Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Вариант 1
1. Статистика уровня жизни и потребления населения
1.1. Дайте характеристику понятия «уровень жизни». С помощью каких показателей можно изучить различные аспекты социального развития и благосостояния населения? С помощью каких показателей изучают уровень и динамику личных доходов населения?
1.2. Известно распределение населения по размеру среднедушевого денежного дохода в области. Определить: 1. Среднедушевой доход в месяц;. 2. Модальный доход; 3. Медианный доход; 4. Средние доходы в децильных группах (нижний дециль и верхний дециль); 5. Коэффициент фондов; 6. Коэффициент доходов Джини.
Среднедушевой доход в месяц, руб. | Доля населения к итогу, | Середина интервала, | Нарастающие частоты населения, | * | Доля доходов к итогу | нарастающие доли доходов, | ||
До 400 | 0,049 | 0,049 | ||||||
400,1-600,0 | 0,112 | 0,161 | ||||||
600,1-800,0 | 0,141 | 0,302 | ||||||
800,1-1000,0 | 0,137 | 0,439 | ||||||
1000,1-1200,0 | 0,119 | 0,558 | ||||||
1200,1-1600,0 | 0,174 | 0,732 | ||||||
1600,1-2000,0 | 0,106 | 0,838 | ||||||
>2000,0 | 0,162 | 1,00 | х | х | ||||
Итого | 1,00 | х | х | х |
2.1.Эффективность производства как экономическая категория. Задачи статистики эффективности производства в условиях формирования и развития рыночных отношений в экономике. Классификация ресурсов по признакам их потребления и применения. Объем примененных и потребленных ресурсов и их взаимосвязь.
Вариант 2
1. Статистика уровня жизни и потребления населения
1.1.. Перечислите интегральные индикаторы социального развития и уровня жизни населения. Что характеризует медианный доход? Что характеризует модальный доход? Что входит в состав минимальной продовольственной «корзины».
1.2. Установлена следующая структура минимального потребительского бюджета: продукты питания – 72%, непродовольственные товары – 6%, услуги – 12%, налоги и обязательные платежи – 10 %. Стоимость минимальной продовольственной «корзины» в текущем периоде составляла 1600 ден. ед. Определите величину прожиточного минимума.
2. Статистика эффективности функционирования экономики
2.1. Методология построения системы частных и обобщающих показателей эффективности использования примененных и потребленных ресурсов. Система показателей эффективности использования средств труда. Взаимосвязь между показателями эффективности использования примененных и потребленных средств труда. Индексные модели взаимосвязи динамики показателей эффективности использования основных фондов.
Вариант 3
1. Статистика уровня жизни и потребления населения
1.1. Назовите показатели бедности, приведите методику их расчета. В каких пределах находится индекс концентрации доходов (коэффициент Джини), его сущность? Опишите коэффициент Джини.
1.2. В отчетном периоде по сравнению с базисным номинальные денежные доходы населения снизились на 3 %, а потребительские цены увеличились – на 12 %. Определите, как за этот период времени изменились реальные денежные доходы населения и покупательская способность рубля.
2. Статистика эффективности функционирования экономики
2.1. Система показателей использования оборотных фондов (предметов труда) и материальных оборотных средств. Показатели скорости обращения материальных оборотных средств, их взаимосвязь с уровнем использования примененных и потребленных предметов труда.
Построение индексных моделей взаимосвязей динамики ресурсо- и материалоотдачи, ресурсо- и материалоемкости валового выпуска.
Вариант 4
1. Статистика уровня жизни и потребления населения
1.1. Какой показатель измеряет соотношение между средними доходами двух групп населения: 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами? Его сущность и значение.
1.2. Известно распределение населения по размеру среднедушевого денежного дохода в области. Определить: 1. Среднедушевой доход в месяц;. 2. Модальный доход; 3. Медианный доход; 4. Средние доходы в децильных группах (нижний дециль и верхний дециль); 5. Коэффициент фондов; 6. Коэффициент доходов Джини.
