Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
«живописности» и «иконности». В иконописи – переход в иной род. Чтобы
преодолеть психологизм и перспективу живописи, необходимо подвигнуть-
ся от них, перейти в план вечности. А это и есть истинное освобождение. Мы
даже и приблизительного отчета не даем себе в том, какие изумительные воз-
можности открывает перед нами освобождение от уз психологизма и перспек-
тивного аллегоризма.
Византийская иконопись разработала все виды икон.
По преимуществу это были образа Спаса и Богоматери с младенцем Хри-
стом, а также праздники, т. е. события из Ветхого и Нового Заветов и изображе-
ния ангелов и святых.
Содержанием всех византийских икон служат догматы Церкви, церковное
предание и история церкви.
Икона сохраняет принятый и освященный церковью образ, схему священ-
ного лица или события и самый тип изображаемого.
«Иконопись имеет задачей представить понятную схему события, путем
очищения темы от лишнего, а равно выработки типа. Иконопись отправляется
от реального типа, но стремится, путем идеализации, к выработке духовных
типов и форм». Эту задачу – создания православной иконы выполнила Визан-
тия и в этом ее величайшая заслуга.
* * *
Религиозная живопись, появившись на Западе в эпоху Возрождения,
получила очень широкое распространение в христианском мире. Эта живо-
пись имела исходной точкой Предание Церкви и Священное Писание, а так-
же использовала изобразительное наследие византийского искусства. Но нару-
шив верность последнему, она пошла путем так называемого «свободного»
творчества. Совершенно игнорируя условную иконную форму, религиозная
живопись Запада стала с течением времени целиком светской, реалистической.
Только тема заимствовалась художником или скульптором из Библии, все ос-
тальное художник изобретал сам. Желание блеснуть, удивить, показать кра-
соту тела, драпировок, пейзажа, сложность ракурсов, светотени и т. д. привело
к великолепным достижениям в области живописи и к полной утрате церков-
ности искусства и духовности.
Зрело мастерство художников, успех окрылял их, заказы увеличивались.
Ничем несдерживаемая свобода пленяла фантазию и были сданы в архив по-
нятия церковности искусства предания или традиции.
Плоть победила дух. Она подняла армию своих апологетов, их голос слы-
шен и теперь, он звучит убедительно, но далеко не для всех…
В чем же суть дела? Какова разница между иконой и картиной? Суще-
ственная разница между религиозной живописью и иконописью заключается
в том, что в живописи человек передает свои чувства и переживания, свое су-
губо личное восприятие Евангелия и Христа. Человек как бы идет в этом
отношении к Богу. В иконописи, устами Церкви, Бог раскрывает себя чело-
веку, иконопись есть выражение полноты богооткровенных истин. Иконопись
есть, кроме того, и средство приближения души человеческой к Богу. Это пря-
мой и верный путь, как и все в Церкви Христовой.
Иконопись лишена индивидуалистической трактовки, она догматична
во всем. На догматах веры и только на них возможна жизнь церкви и спасение.
Вольнодумство и «свобода» здесь приносят только вред, ибо богооткро-
венная истина одна и во всей полноте хранится в церкви. Сохранение чистоты
веры задача Церкви, усвоение и претворение этой веры в жизнь членов Церк-
ви – ее цель.
Все большее приближение к Богу, все возрастающая духовность земных
членов Церкви, предмет постоянных забот Церкви, пути и средства к этому –
в Церкви.
Беда в том, что вкрапленное в нашу жизнь западничество стало силь-
но тормозить духовную жизнь. Чуждая нашему духу западная цивилизация
со всем ее земным блеском, роскошью и комфортом захватила нас и своим
красиво-земным и слащавым религиозным искусством. Строгие идеалы верно-
сти православию в искусстве забыты. Увлечение «похожей на жизнь» картиной
на библейскую тему стало давно повсеместным. А сколько фальши в этой
«похожести»! Сколько дерзости, непонимания и неблагоговейного отноше-
ния, доходящего до кощунства! Но зато понятно, красиво, наглядно и умили-
тельно. Также «умилительно», как при концертном исполнении театральными
солистами песнопений Страстной седмицы или панихиды. Слащаво! Дешево
и не церковно это умиление! Оно очень далеко от благодатных состояний души
и внутреннего умиления и озарения.
