Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социология П.Сорокина – западный этап творчества



В 1922г. П. Сорокин был выслан из России. Берлин, Прага, где он окунается в сферу научной деятельности. Он приступает к написанию фундаментального труда «Социология революции» на англ. языке. В этой работе он отталкивается от идей соц стратификации и соц мобильности. Он анализирует социальные связи – консенсус и конфликт, переход от отдной структуры к другой – в виде революции или реформы, или через реформу с помощью различного рода социальных лифтов. Когда лифты забиты, возникает революция, проходящая 3 стадии в своём развитии: прелюдия, половодье, конструктивная. Первая- радость освобождения, Во время второй в человеке просыпается зверь, который разрушет изжившие себя ин-ты безжалостно. Третья – послереволюционное развитие – это смесь новых образов и моделей со старыми.

В 1923г. по приглашению американских социологов Сорокин отправляется в США, где начинается новый этап его биографии. Поочередно появляются в этот период «Социальная мобильность», «Современные социологические теории», «Основания городской и сельской социологии» (в соавторстве с Цимерманом). Практически всё из написанного было задумано ещё в России.

Одним из важных моментов теоретического замысла «Социальной мобильности» является открытая критика многих иделогизмов, связанных с политизированным пониманием характера общественного устройства и тенденций его развития. Соц стратификация Сорокина – закон жизни социальной организация, потому как любая соц группа стратифицируется как только она возникла. Любое общество испытывает усиление эк неравенства, и ничто не может изменить этого процесса. С общетеоретической т.зр. у Сорокина в истории общественного развития не существует какой-то определённой тенденции в хар-ре эк стратификации (она колеблется либо вверх, либо вниз).

В «Современных социологических теориях» и «Социологических теориях сегодня» он даёт критическое обозрение главным течениям социологической мысли. Возможность для открытия интегральной социологии лежит в том, что дифференциация различных социологических школ становится менее острой и по многим позициям наблюдается их согласие.

С 30-х годов он неожиданно формулирует новые направления своих научных исследований – глобальные проблемы культурного развития человечества («Социальная и культурная динамика»)

Интегральный подход в равной мере применим при описании индивидуального типажа (личности) или культурных ценностей. В самом деле, любой индивид вписан в систему культурных ценностей, а его бессознательные мотивы и биосознательные стимулы так или иначе контролируются и подчиняются его социосознательному "это". Также и культура становится интегральной лишь тогда, когда общество добивается успеха, балансируя и гармонизируя энергию людей, отданную на службу Истине, Красоте и Добру. Подобный интегрализм характеризуется логико-значимой взаимосвязью всех существенных компонентов личности или культуры. Модель "интегральной" культурной сверхсистемы - результирующая систематического и гармонизирующего ценностного образца - дает значительно больше для полноценного и адекватного определения и описания культуры, нежели традиционные социологические, антропологические или культурологические методы.

Согласно Сорокину, теоретическая социология, призванная изучать социальные явления с точки зрения сущего (должного), логически распадается на три основных раздела: 1) социальную аналитику (социальную анатомию, или морфологию); 2) социальную механику (ее объект социальные процессы); 3) социальную генетику (теорию эволюции общественной жизни.

Синтез неопозитивизма и умеренного бихевиоризма. С этих позиций он формулирует свой исходный тезис о том, что социальное поведение основано на психофизических механизмах, а субъективные аспекты поведения суть "переменные" величины.

Интегральным фактором всей социальной жизни выступает "коллективный рефлекс".

Взаимодействие Сорокин рассматривает в качестве простейшей модели социального явления. Его элементами он считал: индивидов, акты (действия) и проводники общения (они же символы интеракции). Взаимодействующим индивидам свойственны наличие высшей нервной системы, потребности и способность реагировать на стимулы. Акты состоят из внешних раздражителей и внутренней реализации психологической жизни индивидов. Проводники суть символы передачи реакций между субъектами интеракции (язык, письменность, искусство, музыка, деньги и т.п.). Взаимодействие может быть антагонистическое или солидаристическое, одностороннее или двустороннее, шаблонное или нешаблонное. От взаимодействия Сорокин переходит к социальной группе, т.е. разорванное коллективное единство заново смыкает. Совокупное взаимодействие социальных групп есть народонаселение. По Сорокину, социальные группы могут быть элементарными (семья, по половому признаку, возрастному, религиозному, партийному и прочим одномерным критериям), кумулятивными (сочетание элементарных группировок: к примеру, каста, национальность, класс и т.п.) и сложными (население - комбинация элементарных и кумулятивных групп).

Социальную механику сам Сорокин неспроста сравнивал с "физиологией общества". Так, к числу факторов, влияющих на человеческое поведение, он относил космические, биологические, социально-психологические. Под социальной генетикой Сорокин имел в виду "не винегрет из истории отдельных социальных институтов", изучение которых дело исторических дисциплин, а исследование возникновения и основные линии развития в сфере строения населения и общественных процессов. В "Социальной и культурной динамике" былые интегралистические настроения и тенденции ученого окончательно оформляются в единую интегральную модель.





Дата публикования: 2015-01-13; Прочитано: 399 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...