Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Этика геномики



Экзамен.

Учебно-методическое обеспечение курса

Рекомендуемая литература (основная)

Александров И.О., Максимова Н.Е. Основы теории психологического исследования. (Экспериментальная психология). М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1998.

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1982.

*Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии. Общий психологический практикум. М.: Смысл, 1997.

*Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 1997 и последующие издания.

Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Введение в психометрическое проектирование. Киев: Пан Лтд., 1994.

*Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. М.: Изд-во МГУ; ЧеРо, 1997.

Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. Теория и методы. М.: Аспект Пресс, 2002.

Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980 (1-е изд.); СПб.: Социально-психологический центр, 1996 (2-е изд.).

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология (учебное пособие). М.: Дом интеллектуальной книги, 1998 (и более поздние издания).

Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука. 1983.

Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. Социально-психологический центр. СПб., 1996.

Правила подготовки рукописи для публикации в "Психологическом журнале". // В кн. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 1997 и последующие издания. с. 251 - 255.

Правила подготовки рукописи для публикации в "Журнале высшей нервной деятельности им. И.П.Павлова". К сведению авторов // Журн. высш. нервн. деят. им. И.П.Павлова, Т. 48. Вып. 3. С. 572-573.

Рекомендуемая литература (дополнительная)

Гемпель К.Г. Логика объяснения. М.: Дом интеллектуальной книги; Русское феноменологическое общество. 1998.

Григоренко Е.Л. Применение статистического метода моделирования с помощью линейных структурных уравнений в психологии: за и против //Вопросы психологии. 1994. №4. С. 108-126.

Голдстейн М., Голдстейн И.Ф. Как мы познаем. Исследование процесса научного познания. М.: Знание, 1984.

Куликов Л.В. Психологическое исследование. Методические рекомендации по проведению. СПб. 1994.

Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: Московский философский фонд; Медиум, 1995.

Левин К. Теория поля в социальных науках. Гл. I. Формализация и прогресс в психологии. Спб.: Речь, 2000. С. 21-50.

*Логвиненко А.Д. Измерения в психологии: математические основы. М.: Изд-во МГУ, 1993.

Маслак А.А. Основы планирования и анализа сравнительного эксперимента в педагогике и психологии. Курск: Региональный открытый социальный институт. 1998.

Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологтю личности. М.: Просвещение. 1985.

Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / Под ред. Т.В.Корниловой. М.: Форум; Инфра-М, 1998.

Поппер К. Логика и рост научного знания. Избранные работы. М.: Прогресс, 1983.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986.

Стивенс С.С. Математика, измерение и психофизика // Экспериментальная психология. Т.1. / Под ред. С.С.Стивенса. М.: Издательство иностранной литературы, 1960. С. 19 - 92.

*Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М.: Аспект пресс, 1996.

*Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1999

Звездочкой (*) помечены издания, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации.

Программу составили:

Авторы (составители):

И.О.Александров, кандидат психологических наук, Институт психологии, Государственный Университет Гуманитарных Наук

Н.Е.Максимова, кандидат психологических наук, Институт психологии, Государственный Университет Гуманитарных Наук

Рецензенты:

Т.Н.Греченко, доктор психологических наук, Институт психологии РАН;

Т.М.Марютина, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей психологии, Московский городской психолого-педагогический институт.

ЭТИКА ГЕНОМИКИ

«Человек» — 1999 №4, 5

В феврале 1999 года в г.Черноголовке состоялась конференция "Геном человека-1999", посвященная десятилетию российской программы "Геном человека". В один из дней темой обсуждения стали правовые и этические аспекты изучения генома человека. В этом номере мы публикуем два доклада на эту традиционную для нашего журнала тему, а также принятое на конференции заявление участников программы.

