Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

II блок

для всех специальностей

очной и заочной формы обучения

Составители:

Д.ф.н., проф. Положенкова Е.Ю.

К.ф.н., доц. Котлярова В.В.

Ст. препод. Коваленко В.Н.


Абсолют – философская категория, обозначающая духовное первоначало всего сущего, мыслимое в единстве и всеобщности.

Абсолютная идея – основная кате-гория философской системы Гегеля, обозначающая безусловную, немате-риальную и объективную всеобщность, которая в процессе развития воплоща-ется в природе, человеке, обществе и сознании людей.

Агнийога – учение гималайских Махатм, основы которого собраны и напечатаны в Улан – Баторе, Париже и Риге усилиями Е.И. Рерих в 14 книгах: «Листы сада Мории» («Зов» и «Озаре-ние»), «Община», «Агнийога», «Беспре-дельность», «Иерархия», «Сердце», «Мир огненный», «Напутствие вождю», «Аум» и «Братство».

Аксиология – философское изуче-ние природы ценностей. Ценность – это положительное или отрицательное зна-чение для человека объектов окружаю-щего мира и собственных его качеств.

Амбивалентность – двойственность эмоциональных переживаний.

Анимизм – характерное для ранних религий представление об одушевлен-ности всех предметов окружающего мира.

Антиномизм – характеристика философских взглядов П.А. Флоренс-кого, согласно которым признаком истины является антиномия (напряженное противостояние противоположных положений), а приближение к истине характеризуется углублением антиномии.

Антиномическое мышление – мышление в противоречиях равно справедливых утверждений.

Антитеза – выражение, в котором, как правило, сопоставляются резко отличные по смыслу слова или группы слов. Например, «великий человек на малые дела».

Антропогенез (от антропо... и греч. génesis - происхождение) – процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества.

Антропология – совокупность научных дисциплин, изучающих человечество на всех исторических этапах его развития.

Антропология – философская концепция, ставящая человека в центре всех теоретических построений.

Антропология (от греч. Anthropos – человек, logos – слово, учение) – наука о происхождении и эволюции человека; философская антропология – учение о природе и сущности человека.

Антропоцентризм – представление о человеке как о центре Вселенной и конечной цели мироздания. В лексике новых социальных движений – система ценностей, противостоящая техноцент-ризму, отдающему предпочтение техни-ческим проблемам в ущерб социально – гуманитарным.

Антропоцентризм (от антропо... и лат. centrum — центр) – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Антропоцентризм представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии, т. е. приписывания миру внеприродных, внешних ему целей. В античной философии Антропоцентризм формулировал древнегреческий философ Сократ, позднее этого воззрения придерживались представители патристики, схоластики и некоторые философы нового времени (например, немецкий философ К. Вольф). Некоторые элементы Антропоцентризм как исходной теоретической установки можно усмотреть в экзистенциализме.

Аподиктический – имеющий силу необходимого доказательства.

Апокалипсис – пророчество о «конце света», содержащееся в Евангелии от Иоанна.

Апостериори – послеопытное значе-ние, знание, последующее опыту; в отличие от априорного, доопытного, знания (термины философии Канта).

Апофатический – относящийся к «отрицательному» (апофатическому) богословию, допускающий только такие высказывания о боге, в которых гово-рится, чем бог не является.

Аритмология – термин, введенный Н.В. Бугаевым и обозначающий миросо-зерцание, в основе которого лежит идея прерывности.

Аскеза – образ жизни, отвечающий требованиям сурового пренебрежения радостям жизни и подготовки себя к каким – либо высоким целям.

Аскетика – (греч. askeo -упражняюсь) –образ жизни и поведения, предполагающий отказ от земных благ.

Атрибут – неотъемлемое и сущест-венное свойство какого – либо объекта.

Аура – энергетические излучения человека или других живых и неживых объектов природы. У человека является показателем его физического и психи-ческого состояния.

Ауспиции – культовые гадания по полету птиц и небесным явлениям.

Бессознательное – аспект психики, содержащий социально неприемлемые конфликты и желания.

Биоэ́тика (от греч. др.-греч. βιός — жизнь и ἠθική — этика, наука о нравственности) — наука о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии. В широком смысле термин биоэтика относится к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, включенных в экосистемы, окружающие человека. В этом смысле биоэтика имеет философскую направленность, оценивает результаты развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом.

Бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение) – ведущее направление в американской психологии, оказавшее значительное влияние на все дисциплины, связанные с изучением человека. В основе Бихевиоризм лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Возник на рубеже 19- 20 вв. под непосредственным влиянием экспериментальных исследований психики животных. Т. к. в этих исследованиях не мог применяться метод самонаблюдения, господствовавший при изучении психики человека, то была построена методика эксперимента, основанного на серии контролируемых воздействий на животных и регистрации их реакций на эти воздействия. Эта методика была перенесена и на изучение психики человека. Общеметодологическими предпосылками Бихевиоризм явились принципы философии позитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое, а любые попытки анализа внутренних, непосредственно не данных для наблюдения механизмов отклоняются как философские спекуляции. Отсюда основной тезис Бихевиоризм: психология должна изучать поведение, а не сознание, которое в принципе непосредственно не наблюдаемо; поведение же понимается как совокупность связей "стимул - реакция" (- R). Родоначальником Бихевиоризм является Э. Торндайк. Программа Бихевиоризм и сам термин были впервые предложены Дж. Уотсоном (1913). На формирование научных основ Бихевиоризм большое влияние оказали работы В. М. Бехтерева и И. П. Павлова.

Благо – удовлетворение человеческой потребности или стремления.

Бытие – все существующее как единая целостность; объективная реальность, существующая независимо от сознания человека.

Венский кружок – объединение западных философов, положившее начало течению неопозитивизма в

Гедонизм – «философия наслаж-дения», объявляющая чевственные удовольствия высшей ценностью. Ведет начало от античной школы киренаиков (IV в. до н.э.).

Геном – совокупность генов, опре-деляющих наследственность данного организма.

Гея – богиня Земли в древнегре-ческой мифологии.

Гимнасий – место, где у греков проходили занятия гимнастикой и элементарными науками.

Гипостазирование – приписывание самостоятельного существования отдельным свойствам, отношениям и связям вне их носителей.

Гносеология (от греч. gnosis – знание, logos - учение) – философское учение о познании: о целях, средствах, методах постижения действительности и формах отображения полученных знаний и критериях их истинности.

Гностицизм – религиозное движе-ние поздней античности, вылившееся в ряд раннехристианских ересей. Гностицизм притязал на знание особого таинственного смысла Библии, часто противоположного прямому. Оказал влияние на средневековые ереси и неортодоксальную мистику Нового времени.

Гомеоста́з (др.-греч. ὁμοιοστάσις от ὁμοιος) — одинаковый, подобный и στάσις — состояние, неподвижность) — способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия.

Грех — поступок, действие (либо бездействие), нарушающее заветы Бога, религиозные предписания и традиции; реже — нарушение общепринятых морально-этических правил, норм, установившихся в обществе. По определению, грех является следствием акта воли индивида, подразумевает вину и влечёт за собой воздаяние. Также, грехом иногда считается не только акт, нарушающий заветы, но и само желание не следовать заповеданному Богом.

Де́ятельность — процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности.

Диалектика – 1) в античной философии (dialektike techne – «искусство диалектики») – умение вести спор посредством постановки вопросов и ответов, а также искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды; 2) в философии Гегеля и современной философии - учение о наиболее общих законах изменения и развития природы, общества и познания, основанное на принципах универсальной взаимосвязи явлений и их противоречивости.

Дохо́д — регулярное денежное пополнение бюджета экономического субъекта. В микро- и макроэкономике доход является одной из центральных величин для измерения общего благосостояния. Доход открывает экономическому субъекту возможность потребления или создания сбережений для увеличения потребления в будущем. Доход является также одной из центральных величин в налоговом законодательстве.

Дуализм – (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, считавшие, что в основе бытия существуют два равноправных начала: материальное и идеальное.

Духо́вность — объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные в художественных образах искусства. Проекция духовности в индивидуальное сознание называется совестью. Укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы (пропаганда и агитация).

Евразийство – философско-политическое направление в общест-венной мысли, объясняющее своеобра-зие культуры и исторического развития России особым географическим положением – на материке Евразии, символизирующим единство Востока и Запада.

