Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Феноменология Э.Гуссерля исследует не феномены, в каких внешний мир проявляется для человеческого сознания, а те феномены, какими сознание проявляется во внешнем мире



Основная идея Э.Гуссерля такова: поскольку любой субъект активен и его активность направлена на объект, то эти же черты по определению свойственны и чистой субъективности. Следовательно, если мы сумеем выделить чистую субъективность, то она непременно продемонстрирует собственную активность и будет проецироваться на объект, а поэтому станет доступной для объективного исследования. Тогда станут возможными поправки на субъективность восприятия, позволяющие уточнять знание. Возможным будет и исследование сознания в его собственном качестве и внутренней необходимости («чистое сознание»).

Идея чистой субъективности особенно ценна для наук, прямо или косвенно связанных с изучением человеческого внутреннего мира, жизни и деятельности, то есть, для наук гуманитарных и социальных. Она позволяет рассматривать субъективные основания культуры, психической жизни, истории. Экономика, политика, право, язык – все это существует благодаря субъективной активности людей.

Э.Гуссерль ставил перед собой не философскую, а научную задачу, достойную XIX - начала XX века. В этот период естествознание осознало природу как идеализированный объект своего познания и сформулировало достаточно ясный ответ на вопрос, что такое природа. Благодаря этому открылась дорога для интенсивного развития теоретического естествознания и широкого применения математики.

Гуманитарные же науки, и прежде всего, психология продолжали оставаться эмпирическими. Теоретические построения в них выглядели произвольными и часто противоречили друг другу. Э.Гуссерль увидел свою цель в том, чтобы выстроить идеализированный объект гуманитарных наук, равномощный естественнонаучному, как бы «природу сознания», его чистую субъективность.

Э.Гуссерль хорошо понимал, что идеализированный объект психологии должен сохранять субъективность, иначе познание психики станет невозможным, это будет чья угодно психика, но только не «Моя». Такой объект не должен иметь привычный для науки независимый от сознания вид. Различие между субъектом и объектом в гуманитарных науках должно преодолеваться.

Как это сделать, сохраняя стремление науки к объективному знанию? Например, этого можно добиться не приобретением знания о внешнем предмете, а методически корректным выражением субъекта вовне. Тогда чистую, характеризующую человека субъективность возможно как бы вынести перед собой и «опредметить» в качестве смыслового и ценностного содержания внешнего мира. Тогда можно научно исследовать смыслы и ценности, понимая их субъективное происхождение и принадлежность своей личности. Научное познание здесь явно заменяется философским «говорением» и «вопрошанием». Это - искусство, но не такое, как, например, живопись или художественная литература, проявляющая весь внутренний мир автора в его конкретности, а такое, которое выражает только всеобщую субъективность человека, свойственную каждому. То есть, это «научное искусство философствования».

Однако называть чистую субъективность предметом познания возможно лишь после того, как ее удастся получить. Феноменология Э.Гуссерля разрабатывалась именно как метод извлечения чистой субъективности из сознания.

Каким же способом можно раскрыть чистую субъективность?

Феноменология Э.Гуссерля включает в себя два принципиально важных методологических шага по вычленению субъективности, предваряющих ее исследование:

· феноменологическую редукцию;

· интенцию.

Феноменологическая редукция - первый шаг методологии Э.Гуссерля. Вообще, редукцией называется метод исследования связи явлений. Редуцировать, значит установить связь одного явления с другим, как с его причиной и основанием. Так, например, чтобы исследовать образ литературного героя, необходимо редуцировать его к тексту, чтобы изучать финансовые потоки, надо устанавливать их соответствие с бухгалтерскими документами, чтобы определить эффективность юридического закона, следует редуцировать его к правовой культуре и поведению населения и т.д.

Феноменологическая редукция означает вычленение в мышлении исследователя сторон, не связанных с социальной культурой, но при этом, выступающих причиной и сущностью сознания, его внутренней природой.

