I Сущность терпения 258а
II Как начать его освоение 258б
III Разновидности терпения 263а
§1 Безответность на вред 263а
1. Преодоление нетерпимости к вреду 263а
А Преодоление нетерпимости к вредителю 263а
1. Гневаться нелепо 263а
а. Из-за объекта 263а
(1) Наличие или отсутствие свободы воли 263б
(2) Случайно зло или имманентно? 264б
(3) Непосредствен или косвен вредитель? 265а
(4) Какова причина, заставляющая вредить? 265б
б. Из-за субъекта 266а
в. Из-за оснований 266б
(1) Рассуждение о причинах вреда и о
виновности или невиновности 266б
(2) Рассуждение о принятом на себя
[обязательстве] 266б
2. Надо любить вредителя 267а
Б Преодоление нетерпимости к его действиям 267а
1. Преодоление нетерпимости к созданным
[вредителем] препятствиям похвалам и
остальным из трех [подобных вещей] 267а
а. Похвалы не являются достоинствами 267б
б. Размышление о том, что похвалы и
подобное ущербны 267б
в. Вывод, что следует радоваться, если им
препятствуют 267б
2. Преодоление нетерпимости к презрению и
остальным из трех [подобных установок] 268б
2. Преодоление досады, что враг благоденствует, и
подавление радости, если он бедствует 269а
ПРЕДИСЛОВИЯ LXXXVII
Листы:
§2 Безропотное перенесение страданий 270б
1. Причина необходимости безропотно переносить
страдания 270б
2. Метод порождения [способности] безропотного
перенесения страданий 271а
А Подавление поглощающего уныния от страдания 271б Б Разъяснение, что следует безропотно переносить
страдание 271б
1. Размышление о достоинствах самого страдания 271б
1. 2. Размышление о достоинствах терпеливого перенесения добровольно взятых на себя тягот 271б
а. Мысль о пользе Освобождения 272а
б. Мысль о пользе [безропотного перенесения
добровольно взятых на себя тягот], избавляющего от бесчисленных страданий 272б
3. О том, что, если постепенно привыкнуть [к безропотному перенесению страданий, оно становится] нетрудным 272б
3. Подробное изложение предметов [безропотного перенесения] 273б
[Страдания], связанные с вещами [монашеского быта] 273б
[Страдания], связанные с мирским 273б
[Страдания], связанные с положениями тела 273б
[Страдания], связанные с преданностью Дхарме 274б
[Страдания], проистекающие от житья подаянием 274а
[Страдания], связанные с усталостью от прилежания 274б
[Страдания], связанные с трудом на благо существ 274б
[Страдания], проистекающие от простых дел 274б
§3 Порождение незыблемой убежденности, веры в Дхарму 274б
(1) Предметы веры 274б
(2) Способ [проявления] веры 275б
IV Что надо делать, практикуя [терпение] 275а
V Заключение 275а
LXXXVIII ПРЕДИСЛОВИЯ
Схема 6
Листы:
Усердие
I Сущность усердия 275б
II Приход к его практике 275б
О пользе усердия 275б
О вреде его отсутствия 276б
III Разновидности усердия 276б
§ 1 Собственно разновидности усердия 276б
1. Усердие «панциря» 277а
2. Усердие в накоплении благих качеств 278а
3. Усердие в труде на благо существ 278а
§ 2 Метод порождения усердия 278а
1. Избавление от препятствующих усердию факторов 278а
А Определение препятствующих факторов 278а
Б Применение метода избавления от этих факторов 278б
а. Преодоление лени-откладывания 278б
б. Преодоление пристрастия к дурным занятиям 278б
в. Преодоление малодушия или самоуничижения 279а
(1) Преодоление малодушия по отношению
к цели достижения 279а
(2)Преодоление малодушия по отношению
к методу достижения 280б
(3). Преодоление малодушия по отношению
к «местопребыванию» при практике 281а
2. Собрание способствующих [усердию] факторов 283а
(1). Сила стремления 283а
(2). Сила стойкости 284а
