Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Концепции политики на стадии взаимодействия государства и гражданского общества



Начало перехода от государственноцентристского этапа к качественно иному пониманию политики было ознаменовано концепциями Никколо Макиавелли и Томаса Гоббса. Они совершили самую настоящую «моральную революцию» в понимании политики. Так, в противовес Платону, Макиавелли отвергал идею, будто человек призван подчиняться жизни в соответствии с добродетелью: напротив, как он утверждал, люди злы и лишены естественных целей. В соответствии с этим предмет политики предстает совсем в ином виде, нежели в классической философии. И этот предмет определяют цели людей — таких, каковы они есть на самом деле. Не общее благо является таким образом целью, а власть как таковая и эффективность властвования. Цель оправдывает средства. Политика, как ее представляет Макиавелли, — это: 1) техника, где главнейшим является эффективность; 2) политика не зависит ни от естественного права, ни от христианской религии; 3) политике внутренне присущи угнетение и несправедливость; 4) зло выше блага с точки зрения эффективности. Исходя из этого, мы можем определить позицию Макиавелли как «антропологический пессимизм», который полагает неизбежными авторитаризм и несправедливость, обман и манипуляции. Эта позиция обостряет проблему доверия к власти и её легитимности.

Гоббс, напротив, заложил основы современной политики в её либеральной версии, основал теорию общественного договора. Гоббс, как и Макиавелли, отбрасывает классическую философию и политическую власть религии, выдвигая идею, что не существует естественных или сверхъестественных целей и что у человека нет первородного греха или обязательств. Гоббс считал, что новая политическая философия должна исходить из того, что люди эгоистичны или злы, что человек может быть сведен к собственным страстям. В естественном состоянии люди свободны, независимы и равны от природы, но страдают от нищеты и постоянной опасности. Изначальной и основной страстью людей является страх смерти или забота о самосохранении, а также гедонизм — стремление к приятной жизни, для удовлетворения которых и нужно пресекать страсти опасные и разрушительные. Поэтому люди стремятся выйти из естественного состояния, когда «человек человеку — волк», и с помощью общественного договора достичь общественного состояния, мира и спокойствия. Жертвуя своей свободой в пользу суверенного государства, люди подчиняются ради того, чтобы защитить себя и наслаждаться жизнью. Таким образом, политика, опирающаяся на гедонизм, ставит заслон от человеческой злобы. Следовательно, лишь принятие людей такими, каковы они есть, и противопоставление одной страсти другой представляет рациональное решение; подчинение авторитарной власти государства-Левиафана проистекает, как считает Гоббс, из согласия договаривающихся, стремящихся к спокойной и приятной жизни. Таким образом, Гоббс не считает, что природа является нормой совершенства или превосходства, подчеркивает, что она ничего не говорит о целях человека; природа, однако, высвечивает индивидуальные права, важнейшим из которых является право на жизнь, которое вытекает из естественного стремления к собственной безопасности. Вследствие этого насильственная смерть становится изначальным моральным фактом, порождающим не обязанности, а право. Если классическая философия настаивала на обязанностях человека, то Гоббс - на праве. Он вводит в политическую философию современный принцип равенства и, соединяя естественное право (на безопасность и «жизненные удобства») с «реализмом» Макиавелли, создает основы естественного права Современности. Это право неотчуждаемо, предшествует государству, определяет цели и границы государства. Политика, по Гоббсу, таким образом, вытекает из индивидуальных прав. Индивиды первичны и равны и поэтому легитимность может быть основана только на согласии. Политическая проблема решается сознательно, путем преодоления естественного удела через осознание страстей и манипуляцию ими; не через воспитание характера или возвышение нравов, а путем создания правильных институтов. Хотя сам Гоббс выдвигал авторитарное решение проблемы политики, но его подходы закладывали основы для либерального истолкования политики.

Благодаря работам Локка и Монтескье идеи Гоббса в конце XVII в. и в XVIII в. были благосклонно восприняты: политика должна позволять людям как они есть (в основе своей эгоистичным) жить сообща в мире и свободе. Это было либеральное решение, включающее две составляющих: 1) высвобождение материальных желаний, экономической деятельности, подталкивающих людей к сотрудничеству, к свободной кооперации, при которых взаимный интерес нейтрализует различия в идеях; 2) институциональную защиту свободы-автономии, что выражается в подчинении власти праву и ограничении ее разрушительной способности, нейтрализации конфликтов в моральной и религиозной областях благодаря уничтожению политической власти Церкви.

Вместо выработки жизненных правил (на что была нацелена классическая и классическая христианская политика), политика Современности в ее либеральном варианте довольствуется только установлением правил игры, в рамках которых каждый должен управлять собой, свободно преследовать свои интересы, строить личное счастье. Таким образом политический разум становится процессуальным. Эмансипация носит индивидуальный характер, но в то же время универсальна. Господствует принцип равенства права.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 279 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...