Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Словарь (глоссарий) основных терминов и понятий



Англосаксонская правовая система — сложившаяся в Англии и распространившаяся на территории колоний Британской империи правовая семья, главным источником которой служит общее, прецедентное право, характерно весьма слабое развитие кодификации, архаичность форм закрепления права, слабое влияние римского права.

Артхашáстра (санскр. букв. «наука о пользе, о практической жизни») – в древней Индии жанр светской литературы, трактат об искусстве политики и управления государством (например, Артхашастра Каутильи).

Британское Содружество наций — созданное в 1926 г. объединение доминионов Британской империи; после 1947 г. было преобразовано в Содружество наций.

Вáрна (санскр. varna – класс, цвет) – в древней Индии одна из четырех обособленных сословных групп, объединенных на основе религиозно-ритуальных, социально-профессиональных и иных признаков.

Глóсса (греч. glossa – необычное слово, нуждающееся в пояснении) – в средневековой Западной Европе краткое примечание или пояснение к отдельным словам какого-либо юридического произведения, сделанное между строчками или на полях книги (рукописи).

Грáфэ паранóмон (греч. graphē – начертание) – в древних Афинах право любого гражданина оспорить в гелиэи законопроект, внесенный в экклесию и противоречащий действующему законодательству.

Деликт (лат. delictum privatum; от delinquere – ошибаться) – в древнем Риме правонарушение, причинение вреда частному лицу, его семье или имуществу (лат. injuria – личная обида, лат. furtum – воровство, лат. damnam injuria datum – повреждение или уничтожение чужого имущества и др.).

Дигесты (лат. digesta; от digerere – располагать, приводить в порядок) – в древнем Риме произведения по вопросам цивильного и преторского права, включавшие выдержки из работ наиболее известных юристов (например, Дигесты А. Вара, Ц. Сцеволы, С. Юлиана, Юстиниана).

Дхáрма (санскр. закон, порядок) – в древней Индии обязательные правила поведения (религиозно-ритуальные, моральные, правовые), регламентировавшие повседневную жизнь представителя каждой из четырех варн (см.).

Дхармашáстры (санскр. наставление в дхарме) – в древней Индии брахманские произведения, комментирующие Веды.

Имплементация норм пра­ва — особый процесс трансформации (воплощения) одних (например, международных) норм права в другие (например, нормы внутри­государственного права), который может осуществляться различными путями (ра­тификация и официальная публикация международного договора и пр.).

Инкорпорация – это форма систематизации права, предполагающая объединение правового материала по определенным основаниям в сборники без переработки правового содержания по существу и без создания самостоятельного правового акта.

Институции (лат. institutiones) – в древнем Риме разновидность трудов римских юристов, издававшихся, как правило, в учебных целях (например,­ Институции Гая, Юстиниана).

Институционная система — система построения нормативно-правовых актов, регулирующих гражданско-правовые отношения, заимствованная из произведения древнеримского юриста Гая (II в.); И.с. была использована при разработке Гражданского кодекса Франции 1804 г.

Квиритское право (лат. jus cviritum) – в древнем Риме историческая система права, отличавшаяся сакральностью и традиционностью, основанная на обычаях и толкованиях жрецов-понтификов.

Кодекс – это систематизированный единый внутренне согласованный нормативный правовой акт, регулирующий определенную сферу однородных общественных отношений.

Кодификация – это форма систематизации правовых предписаний, предполагающая создание правотворческим органом путем переработки содержания систематизируемых правовых предписаний единого внутренне согласованного нормативного правового акта, регулирующего определенную сферу однородных общественных отношений.

Консолидация – это форма систематизации правовых предписаний, осуществляемая правотворческим органом и предполагающая укрупнение, сведение в единый новый нормативный правовой акт нескольких близких по содержанию правовых актов, в ходе которой допускается устранение повторов и утративших силу правовых предписаний, но не предполагается изменение содержания правового регулирования.

Ли – в древнем Китае этико-правовые и моральные нормы, определявшие отношение членов общества к правителю и внутрисемейные отношения.

Лугáль (ак. «господин», «большой человек») – в Месопотамии, как и энси (ак. «возглавляющий род», «закладывающий храм»), титул правителя государства.

Маáт – в древнем Египте религиозно-моральный принцип истины и справедливости, следование которому считалось особой заслугой фараона.

Мишарýм – в древнем Вавилоне «указ справедливости», периодически издававшийся в связи с прощением долгов и безвозмездным возвращением заложенного имущества.

Неофициальная инкорпорация – это вид инкорпорации, осуществляемой организациями и частными лицами по их инициативе без специального поручения и контроля со стороны государства.

Ньяя (санскр.) – в древней Индии общеобязательное нормативное предписание, подкрепленное санкцией со стороны государства.