Гордость по отношению к делу
Гордость от способностей
Гордость перед лицом омрачений
(3). Сила радостного энтузиазма 285б
(4).Сила отдыха 286б
3. 3. Прилежное применение усердия на основе этих
двух (избавления и собрания) 287а
ПРЕДИСЛОВИЯ LXXXIX
Листы:
4. Воспитание готовности тела и ума к труду
289б
IV Как практиковать усердие
290а
V Заключение
Схема 7
Медитация
290б
I Сущность медитации
290б
II Приход к ее освоению
291а
III Разновидности медитации
291а
IV Что надо делать, практикуя медитацию
291а
V Заключение
291б
Схема 8
Мудрость
I Сущность мудрости
292а
II Приход к ее зарождению
292а
III Разновидности мудрости
298б
1. Мудрость постижения абсолютного
298б
2. Мудрость постижения относительного
298б
3. Мудрость постижения должных свершений для блага
существ
299а
IV Что надо делать, практикуя мудрость
299а
V Заключение
299а
СТРУКТУРА ЧЕТВЕРТОЙ ЧАСТИ ЛАМРИМА
ПРЕДИСЛОВИЕ XCIII
Структура четвертой части Ламрима
Листы:
Особые практики двух последних парамит 303б
1. Польза освоения безмятежности и проникновения 304а
2. Указание, что они заключают в себе все самадхи 305а
3. Сущность безмятежности и проникновения 305б
4. Почему необходимо осваивать и то и другое 308б
5. Установление очередности 312а
6. Правила практик 314а
I. Правила практики безмятежности 314а
§ 1 Совокупность условий для [обретения]
безмятежности 314а
1. Благоприятная местность 314а
2. Малые желания 314б
3. Довольствование скудным 314б
4. Отказ от многих дел 314б
5. Чистая нравственность 314б
6. Отказ от помыслов об [удовлетворении]
желаний и прочем 314б
§2 Правила освоения безмятежности (т. схему 1) 315б
§3 Мера осуществления безмятежности (см. схему 4) 347б
II. Правила практики проникновения (том 5)
III. Метод их сочетания (том 5)
Схема 1
Правила освоениябезмятежности315б
1. Подготовительные [правила] 315б
2. Действительные [правила] 315б
А В каком положении тела созерцают 315б
Б Порядок созерцания 316а
1. Правила порождения безупречного самадхи 317б
а. Что делать до закрепления мысли на объекте 317б
XCIV ПРЕДИСЛОВИЯ
Листы:
б. Что делать во время закрепления мысли
на объекте 318а
(1) Выбор объекта для закрепления мысли 318б
(а) Общая система объектов 318б
Указание подлинных объектов 318б
Разъяснение — кому какие объекты подходят 321б
Указание иных названий объекта 323б
(б) Выбор подходящего объекта 323б
(2) Правила закрепления на нем мысли 327а
(а) Определение безошибочного метода 327а
(б) Устранение ошибочного метода 330а
(в) Мера продолжительности занятий 332б
в. Что делать после закрепления мысли на объекте
(схема 2) 333б
2. Степени сосредоточения ума, достигаемые
благодаря исполнению этих [правил] (схема 3) 343б
Схема 2
Что делать после закрепления мысли на объекте 333б
(1) Что делать, когда [мысль] расплывается или
возбуждается 333б
(а) Применение противоядия против не замечания
расплывания и возбужденности 333б
Определение расплывания и возбужденности 333б
Метод порождения бдительности, осознающей их
во время созерцания 335б
(б) Применение противоядия против отсутствия стараний избавиться от замеченных [ расплыванияи возбужденности] 336б
Определение волевого усилия и способ прекращения
расплывания и возбужденности 337а
Определение причин расплывания и возбужденности 339б
(2) Что делать при отсутствии расплывания и
возбужденности 341а
ПРЕДИСЛОВИЯ XCV
Схема 3
Листы:
Степени сосредоточения ума, достигаемые благодаря
исполнению этих [правил]
343б
А Собственно степени сосредоточения ума
343б
1. Закрепление мысли
343б
2. Продолженное закрепление
343б
