Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Творчество Альбрехта Дюрера (1471-1528 гг.)



Альбрехт Дюрер — величайший немецкий художник, знаменитый живописец и график, крупнейший представитель эпохи Возрождения в Германии. Совершал путешествия по Германии, Швейцарии и Италии, где особенно тщательно изучал живопись Мантеньи. Непревзойденный мастер гравюры по дереву и техники сухой иглы.

Сын золотых дел мастера, выходца из Венгрии, осевшего в Нюрнберге. Альбрехт Дюрер родился в семье потомственного золотых дел мастера, а в те времена в среде ремесленников не было принято менять профессии. Дюреру пришлось бы учиться ремеслу отца и следовать по его стопам - обзавестись мастерской, кругом заказчиков и вести добропорядочную жизнь честного бюргера. Но творческий путь художника был совсем иным. Отец, заметив необычайную одаренность мальчика и интерес к искусству, отдал его к лучшим живописцам Нюрнберга. После учебы в качестве подмастерья, Дюрер с 1490 года странствует по Германии, где овладевает техникой гравирования по меди. Также работает в Швейцарии - европейском центре книгопечатания и гравюры на дереве - ксилографии. В 1494 году возвращается в Нюрнберг, женится и получает права мастера. Однако вскоре эпидемия чумы заставляет художника вновь покинуть родной город - на этот раз он отправляется в Венгрию. В 1495 году возвращается в Нюрнберг и открывает собственную мастерскую. Работает над портретами своих сограждан, расписывает алтари. Но главным его делом в эти годы становится печатная графика. Гравюры на дереве приносят молодому художнику быстрый заработок и широкую известность.

В 1498 г. Дюрер создает знаменитый цикл иллюстраций к последней книге Нового завета - "Апокалипсису". Книга написана в 1 веке и содержит грозные пророчества о конце земного мира, на смену которому придет Царство Божье. Работа художника состоит из 15 ксилографий. В апокалипсических образах Дюрер воплотил боль своего времени, тревогу, с которой в Европе ожидали окончания столетия. Гравюры отличаются сложнейшим сочетанием библейской символики и мистики.

В конце 90-х годов 15 века возникает ряд работ на античные темы. Это - гравюры на меди, лишь две выполнены в технике ксилографии. Это сложные произведения с зашифрованным аллегорическим содержанием. Мир аллегорий и мистики привлекает мастера. Дюрер был современником Фауста, и его, как и Фауста, влекло все мистическое, непознанное, те тайны бытия, которые были известны древним.

В начале 16 века Дюрер создает серию рисунков, где делает попытку построить идеальную мужскую и женскую фигуры (гравюра "Адам и Ева").

В 1505 - 1507 годах Дюрер совершает путешествие в Италию. Там создает произведение "Праздник четок". В центре картины возвышается престол, на котором сидит Богоматерь с Младенцем. Вокруг множество коленопреклонных фигур. Младенец Иисус и Святой Доменик раздают верующим венки из роз.

1513 -1514 года - времена высшего творческого подъема художника. В этот период он создает три графических листа, вошедших в историю живописи под названием "Мастерские гравюры". Художник, будучи в зените славы, уже не ищет заработка, а просто хочет показать миру, на что он способен. Три гравюры на меди: "Рыцарь, дьявол и смерть", "Святой Иероним в келье", "Меланхолия" - художественная исповедь Дюрера, думы художника о смысле человеческой жизни, о самом себе, которыми он поделился со зрителями. Знаменитая гравюра "Меланхолия" связана с идейным миром античности. В ней Дюрер объединил два иконографических источника: изображение одного из темпераментов и аллегорию геометрии. "Меланхолия" - итог размышлений о сущности искусства и судьбе художника. Не довольствуясь исследованием своей личности в многочисленных автопортретах и изучением теоретических основ своего искусства, Дюрер обращается к символическому изображению, в мощных формах которого он выражает как философские размышления, так и самые сокровенные чувства. Именно поэтому гравюра считается духовным автопортретом художника.

Дюрер известен и как прекрасный портретист. Он одним из первых среди европейских живописцев начал изображать самого себя. Свой первый автопортрет он выполнил в 13 лет. С тех пор мастер не раз изображал себя. В начале 1500-х годов Дюрер создал несколько портретов и автопортретов, среди которых самым знаменитым является автопортрет 1500 года. Дюрер придал своему автопортрету сходство с изображениями Христа. На черном фоне автопортрета он вывел золотом надписи: слева поставил дату и свою подпись-монограмму, справа написал: "Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками".

В 1520-21 годах Дюрер путешествует по Рейну и Нидерландам, где знакомится с творчеством нидерландских художников. Последние годы жизни проводит в Нюрнберге за работой над трактатами "Руководство к измерению" и "Четыре книги о пропорциях". Одна из немногих живописных работ тех лет - диптих "Четыре апостола". Две картины изображают апостолов Иоанна, Петра, Павла и евангелиста Марка. Могучие фигуры святых с трудом вписываются в тесное пространство досок. Иоанн и Павел стоят ближе к зрителю, они ярко освещены. За ними - фигуры Петра и Марка, погруженные в черноту фона. Картины сопровождают тексты из писаний изображенных святых, общий смысл которых - предостережение.

Умер художник в Нюрнберге в 1528 году на 58 году жизни. После него осталось более 60-ти картин и несколько сотен гравюр.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 1672 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...