Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Религиозно-церковные предпосылки Реформации



Крупное внутрицерковное антипапское движение позднего средневековья, нашедшее свое выражение в идее созыва соборов не привело к серьезной реформе Церкви. Папство усилило свою власть. Правда, усиление носило почти исключительно политико-экономический, а не религиозный характер. Папа превратился в юридически неограниченного обладателя всей полноты власти, так что он по своему произволу мог раздавать и отнимать привилегии и налагать санкции. В общем, папство все больше и больше становится похоже на сменяющие друг друга княжеские династии, которые прежде всего пекутся о Церковном государстве и своей собственной семье. Общим результатом позднесредневекового развития оказалось, таким образом, не усиление папства и его идеи, но как раз размывание этой идеи. Это ослабление, проникшее в самом широком масштабе в сознание народов, точнее в сознание их духовных и политических вождей, и сделало возможной Реформацию.

Общая картина морального разложения характеризовалась вопиющим несоответствием религиозной и апостольской идее духовного служения. Опасный подрыв устоев Церкви шел изнутри. Чем шире распространялись религиозные обряды, тем более формально они исполнялись. Это входило в противоречие с всеобщим «духовным» пробуждением населения Западной Европы в XV в., особенно в городах, где началось очень энергичное движение ремесленников и бюргеров. Такого радикального расшатывания в таком масштабе, такого противоречия с собственной идеей не смог бы долго выдержать никакой организм. Внутреннее разложение действовало губительно и на народ и на его представления о сущности Церкви и духовного сословия.

Среди низшего клира также распространилось пренебрежительное отношение к идее священного служения. Разница заключалась лишь в том, что это пренебрежение было вызвано не богатством, а бедностью. Возник духовный пролетариат: священники без призвания, без внутреннего стержня, без знаний, без достоинства, живущие в праздности и во грехе.

С одной стороны, конец XV века был периодом роста народного благочестия. После изобретения печатного станка Библия и священные тексты стали доступны большему числу людей на национальном языке.

С другой стороны, в церкви царил нездоровый арифметический подход к духовному благу. Торговля индульгенциями привела к прямо-таки чудовищному увеличению отпущенных грехов при одновременном снижении требований к усилиям благочестия, которые должны были бы прилагаться самими верующими.





Дата публикования: 2015-01-13; Прочитано: 308 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...