Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Атомистический материализм Демокрита и Эпикура



Атомы – всевозможные тела, не имеющие качеств, пустота же - метод, в котором все эти тела, в течение всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и снова сходятся в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их состояния и ощущения.

Атом («неделимый») – мельчайшая, непроницаемая, невидимая частица. Все качества вещей – сплетения атомов – имеют иллюзорный характер. Сами же атомы имеют лишь определенную форму и положение. Не происходит ничего случайного. Все сцепления и расщепления атомов – проявление необходимости. Если к-л явление кажется нам случайным, то лишь потому, что мы не знаем его причины.

Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемых свойств вещей - их множества, движения и изменения. После Зенона, доказавшего будто гипотеза о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам, всякая попытка обосновать реальность множества, раздельности вещей и их подвижности должна была считаться с этим. Учение атомистов явилось гениальной попыткой разрешения этих трудностей. Атомисты предполагали существование бесконечного множества телесных частиц, они допускали существование пустоты в которой происходит движение частиц и отрицали за частицами возможность делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы. Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не бесконечно) количество частиц - весьма малых, но в силу своей неделимости не обращающихся в ничто, уже не может рассматриваться как бесконечно большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона. Таким образом, был разрешен кризис, вызванный критикой Зенона.

Основатель атомизма - Левкип. (рожден в Милете). Все состоит из мельчайших неделимых частиц и пустоты.

Продолжатель Атомизма - Демокрит (460 -370 ггднэ). Родился во фракийском городе Абдерах. Побывал в странах востока. Имеются труды Демокрта охватывающие вопросы философии, логики, психологии, этики, политики, педагогики, теоретических искусств, языкознания, математики, физики, космологии. Активный приверженец раб. демократии. Исходное положение атомисткой системы - существование атомов и пустоты, образующих своим бесконечным многообразием соединениями все сложные тела. Следовательно, одной из главных предпосылок его учения является взгляд по которому ощущения представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания. Недостаточные и неточные свидетельства ощущения исправляются более тонким усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но их существование удостоверяются основанным на чувственных наблюдениях размышлением. Демокрит отличает то, что существует во мнении от того, что существует в действительности. “лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении - горькое, в мнении - теплое, в мнении - холодное, в мнении - цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота. ” Однако Демокрит не отрицает реальность чувственно воспринимаемого. В данном случае Демокрит говорит о том, что философия занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в основе всего, образует его причину. По-видимому Демокрит не согласен с тем, что чувственного восприятия качеств совпадают с самими качествами. Атомы суть всевозможно малого тела, не имеющие качеств, пустота же - место, в котором все эти тела, в течении всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и снова сходятся в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их состояния и ощущения. Для объяснения реального многообразия действительности Демокрит допускает, что атомы различны по форме порядку и положению. Эти отличия и лежат в основе всех наблюдаемых отличий. Ни одно из них следований не является беспричинным. Он отрицает наличие целесообразности в природе.

Идеалом Демокрита является жизнь, обеспеченная общим законом и порядком, безмятежная и благодушная. Важнейшее условие - разделение труда. Этические воззрения - разумное наслаждение жизнью состоит в светлом и спокойном состоянии души, обусловленном согласием с природой, исполнением долга, мерой во всем... Умение доходить до такого состояния дает обучение, которое Демокрит не отделяет от воспитания, без которого не могут быть достигнуты ни искусство, ни мудрость.

Различают 3 формы движения в первонач атомизме:

а) первое движение должно было быть хаотическим(как пыль в солнечных лучах),

б) затем движение вихреобразное, побуждающее похожие атомы соединиться, а различные разъединиться, в результате чего рождается мир,

в) движение атомов, образующих испарения вещей(сложеных из атомов)(напр, запахи).

Коль скоро атомы бесконечны, что бесконечны также и миры, из них образованные, различные, в то же время они индентичны, так как из бесконечно возможных комбинаций, осуществлена лишь одна. Все миры рождаются, развиваются и разрушаются, чтобы дать источник другим мирам. Это происходит циклообразно, бесконечно. Атомисты вошли в историю философии и благодаря понятию “случая”, на котором по их мнению стоит мир. Порядок(космос) - результат механического взаимодействия атомов, не проектируется разумом. Ум, интелект следует, а не предшествует общему порядку соединений атомов. Это не отменяет того, что атомисты говорили, что есть некие привилегированные атомы, гладкие, сферические, их которые образованы душа и ум: именно такие атомы Демокрит полагал божественными. Познание объясняется как результат контакта атомов тел с нашими чувсвами. Демокрит настаивает на разности чувственного познания и умопостигаемого. Первое это “мнение”, а второе ”истина”

Атомисты пытались преодолеть апории элиатов, спасая одноврем “истину” и “мнение”. Понимание истины дают атомы, различия между кот. обусловлены геометрико- механич детерминациями и пустотой, явления и их различия истолковываются из столкновения атомов меж собой.