3. Поправляемое закрепление
343б
4. Прочное закрепление
343б
5. Обуздание [ума]
344а
6. Успокоение
344а
7. Полное успокоение
344а
8. Однонаправленное сосредоточение
344б
9. Ровное сосредоточение
344б
Б Метод осуществления этих [степеней] с помощью
шести сил
345а
В Участие четырех видов внимания
347а
Схема 4
Мера осуществления безмятежности
347б
1. Разграничение осуществления и неосуществления
безмятежности
348а
а. Собственно [разграничение]
348а
б. Признаки обладания [безмятежным] состоянием ума и устранение сомнений 352а
2. Общее указание способов продвижения на основе
безмятежности 356а
3. Особое изложение способа продвижения по мирскому
пути 360а
а. Указание необходимости достижения безмятежности
перед тем, как идти по пути спокойного и грубого 360а
б. Способ избавления от страстей, опирающийся
на безмятежность 361а
СТРУКТУРА ПЯТОЙ ЧАСТИ ЛАМРИМА
CV
Структура пятой части Ламрима
Листы:
[Введение]
365а
1б
II Правила практики проникновения
367а
8а
§1 Снаряжение для проникновения
367а
8б
А Определение Слова условного и высшего
смысла
367б
10а
Б Как развивалось комментирование [трактатов]
Нагарджуны
369б
15б
В Уяснение воззрения пустоты
371а
21а
1. Этапы прихода к реальности
371б
21б
2. Правильное уяснение реальности
374б
32а
а. Определение объекта логического
отрицания (см. схему 1)
374б
32а
б. Как совершать его отрицание — посредством
опровергающих выводов (прасанги) или
самостоятельных предпосылок (сватантры)
(см. схему 2)
433а
181а
в. Как развить воззрение, совершая [отрицание
посредством прасанги] (см. схему 3)
462б
257а
§2 Разновидности проникновения
492б
335б
§3 Правила освоения проникновения (см. схему 4) 495а
344а
§4 Мера осуществления проникновения
385б
III Метод сочетания безмятежности и проникновения
514а
392а
[Краткая сводка общего пути]
516а
396а
Особая практика Ваджраяны (краткое введение)
517б
402а
[Завершающие строфы]
519а
405а
[Колофон]
520а
410б
ПРЕДИСЛОВИЯ
CVI ПРЕДИСЛОВИЯ
Схема 1
Листы:
а. Определение объекта логического отрицания 374б 32а
(1) Почему необходимо точное определение
Отрицаемого 374б 32б
(2) Опровержение чужих систем, в которых отрицают, не определив отрицаемое 375а 33а
1. Критика расширения отрицаемого 375а 33б
(а) Изложение [ложных] мнений 375б 34а
(б) Опровержение этих [мнений] 376б 36б
(б1) Разъяснение, что такими суждениями отрицается отличительная особенность срединности 376б 36б
(б1.1) Определение отличительной особенности срединности 376б 37б
(б1.2) Как ее отрицают 382а 53б
(б1.3) Как мадхьямики отвечают на это 383б 57а
(б2) Разъяснение, что представленные «сокрушающие доводы» не опровергают [нашей точки зрения] 391б 76а
(б2.1) Невозможность опровержения [нашей точки зрения] посредством
исследования: «Способны или не способны [явления] выдержать логический анализ?» 391б 76а
(б2.2) Невозможность опровержения [нашей
точки зрения] посредством исследования: «Установлено или не установлено достоверным познанием?» 396а 87б
(б2.3) Невозможность опровержения [нашей
точки зрения] посредством исследования: «Имеет место какая-либо из четырех альтернатив или нет?» 408б 120а
(б2.4) Разъяснение, что отрицание
существования, несуществования и остальных
из четырех альтернатив не может служить
«сокрушающим доводом» 411а 125а
ПРЕДИСЛОВИЯ CVII
Листы:
2. Критика сужения объекта отрицания 414б 134а
(3) Определение отрицаемого в нашей системе 419б 146б
1. Определение основного объекта отрицания 419б 146б
2. Когда нужно и когда не нужно присовокуплять
его [характеристику] к другим отрицаемым вещам 427б 168а
