Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Постановление Шариата относительно действий отца



Факыхи разъяснили постановление Шариата относительно действий отца ребёнка и уделили этому вопросу особое внимание,

потому что отец — первый из покровителей, обязанных заботиться об

имуществе ребёнка.

Если отец расточителен, то он не может быть покровителем над имуществом ребёнка. Он обязан передать его имущество в распоряжение опекуна, которого он сам назначит.

Если же отец не расточителен, то он остаётся покровителем над имуществом ребёнка и имеет право (по мнению ханафитов и маликитов) продавать имущество ребёнка и покупать ему что-то,

независимо от того, о каком имуществе идёт речь: движимом или недвижимом, если цена разумная или же имеет место небольшое завышение при продаже и занижение при покупке, не выходящее за

рамки обычного, привычного для людей, потому что отец любит ребёнка и заботится о его благе104. Если же он продаёт или покупает что-либо для ребёнка при том, что это явно невыгодно для него, то есть имеет место завышение цены при покупке и занижение при продаже

103 Джамиахкамас-сыгар.Т. 1.С. 268-269.

больше обычного, то эти его действия не будут иметь законной силы. Однако в ханафитском мазхабе есть фетва, согласно которой купля покровителя имеет законную силу, потому что он в состоянии взять на себя ответственность за эту покупку, тогда как продажа не имеет законной силы, поскольку наносит явный вред подопечному.

Отец имеет право продавать своё имущество своему маленькому ребёнку, а также покупать его имущество для себя за обычную или

чуть заниженную цену. При этом отец как бы заключает договор с самим собой, то есть, он делает предложение о купле или продаже, и он же принимает его, и этот случай является исключением из правила,

согласно которому заключающих договоры, связанные с имуществом, обязательно должно быть несколько (то есть, больше одного). Это разрешается потому, что отец любит ребёнка и заботится о его

интересах. Аль-Астарушини сказал: «Наиболее правильное мнение — что предложение и принятие его не являются необходимым условием в таких случаях. Если он сказал, например: "Я продаю то-то из

имущества моего сына" — то он не обязан говорить после этого: покупаю", и наоборот. Отец может осуществлять продажу подобным образом за обычную цену или слегка заниженную, но не выходящую

за рамки занижения, привычного для людей. От Абу Ханифы (да помилует его Аллах) передают, что такой договор не разрешается заключать, если имеет место занижение цены. Однако первая версия более правильная105.

Он также не имеет права давать кому-то ссуду из денег ребёнка или самому брать ссуду из его денег, потому что это препятствует преумножению имущества ребёнка. Однако он может взять ссуду для своего сына или разрешить ему самому взять ссуду у кого-либо.

Абу Ханифа и Мухаммад считают также, что отец имеет право отдать в качестве залога что-то из имущества ребёнка, если у него

(отца) имеется долг, потому что он заботится об имуществе своего ребёнка, и из-за своей любви и жалости к нему имеет право действовать за двоих. А Абу Йусуф и Зуфар считают, что это не

разрешено, потому что отданное в качестве залога имущество не приносит ребёнку пользы: его нельзя использовать или преумножить до тех пор, пока отец не выплатит долг и этот залог не вернётся к ним.

Ас-Сарахси говорит, что если отец берёт что-то из имущества своего маленького ребёнка, это не расценивается как присвоение этого

104 Тоже.Т. 1.С. 146.

имущества незаконным путём. Если отец нуждается, он может расходовать средства ребёнка, и от него ничего не требуется взамен. Если же отец не нуждается, то он может взять из имущества ребёнка для того, чтобы сохранить его, и не будет вероломством с его стороны, если он воспользуется имуществом ребёнка, не испытывая нужды, однако в этом случае он обязан возместить взятое.