Среднедушевой доход в месяц, руб. | Доля населения к итогу, | Середина интервала, | Нарастающие частоты населения, | * | Доля доходов к итогу | нарастающие доли доходов, | ||
До 400 | 0,069 | 0,069 | 20.7 | 0.020 | 0.020 | 0.0046 | 0.0033 | |
400,1-600,0 | 0,098 | 0,167 | 0.047 | 0.067 | 0.0247 | 0.0190 | ||
600,1-800,0 | 0,116 | 0,283 | 84.2 | 0.081 | 0.148 | 0.0934 | 0.0731 | |
800,1-1000,0 | 0,211 | 0,494 | 189.9 | 0.182 | 0.330 | 0.2218 | 0.2003 | |
1000,1-1200,0 | 0,113 | 0,607 | 124.3 | 0.119 | 0.449 | 0.4073 | 0.3525 | |
1200,1-1400,0 | 0,178 | 0,785 | 231.4 | 0.222 | 0.671 | 0.6429 | 0.5958 | |
1400,1-1600,0 | 0,103 | 0,888 | 154.5 | 0.148 | 0.819 | 0.8880 | 0.8190 | |
>1600,0 | 0,112 | 1,00 | 190.4 | 0.183 | 1.00 | х | х | |
Итого | 1,00 | х | х | 1041.4 | 1.00 | х | 2.2827 | 2.063 |
2.1. Система показателей производительности общественного труда. Показатели производительности живого труда. Показатели производительности с эффектом экономии живого и прошлого труда. Взаимосвязь показателей производительности труда.
Вариант 5
1. Статистика уровня жизни и потребления населения
1.1.Интегральные индикаторы социального развития и уровня жизни населения. Индекс развития человеческого потенциала, методика его расчета.
1.2. Установлена следующая структура минимального потребительского бюджета: продукты питания – 68 %, непродовольственные товары – 19 %, платные услуги – 7,8 %, налоги и обязательные платежи – 5,2 %. Стоимость минимального набора продовольственной «корзины» в текущем периоде составила 1300 у.е. Определите величину прожиточного минимума.
2. Статистика эффективности функционирования экономики
2.1. Методология построения интегрального показателя эффективности примененных и потребленных ресурсов. Функциональные модели эффективности производства. Анализ эффективности производства на базе данных производственной функции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Захаренков, С.Н. Социально-экономическая статистика: учеб.-практ. пособие / С.Н. Захаренков – Минск: БГЭУ, 2002. – 105 с. (Система дистанционного обучения).
2. Курс социально-экономической статистики: Учебник /Под ред. М.Г. Назарова. – М.,2000.
3. Социально-экономическая статистика / под ред. С.Р. Нестерович. – Минск, 2003.
4. Социально-экономическая статистика: Учебник /Под ред. И.И. Елисеевой. – М.,2001.
5. Колесникова И.И. Социально-экономическая статистика: Учеб. пособие для экон. спец. вузов. – Минск, 2002.
6. Методологические положения по статистике. Вып. 2. Минстат Республики Беларусь, 2005.
7. Социально-экономическая статистика: Практикум /Под ред. С.Р. Нестерович. – Минск, БГЭУ, 2004.
8. Социально-экономическая статистика: учеб. для вузов / Б.И. Башкатов [и др.]; под ред. Б.И. Башкатова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 630 с.
В.А. Сухомлинский. Родительская педагогика
БЕСЕДА ПЕРВАЯ. К МАТЕРИНСКОМУ И ОТЦОВСКОМУ ДОЛГУ ЧЕЛОВЕКА НАДО ГОТОВИТЬ ЧУТЬ ЛИ НЕ С КОЛЫБЕЛИ — ВОТ В ЧЕМ ПРОБЛЕМА
Мать привела в школу дочь.
Мать... Она почти не изменилась с того времени, как 10 лет назад вышла к столу, взяла экзаменационный билет и без подготовки выдержала экзамен - блестяще ответила на все вопросы по истории. Потом — такие же ответы по литературе, по математике, химии, физике. Она была гордостью школы. Прошли годы. Сейчас она уже мать, привела записывать в дошкольную группу дочку. Словно угадывая мое желание узнать что-нибудь о ее жизни, молодая мать рассказывает:
- Поступила в институт, окончила два курса. Училась очень хорошо. Но суждено было иное. Вышла замуж. У мужа работа была связана с переездами, институт пришлось оставить. С мужем прожила полгода. Разошлись. Когда скажешь кому-нибудь об этом — сочувственно молчат или пытаются утешить какими-нибудь случайными словами. Не нужно ни сочувствия, ни утешения. Я в большой обиде на тех, кто воспитывал нас в годы юности.