В.И. Иванов, В.Л. Ижевская (Медико-генетический научный центр РАМН). Свое сообщение мы хотели бы назвать "Этика геномики. Глобальный и европейский аспекты". Оно может показаться несколько высокопарным — в самом деле, "глобус", "Европа", но кроются за этим вполне конкретные вещи. Речь пойдет об этических проблемах геномики в?aaioa IV Всемирного конгресса по биоэтике (ноябрь 1998 г., Токио); о деятельности рабочей группы Совета Европы, которая разрабатывает приложения по генетике человека к "Конвенции по правам человека и биомедицине" (к этой конвенции присоединилась и Россия), и о "Программе генетики человека" Всемирной организации здравоохранения, в рамках которой разрабатываются этические проблемы генетических исследований и медико-генетической помощи населению.

Что такое этика (если совсем просто)? Это правила, как люди должны относиться друг другу, чтобы было побольше дружелюбия и поменьше агрессивности. К этому, собственно, сводится вся суть этических принципов. Причем независимо от того, говорим ли мы о межиндивидуальных отношениях, любых — профессиональных, любовных, каких хотите, или об отношениях больших групп людей. Можно считать, что этические нормы соблюдаются, если, различая, "что такое хорошо, а что такое плохо", люди стараются делать так, чтобы хорошего было побольше, а худого — поменьше. И это довольно древняя логика. Уже во второй главе 1-й книги Пятикнижия Моисея "Бытие"" говорится о том, что Господь насадил в Эдеме много хороших деревьев, в том числе в центральной части райского сада росло дерево познания добра и зла. От всех деревьев прародителям человечества разрешалось свободно вкушать плоды, кроме этого. Однако люди, нарушив запрет, с тех самых библейских времен продолжали и продолжают ставить вопрос: что есть хорошо, а что есть худо, и пытаются на него отвечать.

При ближайшем рассмотрении, совокупность этических норм поведения человека складывается из трех компонентов: врожденной, доктринальной и конвенциональной этики. Врожденная этика имеется и у животных. Ее иногда еще называют зоологической этикой, потому что элементы регламентации поведения животных относительно один другого в группах, прайдах, стадах, стаях реально существуют и они там проявляются часто как инстинктивное поведение, которому не обучаются, с которым появляются на свет.

У человека, в отличие от животных, есть еще доктринальная этика, которая базируется на тех или иных идеологических доктринах. Это прежде всего этика религиозная, присутствующая во всех религиозных системах, начиная с самых древних (иудейская религия, религии античности, христианство, буддизм, ислам и др.). В том числе, когда заместителем религии у нас был установлен диалектический/исторический материализм, то и здесь присутствовала доктринальная этика, обязательная к исполнению всеми членами общества. (Реплика из зала: "моральный кодекс строителей коммунизма"). Да, это тоже — живой пример.

Наконец, есть этика конвенциональная, которая устанавливается по взаимной договоренности людей или человеческих общностей: как им вести себя по отношению друг к другу. И эта этика была в свое время обозначена гражданином Женевы Жан-Жаком Руссо в его трактате "Общественный договор", где расписывалось, как люди договариваются, чтобы друг другу поменьше вредить и побольше оказывать пользы, стараясь при этом обеспечить максимум собственной пользы тоже.

Из этой общей этики, которая в античности оформилась как часть философии, в наше время вычленилась еще биоэтика как очередная ступень развития этики в эру высоких био- и иных технологий, сильно инвазивных по отношению к человеку, и не только к его соматическому статусу, но и к его интеллектуальной и эмоциональной сферам (что тоже бывает). Появилась и биоэтика поведения людей по отношению друг к другу в условиях приложения одним человеком к другому или к другим индивидам или одной группой людей по отношению к другой группе людей различных технологий, которые могут изменить его сому, его психику, могут изменить его потомство.