Желание— средняя степень воли, между простым органическим хотением, с одной стороны, и обдуманным решением или выбором — с другой.

Закон – внутренние, устойчивые, необходимые, существенные, повторяющиеся связи явлений действительности.

Зн́ание — проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в сознании человека, совокупность сведений о мире, включающих в себя информацию о свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правилах использования этой информации для принятия решений. Главное отличие знаний от данных состоит в их активности, то есть появление в базе новых фактов или установление новых связей может стать источником активности системы.

Зооморфизм — представление богов в образах зверей, а зверей как священных животных, воплощающих сущность богов; являлось существенным элементом многих древних языческих религий (например, древнеегипетской).

Идеализм (от греч. Idea – образ, понятие) – философское направление, признающее первичной духовную субстанцию (сознание, разум, идею, волю).

Идентификация – отождествление, чувство общности человека с объектом или другим человеком.

Иерархизм – (в «Живой Этике») – взаимосвязь низшего с высшим, соборное определение высших, светлых сил мироздания.

Иерархия потребностей – расположение потребностей человека от низших к высшим в смысле их предпочтения или необходимости.

Имманентизм – субъективно – идеалистическое направление в филосо-фии, отождествляющее реальность с содержанием сознания.

Индивид — особь, отдельно существующий организм или отдельно взятый человек, как представитель человеческого рода; отдельный представитель общества, народа, класса, социальной группы. Человек в момент рождения — это индивид, индивид — это не «один», а «один из» человеческого общества. Понятие подчеркивает зависимость человека от общества.

Индивид — особь, отдельно существующий организм или отдельно взятый человек, как представитель человеческого рода; отдельный представитель общества, народа, класса, социальной группы. Человек в момент рождения — это индивид, индивид — это не «один», а «один из» человеческого общества. Понятие подчеркивает зависимость человека от общества. Архети́п — в аналитической психологии К. Г. Юнга — универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифологических рассказов, волшебных сказок, художественных произведений.

Интенциональность – направленность сознания, мысленных операций познающего субъекта на объект.

Интерес (от лат. interest — имеет значение, важно) – социальный, реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями — мотивами, помыслами, идеями и т. д. — участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов.

Интернационализа́ция (англ. internationalization) — процесс адаптации продукта, такого как программное или аппаратное обеспечение, к языковым и культурным особенностям региона (регионов), отличного от того, в котором разрабатывался продукт.

Интроекция – включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, оценок, установок.

Интроспекция (от лат. introspecto — смотрю внутрь) – самонаблюдение, наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого же наблюдающего субъекта.

Иосифляне – церковная партия на Руси в конце XV – середине XVI в. Защищали неприкосновенность церковно-монастырского землевладения.

Ипостась – лицо, сущность. В христианстве Бог выступает в трех сущностях, лицах – Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой.

Иррациональный – недоступный разуму, невыразимый в понятии.

Каббала (древнеевр. - предание)- течение в иудаизме. Возникло в IX в., основано на вере в то, что при помощи специальных ритуалов и молитв человек может активно вмешиваться в божественно-космический процесс.

Каприз – упрямство, упорство; причуда, привередливость, прихоть.

Каузальная связь – причинная зависимость.

Киники – античная философская школа (Афины, IV в. до н.э.), призываю-щая отвергнуть «условности» цивилиза-ции, мораль и право и вернуться к «естественным» началам жизни.

Комплекс Эдипа – объединение психических процессов, выражающих противоречивую установку (любовь и ненависть, поклонение и вражда) сына к отцу. Термин введен З. Фрейдом.

Континуум – непрерывное; в мате-матике – непрерывное множество точек.

Контркультура – понятие, предло-женное американским социологом Т. Роззаком для характеристики воззрений «хиппи» и «новых левых».Заявивших о своем вызове всем общественным институтам, установлениям и традициям.

Концепция (от лат. conceptus – понятие) – концентрированное выражение содержания идеи, обоснованная основная точка зрения.

Космогония – учение о возникновении вселенной.

Космология – учение о строении материального бытия, космоса.

Космос – упорядоченность, должная мера, строение, мироздание, мировой порядок, целостная упорядоченность мегамира.

