Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

СУМКИ СДЕ­ЛАН­НЫЕ ИЗ СЫ­РО­МЯТ­НОЙ КО­ЖИ



Раз­лич­ные ко­роб­ки, сде­лан­ные из сы­ро­мят­ной ко­жи, най­ден­ные сре­ди племен Хи­дат­са, Са­ук и Фокс, ка­жет­ся, не из­го­тав­ли­ва­лись сре­ди Кроу. Но с дру­ги­ми пле­ме­на­ми Рав­нин их объ­е­ди­ня­ют сде­лан­ные из сы­ро­мят­ной ко­жи су­мки пря­мо­уголь­ной фор­мы в ви­де кон­вер­та и ци­лин­д­ри­че­ские фут­ля­ры. Есть так­же не­боль­шие кон­тей­не­ры, квад­рат­ные в ос­но­ва­нии и по бо­кам и во­гну­тые свер­ху.

Про­фес­сор Кре­бер вы­де­ля­ет че­ты­ре ти­па узоров, применявшихся для ук­ра­ше­ния ци­лин­д­ри­че­ских фут­ля­ров ин­дей­цев Рав­нин. По эк­зем­п­ля­рам из му­зея ста­но­вит­ся яс­но, что тре­тий тип сно­ва пре­об­ла­да­ет сре­ди Кроу, то есть, тот, что оха­рак­те­ри­зо­ван цен­траль­ным ромбом, которого ка­саю­тся цен­тро­ст­ре­ми­тель­ные рав­но­бед­рен­ные тре­уголь­ни­ки свер­ху и сни­зу.В од­ном слу­чае до­ми­ни­рую­щей фи­гу­рой яв­ля­ет­ся тон­кая фи­гу­ра X, но тре­уголь­ни­ки име­ют такой же раз­мер.

Дру­гие сти­ли узоров на футлярах Кроу поч­ти не по­яв­ля­ют­ся. С дру­гой сто­ро­ны, весь­ма ано­маль­ные спо­со­бы ху­до­же­ст­вен­но­го оформ­ле­ния Кроу мы мо­жем уви­деть на двух ци­лин­д­ри­че­ских фут­ля­рах в Му­зее аме­ри­кан­ско­го ин­дей­ца из со­б­ра­ния Хейе. На одном из них на­не­сен ряд па­рал­лель­ных зиг­за­го­об­раз­ных ли­ний вы­ше пря­мо­уголь­ных узоров (№ 9156); на дру­гом име­ет­ся ряд не­боль­ших кру­гов, фи­гу­ра X и не­боль­шие пе­соч­ные ча­сы (№ 2-330). В обо­их слу­ча­ях узор бо­лее сло­жен, чем на обыч­ных эк­зем­п­ля­рах.

Сде­лан­ные из сы­ро­мят­ной ко­жи сум­ки дру­гих форм слож­но от­не­сти к ка­ко­му-ли­бо от­ли­чи­тель­но­му сти­лю, по­сколь­ку они все очень разные.

Рас­смот­рим сна­ча­ла пря­мо­уголь­ные сум­ки из му­зея Хейе. На од­ной сум­ке для Кук­лы Тан­ца Солн­ца узор раз­де­лен на три час­ти, центральный ромб со­че­та­ет­ся с цен­тро­ст­ре­ми­тель­ны­ми тре­уголь­ни­ка­ми по бокам (2-9621). На дру­гом эк­зем­п­ля­ре узор так­же со­от­вет­ст­ву­ет схе­ме с тре­мя груп­па­ми, но име­ет по бо­кам зу­бцы с во­гну­ты­ми гра­ня­ми и пе­соч­ные ча­сы в се­ре­ди­не (8776).

Две сум­ки в этом со­б­ра­нии при­ме­ча­тель­ны де­ле­ни­ем узо­ра на две час­ти, что от­сут­ст­ву­ет на пар­фле­шах Кроу (8877, 5-773). По­доб­ное рас­по­ло­же­ние име­ет­ся на сум­ке в аме­ри­кан­ском Му­зее Ес­те­ст­во­зна­ния; в этом слу­чае об­ласть раз­де­ле­на по­по­лам уз­кой про­доль­ной по­ло­сой, а в ка­ж­дой из по­ло­вин есть ши­ро­кие ал­ма­зы. На дру­гом эк­зем­п­ля­ре ос­нов­ной узор на­по­ми­на­ет узор с сум­ки Тан­ца Солн­ца, но цен­траль­ный ал­маз за­кан­чи­ва­ет­ся ма­лень­ки­ми тре­уголь­ни­ка­ми. От­кид­ная створ­ка это­го эк­зем­п­ля­ра ук­ра­ше­на дву­мя тре­уголь­ни­ка­ми, от вер­шин ко­то­рых от­хо­дят по два кро­шеч­ных тре­уголь­ни­ка, ос­но­ва­ния­ми вниз. Из двух сде­лан­ных сум­ках для ма­ги­че­ских кам­ней, об­ласть раз­де­ле­на на раз­ные цвет­ные пря­мо­уголь­ни­ки. Еще один об­ра­зец име­ет цен­траль­ную фи­гу­ру в ви­де ал­ма­за, раз­де­лен­но­го по дли­не. Сум­ка об­ще­ст­ва Та­ба­ка с вер­ти­каль­ны­ми по­ло­са­ми, че­ре­дую­щи­ми­ся с ря­да­ми то­чек бы­ла описана в дру­гом мес­те.

Ма­лень­кая во­гну­тая сум­ка пред­став­лена един­ст­вен­ным эк­зем­п­ля­ром в Му­зее (рис. 4), но я ви­дел по­доб­ную форму в По­ле­вом Му­зее и в со­б­ра­нии Хе­йе.

Маленькая сыромятная сумка Кроу [50.1/ 3874]


ПЛА­ЩИ

В му­зее хра­нит­ся один плащ из те­лячь­ей(?) шку­ры (рис. 5). Об­щее впе­чат­ле­ние, так же как мно­гие де­та­ли, при­да­ют пла­щу сход­ст­во с пла­щом Да­ко­та, изо­бра­жен­ном док­то­ром Уис­ле­ром, с дву­мя пла­ща­ми Хи­дат­са из то­го же му­зея. Од­на­ко узо­ры не яв­ля­ют­ся пол­но­стью иден­тич­ны­ми с Да­ко­та, про­дол­го­ва­тая фи­гу­ра за­круг­ле­на по ко­рот­кой сто­ро­не, в отличие от кли­но­вид­ной двоя­ко­вы­пук­лые фигуры да­кот­ско­го пря­мо­уголь­ни­ка.

Раскрашенный плащ [50.1/ 710]

ВЫ­ШИВ­КА

Ин­фор­ма­тор объ­яс­нил мне, что, в от­ли­чие от Хи­дат­са и Да­ко­та, Кроу ни­ко­гда не применяли для вы­шив­ки пе­рья птиц, ис­поль­зуя вме­сто это­го ис­клю­чи­тель­но иг­лы ди­ко­бра­за (apari isuэ) и вы­шив­ку би­се­ром поз­же. Эта ра­бо­та, ко­неч­но, вы­пол­ня­лась жен­щи­на­ми. Не­ко­то­рые жен­щи­ны счи­та­лись экс­пер­та­ми, и дру­гие при­хо­ди­ли к ним по­со­ве­то­вать­ся по по­во­ду вы­бо­ра цве­то­вой гам­мы.

Стиль вы­шив­ки иг­ла­ми и би­се­ром зна­чи­тель­но из­ме­ня­ет­ся на раз­лич­ных ти­пах объ­ек­тов. Сле­до­ва­тель­но, это бу­дет рас­смат­ри­вать­ся в от­дель­ных пунк­тах.

ТРУ­БОЧ­НЫЕ СУМ­КИ

Тру­боч­ные сум­ки Кроу мо­гут со­сто­ять из че­ты­рех час­тей – про­стая ба­хро­ма из олень­ей ко­жи, па­нель из обер­ну­тых иг­ла­ми ди­ко­бра­за ко­жа­ных по­лос чуть вы­ше, главная пол­но­стью вы­ши­тая па­нель на сум­ке, и ос­нов­ная часть, ко­то­рая со­сто­ит глав­ным об­ра­зом из про­стой ко­жи, но обыч­но име­ет вы­ши­тые по­ло­сы по бо­кам и ино­гда не­боль­шие эле­мен­ты ук­ра­ше­ния над глав­ной де­ко­ра­тив­ной об­ла­стью. Вы­ши­тая сек­ция обыч­но раз­ли­ча­ет­ся по узо­ру и по цве­ту на двух сто­ро­нах сум­ки и зна­чи­тель­но от­ли­ча­ет­ся по раз­ме­ру на раз­лич­ных сум­ках. Ее ми­ни­маль­ная вы­со­та - 2 дюй­ма, мак­си­маль­ная - 10 дюй­мов, но ни в ка­ком слу­чае она не втор­га­ет­ся пол­но­стью на ос­нов­ную часть сум­ки, как в не­ко­то­рых слу­ча­ях у Да­ко­та и Шай­ен­нов, где вы­шив­ка про­сти­ра­ет­ся до са­мо­го верхнего края сум­ки. Вспо­мо­га­тель­ные де­ко­ра­тив­ные эле­мен­ты мо­гут со­сто­ять из оло­вян­ных ко­ну­сов с пря­дя­ми во­лос или перь­я­ми внут­ри, или из вы­ши­тых иг­ла­ми ди­ко­бра­за дис­ков.

Док­тор Уис­лер под­раз­де­ля­ет все тру­боч­ные сум­ки Рав­нин на две груп­пы: 1 – сум­ки с че­тырь­мя от­кид­ны­ми створ­ка­ми на­вер­ху и про­стой ба­хро­мой у ос­но­ва­ния; 2 - сум­ки без от­кид­ных ство­рок и с па­не­лью из обер­ну­тых иг­ла­ми ди­ко­бра­за ко­жа­ных по­лос, на­хо­дя­щей­ся ме­ж­ду сум­кой и про­стой ба­хро­мой.