Ввиду того, что мир населен многими народами с разными религиозными и другими идеологичекими воззрениями, нормы биоэтики варьируют. Так, в одном международном обследовании по биоэтике, которое было организовано Национальным институтом здоровья США с участием 39 стран, в их числе была и Россия, выявилось, что есть некоторые частные этические понятия, которые ограничиваются одной общностью людей, одной нацией, или одним этносом, или адептами лишь определенных религиозных воззрений. Вместе с тем, есть этика региональная, наднациональная и есть некоторые этические элементы глобальной значимости. Все эти аспекты в настоящее время широко обсуждаются. На IV Всемирном конгрессе по биоэтике в Токио президент международной ассоциации по биоэтике сказал, что у него создалось впечатление, что глобальная биоэтика — это, в сущности, общий знаменатель региональных и национальных этик.

В глобальной биоэтике есть несколько ключевых понятий или постулатов, которые затем дальше разрабатываются и конкретизируются, образуя некоторый общий биоэтический кодекс. Назовем четыре таких центральных постулата: 1.

Признание автономии личности (personal autonomy). Под этим подразумевается право человека самому решать все вопросы, касающиеся его сомы, психики, эмоционального статуса. 2.

Справедливость (justice), которая подразумевает равный доступ к общественным благам. Это касается и медицины, и здравоохранения, и технологий, если это делается на коллективные средства общества. То есть справедливость — это право налогоплательщика на равную или уравненную долю, по потребности, а не всем подряд, в необходимых для нормальной жизни средствах из общественных фондов. 3.

Гиппократовское "не вреди", означающее, что этично применять к какому-либо лицу только те воздействия, которые не причинят ему вреда. 4.

В современной биоэтике гиппократовское "не вреди" расширяется до: "не только не вреди, но и сотвори благо". Первое обозначается как non-malfacience (iai?e?eiaiea a?aaa), второе — beneficience (aлагодеяние).

Эти четыре принципа оказываются центральными на всех уровнях биоэтики и во всех ее разделах и аспектах.

На конгрессе в Токио был широко представлен генетический аспект биоэтики. Ему посвятили несколько специальных заседаний: генетическая терапия и геномные исследования; пределы генетики; евгеника, искусственная эволюция и искусственная жизнь; генетические тесты, информация и страхование. Общий предмет обсуждения: что генетика может сделать человеку полезного или опасного сегодня и что завтра в разных своих разделах. Замечу, что генетическая терапия и геномные исследования — это тема нашей сегодняшней конференции, а евгенические осложения и опасения присутствуют на всех такого рода конференциях.

Почему геномика оказывается каким-то образом завязанной на этические проблемы. Во-первых, потому, что во всякой геномике задействовано много людей. Исследователь, врач, испытуемый, донор, реципиент, пациент, члены семьи прямо участвуют во всех геномных процедурах и их практических приложениях. А во-вторых, косвенно в них участвуют и некоторые социальные службы: трудоустройство, страхование жизни, здоровья, имущества; образование и etc., etc., etc., когда люди вступают в отношения друг с другом в связи с проведением геномных исследований или приложением их результатов к практической жизни.

Что при этом люди делают друг другу, что причиняют? Они могут по-разному работать с образцами биоматериала: брать их, изучать, технологически (инженерно) их трансформировать, передавать образцы другим людям (исследователям, или врачам, или кому-то еще), вводить в организм реципиента образцы, содержащие генетическую информацию. Причем информацию они тоже могут использовать по-всякому: хранить, передавать, распространять, уничтожать. И все это — информация генетическая, к которой причастны и испытуемые, и пациенты, и члены их семей и т.д. При этом у этики геномики есть одно отличие от многих других разделов биомедицинской этики: не только сам испытуемый, но и его прямые потомки в нескольких поколениях могут стать объектом воздействия измененной генетической информации. Это выделяет этику геномики из других разделов биоэтики.

Но геномика — еще не вся генетика. В генетику человека входят и всякие другие вещи.

Например, в медицинской генетике и по глобальным и по европейским установкам (о них будет сказано ниже) обязательным является медико-генетическое консультирование, как оно у нас обозначается. Во многих англоязычных странах говорят о генетическом консультировании, иногда просто о консультировании, хотя тогда не понятно, как его отличить от консультации адвоката.

