Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эмпиризм и рационализм



Родоначальником эмпиризма в Англии был Френсис Бэкон (1561-1626). Бэкон выражает интересы буржуазии. Он в своих философских взглядах выступал за развитие науки и техники. В своем главном произведении «Новый Органон» Бэкон отстаивал возрождение наук, выступал с критикой схоластики, выступал против фальсифицирования Аристотеля. Он заявлял, что естествознание имеет огромное значение для развития всех наук, в том числе и для философии.

Только наука, говорит Бэкон, даст возможность человеку овладеть силами природы, сделать человека хозяином природы. «Знание - сила».

Задачей философии является, прежде всего, создание нового метода научного познания. Бэкон признавал существование объективного материального мира. Признавал активность материи, неотделимой от движения. Но главное внимание он уделял проблемам гносеологии. Бэкон признавал возможность истинного знания. Под истиной он понимал точное изображение бытия. Он большое внимание уделял анализу причин заблуждений человека и дал классификацию этих заблуждений. Они называются признаками или идолами. Он выделял 4 группы признаков.

Ø Идолы рода – заблуждения, которые являются общими для всех людей, они характерны для человека.

Ø Идолы пещеры – обусловлены индивидуальностью человека.

Ø Идолы рынка – ошибки, которые вытекают из неверного использования слов.

Ø Идолы театра – проистекают из ложных учителей, из слепой веры в авторитет.

По мнению Бэкона в основе познания лежит чувство. Он говорит о необходимости союза опыта и рассудка в процессе познания. Союз является залогом успеха.

Исследователя Бэкона сравнивал с пчелой. Бэкон различает два рода опытов – ПЛОДОНОСНЫЙ И СВЕТОНОСНЫЙ.

Плодоносный – который приносит пользу непосредственно.

Светоносный – который раскрывает знания законов явлений и свойств веществ.

Большое внимание Бэкон уделял проблеме метода научного познания. В ряду методов он обосновывал индукцию и эксперимент. Ему принадлежит большая заслуга в разработке индуктивного метода.

Вместе с тем философии Бэкона присущи противоречия, непоследовательность. Он абсолютизировал роль индуктивного метода. Он отстаивал концепцию двойственной истины.

1. Истина для науки

2. Истина для веры.

Бэкон непоследователен в с воем материализме, говорит, что могут существовать наука и религия, поскольку наука познает природу, а религия душу и потусторонний мир. Хотя утверждал, что знания не зависят от веры. Бэкон верил в существования бессмертия души, потустороннего мир.

Философия Бэкона имела прогрессивное значение, а развитый им индуктивный метод сыграл большую роль в развитии науки.

Философию Бэкона развивал другой мыслитель Томас Гоббс (1588-1679). Он стремился освободить Бэконовский материализм от противоречий, от теологической непоследовательности. Однако материализм Гоббса носил механический характер.

У Бэкона природа обладала многими качествами, а Гоббс свел все качества к двум основным свойствам – ПРОТЯЖЕНООСТЬ и ФИГУРА.

Различные формы движения материи Гоббс сводил к механическому перемещению, под которой понимал простое перемещение в пространстве. Гоббс отрывал движение от материи, считая материю инертной и неподвижной. В теории познания Гоббса развивается эмпиризм Бэкона. Занимая позиции номинализма, говорит, что всякое знание имеет своим источником опыт.

Гоббсу принадлежит идея о том, что умозрение стремится к практике и технике. Современный человека, говорит Гоббс, отличается от дикаря уровнем развития техники. Воззрению на общество Гоббса была присуща механичность. Это проявилось в том, что он рассматривает общество как подобие гигантского механизма. Гоббс отстаивает мысль о том, что «человек человеку волк», что в обществе идет война всех против всех. Эта война является естественным состоянием общества. По его мнению, причиной существования религии страх, невежество людей, но вместе с тем он считал, что религия и церковь полезны, так как они являются уздой для народа и способствуют тому, чтобы держать народ в повиновении.

Крупным представителем рационализма был французский философ Декарт (1596-1650). Он был представителем дуализма. Он исследует вопрос о природе человеческого познания вообще. В отличие от Бэкона и Гоббса Декарт подчеркивает определяющее значение рационального начала в познании. Он полагал, что лишь с помощью разума человек в состоянии получить достоверное и необходимое знание. По мнению Декарта для того, чтобы избежать ошибки в познании необходимо все подвергнуть сомнению. Декарт говорит, что мы можем сомневаться во всем.