Осуществить феноменологическую редукцию можно, применяя предложенный Э.Гуссерлем принцип «эпохе». Этот принцип состоит в отказе от любых суждений и утверждений на основе опыта, то есть, на основе ощущений, информированности, воспитания и т.д. Конкретное сознание двойственно, в нем проявляется «чистое сознание» и субъективность наряду с опытом и знаниями. Выводы следует делать именно на основе субъективности. Причем выводы эти не являются процедурами рассудка, они как бы «направленная спонтанность».

Феноменологическая редукция включает в себя

а) эйдетическую редукцию как продукт применения принципа epoche. Эйдетическая редукция является абстракцией от естественной установки сознания и переводит познание от нее к трансцендентальной позиции, к выделению чистого сознания, «Я» как предмета рефлексии.

б) Помимо эйдетической, принцип epoche требует трансценентально-феноменологической редукции, являющейся отказом не только от естественной установки, но и от всего, что привносит в наше сознание культура.

Результатом редукции становится трансцендентальная позиция исследователя, позволяющая ему непосредственно усматривать истину. Такая позиция и обозначается как «чистое сознание», она является теоретической моделью, очерчивающей границы познания.

Чистое сознание – теоретическая модель, в которой изначально содержатся все структуры возможного отношения человека к реальности. Подчеркнем, не исторически-конкретного отношения, оно обусловлено естественной установкой, а возможного. Как следствие, результатом феноменологии становится свободное конструирование ученым возможных миров по признаку не естественной установки, т.е. того, как сложилось, а по признаку «как вообще может быть». Позднее это начинает пониматься наукой как «свобода интерпретации», а истина феноменологии оказывается не истиной того, что есть, а правдоподобием.

Интенция (Intentio – в переводе с лат., стремление) - второй шаг феноменологии Э.Гуссерля. В контексте разработанной им методологии, под этим термином понимается направленность мышления на предмет. Идея интенции была высказана австрийским философом XIX в. Ф.Брентано, считавшим, что сознание не является только отображением реальности, пусть даже активным. В нем всегда присутствует «сознание о…» (о чем-то. - А.П.), предполагающим дистанцирование от предмета. По Брентано, сознание является имманентным (внутренне обусловленным) для феномена возможным практическим отношением к внешней предметности.

Чистое сознание дано ученому непосредственно как его трансцендентальная позиция и как часть его сознания, оно дано вместе со всеми структурами. Поэтому познание представляется как «созерцательное усмотрение» истины, как поток сознания. Структуры же чистого сознания и представляют собою его феномены. Феномен сознания, стало быть, познается интуитивно, как его непосредственное усмотрение. Поэтому он обладает качеством непререкаемой самоочевидности и не нуждается в каком-либо доказательстве.

Феноменобладает следующей структурой:

а. Языковая оболочка (символы).

б. Психическое переживание.

в. Смысл и значение, рефлектируемые как предмет познания. Смысл и значение понимаются здесь как непосредственно заключенное в феномене возможное практическое отношение к вещам.

Интенция сознания наполняет предмет строго личными значениями, «одухотворяет» его. Личные значения, приписываемые предмету, составляют его предназначенность для нас, то есть, его смысл.

Интенция позволяет исследователю в самом себе раскрыть черты общечеловеческой субъективности, создающей культуру. Качество субъективности в дальнейшем становится качеством культуры.

Методология Э.Гуссерля подготовила гуманитарную и культурологическую мысль к ясному представлению о предмете и задачах познания. Э.Кассирер, опираясь на идеи Марбургской школы неокантианства,пришел к выводу о том, что предметом теории, познающей природу человека, являются символы. Г.Риккерт заключил, что это – ценности.

В результате исследование любых форм культуры стало трактоваться как анализ символов и ценностей, имеющий основной задачей ценностную интерпретацию символов.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 428 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...