Пер­вый тип ха­рак­те­рен для ин­дей­цев пле­мен Чер­но­но­гих и Сар­си. В По­ле­вом Му­зее я ко­гда-то ви­дел не­сколь­ко су­мок Кроу по­доб­ной фор­мы, но те­перь я не мо­гу на­звать их со­от­вет­ст­вую­щи­ми пле­мен­но­му сти­лю Кроу. Все сум­ки из му­зея (кро­ме од­ной) со­от­вет­ст­ву­ет сти­лю Чер­но­но­гих, вклю­чая ста­рую сум­ку, обо­зна­чен­ную в ка­та­ло­ге, как при­быв­шую с Се­ве­ро-за­пад­ных Тер­ри­то­рий, и дру­гой, при­об­ре­тен­ной Скин­не­ром в рай­оне Сак­са­че­ва­на. Вне этой куль­тур­ной об­лас­ти сум­ки с простой ба­хро­мой встре­ча­ют­ся толь­ко сре­ди Кри района залива Джейм­са и сре­ди Од­жиб­ве. Док­тор Год­дард со­брал не­сколь­ко по­доб­ных су­мок у Уи­чи­то, но это по­ка яв­ля­ет­ся ма­ло­объ­яс­ни­мым слу­ча­ем рас­про­стра­не­ния сти­ля.

Вто­рой тип тру­боч­ных су­мок ха­рак­те­рен для Да­ко­та, Кроу и Шай­ен­нов. Сум­ки дру­гих пле­мен ме­нее изу­че­ны, и по пред­став­лен­ным в му­зе­ях еди­нич­ным эк­зем­п­ля­рам нель­зя оп­ре­де­лить их плен­ной стиль.

На­при­мер, сум­ки Ома­ха и Кай­о­ва, изо­бра­жен­ные мисс Фле­чер и мр. Лаф­ле­шем, пред­став­ля­ют со­бой ано­ма­лию, в ко­то­рой от­сут­ст­ву­ет па­нель из обер­ну­тых иг­ла­ми ди­ко­бра­за ко­жа­ных по­лос, вме­сто ко­то­рой есть па­ра косичек из полосок олень­ей ко­жи, сви­саю­щих от­дель­но, и яв­ляю­щих­ся бо­лее длин­ной ча­стью ба­хро­мы.

Од­на­ко, эта раз­но­вид­ность ни­ко­им об­ра­зом не от­но­сят­ся к сти­лю ин­дей­цев пле­ме­ни Чер­но­но­гих. Спра­вед­ли­вым бы­ло бы за­ме­тить, что кро­ме ано­ма­лии Уи­чи­то, стиль Да­ко­та яв­ля­ет­ся пре­об­ла­даю­щим на Рав­ни­нах, ус­ту­пая сти­лю Чер­но­но­гих толь­ко на край­нем се­ве­ро-за­па­де. Мож­но пред­по­ло­жить, что са­ми Чер­но­но­гие яв­ля­ют­ся по­сле­до­ва­те­ля­ми мас­те­ров пле­ме­ни Кри.

Об­ра­тив­шись к ме­то­ду ук­ра­ше­ния тру­боч­ных су­мок, мы на­хо­дим, что цве­точ­ные ор­на­мен­ты, обыч­но свя­зан­ные с ис­кус­ст­вом лес­ных пле­мен, часто по­яв­ля­ют­ся сре­ди Од­жиб­ве и Кри, но у них встречаются и дру­гие сти­ли. На сум­ках рав­нин­ных Кри ино­гда по­яв­ля­ют­ся ступенчатые тре­уголь­ни­ки, обыч­ные для ис­кус­ст­ва ин­дей­цев пле­ме­ни Чер­но­но­гих; один ме­шок от со­б­ра­ния Лен­дерс ук­ра­шен с обе­их сто­рон изображением оле­ней, ко­то­рые так­же встре­чаю­щие­ся на сум­ках пле­ме­ни Чер­но­но­гих. Ти­пич­ным ук­ра­ше­ни­ем су­мок Чер­но­но­гих, по мне­нию Уис­ле­ра, яв­ля­ет­ся ряд ступенчатых ал­ма­зов. По­доб­ный ор­на­мент так­же встре­ча­ет­ся на сум­ках Сар­си.

Ху­до­же­ст­вен­ное оформ­ле­ние тру­боч­ных су­мок Кроу от­ли­ча­ет­ся от вы­ше­упо­мя­ну­тых по мно­же­ст­ву су­ще­ст­вен­ных осо­бен­но­стей. Уис­лер ука­зы­ва­ет, что глав­ная де­ко­ра­тив­ная об­ласть на сум­ках Кроу яв­ля­ет­ся боль­шей чем у Чер­но­но­гих. Кро­ме то­го, узо­ры на сум­ках Кроу бо­лее слож­но­го ти­па, и в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев име­ют­ся вспо­мо­га­тель­ные де­ко­ра­тив­ные эле­мен­ты на глав­ной вы­ши­той час­ти, ко­то­рых нет на дру­гих фор­мах су­мок. Наи­бо­лее зна­чи­мой сре­ди до­пол­ни­тель­ных эле­мен­тов яв­ля­ет­ся бо­ко­вая по­ло­са, иду­щая вдоль ка­ж­до­го края сум­ки. Док­тор Спир и мисс Ве­йтз­нер по­ла­га­ют, что од­на из по­лос пред­на­зна­че­на для мас­ки­ров­ки бо­ко­во­го шва сум­ки, дру­гая, по-ви­ди­мо­му, де­ла­лась для сим­мет­рии. Ко­гда сум­ку дер­жа­ли в ру­ке, од­на по­ло­са бы­ла вид­на вла­дель­цу сум­ки, дру­гая – че­ло­ве­ку, стоя­ще­му пе­ред ним. Во мно­же­ст­ве слу­ча­ев бо­ко­вые по­ло­сы на­столь­ко ши­ро­ки, что они вид­ны од­но­вре­мен­но с обе­их сто­рон. Ор­на­мент на по­ло­сах обыч­но со­сто­ит из пря­мо­уголь­ни­ков и кре­стов. Я от­ме­тил эти кре­сты у Кроу, Шай­ен­нов, Да­ко­та, Ара­па­хо и Шо­шо­нов.

На обе­их сто­ро­нах шай­енн­ской сум­ки изо­бра­же­ны ла­пы мед­ве­дя, в до­пол­не­ние к бо­ко­вой по­ло­се сделаны цен­траль­ные по­ло­сы.

Дру­гой вспо­мо­га­тель­ный эле­мент ук­ра­ше­ния – не­боль­шие фи­гу­ры над глав­ной вы­шив­кой. Ча­ще все­го это сим­во­лы пе­ра, две или бо­лее фи­гу­ры пе­ре­вер­ну­тых «V», рав­но­бед­рен­ные тре­уголь­ни­ки, стоя­щие на вер­ши­нах, и ком­би­на­ци­ях этих про­стых фи­гур. На этом ти­пе тру­боч­ных су­мок так­же час­то при­сут­ст­ву­ет вы­ши­тая по­ло­са по краю от­вер­стия сум­ки.

Му­зей име­ет дос­та­точ­ное ко­ли­че­ст­во су­мок Да­ко­та, Кроу и Шай­ен­нов, что­бы мож­но бы­ло про­вес­ти не­ко­то­рый срав­ни­тель­ный ана­лиз. До­воль­но яс­но, что стиль ху­до­же­ст­вен­но­го оформ­ле­ния тру­боч­ных су­мок в этих пле­ме­нах имел об­щее про­ис­хо­ж­де­ние. Од­на­ко, соз­да­ет­ся впе­чат­ле­ние, что узо­ры Кроу и Да­ко­та на­мно­го бли­же друг к дру­гу, чем к дру­го­му пле­ме­ни, на­при­мер к Шай­ен­нам.

 
 

Сле­дую­щие за­ме­ча­ния ка­жут­ся мне при­ме­ча­тель­ны­ми в свя­зи с ос­мот­ром не­сколь­ких су­мок Шай­ен­нов. От­чет­ли­во за­мет­на мень­шая тя­га к бе­ло­му фо­ну, чем у Да­ко­та и Кроу. Вы­шив­ка в це­лом име­ет ме­нее слож­ный узор и мень­ший раз­мер. Еще од­на осо­бен­ность сумок Шай­ен­нов, ко­то­рая ни ра­зу не встре­ча­ет­ся у Да­ко­та, и ред­ко у Кроу, - цен­траль­ная вышитая по­ло­са, по­вто­ряю­щая бо­ко­вые по­ло­сы. В не­сколь­ких слу­ча­ях (на­при­мер, на эк­зем­п­ля­рах му­зея, 50.1-608, 50.1-601) де­ко­ра­тив­ная об­ласть раз­де­ле­на на три груп­пы, как на пар­фле­шах Кроу, хо­тя на тру­боч­ных сум­ках та­ко­го раз­де­ле­ния нет. На од­ной сум­ке Шай­ен­нов узор на бо­ко­вой по­ло­се сде­лан в ви­де бу­к­вы «К», как на рас­кра­шен­ных пар­фле­шах Кроу. На двух сум­ках с вы­шив­кой в сти­ле Да­ко­та-Кроу от­сут­ст­ву­ет ба­хро­ма.

