Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Русская культура в эпоху революций (ХХ в.)



2.1. «Серебряный век» русской культуры

Период конца XIX – начала ХХ вв. вошел в историю русской культуры как ее «серебряный век». Он продолжался недолго – около 20 лет, но дал миру замечательные образцы философской мысли, продемонстрировал жизнь и мелодию поэзии, воскресил древнерусскую икону, дал толчок новым направлениям живописи, музыки, театрального искусства.

Начало ХХ века - это расцвет русской философии. Выделяют два ее основных направления: религиозная философия и космизм. Задачей русских религиозных философов (Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк, Н. Лосский, Вл. Соловьев) было соединение философии с православием и создание на этой основе нового религиозного сознания. Они выдвинули идею Софии как мировой души, синтеза Добра, Красоты и Мудрости, посредника между Богом и человеком; идею соборности как особого вида коллективизма, при котором личность не растворяется в коллективе, а обретает в нем свое истинное «я». Космисты (Э. Циолковский, Л. Чижевский, Н. Федоров, В. Вернадский) пытались связать человека с космосом и увидеть космос в человеке. Они утверждали, что человек является прежде всего существом космическим, и рано или поздно он начнет осваивать новые миры. В. Вернадский создал учение о ноосфере – сфере разума, которую создает человек, преобразуя мир, и выдвинул идею ответственности человека за жизнь на Земле.

Особое место в философии серебряного века заняла тема русской интеллигенции. Она стала центральной в сборнике «Вехи», вышедшем в 1909 году. Авторы статей в этом сборнике – видные российские общественные деятели, философы – пытались осмыслить роль интеллигенции в истории России. Они обвинили интеллигенцию в привнесении в народное сознание чуждых западных идей (прежде всего марксизма) и разжигании низменных инстинктов масс. Первым их проявлением стала революция 1905-1907 годов. Веховцы призвали интеллигенцию духовно очиститься и способствовать преобразованию России путем реформ в рамках капитализма.

Развитие художественной культуры имело свои особенности:

- отход от канонов классического искусства, критика передвижников;

- поиск новых форм выражения художника, что привело к появлению новых направлений: символизм, акмеизм, футуризм, авангард;

- сложность для восприятия;

- связь с западной философией.

Одним из новых художественных направлений был символизм. Он нашел отражение в поэзии, музыке, живописи, театральном искусстве. Ключевое слово символизма – символ. Сторонники этого направления считали, что в символе воплощается связь между двумя мирами – видимым (реальным) и невидимым (потусторонним). Второй мир и был для символиста настоящим. Лидером символистов в литературе был Д. С. Мережковский. Он утверждал, что русская литература находится в упадке, причиной которого является господство реалистического метода. Мережковский провозгласил «чистое» искусство, содержанием которого должна стать мистика.

К поэтам символистам принято относить К. Бальмонта, А. Блока, В. Брюсова, Ф. Сологуба.

Одним из основоположников символистической живописи был Михаил Врубель. Программным произведением мастера принято считать картину «Демон (сидящий)». Демон был символом бунтарского разрыва со старыми канонами, выражением мятущегося свободного духа, в гордом одиночестве ищущего ответа на вечные вопросы.

Символизм в музыке представлен творчеством Александра Скрябина. Он свято верил в силу искусства, его способность очистить человека от злобы мира (тема Третьей симфонии, «Поэмы огня»).

Одним из первых символистов в режиссуре был Всеволод Мейерхольд. Его влекли идеи создания спектакля, наполненного условной символикой, метафорического, насыщенного выразительной музыкой. Он стремился показать двойственную природу жизни как игры, где все люди – актеры. В театре Мейерхольда исчезли обычные декорации, на смену им пришли архитектурные фантазии и геометрические фигуры.

