Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Древнейшие карманные солнечные часы из раскопок в Пскове



В археологических раскопах встречаются самые разно­образные находки: обычные и удивительные, редчайшие и совершенно уникальные. Традиционная методика фиксации подразделяет их на массовые и индивидуальные. Массовые – это находки, которые исчисляются тысячами и десятками тысяч. Это, прежде всего, фрагменты повседневной глиняной посуды и кости животных – пищевые отбросы. Для Пскова это – существенная часть массовых находок и всевозможные отходы первичного и вторичного производства изделий из дублёной кожи. Индивидуальные находки – это те, которые передают на вечное хранение в музей. Среди них много обычных, совершенно повседневных. Например, железные ножи, грузила для рыболовных сетей, фрагменты строительной и печной керамики и прочее. Но иногда случаются находки совершенно неожиданные и уникальные, и надо считать большой удачей, что вещь нашли, не пропустили, а исследователь смог, в конце концов, догадаться, что же это за штука. Так произошло со мной на Новоторговском VI раскопе в 2008 году. Двое студентов-первокурсников исторического факультета Псковского университета под черновым полом сруба нашли карманные солнечные часы с компасом – древнейшие в России, обнаруженные при археологических раскопках. Стратиграфическое положение предмета безупречно, то есть, возможность его привнесения в слой в результате более позднего перекопа практически исключена. Порубочные даты брёвен из сооружений второго яруса, перекрывающего находку, находятся в интервале между 1512 и 1532 годами (определение выполнено М.И. Кулаковой). То есть, предмет попал в культурный слой не позднее первой трети XVI столетия.

Прибор, о котором идёт речь, непривычен для современного человека. Это своеобразный «гиб­рид» магнитного компаса и солнечных часов. С конца XV века до конца XVIII века эта разновидность часов была вполне обыкновенна. Часы представляли собой диптих — маленький складень из двух деревянных половинок, скреплённых миниатюрными петлями из цветного металла. Верхняя половинка диптиха не сохранилась, а нижняя содержала цилиндрическое углубление с осью вроде иглы из немагнитного металла в центре. На этой оси некогда крепилась магнитная стрелка. Размеры пластины – 3,15х3,65 см, толщина 0,5 см, изготовлена она из навощённого кипариса. По сторонам углубления для стрелки на дощечке вырезан циферблат, содержащий 15 часовых делений – 7 часов до полудня и 7 – после. Начертания цифр весьма архаичны, особенно непривычно выглядит петлевидная четвёрка. Однако, именно такие начертания арабских цифр характерны для второй половины XV и самого начала XVI столетия. В частности, очень похожие цифры есть на известнейшей гравюре Альб­рехта Дюрера «Меланхолия». На нижней стороне пластины хорошо различимо клеймо мастерской или владельца – лилия.

Находки солнечных часов с компасом при археологических раскопках в нашей стране весьма редки. Два экземпляра часов подобного типа были найдены в 80-х годах XX века в культурном слое русского заполярного города Мангазея, что находился близ устья реки Таз. Находки из Мангазеи авторы раскопок датируют началом XVII века. Оба экземпляра мангазейских часов имеют форму, близкую к овалу, и изготовлены из кости, вероятно, слоновой. Мангазейские находки примерно на столетие позднее нашей.

Интереснейшую информацию о ранних солнечных часах с компасом содержит легко дос­тупный в Интернете электронный каталог «Эпакт» (Epact). В нём представлены научные приборы эпохи Возрождения и начала Нового времени. Верхней хронологической границей каталога положен 1600 год, однако включены и более поздние приборы, которые были созданы мастерами, начавшими работать до рубежа XVI и XVII вв. Каталог включает предметы из четырёх европейских собраний: Британского музея в Лондоне, Музея истории науки в Оксфорде, музея Института истории искусств во Флоренции, Музея Боерхааве в Лейдене (Нидерланды). В их коллекциях хранится 76 солнечных часов-диптихов. Из них 60 изготовлены в Нюрнберге, в том числе и самые ранние. Единственные (и наиболее ранние) – конца XV века – сделаны из дерева. Наиболее часто встречающийся материал – слоновая кость, реже – латунь, иногда золочёная и серебрёная. Иногда – эбеновое дерево в сочетании со слоновой костью.