Женщина вздохнула и замолчала. Я чувствовал, что ее волнуют те же мысли, которые не один год волнуют и меня, и спросил:
- Какая же у вас обида?
- Не учили жить. Ведь разошлись мы с мужем не из-за какого-то разочарования друг в друге, не из-за того, что, как привыкли говорить, «не сошлись характерами». Нет, мы просто не умеем жить. Не умеем быть мужем и женой. Ни он, ни я. Не умеем любить друг друга. Да, человеческая любовь требует большого умения. Мы просто не представляли себе, что это такое - любовь мужа и жены, и никто нам даже не пытался сказать об этом. Не умеем мы уважать друг друга. Не умеем чувствовать рядом с собой человека. Не умеем уступать друг другу. Не умеем подчинять чувства разуму, не умеем дорожить жизнью, — о, как это важно, уметь дорожить жизнью!
У нас тогда был большой разговор с молодой матерью. Он навсегда сохранился в моей памяти и в сердце. И сейчас, когда я стал писать Родительскую педагогику, я подумал: где же первая страница этой книги? Первой страницы-то и нет — вот в чем беда. Строим здание, а фундамента нет. Ведь действительно, мы не учим в школе самому главному — не учим жить. Учим всему, знают наши питомцы множество полезных и нужных (а иногда и не очень нужных) вещей: и в каком состоянии материя в центре Солнца, и сколько атомов вещества в кубическом сантиметре межзвездного пространства, и что записано было в законах царя Хаммурапи, и что такое гравитация... но ничего не знают о том, как человеку готовиться к семейной жизни, что это значит — быть женой и мужем, матерью и отцом своих детей. Не задумываемся мы - ни педагоги, ни родители, что важнейшая мудрость жизни, которую должен постигнуть каждый наш гражданин, - это человеческие взаимоотношения.
Забываем мы, что, образно говоря, каждое существо, рожденное человеком, еще не есть человек, человеком его надо сделать; каждое человеческое существо, как только оно научилось мыслить и чувствовать, устремляется к тому колодцу, который называется счастьем - человеческим счастьем. Каждый жаждет счастья, но далеко не каждый трудится, чтобы углубить этот колодец, открыть в нем новые родники. Учить в детстве открывать родники счастья для других людей — вот какого предмета пока еще, к сожалению, нет в школьном воспитании.
На педагога, который посвятил бы воспитательную беседу с восьмиклассниками или девятиклассниками теме «Взаимоотношения мужа и жены в молодой семье», посмотрели бы как на чудака. А между тем говорить об этом с молодежью значительно важнее, чем о гробницах ассирийских царей или о центре Галактики.
Замечали вы, конечно, вот что: как только на уроке в старшем классе заходит речь (по литературе, скажем, никак не обойдешь, программа требует) о любви, браке, рождении детей, лица подростков, юношей и девушек расплываются в улыбках, начинается шушуканье... В этом, как в зеркале, я вижу легкомысленное отношение старших к важнейшим вопросам жизни человека, к его будущему. Я считаю идеалом такое положение, чтобы в те мгновения, когда речь заходит о любви, браке, детях, человек - и маленький наш человек, ребенок, и подросток - должен чувствовать то же самое, что чувствует эмоционально воспитанный человек при виде тысячелетнего памятника искусства. Нам, старшему поколению, надо научиться говорить с детьми и юношеством о великом и прекрасном — любви, браке, деторождении, человеческой верности до гроба, о смерти и памяти сердца. До тех пор, пока мы не научимся об этом говорить и думать, мы не научим наших детей чистоте и красоте помыслов и чувств. Невежество же в этой сфере оборачивается слезами и горем детей.
На протяжении последних 10 лет я изучил причины разводов 200 молодых семей. 189 разводов произошли именно из-за неумения молодоженов понять друг друга. Вступая в брак, юноша и девушка понятия не имеют о той сложной, тонкой культуре взаимоотношений, которой требует жизнь в браке. Им никто не говорил, и они не знают, что жить в браке, жить изо дня в день вместе, в одной комнате, не в считанные часы свиданий, а всю жизнь, - это большой, ни с чем не сравнимый труд, духовный труд, напряжение. Для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости.