В 1910-е годыпозиции символизма существенно поколебались. Искусство устремилось на землю, возрождается интерес к различным проявлениям жизни. В 1911 году образовалось поэтическое содружество, получившее название «Цех поэтов». Оно объединило Н. Гумилева, А. Ахматову, О. Мандельштама, Н. Клюева и других. Их творчество знаменовало собой возникновение нового поэтического течения - акмеизм (от греч. высшая степень чего-либо, цветущая сила). Это направление было родственно символизму в неприятии эстетики окружающей действительности. Подлинная красота виделась в прошлом, высоко ценилась культурная преемственность. Одной из черт акмеизма было пристальное внимание к образу, вещи, способной возбуждать лирическое чувство.

Свойственный акмеизму вкус к классическому в сочетании с поиском новых форм и средств воплощения проявился в архитектурном классицизме. Это направление можно представить прежде всего по работам архитектора Ивана Александровича Фомина. Лучшее его творение – особняк А. А. Половцева на Каменном острове в Санкт-Петербурге. Фомин использовал различные элементы античной архитектуры, прежде всего колонны. Но для здания в стиле классицизма их слишком много, в результате чего цельность здания отходит на второй план. Неоклассицизм считают одним из течений стиля модерн. Памятниками архитектурного модерна являются дом Рябушинского и здание Ярославского вокзала в Москве (архитектор – Ф. О. Шехтель).

Идеи неоклассицизма получили распространение и в музыке. Композиторы пытались соединить традиции классической музыки XVIII-XIX веков с идеями музыкального новаторства ХХ века. Это стремление нашло яркое воплощение в творчестве Сергея Ивановича Танеева, Николая Карловича Метнера, Сергея Сергеевича Прокофьева.

Если сторонники неоклассицизма пытались сохранить традиции, то в искусстве авангарда мерилом творческой ценности, эталоном современности являлись новизна и смелость. Основой создания художественного образа провозглашалось формотворчество. Проблемы преемственности искусства для авангардистов не существовало, память о прошлом казалась им «обветшалой меркой», сковывающей свободу самовыражения.

Задачу пропаганды модернистских подходов в живописи поставили перед собой московские художники из объединения «Бубновый валет» (1910-1917). Ядро объединения составили П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Лентулов, А. В. Куприн, Р. Р. Фальк. Молодые художники отвергли все мистическое и таинственное, любую неясность ощущений. В основу новой эстетики они положили предмет как таковой, взятый «в упор», без всякого психологизма и недосказанности. Манера их письма характеризуется яркостью цветовой гаммы, примитивизацией формы предметов. Поклонение предметности сделало натюрморт одним из основных жанров живописи художников «Бубнового валета». Не чужды им были и опыты кубизма. В качестве примера кубизма интересен натюрморт Петра Петровича Кончаловского «Агава». В вещах, изображенных на этом полотне, нет теплоты. Формы и линии их изломаны, пропорции деформированы.

Художники «Бубнового валета» экспериментировали и со временем. Свободная комбинация сюжетов, разделенных в пространстве и времени, с целью передачи динамичности, «жизни» предмета в разных ракурсах характерна для творчества Аристарха Васильевича Лентулова (серия картин с изображением русских соборов: «Василий Блаженный», «Иван Великий. Звон» и др.). Он явился своеобразным продолжателем поисков импрессионистов, особенности живописи которых определяло стремление передать сиюминутное впечатление, эстетику мгновения.

Художники стремились распознать природу живописи. В 1913 году М. Ф. Ларионов опубликовал книгу «Лучизм», в которой дал теоретическое обоснование новому методу изобразительного искусства. Задачей художника Ларионов считал изображение не самих предметов, а отраженных от предметов световых лучей, поскольку именно как сумма лучей и воспринимается предмет.

Лучизм считается ранней разновидностью абстракционизма (от лат. «отвлеченный»). Создателями последнего являются Василий Васильевич Кандинский и Казимир Северинович Малевич. Абстракционисты отказались от изображения предмета, создавали новую реальность. Главным объектом их внимания стали линия и цвет. Кандинский работал в области психологического истолкования цвета («Импровизация №7», «Смутное»).