Демокрит был учеником Левкиппа и основные положения атомистической теории заимствовал у него, но развил их дальше. Демокрит утверждает, что все существующее состоит из атомов и пустоты. Атомы - это неделимые частицы. Атомы нельзя видеть, их можно только мыслить. Атомы соединяются между собой и образуются вещи. Атомы Демокрита различаются по форме и величине; двигаясь в пустоте, они соединяются ("сцепляются") между собой в силу различия по форме: у Демокрита есть атомы круглые, пирамидальные, кривые, заостренные, даже "с крючками". Так из них образуются тела, доступные нашему восприятию.

Атомы едины, неделимы, неизменны и неуничтожимы. Кроме них существует еще пустота, так как без пустоты не было бы возможности перемещения, а также уплотнения и сгущения. Пустота по своему характеру однородна, она может отделять тела между собой, а может находиться и внутри самих тел и отделять отдельные часть этих тел. Атомы же не содержат пустоты, они отличаются абсолютной плотностью.

Атомы, по Демокриту, суть бесконечны, если речь идёт об их величине, числе, а также бесконечны они и относительные различия форм. Это выраженная в духе того времени мысль о бесконечности материи.

Атомы обладают свойством движения от природы, и передается оно посредством столкновения атомов. Движение выступает основным источником развития. Демокрит считает, что первичного движения, первого толчка никогда не было, так как движение - способ существования атомов.

Он полагал, вслед за Левкиппом, что не только ничего не возникает из ничего, как это считали предшествующие философы, но и что ничего не возникает без причины. Все происходит по строгой необходимости. Все детерминировано механическим движением атомов.

Атомистическое учение распространяется Демокритом на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть организма сводится к соединению и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна. Основа познания - ощущения. От вещей отделяются “видики” - материальные формы вещей, они несутся во все стороны в пустом пространстве и проникают в органы чувств через поры. Если поры соответствуют по величине и форме проникающим в них видикам, то в ощущении возникает образ предмета, соответствующего самому предмету. Таким образом уже в ощущении мы получаем верный образ предмета. Однако существуют предметы, которых в силу своей малой величины недоступны чувствам, Такие свойства веществ постигаются умом, и это познание также может быть достоверным.

Проблема соотношения чувств и разума в познании. Различал 2 вида познания:

· темное (незаконнорожденное), основанное на чувствах

· истинное (законнорожденное), основанное на разуме

Демокрит придавал большое значение чувственному познанию. Он выдвинул теорию истечения для объяснения восприятия внешних предметов органами чувств. По этой теории из предметов истекают так называемые образы(эйдолы), подобия этих предметов. Когда они попадают в глаз, то появляются представления о предмете. Чувственное познание, по мнению Демокрита, не является достоверным познанием. Познание при помощи чувств он называет "темным", оно не истинно. Подлинной формой познания выступает лишь познание при помощи рассуждений.

Объясняя психическую деятельность человека, Демокрит пишет, что душа - это движущее начало и орган ощущения и мышления. Для того, чтобы приводить в движение тело, душа сама должна быть материальной и движущейся. Она состоит из атомов, поэтому она смертна, так как после смерти человека атомы души тоже рассеиваются.

Учение Демокрита было дополнено и развито Эпикуром. Эпикур приписывает атомам еще одно свойство - тяжесть. Он также допускает и признает закономерным и определенное отклонение от прямолинейного движения, это дает возможность более "диалектического" понимания проблемы движения. Согласно Эпикуру, душа - это не нечто бестелесное, а структура атомов, тончайшая материя, рассеянная по всему организму. Отсюда вытекает и отрицание бессмертия души. Свою теорию Эпикур распространяет и на область этики и общественного устройства. В этике он исходил из индивидуалистических, в сущности сенсуалистских позиций. Человек, по Эпикуру, является чувствующим существом, и его чувства суть основной критерий морали. Высшим благом Эпикур признавал блаженство, наслаждение. Оно состоит в удовлетворении естественных потребностей и в достижении определенного душевного равновесия - спокойствия души, а тем самым и счастья. Эти моральные требования он считал естественными, вытекающими из человеческой сущности. Принцип наслаждения отражался и на социальных воззрениях Эпикура. Общество, считал он, является совокупностью индивидов, которые договорились между собой о том, что не будут вредить друг другу. Эпикур в определенной мере предвосхищает позднейшую теорию общественного договора.





Дата публикования: 2015-01-13; Прочитано: 4491 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...