домашнего скота, рыбная ловля и др. В степной зоне занимались кочевым скотоводством, на юге разводили сады и виноградники. Важной отраслью материального производства являлось ремесло, которое считается первой формой промышленности. В VII - VIII вв. у восточных славян произошло общественное разделение труда, ремесло отделилось от сельского хозяйства и существовало в двух формах: городское и деревенское. Известный историк Б.Рыбаков насчитал у восточных славян 64 ремесленных производства, включая железоделательное, оружейное, столярное, кожевенное, гончарное, полотняное и др. Развитие ремесла обусловило возникновение торговли. Появлению ее у восточных славян способствовала также развитая речная сеть Восточно-Европейской равнины. Через нее проходило три торговых водных пути: «и варяг в греки»[7], «из варяг в хазары»[8], «из варяг в арабы»[9]. По суше торговые маршруты пролегали из Киева через юго-западные земли в Польшу, Чехию и др. Вывозились воск, меха, мед, рабы, а ввозились вина, восточные сладости, тонкие ткани, оружие и т.д.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, во-первых, о разнообразии видов хозяйственной деятельности в целом для славянского общества и, во-вторых, выбор главного вида зависел от места проживания. Не случайно Г.Вернадский отмечал, что «русский народ - не только народ-пахарь, он также лесопромышленник и скотовод, и народ-посредник между разными хозяйственно-природными областями, народ-торговец»[10].

Климатические условия, особенности хозяйственной жизни оказывали влияние на формирование основных черт характера восточных славян. Северянам были свойственны суровость и сдержанность. Жителей Средней полосы отличали выносливость, неприхотливость, умение напряженно трудится, коллективизм и взаимопомощь. Для степняков была характерна привычка к постоянным передвижениям, к освоению новых пространств, а также, воинственность, осторожность, изменчивость. Южане были жизнерадостными, радушными, любили искусство и имели пристрастие к торговой деятельности.

В исторической литературе существует два подхода в оценке быта восточных славян. Немецкий ученый А.Шлецер представлял первоначальный быт наших далеких предков на уровне примитивной жизни ирокезов[11]. По его мнению, первые семена культуры были брошены в славянское общество варягами. В трудах исследователя И.Забелина, быт восточных славян рисуется как высокоразвитый и сложный. Нельзя не согласиться с С.Платоновым, который говорил, что славяне «были далеко не диким народом», но одновременно он отмечал, что «у нас нет никакой возможности доказать, что этот быт достигал высоких степеней общественной культуры»[12]. Придя в пределы нынешней России, славянские племена не нашли здесь такой культуры и цивилизации, как, например, германцы, унаследовавшие традиции Западно-Римской империи. Поэтому они сами развивали свою культуру, достигнув со временем определенных высот.

В VII - VIII вв. восточные славяне жили патриархальным бытом. Из летописных сведений, сообщений византийских авторов и современных археологических изысканий можно заключить, что они обитали в полуземлянках площадью от 10 до 20 м2 с полом на метр - полтора ниже уровня земли. Стены хижин были деревянными, крыши глиняными. Внутри дома сооружалась глиняная или каменная печь, топящаяся по-черному, т.е. без дымохода. Вдоль стен располагались лавки, на которых и сидели, и спали. Вокруг дома размещались хозяйственные постройки. Дом и постройки представляли из себя двор. От трех до пяти дворов объединялись в славянский поселок, который обносился земляным валом и частоколом для защиты от врагов и диких зверей. Те поселки, которые размещались по торговым путям, быстро превращались в города[13]. Город, как правило, располагался на холме, на месте слияния двух рек. Центральная часть города называлась кремлем, кромом, детинцем. Внутри находились палаты князей и дружинников, позднее в них стали размещать храмы и монастыри. Вокруг кремля возводились крепостные стены и рвы с водой. К кремлю примыкали поселения ремесленников, называемые посадом. Внутри посада выделялись отдельные районы, населенные ремесленниками определенной специальности - слободы.