Культура – специфический способ организации и содержания человеческой жизнедеятельности, представленные в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в совокупности отношения людей к природе, между собой и к самим себе.

Лама – буддийский монах в Тибете, Индии, монголии.

Левиафан – библейское чудовище, символизирующее государство в одноименном трактате Т. Гоббса.

Либидо – одно из основных понятий психоанализа, обозначающее совокупность главным образом бессознательных сексуальных влечений.

Личность — субъект поступка. а) отличается самостоятельностью в поступках; б) способна нести ответственность и решать проблемы; в) контролирует поведение, обладает силой воли. Атрибуты личности: Воля, Свобода и Разум.

Логика (от греч. logos – слово, понятие, мысль, наука) – наука о формах и законах абстрактного мышления.

Логистика – архаический синоним математической логики.

Логос (греч. Logos – слово, мысль, разум, закон)- термин, первоначально обозначавший всеобщий закон, основу мира, ее порядок и гармонию.

Макрокосм – большой мир, Вселенная в соотнесении с малым миром (микрокосмом), человеком.

Манихейство – религиозное учение, основанное в III в. Мани. В его основе лежит учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. Осуждено христианством. Оказало влияние на дуалистические ереси.

Маргинальный – находящийся на краю, пограничный; в социологии употребляется для обозначения состояния потери привычного и устойчивого статуса.

Матемпсихоз – (буквально – переселение душ) – религиозно-мифическое представление о перевопло-щении души после смерти тела в растения, животных, другого человека или какое-либо божество. Характерно для древнеегипетских и индийских религий.

Материализм (от лат. materialis – вещественный) – философское направление, признающее материю первичной, несотворимой, неуничтожимой и независимой от сознания, а сознание – вторичным, продуктом развития материального мира, субъективным образом объективного мира.

Медиум – в мистической традиции посредник между миром «духов» и людьми, через которого в состоянии транса передаются «сообщения» умерших. В парапсихологии – человек с необычными («медиумическими») способностями: сверхчувственным восприятием и т.д.

Ментальный – относящийся к интеллекту, характеризующий особенности мышления.

Мессия – в иудаизме и христианстве – спаситель, который должен явиться к людям для установления царства божьего.

Метаболи́зм (от греч. μεταβολή, «превращение, изменение»), обмен веществ — совокупность всех химических реакций, имеющих место в живой клетке в рамках сложного процесса превращения химических веществ в организме, обеспечивающих его рост, развитие, деятельность и жизнь в целом.

Метафизика – синоним философии, а также спекулятивная философия.

Метафизика – учение о сверхчувст-венных принципах и началах бытия.

Метод – прием, средство, способ познания; различают методы эмпирического и теоретического познания.

Методология (от греч. metodos – путь исследования или познания) – область знания, изучающая средства, предпосылки и способы организации познавательной и практической деятельности.

Микрокосм – малый мир, человек в соотнесении с большим миром (макрокосмом) Вселенной.

Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы поведения.

Мировоззре́ние — совокупность (система) взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующих видение мира в целом и место человека в этом мире. Обусловлено особенностями общественного бытия и социальными условиями.

Мистика – духовная традиция, предполагающая непосредственное и необъяснимое общение с божеством, со сверхъестественными силами.

Мифология (от греч. mythos – сказание, повествование, logos – слово, учение) возникший на ранних этапах существования общества способ осознания мира, сочетающий в себе как фантастические представления о мире, веру в сверхъестественное (духов, богов), так и реалистическое, образное, антропоморфное восприятие и понимание действительности.

Монадология – философская концепция, в основе которой лежит понятие монады – неделимой, неуничтожимой, психически активной единицы.

Монизм – философская концепция построения системы на основе одного принципа; признание единственности субстанции, лежащее в основе мира.

Мотива́ция (от фр. Motif — побуждение) — побуждение к действию. Динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. Начало философской антропологии связано с появлением работ Шелера «Положение человека в космосе» (1928) и Плесснера «Ступени органического и человек» (1928), в центре внимания которых — специфическое отличие в способе существования человека и животных.