Не­смот­ря на боль­шое раз­но­об­ра­зие сти­лей внут­ри од­но­го пле­ме­ни, сход­ст­во су­мок Да­ко­та и Кроу по­ра­зи­тель­но. Ос­нов­ной узор на сум­ках Да­ко­та со­от­вет­ст­ву­ет глав­ным об­ра­зом од­но­му из трех ви­дов. Пер­вый вид – на­ли­чие до­ми­ни­рую­ще­го цен­траль­но­го узо­ра, не­за­ви­си­мо от вто­ро­сте­пен­ных эле­мен­тов. Вто­рой вид - дуб­ли­ро­ва­ние узо­ра и раз­де­ле­ние об­лас­ти на две час­ти. В не­ко­то­рых слу­ча­ях к ос­нов­но­му узо­ру до­бав­ля­ет­ся мно­же­ст­во вто­ро­сте­пен­ных эле­мен­тов, ко­то­рые мо­гут быть на­столь­ко за­мет­ны­ми, что­ об­ра­зуют тре­тий вид узо­ра. Этот тре­тий вид не ха­рак­те­рен для Кроу в аб­со­лют­ной фор­ме, но дуб­ли­ро­ва­ние у них ино­гда со­про­во­ж­да­ет­ся про­ме­жу­точ­ны­ми фи­гу­ра­ми мень­шей зна­чи­мо­сти (рис. 6). В це­лом Кроу от­да­ва­ли пред­поч­те­ние до­ми­ни­рую­ще­му цен­траль­но­му узо­ру или ком­плек­су фи­гур (рис. 7a), един­ст­во ко­то­рых ино­гда на­ру­ше­но по­пе­реч­ной по­ло­сой, де­ля­щей об­ласть на две равные час­ти (рис. 6).

До­воль­но не­обыч­ный ва­ри­ант узо­ра по­ка­зан на рис. 8a. Се­ре­ди­на вы­шив­ки с обе­их сто­рон за­ня­та до­воль­но ти­пич­ным узо­ром Да­ко­та-Кроу, но фи­гу­ры раз­ме­ще­ны так, что вид­ны толь­ко на­по­ло­ви­ну. Что­бы уви­деть узор це­ли­ком, не­об­хо­ди­мо смот­реть на сум­ку сбо­ку. По­сколь­ку узор ви­ден все­гда толь­ко на­по­ло­ви­ну, этот ва­ри­ант оформ­ле­ния сле­ду­ет вы­вес­ти в от­дель­ную груп­пу. До на­стоя­ще­го вре­ме­ни из­вес­тен ва­ри­ант раз­ме­ще­ния че­ты­рех не­боль­ших оди­на­ко­вых фи­гур, ка­ж­дая из ко­то­рых на­хо­ди­лась на сво­ей час­ти по­ля (рис. 7e); на дру­гом эк­зем­п­ля­ре идея по­вто­ря­ет­ся, но узор из­ме­нил­ся - вме­сто ко­роб­ки изо­бра­же­на уг­ло­ватая под­ко­ва (экз. 50.1-697). По­доб­ный узор за­ме­че­н на сум­ках Да­ко­та, изо­бра­жен­ных Уис­ле­ром, и на не­ко­то­рых сум­ках Шай­ен­нов.

Ес­ли бы не трех-сек­ци­он­ное раз­де­ле­ние узо­ра, то сход­ст­во вы­шив­ки Да­ко­та и Кроу мог­ло остаться незамеченным, но есть бо­лее кон­крет­ные доказательства их родства. Про­ана­ли­зи­ро­вав об­раз­цы тру­боч­ных су­мок Да­ко­та и Кроу, мы уви­дим, что они все­гда ис­поль­зо­ва­ли од­ни и те же фи­гу­ры - раз­ветв­ле­ние, фигуры со сту­п­енчатыми краями, ко­роб­ку, ал­маз и крест. Зуб­ча­тый узор, од­на­ко, встре­ча­ет­ся ча­ще сре­ди Да­ко­та. Это под­твер­жда­ет­ся ис­сле­до­ва­ния­ми Кре­бе­ра, ко­то­рый го­во­рил о том, что Да­ко­та и Ас­си­ни­бой­ны по­сто­ян­но ис­поль­зо­ва­ли этот узор в лю­бой вы­шив­ке би­се­ром.

Ком­би­ни­ро­ва­ние этих фи­гур в бо­лее слож­ные узо­ры ана­ло­гич­но по­ка­зы­ва­ют боль­шое сход­ст­во. Ино­гда цен­траль­ные фи­гу­ры до­пол­ня­лись сим­мет­рич­ным ор­на­мен­том свер­ху и сни­зу, ино­гда до­бав­ля­лось не­сколь­ко сим­мет­рич­ных про­ек­тов спра­ва и сле­ва от цен­траль­но­го узо­ра.

Узор Кроу на рис. 6c, на­при­мер, по­хож на узор Да­ко­тов с сум­ки 50-6284, где к цен­траль­но­му ал­ма­зу при­мы­ка­ют тре­уголь­ни­ки и пря­мо­уголь­ни­ки. Не­ко­то­рые вспо­мо­га­тель­ные эле­мен­ты под­чер­ки­ва­ют сход­ст­во двой­но­го рас­по­ло­же­ния ал­ма­зов и тре­уголь­ни­ков. На од­ной сум­ке Да­ко­та эту роль вы­пол­ня­ют раз­ветв­лен­ные узо­ры. На дру­гой сум­ке Да­ко­та эти эле­мен­ты от­сут­ст­ву­ют, но боль­шая цен­траль­ная фи­гу­ра на­по­ми­на­ет узор Кроу на рис. 8a. Она со­сто­ит из цен­траль­но­го ал­ма­за с раз­ветв­лен­ным узо­ром свер­ху и сни­зу. Ес­ли бы не цве­та, этот узор мож­но бы­ло бы с уве­рен­но­стью от­не­сти к Да­ко­та.

На двух сум­ках Да­ко­та цен­траль­ный ал­маз со­дер­жит пря­мо­уголь­ный крест, на од­ном из них свер­ху и сни­зу по­яв­ля­ют­ся кро­шеч­ные тре­уголь­ни­ки око­ло вер­шин раз­ветв­лен­ных узо­ров. Бо­лее слож­ный ва­ри­ант узо­ра был изо­бра­жен Уис­ле­ром, и об­щая по­пу­ляр­ность этой ком­би­на­ции фи­гур сре­ди Да­ко­та до­ка­за­на ее час­тым по­яв­ле­ни­ем на раз­лич­ных ти­пах объ­ек­тов, та­ких как лег­ги­ны и сум­ки. На лег­ги­нах рас­по­ло­же­ние пря­мо­уголь­но­го кре­ста ме­ж­ду цен­траль­ным ал­ма­зом и раз­ветв­ле­ни­ем за­слу­жи­ва­ет осо­бо­го вни­ма­ния, так как этот эле­мент до­бав­ля­ет сход­ст­ва с узо­ра­ми Кроу.

В дру­гих слу­ча­ях по­до­бие четко на­блю­да­ет­ся на отдельных экспонатах. Сим­мет­рич­ные узо­ры на экс­по­на­те № 50.1-702 поч­ти дуб­ли­ро­ва­ны с сум­ки Ог­ла­ла (50.1-446). Цен­траль­ный тре­уголь­ник с па­рой не­боль­ших тре­уголь­ни­ков по бо­кам сумки Кроу (рис. 6a), яс­но ви­ден на сум­ке Да­ко­та. Дру­гая сум­ка Кроу по­ка­зы­ва­ет сходство с тем же са­мым эк­зем­п­ляром Да­ко­та, но зуб­цы за­ме­не­ны не­боль­ши­ми цен­тро­беж­ны­ми тре­уголь­ни­ка­ми.

Ино­гда глав­ный узор на трубочных сумках Кроу име­ет очень про­стую фор­му, как про­ил­лю­ст­ри­ро­ва­но на рис. 7e. По­доб­ный узор встре­ча­ет­ся и у Да­ко­та, хо­тя де­та­ли и ок­ра­ска от­ли­ча­ют­ся. С дру­гой сто­ро­ны, из­ме­не­ния на сум­ке Кроу (рис. 7e) со­всем не ха­рак­тер­ны для Да­ко­та, вы­гля­дят ост­ро­ум­нее, дуб­ли­руя про­стой эле­мент в ви­де ко­роб­ки.

На дру­гом эк­зем­п­ля­ре Кроу (50.1-697) вме­сто ко­ро­бок изображены че­ты­ре уг­ло­ватых под­ко­вы. По­доб­ное оформ­ле­ние де­ко­ра­тив­ной об­лас­ти по­яв­ля­ет­ся на сум­ке Шай­ен­нов, на ко­то­рой рас­по­ло­же­но шесть пря­мо­уголь­ных кре­стов. На­сколь­ко я знаю, ряд та­ких ма­лень­ких и про­стых фи­гур обыч­но ис­поль­зу­ет­ся у Да­ко­та толь­ко как вспо­мо­га­тель­ное ху­до­же­ст­вен­ное оформ­ле­ние.

Ино­гда на тру­боч­ных сум­ках Кроу в вы­шив­ке по­яв­ля­ют­ся реа­ли­сти­че­ские мо­ти­вы, например вои­н в го­лов­ном убо­ре на ло­ша­ди (рис. 6a). По­доб­ные изо­бра­же­ния у Кроу не­сколь­ко при­ми­тив­нее, чем у Да­ко­та, но об­щий стиль оди­на­ков. Я не встре­чал су­мок Кроу с вы­ши­той фи­гу­рой оле­ня, в от­ли­чие от эк­зем­п­ля­ров Да­ко­та, Чер­но­но­гих и Сар­си, хра­ня­щих­ся в му­зее.