3. О добавлении и не добавлении к отрицаемому
характеристики «абсолютное» 428б 171а
Схема 2
б. Как совершать отрицание — посредством опровергающих выводов (прасанги) или самостоятельных предпосылок (сватантры)433а 181а
(1) Определение прасанги и сватантры 433а 181б
1. Опровержение чужих точек зрения 433а 182а
(а) Изложение [чужих] точек зрения 433а 182б
[(а1) Мнение Джаяананды 433б
(а2) Мнение учеников Джаяананды 434б 185б
(аЗ) Мнение некоторых современников 435б 188а
(а4) Мнение некоторых предшественников] 436а 190а
(б) Их опровержение 436б 190б
(61) Опровержение первого мнения 436б 190б
(62) Опровержение второго мнения 437б 192а
(63) Опровержение третьего мнения 438б 195а
(64) Опровержение четвертого мнения 447а 215б
2. Представление нашей позиции 447а 216а
(а) Собственно опровержение сватантры 447б 216б
(al) Указание изъяна позиции [сватантриков, состоящего] в недоказанности субъекта ее основного [тезиса] 447б 216б
(al.l) Изложение мнения [сватантриков] 447б 216б
(а1.2) Его Опровержение 448б 219а
(al.2.1) Несостоятельность [этой
позиции по] смыслу 448б 219б
(al.2.2) Несоответствие приведенного
примера 451б 229а
CVIII ПРЕДИСЛОВИЯ
Листы:
(а2) Указание на несостоятельность и доводов
[сватантриков] из-за изъяна [их позиции] 454б 237б
(б) Почему в нашей [системе] нет [этих ошибок
сватантры] 457а 244а
(2) Какая из этих двух [систем] приводит к
зарождению воззрения 462а 256б
Схема 3
в. Как развить воззрение, совершая [отрицание
посредством прасанги] 462б 257а
(1) Установление отсутствия самости индивида 462б 257а
1. Собственно установление отсутствия
самобытия «я» 462б 257б
(а) Приведение примера 462б 257б
(а 1) Разъяснение, что повозка лишена самобытия
и существует [лишь] номинально 463а 258а
(а2) Опровержение возражений 466а 265б
(аЗ) Доказательство, исходящее из разных
названий 467а 268б
(а4) Преимущество быстрого обретения
воззрения с помощью [вышеприведенного
примера] 467б 270а
(б) Конкретное применение [вышеприведенного
примера] 469а 274а
(б1) Конкретное применение принципа
отсутствия самобытия 469а 274а
(б1.1) Опровержение положения о
тождестве «я» с совокупностями 469а 274а
(б1.2) Опровержение положения об отличии
«я» от совокупностей 473а 284а
(б1.3) Вытекающее отсюда опровержение
остальных положений 475а 288а
(б1.4) Основанное на таком [анализе] выявление личности как «подобной
иллюзии» 476а 290б
ПРЕДИСЛОВИЯ CIX
Листы:
(б2) Конкретное применение доказательства,
исходящего из разных названий 481а 3056
2. Объяснение, как таким [анализом]
опровергается и самосущее «мое» 481б 306а
3. Применение той же логики к другим
[предметам] 482а 307а
(2) Установление отсутствия самости явлений 483а 310а
(3) Как, осваивая воззрение, избавляются от завес 489а 326б
Схема 4
Правила освоения проникновения 495а 344а
А Опровержение чужих систем 495а 344а
(1) Первое опровержение 495б 344а
(2) Второе опровержение 500а 3556
(3) Третье опровержение 500б 357а
(4) Четвертое опровержение 501а 3586
Б Наша система [освоения проникновения ] 501б 359б
(1) Почему необходимы оба — закрепленное и
аналитическое созерцание 501б 360а
(2) Отвод возражений 505б 368б
(3) Краткое объяснение принципов практики 509б 380б
СУЩНОСТНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ ПО МЕДИТАЦИИ НА ЭТАПЫ ПУТИ К ПРОСВЕТЕЛЕНИЮ
(ЛАМРИМ)
Сущностные наставления по медитации на Ламрим были переданы Гуру Геше Джампа Тинлею его Духовным Учителем, досточтимым Панангом Ринпоче, который провел 35 лет в уединенном затворничестве в горах Тибета и Дхарамсалы (север Индии).