Натурфилософия – философия природы, исторически первая форма философского познания, направленная на объяснение устройства и происхождения окружающего мира, оснований его единства и целостности; содержание понятия изменялось по мере исторического развития философии.

Натурфилософия – философское направление, предметом изучения которого выступает природа.

Наука – теоретическое знание, содержанием которого являются законы объективного мира.

Неокантианство – направление философской мысли конца XIX – начала XX в., призывающее вернуться к Канту и выступавшее с более последовательных идеалистических позиций (например, отрицание кантовской «вещи в себе»).

Неотомизм – официальная философская доктрина католической церкви. Энцикликой папы Льва XIII (1879 г.) неотомизм провозглашен единственно истинной философией, соответствующей христианским догмам.

Неофит – новообращенный; новый приверженец религии или какого-либо учения.

Неофрейдизм – течение современной философии и психологии, сформировавшееся в конце 30 г. в США в процессе соединения идей психоанализа с американскими антропологическими, социологическими теориями. Представители – Э.Фромм, К.Хорни и др.

Нестяжатели – противники иосифлян. Выступали против церковной собственности и богатой церкви.

Нирвана – одна из ступеней развития жизни в космосе, сверхчеловеческое бытие, блаженство, не поддающееся описанию в земных понятиях.

Нужда – состояние, при котором испытывается острый недостаток в средствах к существованию, необходимость, надобность в чем-либо. Основу структурного метода образует выявление структуры в специфически структуралистском понимании этой категории — как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях. Можно указать следующие основные процедуры структурного метода: 1) выделение первичного множества; 2) расчленение объектов (текстов) на элементарные сегменты (части); 3) раскрытие отношений преобразования между сегментами, их систематизация и построение абстрактной структуры путем непосредственного синтезирования или формально-логического и математического моделирования, а затем выведение из структуры всех теоретически возможных следствий (конкретных вариантов) и проверка их на практике.

Общая теория систем – один из широко практикуемых в последнее время принципов и методов познания, в основе которых лежит рассмотрение группы объектов как единого целого, т.е. системы.

Объективный мир – объективная реальность, все существующее независимо от сознания человека.

Оккультизм – учения, признающие существование в мире тайных, недоступных научному исследованию и многим людям феноменов и разрабатывающие «практические способы» взаимодействия с ними.

Онтология – учение о бытии в философии (в отличие от гносеологии –учения о познании).

Онтология (от греч. ontos – бытие, сущее и logos – слово, учение, наука) – учение о сущности мира, его устройстве и фундаментальных законах; учение о бытии.

Оценка – измерение индивидуальных различий, связанных с характерными личностными особенностями.

Пантеизм – религиозные и философские учения, отождествляющие бога и материальный мир. Пантеистические тенденции проявляются в еретической мистике средних веков, в натурфилософии Возрождения и материалистической системе Б.Спинозы, который отождествлял понятия «бог» и «природа».

Пантеи́зм (греч. παν,«всё, всякий» и греч. θεός, «бог, божество») — учение о том, что всё есть Бог; учение, обожествляющее Вселенную, природу (пантеизм как религиозный натурализм). Пантеизм имеет 4 основные формы: теомонистический пантеизм наделяет существованием только Бога, лишая мир самостоятельного бытия; физиомонистический пантеизм, согласно которому существует только мир, природа, которую сторонники этого направления называют Богом, тем самым лишая Бога самостоятельного существования (Оствальд, Геккель, Тэн); трансцендентный (мистический) пантеизм, который обычно обозначают как панентеизм; имманентно-трансцендентный пантеизм, согласно которому Бог осуществляется в вещах (Спиноза, немецкие идеалисты, Гёте, Шлейермахер, Эйкен)

Парадигма – фундаментальная теория и совокупность научных методов, дающие образец научного исследования на длительный исторический период.

Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — направление в методологии науки, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Полезность блага или товара — способность его удовлетворять какой-нибудь человеческой потребности. Полезность блага тем выше, чем большему числу потребителей оно служит, чем настоятельнее и распространеннее эти потребности и чем лучше и полнее оно их удовлетворяет. Полезность является необходимым условием для того, чтобы какой-нибудь предмет приобрел меновую ценность.

