Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социальная философия. Общество в человеке и человек в обществе



Социальная философия изучает человека и мир, который он создает и в котором живет. В него входят и язык и наука, право и этика, нравы и манеры, средства и способы человеческой деятельности и организации (начиная с простейших орудий труда и кончая совершенными информационными технологиями).

Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917) - французский философ и социолог. Автор работ "О разделении общественного труда" (1893), "Правила социологического метода" (1895, в рус. пер. "Метод социологии"), "Самоубийство" (1897), "Элементарные формы религиозной жизни" (1912). Разработал проблему "социального факта". Главным признаком социальных фактов Дюркгейм считал независимое от индивида существование и принудительную силу, которую они оказывают на человека. Работал над проблемами разделения труда, которое порождает взаимозависимость отдельных людей-индивидов, обеспечивает солидарность и развитие общества. Много размышлял над тем, что объединяет людей в общество, особое внимание уделяя социальной функции религии и морали.

Макс Вебер (1864 - 1920) - немецкий философ и социолог. Автор работ: "Протестантская этика и дух капитализма" (1905), "Хозяйственная этика мировых религий" (1916 - 1919), "Хозяйство и общество" (1921), "Политика как призвание и как профессия" (1918), "Наука как призвание и как профессия" (1920) и множества других. Занимался проблемами теории социального действия. Анализировал социальное действие прежде всего как свободное действие отдельного человека. Наиболее известен своим анализом происхождения капитализма. Возникновение капитализма Вебер связывал с появлением в истории человека, способного к рациональному поведению в хозяйственной области и повседневной жизни.

С одной стороны, "отдельный" человек - след всей коллективной истории, с другой, проживая жизнь, человек сам оставляет в этой истории следы. Общество представляет собой и условие человеческой деятельности, и ее результат.

Люди всегда живут вместе. Даже если человек чувствует себя одиноким, он может общаться с другими людьми, читая книгу, слушая музыку, которые созданы другими. Эти другие могут и не быть его современниками. Надо сказать, что вне социальных сетей немыслимы и сама свобода, и уединение души. Как избежать губительных противоречий между единичными волями и формами социального структурного детерминизма, между индивидуальным и социальным, которое часто приравнивается к коллективному?

Общество есть феномен исторический. История - способ существования общества. Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, следует учитывать две формы представленности истории. Можно сказать, что речь идет о двух взглядах на историю.

Первый - история в ее объективированном состоянии, т.е. вне человека. Эта история - продукт человеческой деятельности, но она отделилась от живого единичного человека. В результате долгого развития она воплотилась в вещах и машинах, зданиях и книгах, а также в обычаях, праве, во множестве разновидностей норм и институтов, которые служат посредниками в человеческих взаимодействиях.

Второй - история в инкорпорированном состоянии, т.е. в самом человеке. Инкорпорированный - встроенный в тело (от лат. corpus, тело).

14.традиционная и техногенная цивилизацияПонятие цивилизации (от франц. civilis — гражданский) впервые возникло вXVIII веке во Франции для обозначения гражданского общества, в котором господствует свобода, равенство и братство. Впоследствии в этнографической и философской литературе XIX века оно приобрело другие значения. Этнографы вслед за Льюисом Морганом (1818—1881) под цивилизацией стали подразуме­вать общество, пришедшее на смену первобытному. Если первобытное общество характеризуется чисто родово-племенными отношениями, то цивилизованное основывается на частной собственно­сти и организовано на территориальных началах. Позднее в исторической и философской литературе под цивилизацией стали понимать различные культурно-исторические типы обществ, объединявших несколько государств, сходных по историческим условиям своего возникновения и общности культурного развития. Исследования прошлых цивилизаций интересны для нас тем, что они раскрывают богатейший фактический материал о жизни, обычаях и самобытной культуре тех обществ, которые в настоящее время принято называть традиционными. Отличительной особенностью таких цивилизаций является крайне медленные темпы развития производительных сил и многовековое сохранение существующих социальных порядков в обществе. Если в них и возникали определенные новшества в хозяйстве и общественной жизни, то они получали одобрение лишь в том случае, если не противоречили устоявшимся традициям. Формы и виды деятельности, изменения социальных порядков, нормы поведения и взаимоотношения людей в обществе — все в них было подчинено традициям, все освящено либо авторитетом мудрых старейшин, либо религии. Не случайно поэтому в традиционных цивилизациях даже ход времени имеет циклический, повторяющийся характер. Подобно тому, как в природе наблюдается обновление тех же самых процессов, повторяется смена времен года, так и в обществе происходит непрерывное повторение событий и явлений. Такие взгляды были обусловлены самим характером существования традиционных цивилизаций, население которых занималось монотонной работой в малопроизводительном сельском хозяйстве. Существование древних аграрных обществ насчитывает многие тысячелетия. Небезынтересно отме­тить, что, по мнению О. Шпенглера, средний их возраст составляет примерно тысячу лет. На смену этим обществам приходят аграрно-ремесленные общества, появляются первые города, растет разделение труда, расширяется обмен продуктами деятельности, в частно­сти, ремесленники увеличивают обмен своих изделий на сельскохо­зяйственныепродукты. Значительно позднее появляются цехи ремесленников, а потом возникают мануфактуры.Согласно периодизации истории, предложенной известным фран­цузским социологом Ф. Броделем, этот период он называет пред капитализмом, который охватывает XIV—XVIII в.в. За ним следует индустриальный капитализм XVIII—XXв.в, а после XX века в развитых странах наступает эпоха постиндустриального капитализма Техногенная цивилизация стала формироваться в Западной Европе в XVII—XVIII в.в. В противоположность традиционным цивилиза­циям она насчитывает всего четыре с половиной столетия. Несмотря на это, темпы развития производительных сил и социальных изменений техногенной цивилизации не идут ни в какое сравнение с традиционными обществами. После того, как эта цивилизация приняла развитые формы, она стала не только набирать быстрые темпы дальнейшего роста в Западной Европе, но начала распространять свое влияние и на оставшиеся традиционные общества. Под этим влиянием традиционные общества начинают перестраивать свое материальное производство и в значительной мере и свою самобытную культуру. 1.эта цивилизация стала ориентироваться прежде всего на совершенствование техники производства. 2.производительных сил и технического прогресса непрерывно возрастало применение достижений науки вматериальном производстве 3. с развитием техногенной цивилизации непрерывно возрастает значение науки и в материальном производстве, и в духовной жизни общества. Подытоживая сказанное, можно утверждать, что техногенная и традиционная цивилизации различаются прежде и больше всего по базисному характеру тех ценностных установок, которых они при­держиваются и защищают. Если в техногенной цивилизации важнейшей ценностью считается поиск и открытие новых научных законов и истин, создание новых методов, образцов и способов деятельности, то в традиционной цивилизации все усилия направлены в первую очередь на сохранение в неизменном виде всего накопленного прежнего опыта, способов и видов деятельности





Дата публикования: 2015-01-13; Прочитано: 461 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...