Разновидностью геометрической абстракции явился супрематизм (от лат. «высший»), идея которого принадлежала Малевичу. Его композиции организуются из разноцветных плоскостей, имеющих форму квадрата, прямоугольника, круга, треугольника, креста. Именно в геометрических образах Малевич видел высшие начала реальности, постигнутые интуицией художника. Желание обратить живопись в «нуль форм» полнее всего выразилось в его знаменитой работе «Черный квадрат».

В стиле модерн работали художники объединения «Мир искусства»: В. Серов, К. Коровин, М. Нестеров, Н. Рерих, Б. Кустодиев. Резко критикуя реализм, они провозгласили целью искусства служение красоте. Поклонение «жизни и правде» отвергалось как «ветхая, запылившаяся мерка», приведшая к упадку художественное творчество в России. Единственным путем в храм «чистого» искусства признавалось самовыражение художника, не скованного служением обществу.

Поиски в области формы захватили и поэзию. Здесь расцвел футуризм (от лат. «будущее»). Футуристы с презрением отвергали прошлое, традиционную культуру и воспевали будущее – эпоху индустриализма, техники, высоких скоростей и темпов жизни. Они хотели произвести революцию в области языка, проповедовали новое отношение к рифме и слову. Последнее для футуристов было ценно само по себе, независимо от смысла. Отсюда стремление поэтов к созданию новых слов. Это направление представлено творчеством В. Маяковского, В. Хлебникова, А. Белого. В музыке в стиле футуризма работал Илья Сац (балет «Козлоногие»).

«Серебряный век» - это эпоха открытий в области театрального искусства. В конце XIX века сценическое искусство переживало кризис, проявившийся в том, что репертуар театров носил развлекательный характер, не затрагивал насущных проблем жизни, игра актеров не отличалась богатством приемов. Необходимы были глубокие перемены в театре, и они стали возможны с появлением пьес А. Чехова и М. Горького. В 1898 году открылся Московский Художественный театр, основателями которого стали К.С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. В репертуаре театра ведущее место заняли пьесы А. Чехова, М. Горького, А. Грибоедова, В. Шекспира. Этот репертуар требовал талантливых исполнителей. К. Станиславский разработал систему актерской игры и режиссуры. В ее основе лежали психологический реализм, сценическое перевоплощение и сверхзадача роли.

Заметную роль в развитии театрального искусства сыграли также Малый театр в Москве, Александринский и театр Комиссаржевской в Петербурге.

Новые веяния затронули и балетную сцену. Они связаны с именем балетмейстера М. М. Фокина. Одним из создателей объединения «Мир искусства» С. П. Дягилевым были организованы Русские сезоны в Париже – выступления артистов русского балета в 1909-1911 гг. В состав труппы вошли М. Фокин, А. Павлова, Т. Карсавина. Оформляли спектакли известные художники: А. Бенуа, Л. Бакст, Н. Рерих.

Для «серебряного века» характерно еще одно явление – меценатство. Российские предприниматели не просто давали деньги на развитие искусства, но и сами являлись тонкими ценителями прекрасного, сотворцами новых произведений. Купец П. М. Третьяков, собиратель произведений русской живописи, в 1892 году передал свою коллекцию в дар Москве. Его брат С. М. Третьяков также завещал свою коллекцию западноевропейской живописи Москве. Эти произведения составили собрание Третьяковской галереи.

С. И. Мамонтов основал в Москве частную оперу, на сцене которой заблистал талант Ф. Шаляпина, поддерживал русских живописцев. Его усадьба Абрамцево была важным центром художественной жизни, здесь жили и работали И. Репин, М. Врубель, К. Коровин и другие.

Меценатом МХТа был промышленник С. Морозов.

Идеи и наследие «серебряного века» воспринимаются современной наукой неоднозначно. Для одних ученых – это прежде всего опыт рождения нового искусства из недр прошедших эпох. Для других – искусство «серебряного века» не только творческое, но прежде всего духовное наследие, которое наконец-то раскрывается перед взором наших современников. Голос этой эпохи продолжал звучать в искусстве Русского зарубежья, обогатив западноевропейскую и американскую культуру ХХ века.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 370 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...