А школы этой, как ни странно, нет, нет поэтому и первой страницы Родительской педагогики. Поэтому к рождению детей некоторые молодые люди подготовлены в нравственном отношении так же, как неграмотный человек, не знающий азбуки, подготовлен к постижению философии. Жизнь требует того, чтобы для юношей и девушек в старших классах средней школы был введен курс о культуре взаимоотношений в семье, о браке, рождении и воспитании детей. И читать этот курс должен духовно богатый, морально прекрасный человек. На убедительных фактах надо раскрывать перед завтрашними отцами и матерями суть той истины, что жить в браке — это значит ежечасно соприкасаться мыслью, сердцем, чувствами с человеком, сначала с мужем, с женой, а потом с детьми. Это очень сложно и тонко — постигнуть разумом и сердцем, казалось бы, на первый взгляд, простые жизненные вещи. Эти вещи требуют большой мудрости матери, отца, педагога. И если мы по-настоящему будем открывать перед юношами и девушками мудрость и сложность жизни, это поможет им стать зрелыми, осмотрительными, не будет того легкомыслия, которое еще есть сейчас во взглядах и поступках многих молодых людей.
Если бы мне поручили составление программы этого самого нужного в старших классах предмета — «Семья, брак, любовь, дети», я на первое место поставил бы вопрос культуры человеческих желаний. Ведь что такое умение жить в браке — человеческое умение любить, уважать друг друга, чувствовать человека рядом с собой? Это, прежде всего, умение руководить, управлять своими желаниями, умение поступаться частью своих желаний во имя блага семьи, родителей, детей, умение ограничивать свои желания. В мире, который дает простор для расцвета человеческих желаний, счастлив лишь тот, кто умеет быть властелином своих желаний, — запомните это, дорогие отцы и матери, и учите этому своих детей.
Разводиться торопятся прежде всего эгоисты, индивидуалисты - те молодые люди, для которых личные желания превыше всего. Пусть будет в нашей мудрости, дорогие отцы и матери, которую мы передаем своим детям, самая сокровенная страничка: «Гармония желаний в молодой семье». Раскрывая письмена этой странички, нам надо анализировать все, что может происходить в молодой семье; на поучительных примерах показывать, как возникают человеческие желания, какие из них можно удовлетворять и в каких именно условиях, а какие нужно уметь сдерживать; как подчинять свои желания общим интересам семьи. Я не преувеличу, если скажу, что молодые родители, не умеющие быть мужем и женой, зачастую так же беспомощны, неумелы и неопытны, как дети; им и помогать надо, к сожалению, как детям; и вот большое горе приходит тогда, когда эти взрослые дети рожают детей, — беда и обществу, и детям, рожденным теми, кто сам еще ребенок по своему нравственному и духовному развитию.
Раскрою маленькую тайну. Курс «Семья, брак, любовь, дети» есть. Мы уже несколько лет учим юношей и девушек, как морально готовиться к браку и жить семейной жизнью, в чем состоит культура человеческих взаимоотношений, как воспитывать своих детей. Безусловно, преподавать этот очень важный предмет при отсутствии на него времени в учебном плане - нелегкое дело. Но какими бы ни были трудности, надо преодолевать их, потому что предмет этот не менее важный, чем математика, физика, химия. Если не самый важный. Подумайте сами: не всем быть физиками и математиками, а родителями быть всем, мужем и женой — всем.
Пусть не поймут меня так, будто я принижаю роль математики и других естественных наук. Без знания этих предметов невозможен даже вход в прихожую науки. Но все же знания о человеке еще важнее. И если не сегодня, то завтра в школьном учебном плане предмет о культуре человеческих взаимоотношений будет стоять первым, ибо мы живем в век человека.
Дорогие отцы и матери, давайте же воспитывать у своих детей моральную готовность к материнству, отцовству.
Что это такое - моральная готовность к материнству и отцовству? Человеческая сущность наиболее ярко раскрывается в долге. В том, что человек возлагает на себя ответственность за другого человека. Долг, долг и еще раз долг — вот та атмосфера, в которой надо воспитывать существо, родившееся человеком, чтобы оно достойно было называться высоким именем Человека.
Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 2408 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!