Затем — тестирование, под которым понимается испытание какого-либо субъекта на определенные особенности его генетической системы. Речь обычно идет об индивиде, а не о популяциях. Когда же обследуются популяции или какие-либо контингенты людей на наличие и частоту распространения каких-то генетических особенностей, то это чаще обозначается как скрининг — просеивание популяции на определенный признак.

Ну и, наконец, генетика человека может быть связана с попытками лечения, в том числе и генотерапевтического лечения болезней.

Все такие процедуры предполагают взаимодействие людей и, значит, нуждаются в этической регламентации. Особенно остро этот вопрос стоит в странах, где хорошо отлажены организационные и юридические системы, где все регламентируется: кто на что имеет право, кто, чем, кому обязан.

При этом все виды процедур должны осуществляться с информированного согласия личности. Под информированным согласием понимается ситуация, когда человек вступает в контакт с генетиком, врачом или исследователем добровольно, а профессионал (генетик, врач, исследователь) обязан обеспечить его в доступной форме тем, что в английском языке называется appropriate information — адекватной информацией: чтобы она была по делу, необходима, достаточна и понятна, и помогла личности принять самостоятельное решение — на какие процедуры она согласна пойти, а на какие не согласна.

Приоритеты здесь выстраиваются таким образом: сначала индивид с правами личности, правами человека (записанными в Декларации прав человека ООН 1948 года), потом семья и кровные родственники, а затем общество. Прежние наши пирамиды "общество—семья—индивид" в глобальной биоэтике никто не признает. Интересы, права автономной личности стоят на первом месте в чреде приоритетов. При этом врач или исследователь, общаясь с пациентом или испытуемым, должен избегать, насколько возможно, директивности. Это трудная ситуация. При общении с врачами-генетиками-консультантами нередко приходится слышать, как трудно быть недирективными: часто пациенты просят дать им конкретную рекомендацию, как вести себя в той или иной ситуации. Когда им говорят, что у вас, скажем, вероятность такой-то патологии три к одному, по Менделю, им это не очень понятно и не очень интересно. Рожать или не рожать? Вот вопрос, на который они сейчас хотят знать ответ.

Надо сказать, что некоторые установки меняются со временем. Например, 13 января 1999 года в журнале "Nature" была опубликована заметка о том, что генная терапия начинает набирать обороты, несмотря на ряд сомнений в том, что ее уже можно широко применять. Более того, на состоявшейся недавно в США конференции уже обсуждался вопрос о правомочности и этичности применения генотерапии in utero — к еще нерожденному ребенку. Нашлись и оппоненты и пропоненты этой точки зрения, что, впрочем, естественно — среди людей всегда есть и консерваторы и радикалы.

Интересный, хотя и из другой области, пример приводился в Токио: когда в Англии появился автомобиль, то был принят закон, по которому автомобиль должен был обязательно управляться тремя людьми: один идти в пятидесяти шагах впереди, трубить и махать флагом, кричать, чтобы какую-нибудь лошадь или человека этот автомобиль не задавил, второй — собственно рулить, а третий — смотреть по сторонам, чтобы вовремя отпугивать прохожих, которые под колеса кидаются. И этот закон 20 лет действовал, пока его не отменили. Считают, что к генотерапии отношение сейчас такое же — здоровый консерватизм и неприятие новаций.

Остается еще сказать несколько слов об одном неизменном правиле, вытекающем из принципов "автономии личности", "не вреди" и "сотвори благо", — правиле конфиденциальности информации. Это правило проходит через все документы по биоэтической регламентации любой медицинской (в том числе медико-генетической) деятельности. Согласно этому правилу информация о генетическом статусе человека может быть сообщена только ему, его опекунам и пользующим его врачам. Недопустима передача профессионалом такой информации без санкции тестируемого или его законных опекунов любой третьей стороне (органам образования, трудоустройства, страхования, социальным службам и т.д.), так как это может повлечь за собой дискриминацию этого лица на основании сведений о его генетическом статусе, что равносильно своего рода "генетическому шовинизму".