До это­го мо­мен­та я ог­ра­ни­чи­вал­ся опи­са­ни­ем тру­боч­ных су­мок, вы­ши­тых би­се­ром. В му­зее есть три сум­ки, ук­ра­шен­ные иг­ла­ми ди­ко­бра­за. Од­на из них име­ет крас­ный фон, на ко­то­ром вы­де­ля­ет­ся един­ст­вен­ная фи­гу­ра ко­роб­ки. На дру­гой сум­ке узор «крас­ной по­ло­сы» ском­би­ни­ро­ван с мно­же­ст­вом ма­лень­ких пря­мо­уголь­ни­ков из би­се­ра. На обе­их сто­ро­нах узор иден­ти­чен. То же са­мое от­но­сит­ся к треть­ему эк­зем­п­ля­ру (рис. 7d), где на раз­ных сто­ро­нах ро­зо­вая фи­гу­ра пе­соч­ных ча­сов сме­ня­ет­ся усе­чен­ным ром­бом, как на сум­ке Да­ко­та.

Узор на по­след­ней сум­ке мож­но срав­нить с сум­ка­ми дру­гих пле­мен, вы­ши­ты­ми иг­ла­ми ди­ко­бра­за. На сум­ке Хи­дат­са (рис. 7a) на од­ной сто­ро­не име­ет­ся сту­пен­ча­тый тре­уголь­ник, на­хо­дя­щий­ся ме­ж­ду сим­мет­рич­ных по­ло­ви­нок, рас­по­ло­жен­ных вер­ши­на­ми вниз. На дру­гой сто­ро­не сум­ки изо­бра­жен ал­маз, а бо­ко­вые фи­гу­ры вновь пред­став­ля­ют со­бой по­ло­ви­ну цен­траль­ной фи­гу­ры, раз­ме­щен­ные в ви­де пе­соч­ных ча­сов.

На од­ной ста­рой сум­ке, при­об­ре­тен­ной у Бан­но­ков, ко­то­рая в на­ших ка­та­ло­гах зна­чит­ся с до­пол­ни­тель­ной от­мет­кой, что она, воз­мож­но, при­над­ле­жа­ла Шай­ен­нам (рис. 8d), на обе­их сто­ро­нах изо­бра­же­но два цен­тро­ст­ре­ми­тель­ных сту­пен­ча­тых тре­уголь­ни­ка, от­де­лен­ных бру­ском. На дру­гой сум­ке не­из­вест­но­го про­ис­хо­ж­де­ния од­на сто­ро­на со­дер­жит цен­траль­ную фи­гу­ру в ви­де вер­ти­каль­ной ли­нии и че­тырь­мя по­пе­реч­ны­ми ли­ния­ми, пе­ре­се­каю­щи­ми ее, что про­из­во­дит эф­фект ря­да пря­мо­уголь­ных кре­стов (рис. 8о). На дру­гой сто­ро­не (рис. 8b) есть шесть сту­пен­ча­тых тре­уголь­ни­ков, рас­по­ло­жен­ных по три в ряд друг над дру­гом, с тре­мя не­боль­ши­ми пря­мо­уголь­ны­ми кре­ста­ми в центре. Од­на сум­ка Да­ко­та (рис. 7d) схо­жа с сум­кой Кроу (рис. 6d) по по­ло­са­то­му узо­ру. Две сум­ки Да­ко­та (экз. 50.1-1205, 50.1-7505) со­дер­жат ано­маль­ные фи­гу­ры, ко­то­рые не­сколь­ко бо­лее слож­ны, чем уже опи­сан­ные в этом па­ра­гра­фе, но в це­лом, мень­шей слож­но­сти и раз­ме­ра, по срав­не­нию с ук­ра­шен­ны­ми би­се­ром эк­зем­п­ля­ра­ми.

Ниж­няя па­нель, обер­ну­тая иг­ла­ми ди­ко­бра­за, час­то со­дер­жит по­пыт­ки де­ко­ра­тив­но­го оформ­ле­ния. Сту­пен­ча­тые тре­уголь­ни­ки, пря­мо­уголь­ные кре­сты и ко­роб­ки яв­ля­ют­ся ве­ро­ят­но наи­бо­лее распространенными не толь­ко на сум­ках Кроу, но и на всех сум­ках ин­дей­цев Рав­нин. На­при­мер, они за­ме­че­ны на сум­ках Ара­па­хо, Шо­шо­нов и Шай­ен­нов. С этой точ­ки зре­ния, по сти­лю ук­ра­ше­ния сво­их тру­боч­ных су­мок Кроу на­хо­дят­ся к Да­ко­та не бли­же, чем к дру­гим со­сед­ним пле­ме­нам.

МЯГ­КИЕ СУМ­КИ

Од­на из мяг­ких су­мок Кроу из Му­зея со­от­вет­ст­ву­ет эк­зем­п­ля­ру Ара­па­хо, изо­бра­жен­но­му Кре­бе­ром. Оформ­ле­ние по су­ще­ст­ву со­сто­ит из ря­да па­рал­лель­ных го­ри­зон­таль­ных ли­ний из игл ди­ко­бра­за, пе­ре­се­чен­ных че­рез не­ко­то­рое рас­стоя­ние пер­пен­ди­ку­ляр­ны­ми ли­ния­ми из пу­ха. От­кид­ная створ­ка и бо­ко­вые па­не­ли ук­ра­ше­ны вы­ши­ты­ми би­се­ром пря­мо­уголь­ни­ка­ми раз­лич­ных цве­тов. Этот тип ху­до­же­ст­вен­но­го оформ­ле­ния мяг­кой сум­ки, оче­вид­но, име­ет очень ши­ро­кое распространение сре­ди всех племен ин­дей­цев Рав­нин.

На од­ном эк­зем­п­ля­ре Кроу идея оформ­ле­ния та же, но уз­кие по­ло­сы из игл за­ме­не­ны вы­шив­кой би­се­ром свет­ло­- и тем­но-­си­не­го цве­та; от­кид­ная створ­ка в этом слу­чае име­ет уз­кую би­се­рную по­ло­су без спе­ци­аль­но­го узо­ра.

Тре­тья сум­ка зна­чи­тель­но от­ли­ча­ет­ся по оформ­ле­нию. Хо­тя ос­нов­ное ху­до­же­ст­вен­ное оформ­ле­ние все еще со­сто­ит из па­рал­лель­ных ли­ний из игл ди­ко­бра­за, к ним до­бав­ле­на об­шир­ная об­ласть вы­шив­ки иг­ла­ми, с че­тырь­мя цен­траль­ны­ми фи­гу­ра­ми и не­боль­ши­ми лан­це­то­вид­ны­ми форм­а­ми (рис. 9a). На­ко­нец, нуж­но от­ме­тить па­ру на­ряд­но ук­ра­шен­ных би­се­ром су­мок (рис. 9b). От­кид­ная створ­ка на­по­ми­на­ет вы­ше упо­мя­ну­тую сум­ку, и ее ана­лог у Ара­па­хо. Внеш­няя по­верх­ность пол­но­стью по­кры­та вы­шив­кой би­се­ром, где на бе­лом фо­не рас­по­ло­же­ны три слож­ных фи­гу­ры, при­чем бо­ко­вые яв­ля­ют­ся сим­мет­рич­ны­ми. Эти ком­би­на­ции раз­ветв­лен­но­го узо­ра не­ко­то­рые пле­ме­на Рав­нин на­зы­ва­ют сим­во­лом «Ти­пи». Цен­траль­ный узор не обы­чен для сти­ля Кроу. Пря­мо­уголь­ный крест в се­ре­ди­не это­го об­раз­ца бе­лый, и его го­ри­зон­таль­ные кры­лья по цвету идентичны с фо­ном.

КО­ЛЫ­БЕ­ЛИ

Ни од­на из ко­лы­бе­лей Кроу не име­ет та­кой слож­ной вы­шив­ки, как у дру­гих пле­мен, ти­па Да­ко­та, и у Кроу не из­вест­но ни од­ной ко­лы­бе­ли, вы­ши­той иг­ла­ми ди­ко­бра­за, как у Ара­па­хо. Что ка­са­ет­ся узо­ров, то они на­по­ми­на­ют стиль Чер­но­но­гих. На од­ной из фо­то­гра­фий Кер­ти­са, верх­няя часть ко­лы­бе­ли Кроу име­ет до­воль­но слож­ный цве­точ­ный ор­на­мент, но этот эк­зем­п­ляр име­ет более позд­нее про­ис­хо­ж­де­ние. Бо­ко­вые рем­ни ук­ра­ше­ны ря­да­ми тре­уголь­ни­ков, на ос­но­ва­нии так­же име­ет­ся три не­боль­ших тре­уголь­ни­ка.

Две ко­лы­бе­ли в му­зее име­ют весь­ма про­стое ху­до­же­ст­вен­ное оформ­ле­ние на бо­ко­вых рем­нях. Верх­няя и ниж­няя часть ко­лы­бе­ли так­же ук­ра­ше­ны би­се­ром. Стиль ук­ра­ше­ния про­ил­лю­ст­ри­ро­ван на рис.10. Тре­уголь­ни­ки со стре­мя­щи­ми­ся друг к дру­гу вер­ши­на­ми, от­де­лен­ные го­ри­зон­таль­ным бру­ском, фор­ми­ру­ют ха­рак­тер­ный узор, ко­то­рый час­то встре­ча­ет­ся на дру­гих объ­ек­тах.