Отец имеет право перевозить с собой имущество маленького сына или дочери, а также отдавать его в распоряжение другого, чтобы тот

своим трудом преумножал его, а прибыль они бы делили. Он также

может давать деньги ребёнка кому-то, чтобы тот купил ему на них определённые вещи в другой стране (безвозмездно). И отец может по-

ручить другому человеку продать, купить или арендовать что-то для

него, и он может вкладывать деньги ребёнка. Он также может разрешить ребёнку заниматься торговлей и сделать его своим

уполномоченным при заключении торговых сделок, если тот

разбирается в вопросах купли- продажи. Отец может также взять имущество ребёнка и, прикладывая свой труд, преумножать его и

получать с него прибыль, и он должен делать это при свидетелях. Если

он поступит иначе, то прибыль является дозволенной для него между ним и его Господом, однако судья не должен подтверждать это. То же

самое происходит в том случае, если он объединяет два капитала —

свой и ребёнка — для дальнейшего осуществления деловых операций и преумножения имущества, и при этом его капитал меньше капитала

ребёнка. Если он заключал сделки при свидетелях, то прибыль

получается в соответствии с оговоренными условиями, и если свидетелей не было, прибыль остаётся дозволенной для него между

ним и Его Господом, однако судья не должен подтверждать это, и

прибыль назначается в размере первоначального капитала. Это же относится и к назначенному опекуну. При этом не разрешается

поручительство ребёнка, независимо от того, разрешил его отец это поручительство или нет, потому что это разрешение в любом случае недействительно, потому что это разрешение на пожертвование, а оно

не входит в покровительство отца, и он не имеет права разрешать его.

Что же касается получения того, что положено ребёнку, то принимать махр девушки от жениха имеют права только два её

родственника отец и дед, потому что это — действие, касающееся её имущества, а никто, кроме них, не имеет права покровительства над её имуществом.

Если отец купил что-то для своего маленького сына, то, пока сын маленький, право получить купленную вещь остаётся за отцом, и если ребёнок достиг совершеннолетия, но при этом отец купил данную вещь у постороннего, это право также остаётся за ним. Если же кто-то купил эту вещь у самого сына, то право получения принадлежит сыну, и отец не может получить её вместо него. Если ребёнок имеет первоочерёдное право на покупку недвижимости (шуф'а), покровитель имеет право сразу воспользоваться этим правом, не дожидаясь совершеннолетия ребёнка, несмотря на вероятность того, что, став совершеннолетним, ребёнок может и не одобрить это

действие покровителя115.

Если отец или назначенный им опекун признают, что имело место незаконное присвоение имущества ребёнка, то против него не

принимается никаких мер, поскольку невозможно себе представить, чтобы он незаконно присвоил что-то из этого имущества при том, что он является покровителем, и имеет право брать его.

Покровитель, а также судья, по мнению большинства поздних учёных, имеют право осуществить возмездие за убийство, если у ребёнка есть право на такое возмездие.

Ребёнок приравнивается к совершеннолетнему в том, что касается размеров компенсации за убийство или повреждения различных органов тела, приносящих определённую пользу, которая исчезает при

отделении их от тела. Это язык, руки, ноги и так далее. Компенсация за женщину составляет половину компенсации за мужчину.

Преступления, совершённые ребёнком или умалишённым

преднамеренно, рассматриваются как совершённые по ошибке (непреднамеренно), а компенсация за них возлагается на его родственников со стороны отца. Слабоумный в этом приравнивается к умалишённому. Иными словами, преступления, совершённые ребёнком преднамеренно, приравниваются к совершённым непреднамеренно, по мнению ханафитов. Компенсация требуется в обоих случаях, и она выплачивается из имущества ребёнка, если речь идёт о преднамеренном преступлении, потому что на родственников ребёнка не возлагается компенсация за преднамеренно совершённое преступление. И на ребёнка не возлагается искупление в случае непреднамеренно совершённого преступления, и он не лишается наследства за убийство, по мнению ханафитов.

Если отец нуждается в деньгах ребёнка, то если он дома, и нуждается в них по причине своей бедности, то он имеет право брать из них, сколько нужно, ничего не возмещая. Если же он находится в другом месте, далеко от дома, и нуждается потому, что у него нет собой еды при том, что дома у него есть имущество, то он может брать из имущества ребёнка с условием последующего возмещения.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 288 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...