Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Идеи натурфилософии и гуманизма в философии эпохи Возрождения



Отличительные черты мировоззрения эпохи Возрождения: ориентация на человека (антропоцентризм). Формально в центре мироздания оставался Бог, но преимущественное внимание обращали на человека, его природу, самостоятельность, красоту, творческие способности, формы самоутверждения.

Гуманизм эпохи Возрождения. Новая светская культура, появившаяся, прежде всего в Италии в XIV веке, получила название гуманизма. Идеал гуманистов – всесторонне развитая личность. Родоначальником европейского гуманизма считают итальянского поэта и философа Франческо Петрарку. С его точки зрения, философия – это наука о человеке, о его природе, жизни и смерти, путях развития человеческого общества. Главный вопрос – как достичь полной независимости, самообладания и душевного покоя при наличии смущающих человека страстей и при постоянной борьбе с окружающим миром.

Натурфилософия. В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Натурфилософия - философия природы, свободная от непосредственного подчинения теологическим умозрениям. Общие черты натурфилософских концепций: пантеизм; идея бесконечности природы; органистический взгляд на мир, господствовавший в античности; рассмотрение человека как частицы природы, «микрокосма», вбирающего в себя все многообразие Вселенной.

Первым натурфилософом, развивающим традиции неоплатонизма и пантеизма в данную эпоху, был Николай Кузанский. По своим философским воззрениям Николай Кузанский – идеалист, признающий в качестве высшего, основополагающего бытия только Бога. Бога он называет «абсолютным максимумом», постоянно подчеркивает актуальную бесконечность его собственной природы. Стремился осмысливать явления природы в математических образах и понятиях. Мир не имеет окружности и центра, как считалось со времен Аристотеля. Земля не составляет центр мира. Утверждая бесконечность Вселенной, Н. Кузанский доказывает наличие всеобщей связи между явлениями и вещами природы.

Природу он рассматривает как живой и одушевленный «мировой душой» единый организм, одно из важнейших проявлений этого организма – человеческое существо. Человек – единство земного и божественного.

Один из крупных натурфилософов данного периода – итальянский ученый Джордано Бруно. В онтологии Бруно продолжает идеи Н. Кузанского о бесконечности природы и бесчисленности миров. Вселенная не имеет границ, число миров в ней бесконечно. Дух, душа, духовная субстанция как носитель жизни наполняет всю вселенную, все вещи, всю природу.

Особый интерес представляет учение Бруно о материи. Он утверждает идею несотворенности и извечности материи, подчеркивает неразрывность материи и формы. В области теории познания Дж. Бруно следует за Н. Кузанским и выделяет те же ступени познания: чувства, рассудок и разум.

Первая ступень – чувственные ощущения, которые дают лишь смутные образы вещей.

Над ощущениями возвышается рассудок, который мыслит противоположности, из которых состоят все вещи в соответствии с законом противоречия.

Высшая ступень познания – разум. Важнейшая особенность разума – это его способность мыслить бесконечное.

Однако новый момент в теории познания Бруно состоял в противопоставлении чувств, неспособных постичь истину, разуму, который только и способен к этому. Чувственное познание не может предоставить истинного познания






Дата публикования: 2015-01-13; Прочитано: 450 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...