 
 

ОДЕ­Ж­ДА

Вы­шив­ка би­се­ром или иг­ла­ми ди­ко­бра­за на оде­ж­де обыч­но присутствовала в ви­де от­но­си­тель­но длин­ных и уз­ких по­лос. В ста­рые вре­ме­на вы­ши­тая иг­ла­ми ро­зет­ка бы­ла очень по­пу­ляр­на на се­вер­ных Рав­ни­нах, как вид­но из ат­ла­са прин­ца Мак­си­ми­лиа­на. Этот эле­мент мог при­ме­нять­ся в от­дель­но­сти, или в ком­би­на­ции с вы­ши­той иг­ла­ми по­ло­сой. В ат­ла­се мы мо­жем уви­деть ру­ба­ху Кроу с боль­шой ро­зет­кой на гру­ди. В обо­их слу­ча­ях в кру­ге на­хо­дилась фигура маль­тий­ского креста. На ру­ба­хе так­же име­ет­ся дру­гой ха­рак­тер­ный эле­мент - де­ко­ра­тив­ные по­ло­сы на ру­ка­вах, на ко­то­рых име­ют­ся пря­мо­уголь­ные кре­сты. Вы­ши­тая иг­ла­ми ру­ба­ха (эк­зем­п­ляр 50.1-655) в со­б­ра­нии му­зея име­ет от­кид­ную U-об­раз­ную створ­ку, со­дер­жа­щую пря­мо­уголь­ные кре­сты, и есть па­ра по­лос на гру­ди и ру­ка­вах, на ко­то­рых име­ет­ся узор, обыч­ный для об­лас­ти Рав­нин. Он со­сто­ит из трой­ки уд­ли­нен­ных рав­но­бед­рен­ных тре­уголь­ни­ков, от­де­лен­ных уз­кой по­ло­сой от ря­да та­кой же трой­ки, пе­ре­вер­ну­той на­обо­рот. Ис­поль­зо­ва­ние уд­ли­нен­ных тре­уголь­ни­ков в вы­шив­ке иг­ла­ми, ка­жет­ся, бы­ло ши­ро­ко рас­про­стра­не­но; они най­де­ны на рубахах Ас­си­ни­бой­нов, Хи­дат­са и Пау­ни.

Дру­гая ру­ба­ха Кроу име­ет квад­рат­ную от­кид­ную створ­ку с бе­лы­ми па­рал­лель­ны­ми по­ло­са­ми из би­се­ра и не­сколь­ки­ми не­боль­ши­ми тре­уголь­ни­ка­ми си­не­го цве­та. На ру­ба­хе так­же име­ет­ся па­ра вы­ши­тых би­се­ром по­лос на ру­ка­вах и на гру­ди. Узор по­лос со­сто­ит из пря­мо­уголь­ни­ков раз­но­го цве­та без до­пол­ни­тель­ных эле­мен­тов.

На дру­гом эк­зем­п­ля­ре (50.1-1249) от­кид­ные створ­ки ук­ра­ше­ны по­доб­ным об­ра­зом, но без тре­уголь­ни­ков. По­ло­сы на гру­ди и ру­ка­вах име­ют оди­на­ко­вый узор, по­нят­ный из ил­лю­ст­ра­ции.

На фо­то­гра­фии ввер­ху по­ка­за­но ху­до­же­ст­вен­ное оформ­ле­ние от­кид­ных ство­рок и на­груд­ной по­ло­сы. На по­след­ней име­ет­ся цен­траль­ный ал­маз с цен­тро­ст­ре­ми­тель­ным рав­но­бед­рен­ным тре­уголь­ни­ком свер­ху и сни­зу. От­кид­ная створ­ка опять име­ет не­сколь­ко ли­ний, про­сти­раю­щих­ся по­пе­рек фо­на, ме­ж­ду ко­то­ры­ми про­хо­дят два вер­ти­каль­ных ря­да бру­сков.

Муж­ские лег­ги­ны Кроу ино­гда име­ют ук­ра­шен­ную би­се­ром или иг­ла­ми по­ло­су. На вы­ши­том иг­ла­ми эк­зем­п­ляре из со­б­ра­ния му­зея виден ряд сту­пен­ча­тых тре­уголь­ни­ков на од­но­род­ном фо­не. На ук­ра­шен­ной би­се­ром час­ти эта фи­гу­ра мо­жет че­ре­до­вать­ся с па­ра­ми сим­во­лов пе­ра.

       
   

Муж­ские лег­ги­ны Кроу [50.1/ 660 A], [50.1/ 657 AB]


Головные уьоры Кроу [50.1/ 689], [50.1/ 690]

 
 

Го­лов­ные убо­ры Кроу име­ют уз­кую би­сер­ную по­ло­су вни­зу лоб­ной час­ти. Обыч­но на них изо­бра­жен ряд сту­пен­ча­тых тре­уголь­ни­ков, ино­гда че­ре­дую­щие­ся с пря­мо­уголь­ны­ми кре­ста­ми. По­доб­ные узо­ры по­яв­ля­ют­ся на не­ко­то­рых фо­то­гра­фи­ях Кер­ти­са.

Жен­ские пла­тья Кроу ук­ра­ша­лись би­се­ром в мень­шем объ­е­ме, чем у дру­гих пле­мен. Док­тор Уис­лер изо­бра­зил ти­пич­ное пла­тье Кроу и про­ти­во­пос­та­вил его скуд­ное ук­ра­ше­ние би­се­ром слож­но­му ук­ра­ше­нию Яки­ма и пред­ме­там оде­ж­ды ин­дей­цев пле­ме­ни Чрно­но­гих. Как он счи­та­ет, изо­гну­тая фор­ма би­сер­ной ли­нии про­сто по­вто­ря­ет кон­ту­ры швов на пла­тье. Я мо­гу до­ба­вить, что уз­кая па­нель воз­ле шеи име­ет не­боль­шие ту­пые рав­но­бед­рен­ные тре­уголь­ни­ки на бе­лом фо­не. На дру­гом эк­зем­п­ля­ре (1-5391) иг­ла­ми ди­ко­бра­за вы­ши­ты ро­зет­ки на ка­ж­дом пле­че и по­ло­сы на ру­ка­вах, имею­щие узор типа «чокер» (шахматная доска).

 
Женское платье [50.1/ 654]

Скре­п­лен­ные пряж­кой ко­жа­ные поя­са Кроу, при­об­ре­тен­ные у тор­гов­цев, ук­ра­ша­лись би­се­ром в ви­де раз­лич­ных пря­мо­уголь­ни­ков, тре­уголь­ни­ков, или их ком­би­на­ци­ей.

 
Пояс [50.1/ 713]
 
Пояс [50.1/ 714]
 
Пояс [50.1/ 715]

Де­ко­ра­тив­ная по­верх­ность на жен­ских лег­ги­нах яв­ля­ет­ся са­мой боль­шой по пло­ща­ди по срав­не­нию с дру­ги­ми ти­па­ми пред­ме­тов оде­ж­ды, рас­смот­рен­ных ра­нее. Па­ра лег­гин из со­б­ра­ния му­зея (рис. 50-6849A) очень по­хо­жа по сти­лю на леггины Да­ко­та, осо­бен­но на эк­зем­п­ля­р, опи­сан­ный Уис­ле­ром. Глав­ный узор – цен­траль­ный ал­маз с раз­ветв­лен­ными фигурами свер­ху и сни­зу. В ал­ма­зе Кроу, од­на­ко, со­дер­жит­ся пря­мо­уголь­ный крест, не­дос­таю­щий на лег­ги­нах Да­ко­та, и ли­ния, со­еди­няю­щая цен­траль­ную фи­гу­ру с раз­ветв­лен­ны­ми фигурами. На лег­ги­нах Кроу бо­ко­вая по­ло­са име­ет от­лич­ный от Да­ко­та узор, со­стоя­щий из сту­пен­ча­тых тре­уголь­ни­ков на бе­лом фо­не, что сбли­жа­ет эти лег­ги­ны с Ара­па­хо.

 
Женские леггины Кроу [50 / 6849 AB]

Для спе­ци­аль­ных слу­ча­ев в на­стоя­щее вре­мя муж­чи­ны Кроу на­де­ва­ют на ру­ки ук­ра­шен­ные би­се­ром ман­же­ты. Цве­точ­ный ор­на­мент на ман­же­тах Грасс­шоп­пе­ра (рис. 12) мож­но счи­тать ха­рак­тер­ным для Кроу. Без со­мне­ния, по­доб­ные ман­же­ты и та­кое ху­до­же­ст­вен­ное оформ­ле­ние яв­ля­ет­ся со­вре­мен­ным изо­бре­те­ни­ем.

Хо­тя вы­ши­тые жи­ле­ты Кроу так­же весь­ма со­вре­мен­ны, узо­ры на двух эк­зем­п­ля­рах ха­рак­тер­ны для сти­ля Кроу (13b и 14). На обо­их фон вы­шит бе­лым би­се­ром. Сза­ди узор сде­лан в сти­ле Да­ко­та - ма­лень­кие пря­мо­уголь­ные кре­сты и раз­ветв­лен­ия. Спе­ре­ди узо­ры на­по­ми­на­ют ху­до­же­ст­вен­ное оформ­ле­ние ко­лы­бе­ли Ара­па­хо. Кре­сты на этом жи­ле­те обо­зна­ча­ют звез­ды; фи­гу­ры с пя­тью «но­га­ми» обо­зна­ча­ют го­ры. Длин­ная си­няя ли­ния с мно­же­ст­вом «под­ста­вок» ни­как не бы­ла ин­тер­пре­ти­ро­ва­на про­дав­цом, но это на­по­ми­на­ет узор на дру­гом жи­ле­те, ко­то­рый бу­дет опи­сан ни­же.

На рис. 13a, 15 боль­шие тре­уголь­ни­ки бы­ли иден­ти­фи­ци­ро­ва­ны со Свя­щен­ны­ми Па­лат­ка­ми, длин­ные ли­нии со сви­саю­щи­ми фи­гур­ка­ми бы­ли на­зва­ны Свя­щен­ны­ми Труб­ка­ми, в то вре­мя как ос­тав­шие­ся узо­ры ос­та­лись не­объ­яс­нен­ны­ми. По­доб­ный узор час­то ис­поль­зо­вал­ся Кроу на дру­гих вещах, на­при­мер, на ук­ра­шен­ном би­се­ром поя­се, по­ка­зан­ном на рис. 16. У дру­гих пле­мен этот узор так­же встре­ча­ет­ся, Кре­бер изо­бра­жа­ет его на ко­лы­бе­ли Ара­па­хо.

