Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Дисциплина изучается на 4 курсе
Специальность «Режиссура кино и телевидения», квалификация «Режиссер игрового кино-, теле- и видеофильма»
Виды занятий | Всего часов | Семестр | Семестр |
Общая трудоемкость | |||
Аудиторные занятия | |||
Лекции | |||
Практические занятия (Пр) | |||
Cеминары(С), просмотры фильмов | |||
Самостоятельная работа | |||
Курсовая работа | КР | ||
Реферат | |||
Вид итогового контроля: экзамен (зачет) | - | экзамен |
Дисциплина изучается на 4 курсе
Специальность «Режиссура кино и телевидения», квалификация «Режиссер неигрового кино-, теле- и видеофильма (учебный и научно-популярный)»
Виды занятий | Всего часов | Семестр | Семестр |
Общая трудоемкость | |||
Аудиторные занятия | |||
Лекции | |||
Практические занятия (Пр) | |||
Cеминары(С), просмотры фильмов | |||
Самостоятельная работа | |||
Курсовая работа | |||
Реферат | |||
Вид итогового контроля: экзамен (зачет) | - | экзамен |
Дисциплина изучается на 4 курсе
Специальность «Режиссура кино и телевидения», квалификация «Режиссер телевизионных программ»
Виды занятий | Всего часов | Семестр | Семестр |
Общая трудоемкость | |||
Аудиторные занятия | |||
Лекции | |||
Практические занятия (Пр) | |||
Cеминары(С), просмотры фильмов | |||
Самостоятельная работа | |||
Курсовая работа | |||
Реферат | |||
Вид итогового контроля: экзамен (зачет) | зачет | экзамен |
Дисциплина изучается на 4 курсе
Специальность «Режиссура кино и телевидения», квалификация «Режиссер анимации и компьютерной графики»
Виды занятий | Всего часов | Семестр | Семестр |
Общая трудоемкость | |||
Аудиторные занятия | |||
Лекции | |||
Практические занятия (Пр) | |||
Cеминары(С), просмотры фильмов | |||
Самостоятельная работа | |||
Курсовая работа | |||
Реферат | реф | ||
Вид итогового контроля: экзамен (зачет) | - | экзамен |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание разделов дисциплины
ВВЕДЕНИЕ. Роль музыки в звукозрительном синтезе современных экранных искусств и зрелищ.
Тема 1. МУЗЫКА В СИНТЕТИЧЕСКОМ ЕДИНСТВЕ ФИЛЬМА
1. «Треугольник» кинематографического синтеза: изображение – литература – музыка. Художественные функции изображения, литературы и музыки в целостности фильма и в режиссерской концепции. Способность каждого элемента усиливаться и компенсировать недостаточность других: признаки «визуального кино», «литературного кино», «музыкального кино».
2. Синтез и синкретизм в аудиовизуальных экранных искусствах. Признаки синтеза и синкретизма. Специфика применения синтеза и синкретизм на уровне взаимодействия экранного изображения и звука.
3. Выразительно-смысловые возможности звука в фильме в сравнении с изображением и по отношению к нему. Музыкальное решение фильма как средство воплощения временных аспектов экранного зрелища.
4. Звуковые компоненты экранного зрелища: музыка, речь, шумы. Их функции в фильме и взаимодействие между ними: музыка как шум, речь как шум, шум как музыка (А.Сокуров, «Телец»).
5. Выразительно-смысловые возможности шумов в фильме. Характеристика шумовых источников звука.
6. Выразительно-смысловые возможности речи в фильме. Речь и персонаж: характерологические особенности речевого голоса. Закадровая речь: функции в фильме.
Тема 2. ТЕОРИЯ КИНОМУЗЫКИ
1. Общая характеристика выразительно-смысловых возможностей музыки в фильме: психологические, историко-контекстуальные и символические функции музыки.
2. Музыка в фильме как иллюстрация действия и изображения. Понятие музыкального клише в киномузыке.
3. Понятие «звуко-зрительный контрапункт».
4. Временные аспекты экранного зрелища. Различные виды движения и активности на экране. Роль музыки в передаче движения в фильме. Психофизиологические предпосылки в использовании моторно-двигательных ресурсов музыки режиссером: аудиальный, визуальный и кинестетический тип творческой личности.
5. Временные аспекты экранного зрелища. Музыка и монтаж. Ритмический монтаж. Метрический монтаж.
6. Внутрикадровая музыка и ее функции в фильме. Соотношения музыкального ряда с изображением: показ источника звука. (И. Бергман, «Земляничная поляна»)
7. Закадровая музыка, ее стилистика и функции в фильме (П.Гринуэй, «Интимный дневник».
Тема 3. МУЗЫКАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ФИЛЬМА
1. Понятие музыкальной темы. Музыкальная тема в киномузыке: ее образно-смысловые и конструктивные возможности. Принципы тождества (или контраста) музыкальных тем в фильме. Методика анализа музыкальной драматургии в фильме (Ю.Норштейн, «Ежик в тумане»: определение образно-смысловой нагрузки в музыкальных темах и роли в фильме каждой из них).
