Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Иконоборчество возникло формально как стихийное движение против почитания икон, основанное на библейском запрете на изображения. Следуя Декалогу, отцы Церкви (среди них Тертуллиан, Иероним и Августин) осуждали изображения святых, ангелов и Бога4. Во II — III веке против культа икон выступал апологет Климент Александрийский, в IV веке — историк Евсевий Кесарийский, считая иконопочитание языческим идолопоклонством. Известны выступления против иконопочитая и в последующие периоды, однако, движение иконоборчества помимо религиозной формы, впервые приняло форму социально-политического движения в Византии, где с 726 года оно стало официальной государственной политикой правительства5.
История рассматриваемого иконоборческого движения делится на два периода: первый период продолжался с 726 по 780 год и официально закончился седьмым Вселенским собором 787 года; второй период продолжался с 813 по 843 год и закончился так называемым Восстановлением Православия6.
Различные авторы насчитывают от двух до четырнадцати причин возникновения иконоборческого движения в Византии. Например, Лепахин В.В. в своей работе «Иконопочитание и иконоборство»7 к причинам возникновения иконоборческого движения относит причины государственного характера, связанные с борьбой против монашества, а также причины обусловленные:
1) восточным происхождением и монофизитским и монофелитским воспитанием некоторых императоров-иконоборцев;
2) влиянием мусульманского Востока, отрицающего всякие изображения;
3) восприятием Львом III Исавром, первым императором-иконоборцем, икон как главного препятствия на пути обращения в христианство иудеев и мусульман;
4) влиянием иудаизма через синагогу и Ветхий Завет, который запрещает поклонение изображениям;
5) влиянием докетизма, монофизитства и монофелитства, а также таких учений, как монтанизм, маркианство и павликанство;
6) всплеском дохристианского «эллинского спиритуализма»;
7) влиянием на мышление той эпохи трудов Дионисия Ареопагита, с его идеей невыразимости человеческими средствами сущности Божества;
8) влиянием «секулярной культуры», поднявшей восстание против церкви за освобождение искусства от всякой сакральности;
9) суеверием и идолопоклонничеством в самом иконопочитании;
10) модой на ношение священных изображений на одеждах среди имперской знати и связанная с этим их профанация;
11) невыработанностью еще иконописного художественного языка и, наконец,
12) усилением иконоборческих тенденций в самой Церкви, богословски обоснованным сомнением в необходимости икон и их почитания.
К этому перечню причин можно также добавить стремление Церкви освободиться от власти императора, стать менее зависимой от светских государственных властей, в то время как императоры-иконоборцы, наоборот, хотели превратить Церковь в полностью подчиненную им организацию. Парадокс заключается в том, что, несмотря на то, что Церковь победила в этой борьбе, тем не менее, в результате Церковь оказалось более чем когда-либо подчиненной власти императора, пусть даже императора — защитника иконопочитания.
Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 969 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!