Жилетки Кроу [50 / 6845], [50 / 6856]
       
   
 


 
 

МО­КА­СИ­НЫ

Вслед­ст­вие от­ли­чи­тель­но­го ха­рак­те­ра де­ко­ра­тив­ной об­лас­ти на мо­ка­си­нах Кроу, этот вид оде­ж­ды бу­дет рас­смот­рен бо­лее под­роб­но. Я бу­ду при­дер­жи­вать­ся с­хе­мы Кре­бе­ра при изу­че­нии бо­лее пол­но­го ма­те­риа­ла, дос­туп­но­го те­перь, ис­поль­зуя его удоб­ную тер­ми­но­ло­гию для опи­са­ния узо­ров.

Кре­бер по­ла­га­ет, что по сти­лю вы­шив­ки мо­ка­сины, как и вы­шив­ка би­се­ром во­об­ще, Кроу на­по­ми­на­ют ин­дей­цев пле­ме­ни Чер­но­но­гих и Да­ко­та. Они ис­поль­зу­ют те же узо­ры, вклю­чая про­доль­ную по­ло­су, круг­лую го­ло­ву ("го­ло­ва ду­бин­ки"), по­пе­реч­ный угол, крас­ную чер­ту, и ха­рак­тер­ную для ин­дей­цев пле­ме­ни Чер­но­но­гих фи­гу­ру «U». Ис­поль­зо­ва­ние по­след­не­го эле­мен­та, со­глас­но Кре­бе­ру, поч­ти ог­ра­ни­че­но ин­дей­ца­ми пле­ме­ни Чер­но­но­гих, он не встре­ча­ет­ся да­же сре­ди Аци­на, не­смот­ря на их дли­тель­ный и близ­кий кон­такт с ин­дей­цем пле­ме­ни Чер­но­но­гих.

Бег­лый взгляд на мо­ка­си­ны Кроу в По­ле­вом Му­зее в 1910 го­ду за­ста­вил ме­ня прий­ти к за­клю­че­нию, что про­доль­ная по­ло­са с по­пе­реч­ным бру­ском или без не­го, ко­рот­кие па­рал­лель­ные по­ло­сы, и фи­гу­ра «U» с сим­во­ла­ми пе­ра пред­став­ля­ет со­бой ос­нов­ные эле­мен­ты вы­шив­ки. Тем же са­мым ле­том я изу­чил ху­до­же­ст­вен­ные оформ­ле­ния мо­ка­си­н, ко­то­рые но­си­ли в ре­зер­ва­ции Кроу и вско­ре убе­дил­ся, что фи­гу­ра «U» бы­ла ре­ши­тель­но са­мой фе­ше­не­бель­ной. Обыч­но она со­че­та­лась с сим­во­ла­ми пе­ра, ко­то­рые ино­гда воз­глав­ля­лись кри­во­ли­ней­ным раз­ветв­ле­ни­ем. В не­ко­то­рых слу­ча­ях фи­гу­ра «U» бы­ла очень уз­кой, ино­гда она шла в ком­би­на­ции с по­пе­реч­ной по­ло­сой. Сре­ди дру­гих узо­ров, ча­ще все­го ис­поль­зо­ва­лись про­доль­ная по­ло­са и круг­лая "го­ло­ва ду­бин­ки".

Эк­зем­п­ля­ры в аме­ри­кан­ском му­зее пред­став­ля­ют со­бой зна­чи­тель­ное раз­но­об­ра­зие. Это вы­ра­жа­ет­ся, пре­ж­де все­го, в ма­не­ре ис­поль­зо­ва­ния «вам­па» - де­ко­ра­тив­ной области мо­ка­си­на над ступ­ней. Ча­ще все­го вы­шив­ка за­кры­вала вамп пол­но­стью, од­на па­ра мокасин бы­ла да­же пол­но­стью по­кры­та вы­шив­кой (50.1-682).

Лю­бо­пыт­ный стиль ук­ра­ше­ния – рос­пись по сы­ро­мят­ной ко­же (50.1-686); один мо­ка­син, по-ви­ди­мо­му, был сде­лан из ста­рой сум­ки. У дру­гой па­ры от­кид­ные створ­ки ло­дыж­ки поч­ти пол­но­стью ук­ра­ше­ны би­се­ром, являясь про­дол­же­нием вышивки вам­па (рис. 17b).

Да­же язык не все­гда из­бе­га­ет вы­шив­ки. На од­ном эк­зем­п­ля­ре бо­лее чем по­ло­ви­на дюй­ма верх­ней час­ти язы­ка ук­ра­ше­на би­се­ром с внут­рен­ней сто­ро­ны, кро­ме то­го, к язы­ку при­ши­ты ко­ну­са из оло­ва с пуч­ка­ми перь­ев внут­ри (50.1-668).

В дру­гом слу­чае язык за­кан­чи­ва­ет­ся дву­мя про­дол­го­ва­ты­ми от­кид­ны­ми створ­ка­ми, ук­ра­шен­ны­ми с внут­рен­ней сто­ро­ны бисером и по­доб­ны­ми под­вес­ка­ми из олова (60-6861).

 
 



 
 

Окан­тов­ка вдоль по­дош­вы име­ет мно­же­ст­во раз­но­вид­но­стей. Ино­гда она во­об­ще от­сут­ст­ву­ет. Ча­ще все­го, од­на­ко, име­ет­ся уз­кая край­няя по­лос­ка би­се­ра, к ко­то­рой мо­жет быть до­бав­ле­на би­сер­ная по­ло­са по пя­точ­но­му шву. Окан­тов­ка мо­жет быть не­пре­рыв­ной, мо­жет заканчиваться вместе с вы­шив­кой вам­па, в не­ко­то­рых слу­ча­ях по­ло­са пре­ры­ва­ет­ся толь­ко с внут­рен­ней сто­ро­ны от вам­па до пят­ки.

Те­перь об­ра­тим­ся не­по­сред­ст­вен­но к узо­рам на мо­ка­си­нах. На рис. 18a вид­на ха­рак­тер­ная фи­гу­ра «U», два сим­во­ла пе­ра на ее вы­пук­ло­сти и два пе­ра у по­пе­реч­ной по­ло­сы у языка. Это­го узо­ра нет ни на од­ном эк­зем­п­ля­ре Кроу с окан­тов­кой вдоль по­дош­вы. U-об­раз­ная фи­гу­ра поч­ти все­гда ха­рак­тер­на толь­ко для Кроу и Чер­но­но­гих. Про­фес­сор Кре­бер не на­шел по­доб­ной фи­гу­ры сре­ди Ара­па­хо, Аци­на и Юта, об­на­ру­жил все­го не­сколь­ко у Да­ко­та, Шо­шо­нов и Од­жиб­ва. Од­на­ко, ху­дож­ник Карл Бод­мер изо­бра­жа­ет тан­цо­ра-Ман­да­на, но­ся­ще­го мо­ка­си­ны с про­стым U-об­раз­ным узо­ром, и есть один мо­ка­син на по­след­ней кар­ти­не в его Ат­ла­се, ко­то­рый мо­жет впол­не при­над­ле­жать Ман­да­нам, Да­ко­та или Хи­дат­са. Хо­тя мо­ка­си­ны Хи­дат­са в му­зее не под­твер­жда­ют этой при­над­леж­но­сти, U-об­раз­ный узор, ско­рее все­го, рас­про­стра­нил­ся имен­но от Де­ре­вен­ских пле­мен. Ес­ли ин­дей­цы пле­ме­ни Чер­но­но­гих при­ня­ли его не­по­сред­ст­вен­но у этих на­ро­дов, его пол­ное от­сут­ст­вие сре­ди Аци­на ста­но­вит­ся по­нят­ным.

На рис. 19a изо­бра­же­на про­доль­ная по­ло­са, объ­е­ди­нен­ная ко­рот­ки­ми па­рал­лель­ны­ми по­ло­ска­ми с окан­тов­кой. Эти эле­мен­ты не все­гда со­про­во­ж­да­ет про­доль­ную по­ло­су; на­при­мер, на од­ной из кар­тин Бод­ме­ра мо­ка­си­ны ук­ра­ше­ны толь­ко про­доль­ной цен­траль­ной по­ло­сой, на дру­гом ри­сун­ке на мо­ка­си­нах есть толь­ко "го­ло­ва ду­бин­ки". Ти­пич­ный об­ра­зец из со­б­ра­ния му­зея по­ка­зан на рис.18c. На нем от­сут­ст­ву­ет окан­тов­ка.

Кро­ме то­го, круг мо­жет быть оди­нар­ным, или, как на кар­ти­не Бод­ме­ра, двой­ным. Про­фес­сор Кре­бер не на­шел круга на мокасинах Ара­па­хо, но встре­чал до­воль­но час­то сре­ди Шо­шо­нов и Аци­на, и реже сре­ди Да­ко­та и Чер­но­но­гих. Кар­ти­ны Бод­ме­ра, изображающие не­сколь­ких муж­чин Ман­да­н и Хи­дат­са из об­ще­ст­ва Со­бак в таких мокасинах, до­ка­зы­ва­ют по­пу­ляр­ность это­го узо­ра у де­ре­вен­ских пле­мен.

Маль­тий­ский крест (рис., 17d) ис­поль­зо­вал­ся до­воль­но час­то, как на взрос­лых, так и на дет­ских мо­ка­си­нах. Не­ко­то­рые эк­зем­п­ля­ры име­ют окан­тов­ку. Один измо­их ин­фор­ма­то­ров обо­зна­чил этот узор, как характерный для Шай­ен­нов, а не для Кроу. Это под­твер­жда­ет ут­вер­жде­ние Кре­бе­ра о том, что крест наи­бо­лее ти­пи­чен для Да­ко­та и Шай­ен­нов.