Подготовлено издательским отделом Московского буддийского центра Ламы Цонкапы, 2000г.
ЧЕТЫРЕ СУЩНОСТНЫХ ПОЛОЖЕНИЯ
МЕДИТАЦИИ О ПРЕДАННОСТИ ГУРУ
I. Преимущества правильного вверения себя Духовному Наставнику.
1) Приближение к состоянию Будды.
2) Получение благословения от всех Будд и Бодхисаттв.
3) Жизнь за жизнью Духовный Наставник будет меня защищать.
4) Злые духи и враги не смогут причинить мне вред.
5) Омраченное состояние сознания и негативное поведение сами
собой уменьшаются.
6) День ото дня возрастает подлинная реализация.
7) Если я вспомню о своем Духовном Наставнике во время
умирания, то не получу перерождение в низших мирах.
8) Возможность достижения как временных, так и долговременных
целей без особых трудностей.
II. Ущерб от не вверения Духовному Наставнику.
1) Невозможность приблизиться к состоянию Будды.
2) Все Будды и Бодхисаттвы будут недовольны мной.
3) Мне будет трудно встретиться с истинным Учителем в течение
многих жизней.
4) Злые духи и враги смогут легко причинить мне вред.
5) Достигнутая реализация деградирует.
6) Еще не достигнутые реализации не породятся в моем уме.
7) После смерти мне грозит перерождение в низших мирах.
8) Трудность достижения временных и долговременных целей.
III. Развитие веры в Духовного Наставника.
1) Причины, по которым в Духовном Наставнике нужно видеть Будду.
2) Доказательства того, что Духовный Наставник - Будда.
а) Несмотря на то, что он выглядит, как обычный человек, внешняя видимость
обманчива, поэтому на ее основе нельзя делать выводы.
б) Будда пророчествовал, что в будущем будет принимать облик простого
монаха, Духовного Наставника для помощи живым существам.
в) Основное направление деятельности Будды — указывать людям духовный
путь. Духовный Наставник - главный проводник деятельности Будды.
3) Трансформация кажущихся недостатков Духовного Наставника в еще большую веру в него.
4) Обычные и необычные качества его тела, речи и ума.
IV. Развитие уважения к Духовному Наставнику.
1) Духовный Наставник добрее ко мне, чем все Будды.
2) Он даже добрее ко мне, чем Будда Шакьямуни.
3) Его доброта — в передаче Дхармы.
4) Его доброта — в том, что в самом начале он указывает мне
путь, в середине помогает достичь реализации, и в конце помогает достичь
состояния Будды.
5) Его доброта — в заботе обо мне: он мне ближе отца и матери.
Вывод:Несомненно, мой Духовный Наставник - Будда.Повтори трижды:"Вы - Будда, Вы - Божество, Вы - Дак и Дакини, Вы - Защитник Дхармы. С этого момента и до тех пор, пока я не достигну просветления, Вы - мое единственное Прибежище. Пожалуйста, защищайте меня жизнь за жизнью”.
ТРИ СУЩНОСТНЫХ ПОЛОЖЕНИЯ МЕДИТАЦИИ О ДРАГОЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
I. Определение Драгоценной Человеческой Жизни: наличие восьми свобод и десяти благих условий.
Восемь свобод:(Нечеловеческие рождения)
1) Свобода от рождения в мире ада.
