Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
МЕТОДЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ – МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Теория решения творческих задач (ТРИЗ) и алгоритм решения творческих задач (АРИЗ) формулируют принципы и правила решения технических творческих задач. Их знание, во-первых, алгоритмизирует поиск правильного решения и, во-вторых, избавляет во многих случаях от поиска того, что уже сделано (не изобретать того, что уже изобретено). Но эффективность решения технических (и других видов) творческих задач значительно увеличивается при знании и использовании методов интенсификации решения указанных задач, которые основаны на знании законов и закономерностей психологии человека, особенностей индивидуального и коллективного мышления, рационального соотношения умственного и физического труда, труда и отдыха.
6.1. Метод мозгового штурма
Критика или боязнь критики служат помехой творческому мышлению. Если человек считает, что его идея плоха, он не захочет высказывать ее в слух. В этом случае многие потенциально хорошие идеи оказываются навсегда потерянными. Чтобы устранить препятствия, вызываемые боязнью критики при высказывании идей, и был разработан метод мозгового штурма (метод мозговой атаки).
Метод прямой мозговой атаки. Основателем современных методов мозговой атаки Алекс Осборн, который создал школу подготовки изобретателей и разработал метод мозговой атаки – эффективный способ решения творческих задач. Этот метод оказался универсальным и применимым не только в технике, но и во всех других сферах человеческой деятельности: в экономике, бизнесе, социологии, военном деле, уголовном розыске, сфере обслуживания и т.д. Этот метод можно использовать в сочетании с другими эвристическими методами творческой деятельности.
А Осборн считал, что творческие способности есть у всех людей, но многие люди не высказывают свои смелые идеи, боясь быть осмеянными своими коллегами, руководителем. А. Осборн предложил разделить во времени процесс генерирования идей от их критической оценки и анализа. Более того, он считал, что желательно проводить оба процесса разными людьми.
Для проведения мозговой атаки по решению творческий задачи подбирают коллектив, состоящий из двух групп людей по 3 – 10 человек в каждой. Одна группа «генераторов идей» только выдвигает идеи без права их критики. Другая группа «экспертов» выносит коллективное суждение о ценности выдвинутых идей.
В состав группы генераторов идей включаются лица, легко и плодотворно генерирующие идеи, обладающие фантазией и творческим воображением.
В группу экспертов включаются люди с аналитическим складом ума, более компетентные в области создаваемого технического объекта.
В группу генераторов идей желательно включить:
- специалистов-смежников (конструкторов, экономистов, экологов и т.д.), которые обеспечат комплексное и всестороннее рассмотрение задачи;
- людей «со стороны», не имеющих никакого отношения к решаемой задачи;
- женщин, которые оригинально мыслят, стимулируют и повышают дух соревновательности среди мужчин.
Правила для участников мозговой атаки таковы:
- надо стремиться высказывать максимальное количество идей, отдавая предпочтение их количеству, а не качеству. При этом можно выдвигать любые идеи, в том числе фантастические и нереальные, шуточные. Чем фантастичнее идеи, тем сильнее сказывается их действие на процесс генерации последующих идей. «Безумные» идеи – это катализаторы, без которых не возникнут «цепные» реакции творчества, без которых будет труден путь к хорошим идеям;
- во время сеанса абсолютно запрещена критика высказанных идей;
- способствуют продуктивному мышлению шутки, каламбуры;
- надо стремиться развивать, комбинировать и улучшать высказанные идеи, получать от них новые ассоциативные идеи;
- между участниками сеанса должны быть свободные, демократические, дружественные и доверительные отношения.
Успех поиска во многом зависит от того, как организуется мозговая атака.
Руководитель творческой группы заранее (за 2-3 дня) приглашает на сеанс его будущих участников, чтобы они смогли за это время подумать и настроиться. Иногда он заранее обсуждает с некоторыми из участников постановку задачи.
Полная продолжительность сеанса не должна превышать 1,5 – 2 часа, из которых:
1) 5 – 10 минут идет на представление участников совещания друг другу и на их ознакомление с правилами проведения мозговой атаки;
2) далее 5 -10 минут ведущих совещание ставит задачу поиска идей и отвечает на вопросы участников;
3) процесс мозговой атаки занимает 20 -30 минут;
4) 30 - 45 минут затрачивается на составление отредактированного списка идей.
Обычно сеанс проводится в изолированном помещении за «круглым» столом. Во время сеанса участников угощают кофе или чаем.
Весьма повышает эффективность работы участников сеанса показ натурных образцов, макетов и эскизов технического объекта, который требуется улучшить.