Потребность — внутреннее состояние функциональной или психологической нужды или недостатка чего-либо для поддержания жизнедеятельности объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Потребность рассматривается как состояние индивида, отражение в психике человека через «напряжение», «неудовлетворенность» и «дискомфорт» несоответствия между внутренним и внешем состоянием. Толкая индивида на устранение такого несоответствия потребность является побудителем активности, источником мотивации.

Принцип (от лат. principium – основа, первоначало) – руководящая идея, основополагающее правило.

Проблема смысла жизни – философская проблема, затрагивающая интересы каждого человека. Как правило, данное понятие относится к оценке всей жизни человека, затрагивает проблему воздействия отдельного человека на окружающую действительность и вопросы о постановке человеком целей, выходящих за рамки его жизни. Неопределённость вопроса происходит от слова «смысл», что позволяет интерпретировать вопрос по-разному: «Откуда произошла жизнь?», «Что составляет природу жизни (и Вселенной в которой мы живём)?», «Почему жизнь важна?», «В чём состоят жизненные ценности?», «Что является целью (чьей-то) жизни?», «Зачем мне жить?». О подобных вопросах люди спорили и спорят до сих пор, выдвигая соперничающие между собой научные теории, философские, теологические и религиозные объяснения.

Религия (от лат. religeo – благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ним поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемоц в зрелых формах религии в качестве Бога, божества.

Самоактуализация – процесс, постулированный Маслоу, включает в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они смогли стать тем, кем могут стать, а значит жить осмысленно и совершенно.

Самость – 1) понятие натурфилософии, фиксирующее определенность объекта; 2) в психологии Юнга архетип, являющий собой центр суммативной целостности сознательного и бессознательного психического бытия; 3) понятие философии Хайдеггера, обозначающее бытие Я (самобытие), т.е. такое сущее, которое может произнести: «Я».

Система ценностей — теоретически существующие моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для всех людей.

Социум – обособившиеся от природы часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

Спрос — потребность рынка в определённом товаре, выраженная характером зависимости величины спроса от цены.

Структурализм – научное направление в гуманитарном знании, возникшее в 20-х гг. 20 в. и получившее позднее различные философские и идеологические интерпретации. Структурализм в широком смысле фактически охватывает целый ряд областей знания, заметно различающихся как по конкретным модификациям структурного метода, так и по его реальной роли в исследованиях. В более узком (и строгом) смысле под Структурализм имеют в виду комплекс научных и философских идей, связанных с применением структурного метода и получивших наибольшее распространение в 60-х гг. во (французский Структурализм (философ.)). Его основные представители — французские ученые: этнолог К. Леви-Строс, историк культуры М. Фуко, психоаналитик Ж. Лакан, литературовед Р. Барт, а также искусствовед У. Эко (Италия).

Теория - форма организации научного знания, система логически связных и обоснованных концептуальных идей, объясняющих совокупность научных фактов.

Теоцентризм (греч. Theos — Бог + лат. Centrum — центр круга) — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога, как абсолютное, совершенное, наивысшее бытие, источник всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражение и уподобление ему считается высшей целью человеческой жизни.

Услуга — совершённое одним (человеком) в интересах другого (человека) действие или деятельность. В виде коммерческой сделки оказание услуг представляет собой действия, производимые исполнителем по распоряжению заказчика в процессе трудовой деятельности, относящеейся к сфере услуг.

Философия– наука об универсальных законах и принципах бытия; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Филосо́фская антрополо́гия (от философия и антропология; филосо́фия челове́ка), в широком смысле — философское учение о природе (сущности) человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской, преимущественно немецкой, философии первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни (Дильтей), феноменологии Гуссерля и других и стремившееся к воссозданию целостного понятия о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — биологии, психологии, этнологии, социологии и т. д.

Философский метод (от греч. methodos – путь познания) – система наиболее общих приемов теоретического и эмпирического освоения действительности.

Фрейдизм – общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологическое учение З. Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом. Фрейдизм как социальную и философско-антропологическую доктрину следует отличать от психоанализа как конкретного метода изучения бессознательных психических процессов, принципам которого Фрейдизм придает универсальное значение, что приводит его к психологизации общества и личности..

Цель —ж елаемый результат (предмет стремления). То, что желательно осуществить. Чётко описанное желательное состояние, которого необходимо достигнуть. Предвосхищаемый в сознании результат деятельности.