Вот вопросы, которые обсуждались в Токио. Но международная биоэтическая ассоциация — не единственная организация, которая занимается подобными вещами. Этические проблемы геномики рассматривает и Всемирная организация здравоохранения. Она выпустила уже в двух изданиях специальные Guedelines и специальные декларации по поводу геномики. Такая работа ведется и в рамках ЮНЕСКО, которая также приняла соответствующую декларацию. Этим занимается Совет Европы, который еще в 1996 году подписал конвенцию о защите прав и достоинства человека в связи с приложениями биологии и медицины. Ее короткое название — "Конвенция о правах человека и биомедицине".

В этом документе нашли отражение особенно близкие к генетике и геномике проблемы. Например такие, как вопрос о согласии. Этому посвящена целая глава, где сказано, когда и на каких условиях может быть получено согласие, когда оно будет этически приемлемо, как защитить людей, которые не способны дать согласия. Речь идет о детях и о людях, признанных недееспособными и нуждающимися в опекуне, который мог бы за них высказать, что было бы желательно или полезно, а что необходимо избежать в интересах опекаемой личности.

Другая глава касается равного доступа к охране здоровья и контролю качества профессиональных стандартов. Это тоже две очень важные вещи, хотя они больше относятся к медицине и к здравоохранению, и меньше — к геномике.

Ну и, наконец, глава, прямо касающаяся генома человека. В ней четыре статьи, которые отражают центральные положения геномики и геномных технологий. Во-первых, недискриминация (nondiscrimination). Подразумевается, что ни одна личность не может быть подвергнута дискриминации на основании информации об особенностях ее генома. Под этим понимается и антирасизм и что хотите такого рода.

Во-вторых, прогностические генетические исследования. Имеются в виду генетические тесты для случаев, когда какое-то заболевание или болезненное состояние может возникнуть в достаточно зрелом возрасте. Чаще всего говорят о болезни Альцгеймера или хорее Гентингтона, которые проявляются во второй половине жизни, а обнаруживаются в раннем антенатальном периоде эмбрионального развития. Подобное тестирование может проводиться только в интересах здоровья. Есть такое выражение в документах Совета Европы: health propousers — "здравоохранительные цели". Обязательно при этом сквозное генетическое консультирование: на старте — консультирование, по ходу — консультирование, на финише — разъяснение всей ситуации детальное. Это на ответственности тех, кто начинает работать с человеческим материалом, с его геномом.

В-третьих, об интервенциях в геном человека. Подчеркивается, что всякое изменение генома человека может производиться только на соматических клетках, хотя это положение американские специалисты сейчас начинают подвергать сомнению.

И последнее, запрет селекции по полу. Самый частый телефонный вопрос, с которым обращаются в генетическую консультацию — как определить пол будущего ребенка и, если потенциальным родителям не хочется мальчика или девочку, то как от нежеланного плода избавиться? В международных и многих национальных биоэтических регламентах наложен запрет на селекцию по полу, то есть потенциальные мамы и папы могут этого хотеть, но профессионалы им на этом основании такой информации не должны давать. Если же есть тяжелое Х-сцепленное заболевание, когда пол может влиять на здоровье или болезнь потомства, тогда другое дело. А просто заниматься аутоевгеникой этой конвенцией запрещается.

Ну, и дальше идут правила, касающиеся научных исследований, но они нам с вами известны и о них сегодня еще будет речь в других сообщениях. Конвенция Совета Европы стала сейчас разрабатываться в нескольких направлениях в смысле конкретизации и детализации. Работают четыре группы: по генетике человека, по эмбриологии, по репродукции и по социальным аспектам здравоохранения. Эти группы сейчас готовят дополнительные протоколы, которые должны конкретизировать конвенцию применительно к разным отраслям знания и практики.