Успешность и результативность мозговой атаки во многом определяется опытом, эрудицией и искусством руководителя творческой группы. Во время сеанса он обеспечивает соблюдение правил участниками без всяких приказаний и критических замечаний. Он обеспечивает непрерывность высказывания идей, заполняет образовавшиеся паузы поощрительными репликами, шутками, следит, чтобы обсуждение не шло в слишком прагматическом и узком направлении. Кроме того, он следит за регламентом совещания и периодически сообщает сколько минут осталось до конца сеанса.
После завершения сеанса и небольшого перерыва производится быстрое коллективное редактирование полученного списка идей (полученного в виде стенограммы, либо с помощью магнитофона и т.д.).
Эксперты очень тщательно анализируют и оценивают представленные идеи, подразделяют их на подгруппы:
1) наиболее приемлемые и легко реализуемые;
2) наиболее эффективные и перспективные;
3) малозначимые.
Эксперты дают рекомендации об использовании самых лучших идей в проектно-конструкторских разработках, а также по их патентной проработке на предмет закрепления приоритета и защиты интеллектуальной собственности.
Другие разновидности метода «мозгового штурма» приведены в приложении 1.
6.2.Метод инверсии
Прием инверсия или обратная аналогия означает – выполнить что-нибудь наоборот. Для него характерны выражения: перевернуть вверх «ногами», вывернуть наизнанку, поменять местами и т.д. Этот прием может означать, что если объект рассматривается снаружи, то возможно, мы достигнем желательного результата, если будем его исследовать изнутри. Если какой-то объект расположен вертикально, то применение инверсии означает, что его следует поставить горизонтально – и наоборот. Инверсия предполагает возможную замену подвижной части неподвижной, отказ от симметрии в пользу асимметрии, переход от растяжения к сжатию. Инверсные понятия – приемник и передатчик, модулятор и демодулятор, электрогенератор и электродвигатель.
Метод инверсии представляет собой один из эвристических методов творческой деятельности, ориентированный на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях, чаще всего противоположных традиционным взглядам и убеждениям, которые диктуются формальной логикой и здравым смыслом.
Изобретатели давно обратили внимание на то, что часто в ситуациях, когда логические приемы, процедуры мышления оказываются бесплодными и заходят в тупик, естественно предположить, что оптимальной является принципиально противоположная альтернатива решения.
Например, ведется поиск прочности изделия, и для этой цели стремятся увеличить его вес, конструкцию делают цельнометаллическую, в то время как лучших результатов удается достигнуть путем решения задачи в противоположном направлении, например, уменьшить вес конструкции, сделав ее полой.
Другой пример. Объект исследуют с его внешней стороны. Это традиционный подход, который исчерпал себя и не дает новых оригинальных решений. В этих ситуациях целесообразно рассматривать этот же объект с внутренней стороны.
Этот метод часто называют методом обращения. А.Ф. Эсаулов в связи с анализом метода приводит классический пример решения задачи методом инверсии: Гениальное изобретение ракеты К. Э. Циолковским. В своей повести «Вне Земли» он писал, что «придумал пушку, но пушку летающую, с тонкими стенками и пускающую вместо ядер газы…».
Метод инверсии базируется на закономерности и, соответственно, принципе дуализма, диалектического единства и оптимального использования противоположных (прямых и обратных) процедур творческого мышления (анализа и синтеза, дивергентного и конвергентного мышления), а также распространения диалектического подхода к анализу объекта исследования (изучение внешнего и внутреннего, интенсификации и замедления, объединения и разъединения элементов системы и т.д.). Метод инверсии в поисках истины «объединяет» в процессе мышления «связанные противоположности» анализ и синтез, логическое и интуитивное, статические и динамические характеристики объекта исследования, внешние и внутренние стороны объекта, увеличение или, наоборот, уменьшение размеров, конкретное и абстрактное, реальное и фантастическое, разъединение и объединение, конвергенцию (сужение поиска) и дивергенцию (расширение поля поиска), если не удается решить задачу сначала до конца, то попытайтесь решить задачу от конца до начала.
Достоинства метода: позволяет развивать диалектику мышления, отыскивать выход из, казалось бы, безвыходной ситуации, найти оригинальные, порой весьма неожиданные решения различного уровня трудности и проблемности творческих задач.
Недостатки и ограничения применения метода: требует достаточно высокого уровня творческих способностей, базовых знаний, умений и опыта.
Пример 1. Спортсмены тренируются. Бегая по беговой дорожке на стадионе. Сейчас имеются движущиеся беговые дорожки и тренажеры, в которых можно задавать скорость движения ленты, ее наклон и другие параметры.
Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 522 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!