Це́нность — в экономии значение, представляемое известным предметом для удовлетворения той ли другой потребности человека или для обмена на другой предметы.

Эгоцентри́зм (от лат. ego «я», centrum «центр круга») — неспособность индивида изменить исходную познавательную позицию к некоторому объекту, мнению или представлению сочетающуюся с сосредоточенностью личности на собственных целях, даже перед противоречащей его опыту информацией.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование), или философия существования – иррационалистическое направление современной буржуазной философии, возникшее накануне 1-й мировой войны 1914—18 в России (Л. Шестов, Н. А. Бердяев), после 1-й мировой войны в (М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер) и в период 2-й мировой войны 1939—45 во (Ж. П. Сартр, Г. Марсель, М. Мерло-Понти, А. Камю, С. де Бовуар. Расходясь с традицией рационалистической философии и науки, трактующей опосредование как основной принцип мышления, Экзистенциализм стремится постигнуть бытие как некую непосредственную нерасчлененную целостность субъекта и объекта. Выделив в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, Экзистенциализм понимает его как переживание субъектом своего "бытия-в-мире". Бытие толкуется как данное непосредственно, как человеческое существование, или экзистенция (которая, согласно Экзистенциализм, непознаваема ни научными, ни даже философскими средствами). Для описания ее структуры многие представители Экзистенциализм (Хайдеггер, Сартр, Мерло-Понти) прибегают к феноменологическому методу Гуссерля, выделяя в качестве структуры сознания его направленность на другое — интенциональность. Экзистенция "открыта", она направлена на другое, становящееся ее центром притяжения. По Хайдеггеру и Сартру, экзистенция есть бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность. Поэтому у Хайдеггера описание структуры экзистенции сводится к описанию ряда модусов человеческого существования: заботы, страха, решимости, совести и др., которые определяются через смерть и суть различные способы соприкосновения с ничто, движения к нему, убегания от него и т.д. Поэтому именно в "пограничной ситуации" (Ясперс), в моменты глубочайших потрясений, человек прозревает экзистенцию как корень своего существа. В Экзистенциализме преобладает настроение неудовлетворенности, искания, отрицания и преодоления достигнутого, поэтому философия Экзистенциализм может быть названа философией кризиса.

Эстетика (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственность) – учение о субъективных и объективных основах красоты и гармонии в природе, искусстве и творчестве; о закономерностях восприятия и постижения прекрасного.

Этика (от греч. ethos – обычай, нрав) философская наука о морали и нравственности.

Вопросы занятия

1. Проблема человека в истории философии.

2. Природа и сущность человека. Соотношение биологического и социального в человеке. Свобода и ответственностъ.

3. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Свобода и необходимость.

4. Смысл жизни. Любовь.

5. Ценности (аксиология) и их значение.

I блок

Проблема человека: грань дисциплинарной зоны

Проблемы человеческого бытия в философии:

                           
       
           
 
 
   


Философская антропология – направление, занимающееся изучением человека, его природы и сущности.

«В философии есть три вопроса, на которые она призвана ответить: «Что я могу знать?», «На что я могу надеяться?», «Что я должен делать?». И все они перекрываются одним вопросом: «Что есть человек?»

И. Кант

«Человек – есть тайна, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…»

Ф.М. Достоевский

Карл Ясперс «концепция «осевого времени» истории – переломным в формировании мировоззрения человека явился V в. до н.э., что связано с деятельностью трех современников: Сократ, Конфуций, Будда

«Познай самого себя…» Сократ

«Человек может сделать великим путь, которым идет, но путь не может сделать человека великим». Конфуций

«Человек – это только условное название совокупности различных ценностей…» Будда

с V в. до н.э. и по настоящее время мировоззрение людей развивается в контексте антропологической проблематики

