Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Введение. Программа модернизации российского образования немыслима без сильной практической составляющей, ориентированной на базовые социокультурные потребности



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Программа модернизации российского образования немыслима без сильной практической составляющей, ориентированной на базовые социокультурные потребности современного позднеиндустриального и постиндустриального общества. В настоящее время речь в этой связи идёт о формировании в процессе образования некоторого набора специфических субъективных качеств, определяемых как «социальные компетенции». В список наиболее важных, системообразующих (ключевых) социальных компетенций включают:

- ориентацию в быстроменяющейся социальной среде (особенно на рынке труда);

- информационную оснащённость в области тех задач, которые приходится решать каждому индивиду как социальному существу;

- умение «работать в команде» и устанавливать отношения сотрудничества;

- разрешать конфликты без применения силы,;

- особую интегральную способность, которую можно назвать «потребительской квалификацией» (осуществляемый со знанием дела выбор нужных товаров и услуг;

- компетенции межкультурного общения;

- элементарную правовую грамотность;

- опыт гражданской деятельности;

- знание процедурной стороны современной «демократии участия» и т.п.

В то же время проблема может ставиться и шире: любая компетентность (или компетенции), строго говоря, социальна, ибо она опирается на «сконденсированный» социально-исторический опыт и представляет собой способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий.

Под компетентностью обычно понимается некая интегральная способность и готовность решать возникающие в различных сферах жизни коркретные проблемы посредством методически организованных действий, алгоритмы которых самостоятельно выстраиваются субъектом. Такая способность не может не опираться на знания, но для её реализации нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определёнными личностными характеристиками и уметь в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством огромных хранилищах информации.

Цели социогуманитарного образования в высшей школе – это формирование практически ориентированных знаний и умений, которые позволяют индивиду осуществлять некоторый выбор «социальных операций», составляющих типовой цикл жизнедеятельности человека в эпоху демократии, рынка и глобализации.

Высшее образование и «общая культура»

Образование опирается на фундамент культуры в самом широком смысле этого слова. И от того, насколько глубоко, основательно заложен данный фундамент, зависят размеры и прочность здания, которое можно на ней построить. В особенности это касается высшего образования, предполагающего не только множество специальных знаний, но и восхождение личности на более высокую ступень интеллектуального развития, достаточную широту кругозора, приобретение более сложных социальных навыков.

Под понятием «общая культура» понимается естественная предпосылка систематического, институционально-организованного обучения. Предпосылка эта не задана раз и навсегда. По мере расширения круга освоенных индивидом знаний и способов деятельности она как бы надстраивается.

Современное высшее образование – это, прежде всего образование культурологическое, которое закладывает основу для непрерывного образования личности в динамично изменяющихся условиях современной техногенной цивилизации. Между общей культурой личности и её саморазвитием, самообразованием существует неразрывная смысловая связь.

Недостаток общей культуры влечёт за собой снижение творческого воображения и способности органически переходить от одного типа деятельности к другому. В более общем плане становится затруднительным подключение потенциала культуры к естественным наукам, инженерной деятельности, изобретательству, практике государственного управления.

Сегодня в вузе наблюдается замещение культуры размышления культурой картинок с соответствующим этому падением восприимчивости к специфическим качествам словесной выразительности и, может быть, вообще к Логосу как таковому. Этот процесс, к сожалению, идёт быстро, что находит своё отражение в падении у многих студентов интереса к самообразованию.

В российской просветительско-демократической традиции глубоко укоренилась концепция чтения книги «как учебника жизни».

Важен вопрос: «Что читают сегодня студенты, и в чём специфика их чтения?»

Как показывают исследования, чтение большинства современных студентов носит в основном развивающий характер. И здесь важно выделить два момента. Во-первых, российские студенты сегодня практически не читают общественно-политическую литературу. Отсюда, понимание общественных проблем приходит к ним в основном в «облегчённом виде» - с экранов телевидения, газет, интернета. Это в основном фактология событий и «картинки», сопровождающиеся комментариями, но никак не углублённый анализ происходящих процессов и тем более не размышления о сколько-нибудь отдалённых перспективах.

Во-вторых, - это то, что в своей массе молодёжь утрачивает вкус к «медленному» чтению и способность проникать в ту «диалектику души», которая была отличительной чертой классической литературы, и в первую очередь русской литературы.

Традиционное «медленное» эмпатическое восприятие печатного текста ломается ускорением жизненных ритмов, общей прагматизацией сознания и методологической универсализацией чисто технического понимания информации. Такой подход к чтению стал порождать такой культурно-психологический эффект как восприятие книги как «информации». Особенно это характерно для студентов технических вузов, То, что не укладывается в простую сетку двузначных оппозиций и не может быть разложено на простые элементы и взаимодействия как бы не существует, всё, что не квалифицируется как «информация», отбрасывается или игнорируется. Так называемый «технический» ум в соответствии с логикой решаемых им профессиональных задач особенно предрасположен к различным «иллюзиям перекодировки»: если, скажем, в компьютерной практике текст может переформатироваться без потери информации, то вопрос о том, как он изложен становится совершенно неважным. Такая операция, естественно, уничтожает очень важную часть содержания философского произведения, связанную с «ньюансюровкой» смыслов, с «полутонами» акцентов и ракурсов философского дискурса, неоднозначностью философских обобщений и их последствий и т.д. В конце концов под влиянием таких форм восприятия философского материала в массовом порядке снижается весь уровень духовной организации входящего сегодня в жизнь молодого поколения. Это разрушающе действует и на весь процесс обучения в вузе и формирование личности студента.

Сегодня «познакомиться с философским произведением» для молодого человека всё чаще и чаще означает просто узнать, «о чём там говориться». Как именно говориться – уже не важно. Если так, то философское произведение как таковое даже не нужно читать: получило достаточно широкое распространение такое небывалое и невозможное ещё 2-3 десятилетия назад явление, как создание своего рода философско-литературных дайджестов, в которых можно найти сокращённое изложение каких угодно философских произведений, вплоть до «Критики чистого разума» И.Канта и «Феноменологии духа» Г.Гегеля.

Особенности преподавания и изучения философской литературы очень существенно сказываются на ряде важных для получения качественного высшего образования ключевых компетенций. В первую очередь это языковая компетентность, а язык, как известно, связан с мышлением.

Совершенно ясно, что по большому счёту к полноценному обсуждению философских проблем, исторических закономерностей или современных политических процессов такая аудитория всё чаще и чаще оказывается неспособной. В итоге происходит вынужденная примитивизация учебного материала, оставляющая чувство глубокой неудовлетворённости: преподавателя мучит сознание совершаемой им профанации, у студентов же возникает совершенно искажённое представление о гуманитарном знании как о наборе простеньких расхожих сентенций, что вряд ли способствует развитию гуманитарных интересов и вообще желанию идти «дальше в вглубь».

В гуманитарных науках сильно выражена ориентация на духовное начало человека и общества, поэтому в них чётко выражены установки на классические образцы интеллектуальной культуры и общечеловеческое духовное наследие. Центральной гуманитарной наукой выступает философия.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 274 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...