2. Понятие музыкальной драматургии. Музыкальная драматургия в киномузыке сквозного (симфонического) типа основанная на тождестве музыкальных тем: строение, принцип подбора тем – главных и эпизодических, вариационное развитие тем, соотношение закадровой и внутрикадровой музыки (Д.Кроненберг, «Видеодром»).
3. Музыкальная драматургия сквозного (симфонического) типа в киномузыке, основанная на контрасте музыкальных тем (С. Эйзенштейн, «Александр Невский», сравнительная характеристика тематического материала русских и тевтонцев, принцип мотивного развития музыкальных тем).
4. Авторская киномузыка в фильме и компиляция. Символическая функция музыкальных цитат из классической музыки в контексте фильма и их обобщающая роль в его режиссерской концепции (А.Тарковский, «Зеркало»: роль цитат из произведений И.С.Баха).
5. Песня в фильме. Роль песни в характеристике персонажей.
6. Конфликт изображения и музыкального материала. Принцип отчуждения в киномузыке. (С.Кубрик, «Механический апельсин», Т.Абуладзе «Покаяние»: анализ противоречий между изображением и музыкальным рядом).
7. Использование музыкальных тембров в киномузыке. Тембр и человек. (Ф.Феллини, «Репетиция оркестра», характеристика персонажей средствами тембровой персонификации).
8. Режиссер и композитор. Основания творческого союза. Предпочтительная методика работы режиссера с композитором над фильмом. Творческий союз С.Эйзенштейна – С.Прокофьева (фильмы с музыкальной драматургией сквозного типа), Г.Александрова и И.Дунаевского (мифотворческие музыкальные комедии).
Тема 4. МУЗЫКАЛЬНОЕ КИНО
1. Музыкальное кино и его отличия от художественного игрового кино. Музыкальное кино и миф. Человек в музыкальном кино. Классификация жанров музыкального кино.
2. Музыкальный фильм и история его формирования. Номерная структура киномузыки в музыкальном фильме. Музыкальный номер: его признаки и функции в фильме. Музыкальный номер и изображение. Музыкальный номер и действие в фильме. (Г.Александров, «Веселые ребята», «Цирк»).
3. Мюзикл. История происхождения. Особенности художественной условности в мюзикле и специфика изображения в музыкальном номере. Номер в мюзикле: взаимоотношения между различными уровнями действия – сценарным и музыкальным (Б.Фосс, «Весь этот джаз»).
4. Фильм-опера. Характеристика изображения в фильме-опере в связи с театральной природой оперного спектакля. Поющий человек на экране (Дж.Гершвин, «Порги и Бэсс», К.Монтеверди, «Орфей»).
5. Кинематографическая постановка оперы – киноопера. Различия между музыкальным действием и кинематографическим действием. Компенсаторный характер изображения по отношению к музыке в киноопере (Ф. Дзефирелли – Дж. Верди, «Травиата»).
6. Оперная эстетика художественном игровом фильме. Условность оперного действия и сценарная основа фильма (Ф.Феллини, «И плывет корабль»). Условность оперного действия и визуальный компонент фильма (Л.Висконти, «Гибель богов»).
Тема 5. МУЗЫКА В РЕЖИССЕРСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ФИЛЬМА
1. Этапы восприятия зрителем художественной целостности фильма и концепции режиссера. Природа эмоционального воздействия музыки на зрителя: миф и принцип идентификации. Роль музыки для характеристики персонажей в фильме. (Ж.Корбьё, «Король танцует»).
2. Иллюстративные и формотворческие функции музыки в анимационном, научно-популярном и документальном кино (документальные фильмы А.Пелешяна и О.Иоселиани, научно-популярные фильмы В.Кобрина, анимационные фильмы Я.Шванкмайера и А.Хржановского).
3. Музыка в кино на историческую тему. Аутентичная (историко-достоверная) музыка, стилизация и авторская (современная) музыка (П.Гринуэй, «Контракт рисовальщика»).
4. Художественные игровые фильмы о музыке и музыкантах. Музицирующий человек на экране: актерский рисунок роли, детали исполнительства. Роль крупных планов в показе психологии персонажа-музыканта (Б.Тавернье «Полуночный джаз»; А.Карно, «Все утра мира»).
5. Режиссерская концепция фильма в интеллектуальном кино и оперная традиция Вагнера. Антиоперная эстетика и активизация визуального компонента синтеза в мифоборческом фильме. Перенос лейтмотивной оперной драматургии в изображение: визуальные лейтмотивы (Й.Стеллинг, «Летучий голландец»).
Тема 6. МУЗЫКА НА ТЕЛЕВИДЕНИИ
1. Музыка на телевидении: музыкально-просветительские передачи, концерты, рейтинговые программы. Музыкальная заставка в информационных и развлекательных программах. Функции музыки в рекламе.
2. Клип как новый аудиовизуальный жанр: происхождение, потребители клипов, клип как экранный образ либо исполнителя, либо песни. Типы клипов. Монтаж в клипе: метрический характер взаимодействия музыки и изображения.
Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 208 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!