Крое­бер счи­та­ет вы­шив­ку в ви­де крас­ных ли­ний и чоке­ра ха­рак­тер­ной для Да­ко­та.

Еще один узор Кроу очень силь­но на­по­ми­на­ет мо­ка­си­ны Да­ко­та. Он со­сто­ит из ма­лень­ко­го би­сер­но­го ал­ма­за в цен­тре вам­па с цен­тро­ст­ре­ми­тель­ны­ми рав­но­бед­рен­ны­ми тре­уголь­ни­ка­ми, сба­лан­си­ро­ван­ны­ми на ка­ж­дой его вер­ши­не. На эк­зем­п­ля­ре Да­ко­та эти тре­уголь­ни­ки за­ме­не­ны па­ра­ми сим­во­лов пе­ра.

Сим­вол пти­цы, най­ден­ный на мо­ка­си­нах Да­ко­та и Ас­си­ни­бой­нов, ка­жет­ся, от­сут­ст­ву­ет у Кроу, хо­тя Бод­мер изо­бра­жа­ет од­но­го Хи­дат­са в мо­ка­си­нах с этим ти­пом узо­ра.

Очень не­обыч­ные узо­ры сде­ла­ны на двух па­рах мо­ка­си­н, ис­поль­зо­вав­ших­ся в тан­це Та­ба­ка. В пер­вом слу­чае (рис. 17e) мы ви­дим че­ты­ре ма­лень­ких кру­га в пре­де­лах вам­па и две изо­гну­тых ли­нии, свя­зан­ные по­пе­реч­ным бру­ском под языч­ком. На вто­рой па­ре мо­ка­син окан­тов­ка от­сут­ст­ву­ет, но име­ет­ся пять по­доб­ных кру­гов дру­го­го цве­та. Кро­ме то­го, по краю вто­ро­го мо­ка­си­на при­ши­ты оле­ньи ко­пат­ца (рис. 17f).

Есть еще один хо­ро­шо про­ил­лю­ст­ри­ро­ван­ный стиль ук­ра­ше­ния, про­ис­хо­ж­де­ние ко­то­ро­го док­тор Уис­лер свя­зы­ва­ет с Апа­ча­ми. Две уз­ких по­ло­сы би­се­ра об­ра­зу­ют V-об­раз­ную фи­гу­ру (рис. 17c), ко­то­рая у язы­ка за­мы­ка­ет­ся по­пе­реч­ной по­ло­сой. Де­ко­ра­тив­ная об­ласть под­раз­де­ле­на на три час­ти: цен­траль­ная V-об­раз­ная об­ласть, и две бо­ко­вые об­лас­ти в ви­де пря­мо­уголь­ных тре­уголь­ни­ков с изо­гну­тым ги­по­те­ну­за­ми. Эти об­лас­ти ук­ра­ше­ны раз­лич­ны­ми спо­со­ба­ми: внеш­ние - дву­мя ма­лень­ки­ми кру­га­ми из би­се­ра, внут­рен­няя ко­то­рых часть ок­ра­ше­на крас­кой, внут­рен­няя об­ласть - дву­мя кре­ста­ми. Две фи­гу­ры в ка­ж­дой груп­пе по-раз­но­му ок­ра­ше­ны.

Мне ка­жет­ся, что этот тип ху­до­же­ст­вен­но­го оформ­ле­ния не­по­сред­ст­вен­но свя­зан с по­яв­ле­ни­ем мо­ка­си­н с пол­но­стью вы­ши­тым вам­пом. На рис. 20a изо­бра­жен ти­пич­ный при­мер. В цен­траль­ной час­ти, вме­сто то­го, что­бы вы­шить толь­ко про­стые эле­мен­ты ме­ж­ду схо­дя­щи­ми­ся ли­ния­ми, вы­шив­ка мо­но­тон­но по­кры­ва­ет все про­стран­ст­во, ино­гда на­ру­шае­мое вспо­мо­га­тель­ны­ми узо­ра­ми дру­го­го цве­та (50.1-662). В дру­гом слу­чае (рис. 17a) ка­ж­дая груп­па ог­ра­ни­че­на дву­мя пря­мо­уголь­ны­ми тре­уголь­ни­ка­ми, об­ра­зую­щи­ми уз­кую цен­траль­ную об­ласть.

Дру­гая ка­те­го­рия мо­ка­син с пол­но­стью вы­ши­тым вам­пом по­ка­за­на на рис. 20b. Главная осо­бен­ность – рас­по­ло­же­ние би­се­ра ря­да­ми вер­ти­каль­ных по­лос, ог­ра­ни­чен­ных окан­тов­кой. Сту­пен­ча­тый узор, соз­дан­ный со­че­та­ни­ем си­них вер­ти­каль­ных по­лос с бе­лы­ми квад­ра­та­ми со­став­ля­ет не­пов­то­ри­мый узор.

На вы­ши­той иг­ла­ми па­ре мо­ка­син Кроу нет ни­ка­кой по­пыт­ки умень­шить эф­фект мо­но­тон­но­сти; в дру­гом слу­чае си­ние и зе­ле­ные ли­нии вве­де­ны, что­бы соз­дать эф­фект контрастности. До­пол­ни­тель­ные по­ло­сы мо­гут из­ме­нять­ся по цве­ту. Кро­ме то­го, од­на или бо­лее по­лос мо­гут идти параллельно крайней окантовке, значительно уменьшая область вампа, доступную для украшения.

По крайней мере, в двух случаях (рис.19a, b) кроме окантовки центральная часть декоративной области создана двумя треугольными концентрическими фигурами с выпуклой гипотенузой. Они образуют декоративные области («ножны») на каждой стороне, заполненные вышивкой отличного цвета.

Метод украшения вампа параллельными поперечными линиями из игл дикобраза, называемый методом «красной полосы», соответствует более позднему узору из бисера, тем более, что в обоих случаях присутствует окантовка. Психологический эффект, конечно, является очень сильным. На одном экземпляре Кроу вышитые линии остаются простыми, на другом экземпляре (50.1-677) появляются ступенчатый узор.

Наконец, можно рассмотреть еще два способа художественного оформления представленных отдельной парой. В одном случае окантовка охватывает область, покрытую горизонтальными рядами синего бисера, содержащих внутри себя узор из пяти коробок (рис. 17b). Узор продолжен на откидных створках у лодыжки, на каждой стороне имеется по две коробки на синем фоне. Окантовка коробок красного цвета, внутренняя часть – белая. На откидных створках есть верхняя крайняя полоса, подобная нижней окантовке.

Весьма аномальный стиль проиллюстрирован на рис. 18b. Нет никакой окантовки вокруг вампа, узор у основания откидных створок является просто продолжением вышивки вампа. Странный аморфный характер узора может быть лучше всего расшифрован следующим образом: художник следовал за краем мокасина концентрическими линиями, производя странные поперечные эффекты из красных и зеленых бусин на синем фоне.

СБРУЯ

Вышивка бисером появляется на различных вещах, связанных с конской сбруей, используемой в специальных случаях. Таким образом, созданы декоративные воротники, стремена, круперы и т.д. Их использование было связано особенно (возможно даже исключительно) с женщинами, которые украшали и пользовались этими вещами.Это проиллюстрировано на моей картине дочери Кузнечика (Grasshopper) (рис. 12), которая изображена со щитом и копьем, а ее лошадь имеет декоративный воротник и характерный кулон на уздечке, свисающий со лба вниз; видно также художественное оформление стремян.

Воротник лошади, показанный на этой фотографии, типичен для женской парадной упряжи Кроу. Боковые части фактически повторяют два экземпляра из собрания музея; только места между большими треугольниками несколько отличаются. Больше изменений касаются центральной части воротника, соединяющей боковые полосы. На экземпляре 50.1-709 прямоугольная область, выделенная полосой окантовки, содержит две больших симметричных фигуры песочных часов, очень сжатых в средине. Внутри каждой секции песочные часы разделены на полосы различных цветов, а между этими двумя песочными часами есть прямоугольный крест.

На экземпляре 50.1-6257 снова появляется узкая белая окантовка, внутри которой расположена еще более узкая синяя. Четыре белых вертикальных линии бисера разделяют всю область на группы разной ширины. В центре располагается прямоугольный крест, остальной узор состоит из нескольких полос, отличающихся по цвету, и не имеющих особого узора. Группы симметричны относительно центра.

Украшение стремян, типичное для Кроу, показано на рисунке доктора Уислера, сравнившего их со стременами Шошонов.

На рис. 12 показано характерное украшение уздечки Кроу, располагающееся на лбу у лошади. Украшенный бисером центр диска содержит фигуру мальтийского креста. На трех экземплярах в музее эта центральная фигура изменяется. На втором есть центральный круг с многочисленными кругами из одной линии бисера, внутри которых содержится крест из двух линий бисера. Третий экземпляр имеет диск с четырехконечной звездой.

Крупперы в собрании музея напоминает подобные изделия Шошонов и Черноногих.

Нет никаких седельных одеял или сумок, доступных для сравнения с экземплярами Дакота. О седлах Уислер говорил, что их форма близка по стилю к Шошонам, они также имеют схожие откидные створки, украшенные бисером.

Доступная область на седлах обычно была украшена бисером, но без использования сложных узоров. Эстетический эффект зависит главным образом от расположения цветных вставок из сукна, на которых расположены маленькие вышитые фигуры.

РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ

ИСКУССТВО

Если бы не спорадические случаи, типа случайных попыток вышивки бисером и украшенных резьбой жезлов, используемых в Горячем Танце, реалистическое искусство Кроу можно считать ограниченным только рисованными фигурками. Оно появлялось в двух формах - рисунки религиозного значения и изображение подвигов. Согласно одному из информаторов, военные подвиги рисовали не на покрышках типи, а внутри помещения на подкладке. Я видел стену одного дома, покрытую холстом, на котором имелось такое художественное оформление.