2) Свобода от рождения в мире голодных духов.
3) Свобода от рождения в мире животных.
4) Свобода от рождения в мире богов.
(Человеческое рождение)
5) Свобода от рождения в отдаленных от Учения районах.
6) Свобода от рождения неполноценным человеком.
7) Свобода от приверженности к ложным взглядам.
8) Свобода от неприязни к Будде.
Десять благих условий:(Субъективные условия)
1) Рождение человеческим существом.
2) Наличие всех органов.
3) Рождение в центре - там, где существует Дхарма.
4) Не совершение пяти тяжелейших преступлений.
5) Вера в Дхарму.
(Объективные условия)
6) Существование в этом мире Будды.
7) Существование Дхармы.
8) Существование последователей Дхармы.
9) Существование моего Духовного Наставника.
10) Помощь от других.
II. Значимость Драгоценной Человеческой Жизни.
1) Значимость с точки зрения временных целей:
- освобождение от низших перерождений;
- освобождение от сансары.
2) Значимость с точки зрения долговременной цели:
- достижение состояния Будды.
Ш. Редкость Драгоценной Человеческой Жизни.
1) Редкость с точки зрения причины.
2) Редкость с точки зрения количества.
3) Редкость с точки зрения примера.
Решимость:
Я обрел очень редкую Драгоценную Человеческую Жизньи не потрачу ее впустую.
ЧЕТЫРЕ СУЩНОСТНЫХ ПОЛОЖЕНИЯ МЕДИТАЦИИ О НЕПОСТОЯНСТВЕ И СМЕРТИ
I. Недостатки неразмышления о непостоянстве.
1) Непамятование о Дхарме.
2) Не выполнение практики при наличии памятования.
3) Выполняемая практика недостаточно чиста.
4) Возрастание омрачений.
5) Сожаление в момент смерти.
II. Преимущества размышления о непостоянстве.
1) Памятование о Дхарме.
2) Возрастание стремления к практике.
3) Практика становится чище.
4) Уменьшение омрачений, возрастание добродетелей.
5) Отсутствие сожалений в момент смерти.
III. Собственно медитация на непостоянство и смерть.
1) Смерть неизбежна
(3 доказательства):
а) Владыка смерти обязательно придет.
б) Жизнь с каждой минутой укорачивается.
в) Даже если в течение жизни я не имею времени для практики
Дхармы, я несомненно умру.
2) Неопределенность момента смерти
(3 доказательства):
а) Продолжительность жизни в этом мире неизвестна.
б) Существует очень много условий для смерти и мало для жизни.
в) Мое тело очень уязвимо.
3) Только практика Дхармы поможет в момент смерти
(3 доказательства):
а) Мое положение и имущество не помогут мне в момент смерти.
б) Мои родственники и друзья не помогут мне в момент смерти.
в) Мое тело не поможет мне в момент смерти.
IV. Медитация на аспекты смерти
Решимость:
1) Поскольку смерть неизбежна, я должен готовиться
к следующей жизни.
2) Поскольку время смерти неизвестно, я должен начать
подготовку к смерти прямо сейчас.
3) Поскольку ничто не поможет мне в момент смерти,
кроме Дхармы, я буду заниматься только Дхармой.
ДЕВЯТЬ СУЩНОСТНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ МЕДИТАЦИИ НА ПРИБЕЖИЩЕ
I. Причины принятия Прибежища.
1) Страх
2) Вера
II. Объекты Прибежища.
1) Будда
2) Дхарма
3) Сангха
III. Причины, по которым Будда - подходящий объект Прибежища.
1) Он сам освободился от сансары.
2) У него есть сила, чтобы освободить других.
3) Он обладает Великим Состраданием.
4) У него равностное отношение ко всем существам.
IV. Принятие Прибежища через понимание качеств Будды, Дхармы, Сангхи в отличие от других объектов.
1) У Будды - качества тела, речи и ума.
2) У Дхармы - качества знания и реализации.
3) Сангха поможет в приобретении знаний и достижении реализации'.