Стоит остановиться на конструктивных особенностях солнечных часов с компасом. Дело в том, что сами по себе солнечные часы без компаса показывают правильно время лишь тогда, когда они построены с учётом географической широты места измерения, календарной даты и угла наклона солнца во время измерения времени. Для того чтобы солнечные часы работали правильно, следует сориентировать теневую стрелку в направлении земной оси. Такую правильно сориентированную стрелку с первой половины XV столетия стали называть полуосью. Тень, вращающаяся вокруг полуоси, равномерно поворачивается каждый час на 15 градусов. Соединение солнечных часов с компасом давало возможность более или менее правильно сориентировать прибор относительно земной оси вне зависимости от времени и места наблюдения, лишь бы солнце светило. Для большинства наблюдателей эпохи Возрождения было важно узнать, какой час суток наступил. Деление часа на минуты и, тем более, секунды, как правило, практического значения еще не имело.

Первым создателем солнечных часов с корректирующим компасом часто называют великого немецкого астронома и математика Региомонтана. Его настоящее имя Иоганн Мюллер (1437–1476). Псевдоним означает место рождения. Иоганн Мюллер родился в городе Кёниг­с­берге в Верхней Франконии. В городе Нюрнберге им была создана мастерская по изготовлению различных хронометрических и астрономических приборов. Однако, первое описание солнечных часов с компасом принадлежит перу его старшего друга, учителя и соратника Георга Пурбаха. Оно относится к 1451 году. Традиция точного приборостроения в Нюрнберге прижилась, и солнечные часы с компасом стали одним из наиболее многочисленных приборов, выпускавшихся мастерскими города. Изготавливала их, например, мастерская Ханса Фрея, который приходился тестем Альбрехту Дюреру. Не исключено, что перед нами изделие именно его мастерской. После смерти тестя в 1523 году великий Дюрер унаследовал его дело. Около 1523 года открыл свою мастерскую по изготовлению точных приборов в Нюрнберге ставший впоследствии весьма известным мастер Георг Хартман (1489–1564). Два экземпляра солнечных часов с компасом его мастерской представлены в каталоге «Эпакт». На них имеются по углам нижней створки диптиха орнаментальные солярные знаки с характерными «ресничками», похожие на украшения часов из Пскова. Эти значки с «ресничками» вообще бывают только на часах, сделанных в Нюрнберге. Может быть, перед нами раннее изделие мастерской Хартмана? Пока у нас мало данных для того, чтобы уточнить наши предположения.

Сверяясь с часами, люди позднего Средневековья западной и южной Европы определяли время сделок и судебных заседаний, часы богослужений. Очень важной задачей было определение прихода благоприятных или, наоборот, неблагоприятных часов для астрологии. Напомним, что большинство средневековых учёных и даже научных светил Нового времени отнюдь не считали астрологию лженаукой. Частью средневекового медицинского образования была прикладная, специфически медицинская ветвь астрологии. Средневековые врачи считали необходимым при назначении практически любой медицинской процедуры непременно обращаться к расположению светил в зодиакальном круге. Лекари с западноевропейским университетом за плечами часто служили при Московском дворе в XV–XVII веках, нетрудно себе представить такого врача и в Пскове в первые десятилетия XVI века, которому и могли принадлежать наши часы.

Древнейшие стационарные­ солнечные часы на Руси, вероятно, появились в XI веке, в­ Чернигове, в стенах Спасо-Преображенского собора. Первые механические часы в средневековой России были построены в Москве в 1404 году, в правление великого князя Василия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского) афонским монахом Лазарем, сербом. Хитроумный автомат был оснащён подвижной человечес­кой фигурой, ударяющей молотом в колокол. В 1436 году, при архиепископе Евфимии, часы немецкой работы были установлены на Владычном дворе в Новгороде. Псков стал третьим по счёту русским городом, который обзавёлся городскими часами. В 1476 году прибывший в Псков архиепископ Феофил водрузил часы, присланные владыкой Ионой в 1470 году, на подворье Снетогорского монастыря. Для регулировки хода больших городских часов тоже могли потребоваться солнечные часы с компасом, то есть, хозяином часов мог быть и часовщик, но «врачебная» версия мне больше нравится. А что, если оба искусства совмещались в одной голове? Тоже может быть.

Алексей Яковлев,старший научный сотрудник АНО «Псковский археологический центр»

Количество показов 597
  FaceBook   Twitter   Vkontakte   LiveJournal

номер 354 от 14.02.2014





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 543 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...