Несомненным, говорит он, является только факт самого сомнения. Сомнение – это один из актов мышления. Поэтому сомнение не распространяется на процесс мышления. Декарт делает вывод: «Я мыслю, следовательно я существую». Он был выдающимся материалистом, он считается одним из творцов классической механики.

Декарт заявил, что философия, если хочет быть наукой, должна подражать механике. Декарт ставит задачу создания единого научного метода. С помощью этого метода можно построить систему наук.

Он на первое место ставит дедуктивный метод.

Декарт сформулировал четыре основных правила достижения истины.

1. Ясность и непротиворечивость мышления.

2. Расчленение исследуемого вопроса на столько частей, на сколько это возможно и сколько нужно для лучшего понимания.

3. Движение мысли от простого к сложному.

4. Всестороннее исследование рассматриваемого вопроса.

В конечном счете, Декарт пришел к абсолютизации рационального познания. Это идеи Бога, чисел, фигур, некоторых общих понятий.

Декарт пришел к выводу о том, что истинность понятий и суждений состоит в их ясности и отчетливости, а не в соответствии изучаемому объекту.

В учении о природе Декарт выступает как материалист. Материя единственное основание бытия, основным свойством материи является протяженность. Декарт признает вечность материи, считает, что она обладает самостоятельной творческой силой.

Великим научным достижением Декарта является обоснование положения о неуничножимости движения. Декарт выдвинул идею рефлекса.

Философия Декарта оказала существенное влияние не только на развитие философии, но и на развитие естествознания.

С критикой Декарта выступал другой представитель рационализма – голландский мыслитель Спиноза (1632-1677). Он был монистом. Он создал учение о единой субстанции, которая называется Богом или природой.

Спиноза утверждал, что существует единая субстанция – природа, которая есть причина самой себе. Субстанция имеет множество атрибутов, две из которых известны – ПРОТЯЖЕННОСТЬ и МЫШЛЕНИЕ.

Различные состояния природы называются МОДУСЫ. Мир модусов – произведенная природа, а сама субстанции – это производственная природе.

Модусы временны и конечны, а субстанция вечна и бесконечна. Порядок и связь идей такова же как и порядок и связь вещей.

Критикуя Декарта Спиноза отрицал наличие у человека врожденных идей, он признавал возможность истинного знания. Занимая позиции рационализма, утверждал, что все знания человека есть результат размышлений его о самом себе, о вещах, о субстанции. Спинозе принадлежит известное положение о том, что свобода опирается на необходимость и непрерывно с ней связана.

Философия Спинозы оказала сильное воздействие на дальнейшее развитие философии и в том числе на диалектические идеи просветителей классической немецкой философии.

2. В 17-18 вв. в наиболее развитых странах Западной Европы формируется идейное течение, которое получило название ПРОСВЕЩЕНИЕ. Суть этого течения была направлена против идеологии феодального общества, деятели которого стремились ограничить веру в пользу знания, разума. Главной движущей силой исторического развития, прогресса разума просветители считали распространение просвещения, знания. Для них была характерна уверенность в мощь человеческого разума. Просветители считали, что достижение экономического и социального благоденствия зависит от развития науки. Наука и прогресс – главные лозунги просветителей. Распространение просвещения людей выражало интересы буржуазии, прогрессивного класса общества, обуславливало потребности развитых капиталистических отношений. Эти идеи формулировались в Англии и Франции.

Джон Локк (1632-1704) – выступил с критикой идей Декарта о наличии у человека врожденных идей и принципов. Локк заверил, что таких идей нет, а все знания возникают из опыта внешнего и внутреннего по средствам рефлексии. Он выдвигает положение: «Нет ничего в мыслях, что не прошло через чувства». Сознание новорожденного подобно чистой доске и по мере развития ребенка, в процессе опыта, она покрывается знаниями. Он допускал ошибки, он говорил, что мышление сводится к простому комбинированию идей. Он допускал отрыв чувственного восприятия от разума. Эта позиция называется СЕНСУАЛИЗМ. Сенсуализм Локка оказал сильное влияние на развитие философии. Он развивался в двух направлениях – материалистический и идеалистический сенсуализм.

Локку принадлежат большие заслуги в формировании естественных прав человека. Он сформулировал 3 права – право на жизнь, свободу, собственность. Эти права являются от человека не отчуждаемы. Эти идеи подводят к тому, что в обществе должен существовать единый правопорядок. Этот правопорядок должен обеспечить возможность получения выгоды каждым, но таким образом, чтобы при этом обеспечивалась свобода и частный интерес всех остальных.