Для славянского этноса был характерен полигамный брак. Обычно славянские мужчины имели две-три жены. Представителям племенной знати не возбранялось иметь гаремы из пленных наложниц. Жен брали из другого рода, поэтому широко был распространен обычай, добывать их насилием, хитростью, посредством умыкания. Позднее возникает обычай сватовства. Жених стал платить родственникам невесты выкуп (или «вено»). Со временем малые семьи, состоящие из мужа, жены и детей, стали преобладать. Полновластным господином в семье был отец. Положение женщин трактуется историками по-разному. Н.Карамзин утверждал, что у славян они пользовались меньшим уважением, чем у европейцев. Другие, наоборот, считают, что женщины в славянском обществе были окружены почестями, роскошью, богатством. При этом они ссылаются при этом на устное народное творчество, прославляющее женщин и археологические находки. Византиец Маврикий отмечал у славянских жен такие качества как скромность, преданность мужу, смерть которого, как правило, вела к добровольному самоубийству жены, не желающей оставаться вдовой.

Письменные источники фиксируют состояние восточно-славянского общества в VI - VIII вв. на стадии «военной демократии», когда оно имело трехступенчатую структуру: племя - союз племен - союз союзов, т.е. суперсоюз. Верховным органом племени было собрание свободных общинников[14]-вече. Из верхушки привилегированных родов формировалась племенная знать. Ее составляли волхвы, концентрировавшие в своих руках религиозную власть, Совет старейшин («старцы градские»), определявшие внутриплеменную жизнь и военный предводитель - вождь (князь) с племенной дружиной. Совет старейшин и вождь избирались на вече. Их власть регулировалась племенными традициями в форме обычаев, ритуалов, этикета, и главной ее функцией была защита интересов племени. С VIIв. появились предгосударственные формы общественной организации - союзов племен. Верховными органами племенных союзов оставались вече и Совет старейшин, князь. Однако характер княжеской власти изменился. Из военных предводителей племени князья превратились во властителей огромных межплеменных союзов и порвали с прежними родовыми обычаями. Их резиденциями стали крупные города, которые превратились в центры формирования общего войска, места сбора дани с подвластных племен и отправления религиозного культа[15]. По отношению к непокорным союзным племенам и недовольным рядовым общинникам стала применяться принудительная, публичная власть.

С VIIIв. Под влиянием внешней угрозы возникли суперсоюзы. В Среднем Поднепровье поляне, сбросив хазарское иго, объединили вокруг себя племенные союзы северян, радимичей и др., и создав один из первых крупных центров древнерусской государственности - Южный суперсоюз. В начале IX в. основы государственности появились на Северо-Востоке в земле вятичей. В середине IX в., отражая набеги скандинавов, ильменские словене, подчинив себе кривичей, финно-угорские племена сформировали крупный суперсоюз в Северо-Западном регионе[16]. Для периода существования суперсоюзов власть характеризовалась системой «вождества». Вождество - это иерархически построенная форма управления, которая организует экономическую, военную, судебную, религиозно-культовую и др. деятельность общества. Устанавливается верховная власть князя доминирующего племени. В его подчинение попадают племенные вожди и соплеменники. Однако в системе «вождества», в отличии от государства, князья являются не столько господами, сколько слугами общества. Огромную роль продолжают играть вече, Советы старейшин, волхвы, т.е. основой управления еще оставалась первобытнообщинная демократия. Важную роль в жизни восточных славян играла религия. Славяне, как и все народы, прошли несколько этапов религиозного сознания. В дохристианский период восточные славяне были язычниками. Поначалу основой их религиозного сознания был фетишизм, т.е. поклонение камням, деревьям и т.п. Со временем складывались представления о том, что природа наполнена добрыми и злыми духами (анимизм). Анимизм выражался в почитании животных как перевоплотившихся предков[17], в персонификации стихий и ландшафтов[18], в культе предков[19]. На основе анимизма появился полидемонизм[20], переросший в политеизм, когда наиболее почитаемые демоны начали восприниматься как старшие начальствующие боги. Богов изображали в виде деревянных, глиняных или каменных идолов, перед которыми совершались разные обряды. Места, где стояли языческие идолы, назывались капищами.