Что имеется в России по части этической регламентации геномики? Крайне мало. Но сейчас, пожалуй, стоит упомянуть некоторые вещи, не претендуя на аккуратность и корректность. Более подробно это сделают, я думаю, другие участники обсуждения. У нас есть Основы законодательства по охране здоровья — нормативный документ уже солидного возраста, "с проседью", но некоторые элементы общих правил поведения врача по отношению к пациенту там присутствуют. Правда, главная обсобенность генетики — семейный характер распространения генетических болезней, там никак не обозначен. Имеется Федеральный закон о генно-инженерной деятельности не на человеке. Он уже действует. Есть законопроект под тем же названием "О генно-инженерной деятельности", но применительно к человеку.

Есть проект закона "О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения". Это один из законопроектов, который вызвал у общественности очень оживленные дебаты. Оказалось, что разброс мнений относительно того, что хорошо, а что худо относительно биоэтики, в нашем обществе очень велик. Возможно, этот законопроект встречает много возражений со всех сторон потому, что авторы попытались в внести в него самые разнообразные вещи, вместо того, чтобы подготовить пакет законодательных документов, каждый из которых был бы посвящен своей сфере, а все вместе замыкались бы на основы законодательства об охране здоровья и закон о генно-инженерной деятельности, в том числе применительно к человеку.

Ну, и есть ведомственные акты: минздравовские, миннауковские, разных ведомств, касающиеся этики проведения исследовательской работы и работы с человеческим материалом и с биоматериалом вообще.

И наконец есть, как всюду в мире, профессиональная этика, которая и у нас состоит, как говорилось, из трех частей: врожденной, доктринальной и конвенциональной, и которую каждый из профессионалов (по своему разумению), стараясь быть не Плохишем, а Кибальчишем, как-то применяет.

А.В.Зеленин (Институт молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта РАН).

Я хотел бы остановиться на некоторых этических проблемах, возникающих при проведении или, точнее, при планировании генотерапевтических манипуляций. Генотерапия занимает все больше места в современной генетике и биомедицине, ее все чаще называют медициной XXI века. В связи с этим возникает огромное количество биоэтических проблем.

Для начала я хочу все-таки напомнить, что такое генная терапия. Это лечебный подход, основанный на введении в организм определенных генетических конструкций. Терапевтический эффект достигается либо экспрессией введенного гена, тогда это так называемая позитивная генная терапия, либо торможением гиперэкспрессирующегося или измененного гена, тогда это негативная генная терапия.

Генная терапия классифицируется по-разному, но прежде всего распадается на две группы: лечение наследственных моногенных и приобретенных заболеваний. Причем очень интересна тенденция в соотношении этих двух направлений. Вначале считалось, что генная терапия разрабатывается исключительно для моногенных заболеваний. Сейчас выясняется, что это очень трудно, в то время как для многих приобретенных болезней, в частности рака, она весьма перспективна.

По статистическим данным 1997 года только четыре или пять процентов конкретных протоколов генной терапии относятся к лечению наследственных моногенных болезней. Все остальное — приобретенные заболевания, для лечения которых вводится тот или иной ген, скажем, для генной терапии артритов ген одного из интерлейкинов, в результате чего синтезируется нужный для лечения белок.

Генотерапию можно также разделить на три группы — исходя из опасностей, которые она несет. Первая группа — опасности вмешательства в генетически аппарат последующих поколений, и как результат — изменение природы человека. Вторая группа — опасности соматической генотерапии, о которой я только что говорил, те случаи, когда нет вмешательства в потомство. И третья группа — несколько, быть может, эфемерная опасность, присущая вообще любым генноинженерным манипуляциям. Я имею в виду окружающих людей. В подавляющем большинстве случаев в генотерапии используются различные вирусные конструкции, до последнего времени в основном ретровирусные, поэтому в принципе всегда существовала опасность, что такая конструкция попадет не по назначению, скажем, в организм врача.