Плащи воинов были часто украшены подобным образом. Плащ, купленный от Charges-strong будет служить иллюстрацией стиля пиктографии Кроу (рис. 22). В верхней части изображен владелец плаща, несущий трубку, будучи лидером военного отряда, и два убитых им врага. Враги с вздернутым чубом - Шошоны, остальные - Дакота. Лошадиные следы обозначают лошадей, захваченных у врага. На других рисунках в этой части плаща говорится о том, что этот военный отряд украл семь лошадей и убил одного врага; украл шесть лошадей и убил одного мужчину и т.д. Немного ниже только что описанных сюжетов, изображены треугольные значки, обозначающие военный отряд Кроу. Разведчик, согласно нарисованным следам, посетил лагерь врагов, обозначенный равнобедренным углом, и возвращается к груде бизоньих чипов. В третьей секции плаща разведчик в волчьей шкуре преследуется врагом, затем убивает трех мужчин. Два врага нападают на него, но он ударяет их своим жезлом. Три врага нападают на него с пистолетом, луком и винтовкой. Он ударяет их своим длинным копьем, украшенным перьями. Еще один раз он показан убивающим врага. В следующей секции плаща герой появляется на лошади, которая затем изображена убитой. Два Дакота, стреляющие в него, затем нарисованы убитыми им. Он догоняет врага и ударяет его. Пеший враг стреляет в него, герой затем убивает его копьем. В самой нижней части плаща владелец показан совершающим набег на лагерь Шошонов. Он угоняет пять лошадей, враг преследует его, посылая вслед ему стрелы. Затем он снова показан уводящим двух лошадей из лагеря Шошонов.

Хотя живопись, описанная только что, является чисто реалистической, она ни в коем случае не свободна от символического характера.


Практика украшения покрышек типи рисунками была уже устаревающей, даже когда я впервые посетил Кроу. В этом отношении Кроу поразительно контрастируют с Черноногими, которые в течение своего недельного праздника в 1907 году показали внушительное число разрисованных типи. Единственный случай разрисованного типи у Кроу я видел на Лодж-Грасс, где художественное оформление состояло из фигуры Птицы Грома (рис. 23b). На моих фотографиях запечатлено нескольких других раскрашенных типи, но самая эффектная, с фигурами лошадей, оказалась купленной у Дакота. Другое типи (рис. 22a) имеет узор возле основания, полумесяц над входом и ряд фигур птиц, взгромоздившихся на перевернутых фигурах «U», опирающихся на край основания. Еще на одном типи были удлиненные фигуры лошадей.

Кертис сфотографировал одну Священную палатку с изображением Оперенной трубки на боку с полумесяцем над ней. На другой из его иллюстрации вероятно показана другая сторона того же самого типи, где снова изображена Оперенная трубка с кругом (солнцем?) над ней.

Типи, описанное и изображенное Кетлином, также имеет рисунки религиозного характера, хотя интерпретация Кетлина человеческих фигур как «Великий Дух» и «Злой Дух» неубедительна.

Щиты Кроу в музее были описаны в предыдущей публикации. Хотя животные и другие реалистические мотивы появляются на щитах, они далеки от исключения геометрических проектов, которые почти всегда могут иметь символическое значение. В некоторых случаях, конечно, реализм и символика идут вместе, например, когда круг обозначает солнце, а полумесяц луну. Бизон, Орел, Птица Грома и Олень - животные, наиболее часто встречающиеся изображения в религиозном искусстве Кроу.

В 1910 году я зарисовал два плаща, увиденных в Лодж-Грасс и Прейоре. На одном из них в центре изображена Птица Грома, вокруг не – множество звезд и несколько символов Солнца, вокруг каждого из которых – несколько цветных колец.

На другом плаще была изображена женщина перед самцом оленя. Этот мотив у Кроу связан с историей об Отвергнутом Возлюбленном, который при помощи такого рисунка на плаще, полученного в видении, очаровал надменную девушку.


СИМВОЛИКА

По сравнению с другими племенами, Кроу имеют довольно скудную систему символической интерпретации.

Из используемых цветов черный был символом убийства врага, красный символизировал долголетие и процветание и был тесно связан с церемонией Табака; белая глина (tike) обозначала очищение, поиск видения и предвидение. Другие интерпретации зависели от индивидуальных видений; поэтому, линии молний, представляющие Птицу Грома, могли быть желтыми, синими или зелеными.

После проведения большого опроса относительно интерпретации декоративных символов на узорах парфлешей и вышивке бисером,я пришел к заключению, что большинство из узоров не имело никакого символического значения и что интерпретации в некоторых случаях были или весьма субъективны, или либо применялись только к ограниченному числу случаев.

Самая постоянная интерпретация для определенно нереалистического символа связана с алмазом, нарисованным или вышитым, который всегда обозначал «детское место» {bakat icte'pe).

Зигзагообразная линия почти всегда обозначает молнию.

Подковы, изогнутые или прямоугольные обозначают лошадь.

Круг обозначает солнце.

Конечно, простые геометрические формы не могут обозначать объекты без определенной двусмысленности. Таким образом, прямоугольный треугольник когда-то интерпретировался как наконечник копья; пара таких треугольников, формирующих "разветвленный узор Кребера" интерпретировалась как два соединенных типи.

Большой равнобедренный треугольник обозначает Священную Палатку. Треугольную область с выпуклой гипотенузой на мокасине называли «ножны».

Для узоров на крупере, интерпретации явно продиктованы самим объектом: удлиненный равнобедренный треугольник, стоящий на своей вершине, называли «голова лошади», два маленьких равнобедренных треугольника, сбалансированных на своем основании, были «ушами лошади», подобный треугольник, висящий на своей вершине, был «уздечкой».

Кресты иногда называли «звездами».

Неясный узор на жилете в моей записной книжке обозначает горы.

Несколько фигур даже обозначаются определенными названиями, очевидно не имея специального символического значения. Таким образом,

продольная полоса на вампе мокасина известна как "много игл" (apari-aho');

круг на одежде - bic aratsitsэxe (круг одежды);

круг на мокасине как it'u'pen tsitsэxe, (наконечник круга);

ступенчатый узор - iruэ (цвет);

алмаз, помимо общего символического названия «детское место»("пуповина"?) также имеет название baru-xawe (украшенный бисером разветвленный (?);

полупесочные часы называли macuce.

Интерпретации некоторых проектов на жилете уже приводились выше.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кажется довольно ясным, что Кроу не смогли достичь высокой степени индивидуальности в искусстве. В реалистическом украшении своих палаток они являются намного слабее Черноногих, и если они превосходят последних в качестве и разнообразии вышитых узоров, то причины могут быть найдены во влиянии, оказанном на них Дакота.

Иначе говоря, бисерная вышивка Кроу, особенно в ее наиболее развитых формах, является несколько уменьшенным отражением искусства Дакота. Возможно, только в художественном оформлении мокасин (особенно, что касается популярности фигуры «U»), влияние Черноногих является довольно сильным.

Длительное изучение искусства индейцев Равнин, вероятно, поднимет вопрос, касающийся связи между узорами на вышивке иглами и бисером. Мы можем предположить, что более поздняя техника просто продолжала традиции, развитые в вышивке иглами до контакта с европейцами. Трудность заключается в недостатке экземпляров, вышитыми иглами, по сравнению с вещами, вышитыми бисером. Однако, после пополнения этого скудного собрания иллюстрациями из Атласа принца Максимилиана, я не смог избежать предварительного заключения, что отношение между узорами из игл дикобраза и бисерной вышивкой менее близки друг к другу, чем предполагалось. Или, выражаясь более точно, их сходство ограничено сравнительно небольшим количеством довольно простых узоров, таких как розетка, прямоугольный крест, равнобедренный треугольник, сплошная полоса, параллельные линии, ступенчатый узор. Ступенчатый узор, в частности, судя по его повсеместному распространению, может быть расценен как один из самых ранних изображений в вышивке индейцев Равнин.

Различие между двумя видами вышивки довольно запутанно и разнообразно. В вышивке иглами я не видел ничего, схожего, например, со сложными образцами вышивки бисером на сумках Дакота и Кроу. Некоторые из вышитых иглами узоров действительно показывают довольно сложные формы, однако, я считаю, что эти образцы являются исключительно индивидуальными достижениями, а не олицетворением племенного стиля. По крайней мере, все эти сложные узоры весьма схожи между собой.

Насколько я могу судить, появление стекляруса стимулировало появление новых эстетических концепций или перекомбинаций, в то время как большинство старых навыков было сохранено.

Художественное оформление сыромятных вещей Кроу довольно отличается от узоров на их вышивке бисером. Влияние Дакота на эту область деятельности является нулевым. Стиль Кроу испытывает сильное влияние стиля Шошонов, и мы могли бы добавить - только Шошонов.

Черта, общая с другими Северо-западными племенами, особенно с Ацина и Черноногими, является незначительным развитием символики. В этом отношении контраст между Кроу и Дакота, конечно, очень силен.

История развития искусства Кроу, казалось, не может быть объективно прослежена без сравнения ее с искусством родственного племени Хидатса и общим развитием эстетики Равнин. Однако, роспись по сыромятной коже у Кроу и Хидатса мало связана по стилю. Вышитые узоры, насколько я могу судить, также не имеют никакого фундаментального сходства, а имеющиеся небольшие подобия вполне могут быть последствием тех же самых иностранных влияний. Существовали ли формы художественной деятельности у Кроу и Хидатса до разделения – не известно, но племена порознь прошли довольно долгий путь развития, и возобновленные контакты имели уже слабое взаимовлияние.





Дата публикования: 2015-01-13; Прочитано: 334 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.036 с)...