Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Фома Аквинский. вера и разум одновременноучаствуют в процессе познания



Фома Аквинский (1225 — 1274) — доминиканский монах, систематизатор схоластики (догматичного учения о боге). Фома Аквинский сумел объединить веру и разум, аргументируя свою точку зрения тем, что:

• вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;

• все в мире делится на то, что можно познать разумом, и то, что непознаваемо;

разумом можно познать факт существования Бога;

разумом нельзя познать проблемы сотворения мира, первородного греха;

• философия и теология — разные науки;

философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;

• все остальное (божественное откровение) может познать только теология.

1.4.3. Можно ли доказать существование Бога?

Доказать существование Бога нельзя, скажет позднее немецкий философ Кант. Существование Бога принимается на веру, интуитивно, без доказательства. Между тем, Фома Аквинский и другие теологи средневековья сформулировали аргументы в пользу существования Бога. Дадим их в современной трактовке:

· космологический аргумент: все, что существует, имеет причину, бесконечная серия причин немыслима, поэтому первопричина - Бог;

· богословский аргумент: вселенная характеризуется системностью, она разумна, Бог и есть этот разум;

· онтологический аргумент: все люди обладают идеей Бога, этой идее должно нечто соответствовать в реальности;

· нравственный аргумент: каждый человек несет в себе представление о нравственности, это и есть Бог;

· аргумент согласованности: вера в Бога лучше всего объясняет все факты нашей жизни.

В средневековой схоластике выделялись также два противоположных направления - номинализм и реализм. Реалисты считали подлинно существующими не сами вещи, а их общее понятия – универсалии (что-то вроде идей Платона). Видный представитель реализма - Ансельм Кентерберийский. Номиналисты (от лат. поmеп — имена) считали реально существующими лишь конкретные вещи, а общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей (что-то вроде единичных вещей – индивидуумов и их видов и родов у Аристотеля). Универсалии познаются после того, как будут познаны в чувственном опыте вещи. К числу номиналистов принадлежал Пьер Абеляр.

Теоцентризм объясняет все сущее через господство

сверхъестественной силы – Бога





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 284 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...