Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Человеческой психики



Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда оно выражалось понятиями душа и ум. Были поставлены вопросы: что представляет собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж-ся споры о сущности сознания и возможности его познания.

В истории ф-фии Сущ-ло 2 основных понимания сознания:

Философский идеализм: сознание абсолютизировалось в виде некоего абсолютного духа, мирового разума, творящего мир; сознание первично;

Философский материализм: сознание объявлялось функцией мозга отражать мир, создавать идеальные модели мира, с помощью к-рых ч-к может приспосабливаться к окружающей действ-ти; материя первична и исторически и гносеологически; она носитель и причина его возникновения; сознание - производное от материи.

Человек сознает при помощи мозга, но сознание не есть функция самого мозга, а функция определенного типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром. Сознание – не только отражение окружающего мира. Сознание – проявление бытия в нас. Все, что мы знаем о мире, дано нам через сознание. Сознание достраивает мир, завершает его. Сознание – источник всех знаний и всех осмыслений мира. Для ч-ка мир есть не что иное, как осознанное его мыслями, его переживаниями сущее.

Сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей. Абсол. противопоставление материи и сознания ведет к тому, что сознание выступает как некая самост. субстанция, сущ-щая наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движ-я материи. Между сознанием и материей сущ-т и различие, и связь, и единство. Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов, как идеальные их копии.

Единство и связь - возникающие в сознании псих. образы сходны по содержанию с вызывающими их матер объектами.

Центральным философским вопросом всегда был вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляют человеку сознание. Поэтому сознание выступает как ключевое исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.

Под сознанием по Спиркину имеется в виду способность идеального отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека.

Можно выделить 3 стороны сознания:

• предметное (направлено на окружающие вещи, предметы, события)

• самосознание (на себя)

• сознание как поток непосредственных переживаний

1ые две стороны сознания отн-ся к духу (имеем дело с идеями, понятиями, с представлениями о себе), 3 – к душе (нечто более значительное, чем дух, в ней укоренены предметное и самосознание). Познавать мир может и искусственный интеллект. Если бы ч-к не имел души, он стал бы такой мыслящей машиной.

Сознание – высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Сознание – способность ч-ка сосредоточиваться на состоянии внутр.дух. опыта, когда ему доступен и мир, и он сам. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданных предыдущими поколениями, и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию, которое происходит лишь в процессе общения. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру называется сознанием. Любое ощущение или чувство является частью сознания, так как обладает значением и смыслом.

Стpykтypa cознaния

Сознание структурно организованно, представляет систему элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются:

• осознание вещей и переживание, т. е. отношение к содержанию того, что отражается.

• ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания.

• акт внимания как свой необходимый компонент.

• чувства, эмоции также явл-ся компонентом сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства, настроение, или эмоционально самочувствие и аффекты (ярость, ужас и. т. д.).

Основными подходами к происхождению сознания были следующие:

Платон: тело человека - вместилище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной.

Христианство: разум человека, его мышление-искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческом сознании

Декарт: сознание – внепространственная субстанция, впервые рассматривает проблему самосознания.

Гегель: С. - одно из воплощений всемирного разума.

В ХХ веке возникает теория отражения. Согласно этой теории сознание – это высшая форма отражения. Таким образом сознание формируется деятельностью чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.

Психика и сознание – структурно и функционально сложные образования. Психика включает в себя сознание (как ведущую часть), подсознание и бессознательное (связь с внутренними органами). Сознание, в свою очередь, полиструктурно, его компоненты: внимание (сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо объекте), различные виды памяти, воля (саморегуляция деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели), абстрактное и конкретное мышление (оперирование понятиями и создание образов), эмоции (непосредственное пристрастное переживание смысла явлений и ситуаций), чувства (одна из основных форм переживания стабильно мотивированных и значимых явлений), интуиция (знание, возникающее без осознания путей и условий его получения). Часть из этих составляющих – эмоции и интуиция – имеют и подсознательные аспекты. Столь сложная структурная организация показывает, что сознание у человека не может быть врожденным, врожденной является лишь возможность его возникновения при благоприятных социальных условиях. У большинства людей оно в основном формируется к двум-трем годам, продолжая в дальнейшем совершенствоваться. При неблагоприятном стечении обстоятельств проявление этой психической возможности тормозится или исчезает совсем. До возникновения сознания у ребенка активно действует подсознание, накапливая всевозможную информацию.

Подсознание – это существенная часть психики, представленная инстинктами (цепями рефлексов), автоматическими действиями (актами, реализуемыми без непосредственного участия сознания), а позже – навыками (действиями, сформированными путем повторения, и характеризующимися отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля).

В самом широком смысле, подсознание – это активные психологические процессы, которые не являются в определенный момент центром смысловой деятельности сознания, но оказывают влияние на течение сознательных процессов. Оно является побочным продуктом сознательной деятельности и включает в себя психические состояния, непосредственно не задействованные в осмыслении тех объектов, на которых сосредоточено внимание человека в данное время. Своим функционированием подсознание помогает работе сознания, принимает на себя часть нагрузки, связанной с процессом отражения. Накопленная психикой информация может переходить при определенных обстоятельствах из подсознательного состояния в сознание и наоборот.

Некоторая часть ученых и философов считает, что не сознание, а подсознание является основным элементом психики (З. Фрейд, К. Юнг, К. Хорни, Ф. Александер, Г.Салливэн, Г. Кардинер и др.), распространяя его детерминацию на все действия человека, исторические события и общественные явления.

Фрейд и его последователи ввели в науку ряд важных проблем – подсознательной мотивации, соотношения нормальных и патологических явлений психики, ее защитных механизмов, сложного строения личности, противоречий и конфликтов в психической организации субъекта. Но в трактовке их преобладает биологический детерминизм, отдающий главную роль в функционировании психики инстинктам





Дата публикования: 2015-01-13; Прочитано: 506 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...