Общее право (англ. common law) — 1) в широком смысле — особая правовая семья англосаксонского права, противопоставляемая правовой семье романо-германского (континентального или цивильного) права и др. правовым семьям мира; 2) в более узком смысле — правовая система, исторически сложившаяся в средневековой Англии из решений королевских судов, противопоставляемая статутному (парламентскому) праву и «праву справедливости»; 3) в буквальном, строгом смысле — правовая система Англии, сложившаяся как итог нормандского завоевания 1066 г., т.е. именно как «общая», унифицированная система всей страны, противопоставляемая отдельным нормативно-правовым актом и локальным нормам и обычаям.

Ордáлия (ср.-лат. ordalia, от лат. ordo – порядок) – в древнем и средневековом праве особый способ судебного доказывания, «божий суд» (испытание огнем, водой, крестом и пр.).

Остракúзм (греч. ostrakismos – суд черепков) – в древних Афинах особая процедура, поводившаяся в экклесии с целью выявления лиц, угрожающих основам демократии, с последующим изгнанием из страны.

Официальная инкорпорация – инкорпорация, осуществляемая государственными органами или должностными лицами по поручению и под контролем государства.

Пандéктное право – в средневековой Германии система рецепированного римского права, действовавшая в качестве «общего права» страны вплоть до принятия Германского гражданского уложения 1896 года.

Пандектная система – система расположения норм гражданского права в своде законов по образцу Пандект (Дигест) Юстиниана («от общего к частному»), предполагающая деление на общую и несколько специальных (особенных) частей, в которых более детально регламентируется каждый из правовых институтов.

Право народов (лат. jus gentium) – в древнем Риме историческая система римского права, возникшая в результате правотворческой деятельности претора перегринов, который ссылался в своих эдиктах на справедливость (лат. aequitas) или естественный разум (лат. ratio naturalis).

Право преторское (лат. jus praetorium) – в древнем Риме историческая система римского права, основанная на преторсках эдиктах.

Право справедливости (англ. law of equity, Equity) — в Англии система права, возникшая в конце XIV—XV вв. благодаря решениям суда лорда-канцлера, выносившимся от имени короны на основе норм римского и канонического права (институты доверительной собственности, ипотеки (mortgage), исполнения договора в натуре).

Право цивильное (лат. jus civile, от civilis – касающийся общины и прав граждан) – в древнем Риме историческая система римского права, действие которой распространялось исключительно на римских граждан-членов цивитас.

Правовая доктрина – это источник права, представляющий собой систему конечных взглядов, представления о праве.

Правовая культура – часть общей культуры, характеризующая совокупность социально-исторических предпосылок, состояние, закономерности развития права конкретного общества.

Правовая семья – совокупность близких по своим характеристикам правовых систем, характеризующихся общими историческими условиями формирования, спецификой соотношения источником права и роли различных государственных органов в правотворчестве и правоприменении.

Правовая система – совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых явлений, существующих на нормативном, доктринальном, социологическом и идеологическом уровнях, характеризующих общество.

Псефúзма – в древних Афинах постановление экклесии по поводу отдельных лиц.

Рецепция права – восприятие правом одного общества правовых норм, правовой доктрины, принципов права, элементов правовой системы, созданных другим обществом и / или в предшествующие исторические периоды.

Система права – объективно сложившееся и существующее строение права, выражающееся в его делении на отрасли права, правовые институты и правовые нормы.

Систематизация права – деятельность по упорядочению правовых актов и содержащихся в них норм права.

Талиóн (лат. lex tāliōnis) – в древнем праве обычай равного воздаяния за содеянное («око–за око, зуб–за зуб»).

Унификация права – процесс, направленный на устранение различий в регулировании сходных общественных отношений в рамках различных правопорядков и на создание правовых актов универсального характера, обеспечивающих достижение единообразия в правовом регулировании соответствующих общественных отношений.

Учёт – форма систематизации правовых предписаний, представляющий собой деятельность по сбору, хранению, поддержанию правового материала в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации во всем ее массиве, принятом к учету.

Хронологическая инкорпорация – вид инкорпорации, критерием которой является их выстраивание в определенной временной последовательности.

Хронотоп (от др.-греч. χρόνος, «время» и τόπος, «место»; англ. timespace)– закономерная связь пространственно-временных координат; особое восприятие исторического времени («время-пространства») в различных политико-правовых культурах.

Шéффены – в средневековой Германии представители свободного «неблагородного» населения, из которых подбирались судьи в общинных судах; позднее они превратились в низшую категорию «благородных».

Разработчик:

Доцент, кандидат исторических наук В.В. Соловьева

Заведующий кафедрой теории и истории государства и права:

Доцент, кандидат философских наук Б.А. Камкия





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 484 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...