V. Принятие Прибежища через различение качеств Будды, Дхармы, Сангхи.
Аналогия:
Будда - врач,
Дхарма - лекарство,
Сангха - сестры милосердия.
VI. Принятие Прибежища с решимостью: Будда, Дхарма, Сангха - это мое Прибежище.
VII. Принятие Прибежища, не рассказывая об этом другим.
VIII. Преимущества принятия Прибежища.
1) Я стану настоящим буддистом.
2) Никто не сможет мне навредить.
3) Я под защитой Будды, Дхармы, Сангхи.
4) Я не получу рождения в низших мирах.
5) Мои достоинства будут возрастать, и т.д.
IX. Обет Прибежища.
1) Принятие Прибежища только в Будде (не в мирских богах).
2) Отказ от причинения вреда другим.
3) Отказ от общения с вредоносными друзьями.
Вывод:
После такой аналитической медитации я принимаю Прибежище в свое сердце. Боясь перерождений в низших мирах или страданий сансары, я должен от всего сердца вверить себя подходящим объектам Прибежища - Будде, Дхарме и Сангхе.
ОДИННАДЦАТЬ СУЩНОСТНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ МЕДИТАЦИИ О КАРМЕ
VII. Как вовлечь себя в практику кармы.
VIII. Действительный результат кармы.
IX. Результат подобного действия.
X. Результат подобного окружения.
XI. Очищение кармы с помощью четырех противоядий.
1) Сила раскаяния, сожаления.
2) Сила опоры на Три Драгоценности.
3) Действенное противоядие.
4) Решимость не повторять содеянного.
Вывод:
Негативная карма — это яд и источник страданий. Я никогда больше не буду травить себя этим ядом и в будущем сделаю все возможное, чтобы удержаться от совершения пагубных действий, умножающих негативную карму.Благая карма — это истинное лекарство. Я приложу все усилия, чтобы накапливать позитивную карму.Сейчас, благодаря доброте моего Духовного Наставника, я действительно понимаю, что такое практика Дхармы. Это пресечение прогресса накопления негативной кармы и умножение позитивной кармы.Практика Дхармы — это отказ от создания причин для страдания и создание причин для счастья.
I. Определенность кармы
(1-я характеристика кармы).
II. Я не могу встретиться с кармой, которую сам не создал
(2-я характеристика кармы).
III. Однажды созданная карма не исчезает
(3-я характеристика кармы).
IV. Карма приумножается
(4-я характеристика кармы).
V. Негативная карма.
Четыре составляющих кармы:
— объект,
— мотивация,
— действие,
— завершение.
Десять негативных карм:
— три негативных действия тела: убийство, воровство, сексуальная распущенность,
— четыре негативных действия речи: ложь, злословие, грубая речь, пустая болтовня,
— три негативных действия ума: вожделение (алчность), злонамеренность, ложные взгляды
VI. Позитивная карма.
ЧЕТЫРЕ СУЩНОСТНЫХ ПОЛОЖЕНИЯ МЕДИТАЦИЙ ОБ ОТРЕЧЕНИИ
I. Благородная истина о страдании
(Ущербная природа сансары).
1) Три вида страдания:
- страдание от мучений,
- страдание перемен,
- всепроникающее страдание.
2) Восемь видов страдания:
- страдание от рождения,
- страдание от старения,
- страдание от болезни,
- страдание от смерти,
- страдание от неполучения желаемого,
- страдание от расставаниях желанным объектом,
- страдание от столкновения с неприятным,
- страдание от обладания оскверненными сансарическими скандхами.
3) Шесть видов страдания:
- страдание от неуверенности,
- страдание от неудовлетворенности,
- страдание от необходимости перерождаться снова и снова,
- страдание от необходимости умирать снова и снова,
- страдание от неопределенности перерождения,
- страдание от одиночества.
4) Страдания в шести мирах:
- в мире адов,
- в мире голодных духов,
- в мире животных,
- в мире людей,
- в мире полубогов,
- в мире богов.