Договорились до того, что иконы наши устрашают, умышленно запугива-
ют, грозят. Это могут говорить или явные невежды или враги. Победная луче-
зарность Воскресения Христова светится в каждом православном образе. Крас-
ки наших икон горят радостью, как золото куполов и белизна стен церковных
на голубом небе. Необычайно смелая красочная гамма, почти полное отсут-
ствие темных, не говоря уже о черных красках, делают иконы всегда празднич-
ными, светящимися, благодатно сияющими.
Не надо только забывать о возрасте икон, иногда невежественных их
владельцах, условиях в которых они находились и варварах «реставраторах».
Я здесь имею в виду не настоящих мастеров, воскресающих древние иконы
к новой жизни, а многочисленных самозванцев и невежд, которые денег ради
берутся за все. И как часто, к великому сожалению, наше доверчивое духовен-
ство и даже иерархи, передают для реставрации этим врагам наши церковные
ценности, неповторимые сокровища.
Иконы потемнели от нас. По нашим грехам и нашему невежественному
равнодушию. Горестным фактом можно признать и то, что создатель нашего
замечательного церковного искусства – наш народ стал его губителем. Полное
непонимание старины, охлаждение, а потом и пренебрежение к ней – это древ-
ний грех народа и прежде всего духовенства.
Увлечение западом вытеснило иконы в ризницы и на чердаки. Преклоне-
ние перед «жизненностью» земных красок, вытеснило и из души животворные
запросы духа. И было бы не так обидно, если бы вместе с красивостью, которая
сама по себе уже ересь и падение, не проникли и прямо еретические и ложные
веяния, которые противоречили догматам нашей Церкви.
Несмотря на протесты и специальные охранительные меры Церкви, они
вошли в церковные двери и заняли самые почетные места в наших древних
храмах. Несвойственным нашему национальному духу и церковным тради-
циям, западными храмами стали наполняться наши веси и грады. Постепен-
но дошло до того, что и облик нашего духовенства, образ мысли и язык стали
западными, вернее, плохими копиями на западное, ибо всякое подражание
фальшиво.
Как засорилась наша речь, совершенно порой ненужными, иностранны-
ми словами, которые стали приниматься как показатель культуры и знаний,
так и искусство наше захламилось западным. Попытки очиститься от западной
скверны были, но пока успеха не достигнуто. Возвращение блудного сына с за-
падной стороны, где он питался отбросами, в отчий дом, – дело будущего, но не-
сомненно, богатство нашей древней национальной культуры должно охватить
не только одиночек ценителей и ученых специалистов, а всех – весь русский
народ. Чувство гордости за свой талантливый и чистый сердцем народ выльет-
ся в радость от созерцания тех несметных богатств, созданных народом в те
далекие времена, когда еще Запад и думать не мог о своем примате.
Вредна ли живопись? Конечно нет. Как существуют в Церкви апокрифы
и сочинения не вошедшие в канон, как духовные стихи и песнопения не вклю-
чены в богослужение, так и та часть религиозной живописи, не порвавшая
с принципами церковности и верности, хотя бы в основном, византийско-
русской изобразительной традиции, может быть признана полезной не для храмо-
вого богослужебного употребления, а для помещения в домах. Следует при этом
всегда помнить, что живописные произведения не являются носителями церков-
ного изобразительного предания, а служат лишь для благочестивых настроений
и воспоминаний священных лиц и событий. Храмовая обстановка должна быть
иконной, роспись обязательно традиционно-церковной, утварь сугубо церковно-
го стиля. Хорошо чувствующий природу Церкви священнослужитель не внесет
в храм картину, вместо иконы и не будет заказывать иконы с западных картинок.
В святом углу должна быть икона. В храме должны быть иконы. Место
картин не храм и не святой угол, лампада теплится перед образом, люди молятся перед иконой. Картина, если это настоящая картина, облагораживает, настраивает, она –вспомогательное средство, но она не часть нашего богослужения и церкви, чемявляется святая икона.
Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 207 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!