Главные проблемы связаны с генной терапией половых клеток, так как в результате можно вмешаться в геном будущих поколений, изменить их наследственность, и даже, выражаясь несколько высокопарно, вмешаться в геном человечества.

До сих пор все конвенции по этому поводу провозглашают, что такое вмешательство недопустимо. Приводятся некоторые суммированные аргументы против такого вмешательства. Например, человек имеет право на естественный неизмененный геном. Это одна из сторон его права на сохранение человеческого достоинства. Затем, врач или биолог-исследователь не должен присваивать себе право Бога и вмешиваться в наследственность. Необходимо постоянно проявлять озабоченность судьбой будущих поколений. И наконец, вмешательство недопустимо потому, что невозможно отделить генную терапию половых клеток, то есть исправление генетических дефектов от евгеники, то есть от попыток "улучшения" человеческого рода.

Вот цитата из "Конвенции о правах человека и биомедицине" Совета Европы: "Вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может быть осуществлено только в профилактических, терапевтических или диагностических целях и только при условии, что подобное вмешательство не направлено на изменение генома потомков данного человека".

Однако в другой декларации 1990 года рекомендуется не вообще отказаться от генетического вмешательства в половые клетки, а лишь воздержаться от него до установления точной функции каждого гена. Значит, уже в 90-м году допускалось отступление от принятых правил.

В случае соматической генной терапии речь идет о введении генов больному человеку для его излечения. Считается, что при этом никакого вмешательства в геном половых клеток и в геном будущих поколений не происходит. Какие здесь потенциальные опасности? Можно предположить неконтролируемое встраивание вектор-ДНК последовательностей в геном и в конце концов злокачественную трансформацию клеток организма. В принципе такое возможно, но прямых доказательств нет. Дальше.

Если лечится молодой человек, то при введении генетических конструкций они в конце концов могут попасть и в его половые клетки, значит, все-таки произойдет вмешательство в геном будущих поколений. Опять-таки отрицать такую ситуацию нельзя, но вероятность ее, по-видимому, невысока.

Как предотвратить подобные опасности? Прежде всего использовать "голую" ДНК или генетические конструкции с минимальной вероятностью встраивания. Ну, например, вирусы, не обладающие способностью встраиваться в геном, а если встраивающиеся, то с минимальной вероятностью злокачественного перерождения клеток.

А самое главное — использование генотерапевтических процедур для лечения очень тяжелых больных и больных, вышедших из репродуктивного возраста. Это как будто бы снимает подобные опасности. Однако остается опасность для окружающей среды. Хотя специальные эксперименты на животных показали, что такая вероятность невелика.

Так сложилось исторически, что именно геноинженерные процедуры подвергаются самому жестокому контролю. Начиная со знаменитой Асиламарской конференции, все знают о жестких, не всегда, правда, соблюдаемых правилах работы с генетическими конструкциями, о тех страхах, которыми нас всех пугали. Писали о том, что пресноводные рыбы превратятся в акул, появятся какие-то генетические монстры, которые будут всех пожирать. Ничего подобного нет. Но, конечно, правильно, что все генотерапевтические процедуры подлежат такому же строгому контролю, как и любые другие геноинженерные процедуры.

Вот какая система контроля существует в США. Называется она: "Система разрешительных мероприятий для процедур генной терапии в Соединенных Штатах". Каждый протокол будущей процедуры сначала рассматривается комитетом по биологической безопасности данного учреждения. Если протокол одобрен, он переправляется в консультативный комитет по рекомбинантным молекулам при Национальном институте здоровья. Потом он рассматривается национальной службой, контролирующей безопасность пищевых продуктов и лекарственных веществ. Это расширенный вариант нашего Фармкомитета. После соответствующего одобрения протокол публикуются в журнале "Human Gene Therapy", причем каждый протокол (это приблизительно 30-40, до 50 страниц мельчайшего шрифта. Описывается все, все детали, все вопросы безопасности. Вот такая сложнейшая система. И несмотря на все это уже имеется 200-250 одобренных протоколов клинических и не клинических испытаний.