В иерархии восточнославянских богов первым был Дождьбог, который почитался богом света, тепла, плодородия. Богом неба считался Сварог. Властелином ветров был Стрибог. Велес являлся покровителем стад и богатства. Богом молнии, грозы, войны называли Перуна. Единственным женским божеством в славянском пантеоне была Мокошь, которая олицетворяла женское начало природы и женскую часть хозяйства. В ходе создания союзов племени у них выделились свои главные божества, как, например, Перун у полян, а Велес у словен. Отдельные группы населения также выбирали своих ведущих богов. Князья и дружинники стали поклоняться Перуну, мореходы - Стрибогу, ремесленники - Сварогу, земледельцы - Яриле и Купале. Иерархия богов и их различные покровительственные функции свидетельствовали об эволюции славянского общества, появлении разделения труда, имущественной и социальной дифференциации. У восточных славян, по-видимому, не было сословия жрецов и храмов. Хотя существовали волхвы, кудесники, которые почитались служителями богов и толкователями их воли. Своеобразной формой культовой деятельности были народные игрища, связанные с жизнеопределяющими явлениями природы - началом и концом зимы, концом лета - (жатвы) и т.д. Восточные славяне верили в загробную жизнь, соблюдали при захоронении определенные ритуалы, оплакивали умерших, делали жертвоприношения, в том числе и человеческие. Существовала традиция и сжигания, и захоронения трупов. В могилах князей и дружинников археологи находят множество оружия, инструментов, драгоценных вещей, костей животных, зерен пшеницы, скелеты рабов и рабынь.

В целом язычество сыграло положительную роль в жизни восточнославянского общества. Оно учило бережно относиться к природе, уважать предков, трудиться и накапливать богатства, т.к. по языческому мировоззрению состоятельный человек на земле будет таким же в потустороннем мире. Но многобожие разделяло людей, мешало установлению контактов с другими народами, уничтожало многие ценности, имело жестокие обычаи. Поэтому по мере создания восточнославянской государственности князья отказываются от язычества и переходят к единобожию.

На восточнославянское общество с незапамятных времен оказывали влияние их соседи. Наиболее опасными были кочевые азиатские народы, которые через урало-каспийские «ворота народов» непрерывным потоком вливались в южнорусские степи[21]. Попадая в зону влияния кочевников, славяне частично усваивали их опыт. Но агрессивный характер новых вторжений, уничтожал созданное славянами, заставлял покидать насиженные места, уходить на северо-восток в менее плодородные земли с суровым климатом. Таким образом, азиаты-кочевники тормозили прогрессивное развитие славянского общества. На севере, северо-западе и северо-востоке соседями восточных славян были многочисленные финские племена[22]. Разрозненные и слабые они не оказывали сопротивления славянским пришельцам. Большинство финского населения ассимилировалось со славянским миром. Сложными были отношения с литовскими племенами[23], расположившимися первоначально от Балтийского моря до р.Припяти и истоков Днепра и Волги. Они были политически слабыми и недостаточно развитыми в культурном отношении. Но их отличала воинственность, и они нередко совершали набеги на соседние славянские земли. В этом противоборстве восточные славяне вышли победителями, оттеснив литовцев по направлению к Балтийскому побережью.

Важную роль в начальной истории восточных славян сыграли Скандинавия и Византия. В те времена славянское общество в войне с кочевой степью остро нуждалось в защите. Собственных сил было недостаточно и славяне прибегали к помощи своих смелых и воинственных северных соседей скандинавов. Варяги нанимались к славянам, охраняли и свои и русские торговые караваны, шедшие в Византию. Однако зачастую энергичные и предприимчивые варяжские вожди не ограничивались ролью наемных охранников, захватывали в славянских землях власть, основывали княжества, такие как Рюрика в Новгороде, Аскольда и Дира в Киеве, Труа в Турове, Рогволода в Полоцке. В конечном итоге Скандинавия приняла участие в становлении политического строя восточных славян.

Что касается Византии, то она оказала влияние, прежде всего на культуру славянского общества. В эпоху раннего средневековья Византия унаследовала уникальную греческую культуру и была самым передовым европейским государством. Она имела высокоразвитое ремесленное и художественное производство, производила великолепные золотые и серебряные украшения, шелковые ткани, замечательную керамику. Неизгладимое впечатление производили дворцы и храмы Византии, особенно Софийский собор в Константинополе. Не удивительно, что со всего мира, в том числе и из славянских земель, в Византию устремлялись правители, дружинники, купцы, завязывали с ней разнообразные контакты, воспринимали ее культурные традиции.

Таким образом, на протяжении VI - VIII вв. шло поступательное развитие славянского общества, наметилась тенденция к политическому объединению славянских племен в единое государство.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 390 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...