Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 4. Древнегреческая лирика VII -VI вв



- Социальные процессы VII - VI вв. и возникновение архаической лирики.

- Жанровая классификация древнегреческой лирики.

- Элегическая и ямбическая поэзия.

- Монодийная поэзия (Алкей и Сапфо).

- Хоровая мелика.

Роды и виды в литературе и поэзии развивались последовательно. Каждый из жанров востребован определенными социальными и общественными процессами. Архаика - эпос, потом дидактика, потом - лирика.

Особенно бурной жизнью жила островная Греция. 7 - 6 вв. - век социальной революции. Возникновение полисов разрушало патриархальность. Человек стал иначе смотреть на себя. Также влияла морская экспансия. К власти стали приходить новые люди - тираны, пришедшие к власти из низов. Они удерживали власть благодаря идеологии - поддерживали искусство, торговлю.

Судопроизводство - идет борьба за письменные законы. В общинах были устные законы, а здесь нужно личное отношение. Должно было быть законодательство. Первое законодательство ввел Ликург, спартанец. Затем его вводят тираны. Тиран Драконт в письменном законодательстве пишет, что за все преступления единственное наказание - смерть.

Эпос уходил в прошлое, эпос не мог регламентировать новую жизнь, не мог выразить чувства. Поэтому появляется лирика, которая направлена на внутренний мир. Противостояние эпосу. Лосев: «Лирическая поэзия основана на более богатом развитии духовного мира индивида. В лирике гибнет гармония родового мира, и возникает дифференцированный нравственный мир». Лирика - поэзия для слуха, ее не записывали. Стихотворений не было. Мелодия была всегда. Текст и мелодия имели одинаковое значение. Чтение для глаз появилось только в Александровскую эпоху 3-1 вв. До конца от мелодии не освободились, это случилось только в Риме. Мелодия связана только с определенными философскими и психологическими теориями. Аристотель и Платон - «лирика успокаивает психику человека». «Успокаивает человека строгий дорийский лад, страсть олицетворяет фригийский лад, лидийский лад - скорбный лад». Пифагор писал о магических лечебных свойствах лирики. Мелодия занимает большое место в философской системе. Философ Пифагор утверждал, что весь мир построен на музыке.

Термин «лирика» появляется очень поздно - у ученых третьего века до нашей эры. Это то, что исполняется под лиру или кифару. Иногда флейта, авлос. Это всегда песенная поэзия. До третьего века греки всю поэзию называли - мелика (от «мелос» - мелодия). Наличие мелодии кладется в основу классификации поэзии. Всю поэзию делили на собственно мелос (сольный (монодийный) и хоровой) и декламационную лирику. Она делится на элегии и ямб.

Элегия происходит от слова «элегос» - значение его трактуется по-разному. Одни считают, что это название тростниковой флейты, вторые - что это азиатское слово, плач по покойнику. В древние времена не было любовных, скорбных жанров - первые элегии это военные маршевые песни. Элегия различается как военная, гражданская, философская, дидактическая. И только на последнем месте стоит любовная элегия, которая повествует об обобщенной ситуации. Привычная нам элегия появится только в Риме.

Неизвестно откуда появляется название ямб. Долгое время его объясняли мифом про служанку Ямбу или глаголом «бросать». Ямбы писали и врагам. Первый автор и первое дошедшее стихотворение - 6 апреля 648 года - Архилох. Яркий поэт, интересная личность, писал и элегии, и ямбы. Его жизнь была тяжелой, он рос на Паросе, отец - аристократ, мать - рабыня. Отец его признал, но общество нет. Становится наемным солдатом. Творил инстинктивно. Несчастная любовь - описание любовной ситуации. Был влюблен в Ниобулу, посватался, но отец отказал. Архилох хочет отмстить, сочиняет такие ямбы, такие эпитеты, что даже появляется легенда, что он покончил жизнь самоубийством от позора. В стихах четко видно, как меняется этика взаимоотношений: например, стихи о бегстве.

Архилох - поэт многозначный. Он начинает задумываться, философствовать, пытается увидеть жизненный ритм, говорит о черных и белых полосах.

До нас дошла двадцать одна строчка из Калина. Тиртей - второй создатель военных элегий. Он спартанец. Пел патриотические элегии во время войны. Главная тема этих элегий - старые гомеровские нормы, трус для него немыслимое слово, вместо него - дрогнувший в бою. Высшее счастье - смерть за родину. Дрогнувший - позор для всего рода. Идейная направленность - гражданское мужество. Проводились соревнования военных элегий. Победитель получал кусок мяса. Искусство очень просто. В элегии: сначала тема, потом образное развитие, бурный призыв сражаться за родину.