1 Этико-правовые аспекты проекта "Геном человека" (международные документы и аналитические материалы). М.,1998.

В европейских странах система контроля несколько иная, но тоже отработана. В принципе, цель и нашего сегодняшнего заседания и тех документов, которые мы недавно опубликовали 1, хотя бы начать разработку подобной системы. Нам необходимо иметь подобную документацию, чтобы быть членами международного сообщества. Без этого проводить исследования по генотерапии нельзя — с нами даже сотрудничать не будут.

Теперь два заключительных соображения. Первое — по поводу внутриматочной генной терапии. Экспериментальные попытки вводить гены в развивающийся эмбрион животных уже делались, и такие работы все время появляются. Показано, что это вполне возможно. Но вопрос о клинических испытаниях как-то не стоял. С моей точки зрения, если установлено, что плод несет тяжелый генетический дефект, то более этично не пытаться этот дефект как-то скомпенсировать, а все-таки попытаться избавиться от плода. Но в католических странах с таким подходом вряд ли согласятся. И вот в середине этого года произошло, по-моему, революционное событие, о котором упоминал только что Владимир Ильич. Председатель американского общества генной терапии, редактор журнала "Human Gene Therapy" Пол Андерсон предложил провести конкретные эксперименты на человеке по использованию подходов генной терапии in utero. Не знаю, сделано это или нет, я видел лишь небольшую статью в декабрьском номере "Molecular Magazin", в "Nature" я эту заметку пропустил. Но очевидно, что генная терапия сделала еще один шаг к реальной жизни.

Что же предложил Пол Андерсон? Он предложил попытаться ввести в эмбрион гены, компенсирующие один из двух тяжелейших генетических дефекта: комбинированный тяжелый иммунодефицит, который уже пытались, но не очень успешно лечить с помощью генной терапии, или гомозиготную альфа-фенилкетонурию? При этом он сформулировал два условия: болезнь должна угрожать жизни, а вводимый ген идентифицирован и клонирован. И в предварительных экспериментах на животных должен быть доказан лечебный эффект экспрессии трансгена.

Процедура должна проходить, конечно, с согласия родителей. Как принято говорить, с их полного информированного согласия. Если на ранних сроках беременности установлено наличие одного из названных заболеваний, то это абсолютный, так сказать, показатель для прерывания беременности. С согласия женщины с помощью внутриматочных манипуляций вводится нужный ген. Но речт не идет об излечении. Беременность все равно будет прервана. Однако полученный эмбриональный материал используют для того, чтобы доказать, произошла или не произошла компенсация генетического дефекта. Это резкое изменение в подходах к манипуляциям на половых клетках. Естественно, перед обществом, перед врачами, перед родителями встают новые, очень сложные морально-этические проблемы.

И наконец, еще один, я бы сказал, этическо-научно-организационный вопрос. В одной из деклараций, которая появилась еще в начале исследований генома человека, записано: "Особое внимание должно быть обращено на нужды развивающихся стран с тем, чтобы гарантировать получение денег с соответствующей долей выгод, связанных с реализацией проекта "Геном человека". Что же можно сделать в нашей стране на те две-три тысячи долларов, которые дается по гранту на генную терапию? По официальным сведениям в Америке на генную терапию тратится в год восемь миллиардов долларов, не считая того, что вкладывают биотехнологические и биомедицинские фирмы. А сколько они тратят, этого не знает никто.

Конечно, все основные достижения генной терапии происходят и будут происходить не у нас, но чтобы это не прошло совсем мимо нас, должна существовать хотя бы небольшая популяция людей, которые понимают, что делается в этой области, по-настоящему понимают. Ну, и что-то стараются делать, чтобы у нас были и правовая, и экспериментальная, и интеллектуальная база, были люди, которые смогут этим методом владеть. Вот таким замечанием я хотел бы закончить свое выступление.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 539 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...