Проблема человека в истории философии: преемственность взглядов

историческая эпоха философии понимание проблемы человека
античность микрокосмос Сократ: «Познай самого себя» - антропоцентрический «переворот» в понимании бытия - человек = душа + тело - душа – есть проявление идей (Платон) - душа – это форма человека (Аристотель)
средневековье Духовность + душа + тело; Духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести
новое время - существо разумное и действующее по законам разума (Дж. Локк, И. Кант) - проявление общественных отношений (К. Маркс) - существо волевое и страстное (Ф. Ницше)
новейшая философия (с 1917/18 гг.) - существо осваивающее мир в соответствии с феноменологической работой сознания (Гуссерль «школа феноменологии») - существо бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний: забота, страх, надежда (Хайдеггер «школа феноменологии») - существо границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Остин «школа аналитиков») - существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразия (Деррида, Фуко «школа постмодернизма») - существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд и «неофрейдисты»)

Философия об антропосоциогенезе человека (происхождении)

теория ее концептуальная суть
теологическая Божественное происхождение человека
палеовизита Человек – создание неземное, пришельцы из космоса, посетив землю оставили на ней след
эволюционная Ч. Дарвин – человек как биологический вид имеет естественное происхождение, генетически связан с высшими млекопитающими
трудовая Труд создал человека (рука, речь, прямохождение и т.д.) Труд – основа материальной и духовной культуры Сдвиг с генетических форм наследования к социальным (Р. Линтон «Постижение человека»; И. Павлов «условный рефлекс»)
теория символизации Л. Уайт – символический способ передачи информации стоит выше генетического Символ – как способ приспособления к окружающему миру
природа человека (работа сознания) 1. А.Н. Леонтьев «человек рождается с единственной способностью – приобретать человеческие способности» 2. теория предметной деятельности и работы сознания (Сергиев Посад); Э Уильсон «Социобиология» 1975

II блок

Биосоциальность человека

человек как существо биологическое человек как существо социальное
- принадлежит к высшим млекопитающим (вид homo sapiens) - проявляется в анатомии - проявляется в физиологии Вывод: биологические свойства не запрограммированы   - связан с обществом - способность и готовность человека к общественно полезному труду - сознание - разум - свобода - ответственность Вывод: социальные свойства оговорены социальными связями

Основные отличия человека от животного

1. человек обладает мышлением и членораздельной речью (может устанавливать связь: прошлое – настоящее – будущее)

2. человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности: моделирует, предвидит, аксиологизирует

3. человек в процессе деятельности преобразует окружающую действительность

4. человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ

5. человек удовлетворяет свои материальные и духовные потребности

Потребности человека –

это нужда в том, что составляет необходимое условие его существования

Деятельность человека –

это способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека

Компоненты деятельности

Мотив

Свобода и ответственность

Свободаэто специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совер­шать поступок в соответствии со своими целями, интере­сами, идеалами и оценками, основанными на осознании объ­ективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Свобода есть там, где есть выбор.

Но только свобода выбо­ра порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием.

Свобода и ответ­ственностьдве стороны сознательной деятельности че­ловека.

Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Ответственностьсоциально-философское и социоло­гическое понятие, характеризующее объективный, истори­чески конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осу­ществления предъявляемых к ним взаимных требований.

III блок

Человек, индивид, личность, индивидуальность

Социализация личности – процесс формирования социальных качеств личности.

Девиация.

Коэффициент интеллектуального развития (IQ).

Социальная гендерность

Гендер – социальный, культурный пол. Понятие, характеризующее поведение мужчины и женщины, которое генетически не наследуется, а приобретается в процессе социализации.

Пол – фиксирует биологические и физиологические различия между мужчиной и женщиной.

«Гендер» - фиксирует социальные и культурные различия между полами.

МУЖЕСТВЕННОСТЬ ЖЕНСТВЕННОСТЬ

М1 логичность Ж1 интуитивность

М2 склонность к обобщению Ж2 склонность к анализу

М3 интерес к абстрактному Ж3 интерес к конкретному

М4 рациональность Ж4 чувствительность

М5 практичность Ж5 сентиментальность

М6 решительность Ж6 осторожность

М7 воинственность Ж7 сострадательность

М8 постоянство Ж8 изменчивость

М9 властность Ж9 послушание

М10 импульсивность Ж10 тщательность

IV блок

Цель и смысл жизни

Цель жизнинекий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека.

Смысл жизниосознание человеком направленности своей жизни, сознательное выстраивание им иерархии цен­ностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации.


Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 158 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.039 с)...