II. Благородная истина об источнике страдания
(Способ вращения в сансаре).
1) Как мы вращаемся в сансаре под властью омрачений и кармы.
2) Двенадцатичленная цепь взаимозависимого происхождения:
1. Неведение,
2. Карма,
3. Сознание,
4. Имя и форма,
5. Основы органов чувств,
6. Контакт,
7. Ощущение,
8. Влечение,
9. Цепляние,
10. Существование,
11. Рождение,
12. Старение и умирание.
3) Медитация на слова Нагарджуны:
Из трех возникают два,
Из двух - семь,
Из семи - снова три,
И это колесо бытия вращается вновь и вновь.
“Три” - это неведение, страстное желание и цепляние.
“Два” - это карма и существование.
“Семь” - это сознание, имя и форма, основы органов чувств, контакт, ощущение, рождение, старение и умирание.
III. Благородная истина о пресечении страдания
(Преимущества нирваны).
Пресечение “трех” приведет к пресечению “двух”.
Пресечение “двух” приведет к пресечению “семи”.
Результат называется нирваной.
IV. Благородная истина о пути
(Способ вступления в нирвану).
Благородная истина о пути — это мудрость, напрямую постигающая пустоту, которая является окончательным противоядием от корня сансары.
Вывод:
Пока я перерождаюсь под властью омрачений, у меня не будет истинного счастья.
Настоящий покой и настоящее счастье — это ум, полностью свободный от омрачений, то есть нирвана.
Развей в себе сильное желание освободиться от сансары и достичь состояния освобождения. Это желание называется отречением.
Пребывай на этом чувстве.
ДВЕНАДЦАТЬ СУЩНОСТНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ МЕДИТАЦИИ О БОДХИЧИТТЕ
I. Равностность.
Первый метод:
Визуализация трех групп людей - друзей, врагов и посторонних.
Второй метод:
1) Шесть доказательств с относительной точки зрения.
Бессмысленно помогать одним и не оказывать помощь другим,
потому что:
(три доказательства, связанные с другими)
- Все живые существа испытывают одни и те же чувства
(они в равной мере хотят счастья и не хотят страдать).
- Все существа подобны десяти нищим.
- Все существа подобны десяти больным.
(три доказательства, связанные с самим собой)
- Смерть может наступить в любой момент.
- Все живые существа проявляли ко мне равную доброту.
- Несмотря на то, что они вредят мне, они помогают мне больше, чем вредят.
2) Три доказательства с абсолютной точки зрения.
- Я должен относиться равностностно ко всем живым существам, потому что все они, и мои друзья, и мои враги - имеют взаимозависимое происхождение.
- Потому что все живые существа пусты от самобытия.
- Друзья и враги подобны этой горе и той горе.
II. Медитация на Бодхичитту, основанная на сочетании двух методов - семичленного причинно-следственного метода и «обмена себя на других».
1. Признание того, что все живые существа были моей матерью.
2. Воспоминание об их доброте.
3. Желание отблагодарить их за доброту.
4. Уравнивание себя с другими.
5. Ущербность себялюбивого ума.
6. Преимущества ума, который заботится о других.
7. Заботиться о других - мудро.
8. Посредством порождения любви даяние счастья другим.
9. Посредством порождения сострадания принятие на себя страданий других.
10. Действительный обмен себя на других.
11. Порождение в себе необычайного, высшего ума.
12. Порождение в себе Бодхичитты.
(Пункты 1-7 - Учение Майтрейи, пункты 8-12 - Учение Шантидевы.)
Вывод:
Чтобы освободить всех моих добрых матерей - живых существ от страданий сансары, да достигну я состояния Будды и буду приносить им благо жизнь за жизнью.
СУЩНОСТНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЛЯ МЕДИТАЦИИ ПО ЛАМРИМУ
Данные положения были составлены на основе комментариев
Гуру Геше Джампа Тинлея и
записаны Н. Живцовой, Новосибирск 2012г.
studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования(0.01 с)...