Афинский поэт Солон Афинский. Был причислен к семи мудрецам. 638-558 гг. до н.э. Происходил из древнего царского рода Кодра. Один из основателей афинской демократии. Много странствовал. В Афинах никак не могли взять город Саламин. Афины нищали, потому что все богатства были в руках у нескольких людей. Люди или отдавали свою земли или продавались в рабство. Солон пробрался на площадь, встал у храма и прочитал элегию о Саламине. Оракул велел ему управлять государством. Сначала он отменяет долговые камни, книги, граждане снова становятся свободными. Все свои взгляды Солон описывает в элегиях. Они политические, патриотические, гражданские, нравоучительные. Гесиод не терпел чужого мнения, а Солон прислушивался к толпе. Ему приписывался афоризм: «Ничего сверх меры». Солон сам уходит от управления. Известна также история с Крезом.

Феогнид - жил в городе Мигарды. 1400 стихов Феогнида дошло до нас. Отражение социальных процессов. Аристократ, изгнан из города. Человечество он делит на демос и знать. Знать - хорошо, демос - плохо. Очень озлоблен. Тон сборника пессимистичен. Его угнетает, что плохие царствуют, что мельчает порода людей. Привычное расслоение общества исчезает. В политических элегиях возникает образ корабля-государства, застигнутого бурей. Экипаж изгнал доблестного кормчего, а теперь не знает, что делать, и корабль тонет. Впервые появляется стихотворение «Памятник» (Потом у Горация, Державина, Пушкина).

- Мелика монодийная и хоровая.

Лирическая поэзия существовала прежде всего как комплекс мелодия-ритм-слово. Делилась на монодийную и хоровую. Мелическая поэзия получает распространение не на континенте, а на островах. Центром становится город Метилены. На рубеже VI - VII вв. там классовая борьба, она подогревается тем, что аристократы ведут свой род от Агамемнона. К власти приходит Миртил, земледелец. Когда он умер, Алкей сочиняет двустишье. На смену пришел Питтак. Алкей весь отдается борьбе. Главным наследием являются песни мятежа, борьбы. Продолжает тему Феогнида, тема корабля-государства. До 50-ых годов XX века было известно только начало и конец, но потом нашли середину. Алкей пишет свои песни для мужских сообществ. Соревнования Алкея и Сапфо. Реальная Сапфо родилась около 600 г. Рано вышла замуж. Долго прожила. Даже Платон, не любивший поэтов, называет ее десятой музой. Именно у Сапфо в поэзию приходит пейзаж души, он становится способом передать свои чувства. Удивительная многокрасочность. В поэзии Сапфо ощущается женский взгляд. Главный жанр - эпиталамия, свадебные гимны для воспитанниц школы. Одним из лучших эпиталамий считается «Свадьба Гектора и Андромахи».

Близко по тематике к поэзии Алкея и Сапфо стоит поэзия Анакреонта. Это странствующий поэт. Одним из самых известных тиранов был Поликрат, он поддерживал искусство, покровительствовал Анакреонту. Очень много изображений Анакреонта на вазах. В историю литературы он входит как создатель легких песен о любви-флирте, игре. Ему принадлежат и философские стихи. Язык Анакреонта лишен украшений. Создается впечатление, что строка сама рождается у него под пером.

Хоровая лирика древнее лирики сольной. Она напрямую связана с религиозными и свадебными обрядами. «Хор» означало, прежде всего, место для хоровода. Отсюда видно, в какой неразрывной связи танец и хоровая лирика. Несколько типов песен в зависимости от содержания и посвящения их богам. Гимны: в честь Диониса - дифирамб, это страстная песнь, повествующая о трагических событиях в жизни бога Диониса. Особенность - дифирамб исполнялся как диалог. Аполлону и Артемиде посвящены пеаны. Парфении или партении это гимны в честь Афины, исполняли пятнадцатилетние специально обученные девушки. Эпиникии - гимны, посвященные победителям олимпийских игр. Энкомии - гимны, посвященные влиятельным лицам. Оды - песни, мастер оды Пиндар, до нас дошло 17 его книг. Эти оды изобилую темными непонятными местами. Пиндар любил зашифровывать содержания своих од. Его переводил Ломоносов. Вакхилид писал дифирамбы, вплотную подходит к искусству трагедии. Почти сохранился дифирамб «Тезей».





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 287 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...