В философии просветителей отстаивается право каждого человека на действие в соответствии со своими частными интересами. Человек выступает как изолированный индивид. Каждый индивид равен другому перед законом. Это равное положение называется юридической всеобщностью. Философы просвещения проводят идею гражданина мира, т.е. они считали, что человек должен видеть достойных людей в любом народе, среди представителей любого сословия, веры. Просветители проповедуют свободу научного мышления. Свобода является важной ценностью культуры.

Идеи просветителей достигли высокого уровня во Франции. Они боролись против абсолютизма, феодализма. Выражали интересы широких масс народа.

Вольтер (1694-1778) – занимал позиции деизма. Он считал, что божество является законодателем природы. Вера в Бога – это такая сила, которая позволяет держать народ в повиновении. Он признавал наличие в природе общих закономерностей, он призывал к опытно – экспериментальным исследованиям природы. В его учении о морали формируются представления о человеческой природе. Общество рассматривается им как совокупность идей, человеческих атомов. Вольтер считал, что общество развивается по восходящей линии, то есть общество движется по пути прогресса на основе присущих ему законов.

Руссо (1712-1778) – остро ставил вопрос об общественном неравенстве. Он прямо называл современное ему общество – цивилизацией неравенства. Источник его возникновения, источник угнетения Руссо рассматривал в возникновении частной собственности. Он выступал не вообще против частной собственности, а против чрезмерного неравного ее распределения.

Для Руссо характерна проповедь любви к природе, возвращение к природе. Он говорил о необходимости воспитания человека. Он подчеркивал необходимость связей познания с жизнью, с практическими интересами людей. Эти идеи оказали значительное влияние на развитие философии и педагогики.

В 18 веке во Франции выдвигается целая плеяда философов - просветителей, занимавшие материалистические позиции – Дидро (1713-1784), Гольбах (1723-1789), Гольвеций (1715-1771). Эти мыслители отстаивали первичность материи и вторичность сознания. Мышление ими рассматривалась как функция мозга. Философы – материалисты считали, что религия есть результат невежества людей. Они призывали к познанию вечной, бессмертной природы; утверждали, что без знания законов природы человек не может быть счастлив.

Целью науки и философии является познание и покорение природы. Философы – материалисты были уверены в познавательных возможностях человека. Они выступали с критикой субъективного идеализма. Для них была характерна механичность во взглядах. Так, признавая активность материи, ее неразрывную связь с движением, они под движением понимали простое перемещение. Была характерна недооценка роли мышления в процессе познания.

Все мыслительные операции французские материалисты сводили к комбинированию и группировке ощущений. Большое внимание они уделяли социально – философским проблемам. Они считали, что в центре деятельности должен находиться человек, интересы его, его стремление к радостной и счастливой жизни. Они выдвигали идею о роли среды в формировании человека. В зависимости от среды, в которой люди живут и развиваются их дурные или положительные наклонности. Человеческую природу они считали пережитком феодализма, который породил неравенство людей.

Однако, утверждая роль среды, они приходили к утверждению, что общественное отношение людей зависит от их мнений, от характера тех людей, которые стоят во главе государства. Эти идеи носили идеалистический характер. Они не были последовательны в своих взглядах.

Для этических взглядов был характерен идонизм. Основы морали образуют чувственные впечатления, наслаждения и правильно понятый интерес. Природа не делает человека ни добрым, ни злым. Поскольку человек зависит от всей совокупности общественных влияний, поэтому человека надо наставить в разумные общественные отношения. В этом случае можно избавить его от недостатков. Искоренить зло поможет просвещение людей. Высшей целью поведения индивида является общее благо. Размышляя о прогрессе общества они считали, что народ сам может установить разумный общественный строй. При этом строе будит иметь место гармония между личностными и общественными интересами, между личной и общественной пользой. Все это создает условия для добродетельного поведения людей. Они доходили до призывов о необходимости изменения отжившей политической среды. Это необходимо для обеспечения прогрессивной эволюции общества.

Французские материалисты на практике занимались просвещением людей. Они создавали энциклопедии, они проповедовали свои идеи не только в философских трактатах, но и в форме словарей, памфлетов. Философия французского материализма оказала серьезное влияние на дальнейшее развитие материалистической философии.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 684 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...