Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Синтез христианских и языческих элементов в духовной культуре Руси



Национальная культура и мировоззрение на Руси было определено

1) созданием славянской письменности;

2) принятием христианства.

Христианство


с одной стороны, была насильственно привита народу, т.к. акт его принятия был определен волей правителя, а не сформировался в виде органичного устремления народных масс с другой стороны, ситуация не имела ничего общего с теми случаями, когда народу навязывалась вера завоевателя, силой покоривших страну

Христианство


с одной стороны, была насильственно привита народу, т.к. акт его принятия был определен волей правителя, а не сформировался в виде органичного устремления народных масс

с другой стороны, ситуация не имела ничего общего с теми случаями, когда народу навязывалась вера завоевателя, силой покоривших страну


Выбор князем Владимиром религии описан в «Повести временных лет». Владимир пытался выбрать религию, отвечавшую внутренним потребностям народного духа. Он сравнивал между собой религии, в равной степени утверждавшие веру в единого Бога, но по-разному трактовавшие отношение между Богом и человеком. Православие было выбрано Владимиром в силу глубокого духовного родства между национальным мировоззрением и основами этой религии.

Языческое мировоззрение соединилось с религиозным.

Языческое мировоззрение Религиозное мировоззрение
приверженность ценностям · земной жизни, · земной красоты · земного счастья выражало · мистическое чувство единства человека с Богом, с высшей реальностью, · жажду вечной гармонии и абсолютного совершенства

В православии проведена идея единства человека и Бога и предельно ослаблено представление о подчинении, зависимости, бесконечной ничтожности человека (основа иудаизма и ислама). В результате представление о слиянии с Богом («обóжении») в православии получило богословское обоснование и рассматривалось как истинное содержание веры.

Русский вариант православия отличается от исходного греческого:

греческое православие

Спокойное и уравновешенное исповедание, связанное с ясным прозрением грядущей гармонии мира и человека. Идея гармонии – характерная черта греческой культуры, имеющая исток в античной классике.

русское православие

Христианская страстность, подавленная в католицизме рассудочным анализом, раскрепощается и соединяется с языческим любованием природой, с утверждением ценности материального мира. Поэтому главным оказалось не исповедание грядущей гармонии, а острое ощущение реальной дисгармонии, несовершенства земного мира, страстное желание немедленного преображения этого мира.

Дохристианская культура Руси обладала чертами языческой культуры:

1. В язычестве отсутствует жесткое противопоставление сферы земного и сферы божественного бытия.

2. Антропоморфность языческих богов, состоящая в перенесении на высших существ и положительных, и отрицательных человеческих качеств.

3. Смерть – это переход в другой мир, который ничем не отличается от этого, или может быть еще хуже.

4. Сакрализация, обожествление природы и ее сил. (В христианстве же признается несамодостаточность природы, земного бытия, отрицается его ценность в сравнении с бытием божественного мира).

В русском же православии две последние описанные тенденции соединились: страстное стремление к Богу не означало отрицания земного бытия. Соединение человека с Богом понималось как важнейший момент процесса преобразования всего земного бытия к новому, совершенному состоянию. Преображение не должно отрицать мир, а лишь устранять его недостатки.

В русском православии трансформировался и образ Иисуса Христа


византийское православие

Христос – всемогущий и совершенный Бог, объект поклонения, который бесконечно далек от нашего земного состояния

русское православие

акцент сделан на земной составляющей Христа, на его страдальческой доле, на его близости к земному человеку и готовности пожертвовать собой ради спасения земного человека. Иисус – это идеал земного человека, понятный и близкий каждому из нас.


Философские представления Киевской Руси (11-13 вв.). Основные идеи богословско-философских сочинений: «Слово о законе и благодати» Иллариона, «Поучение» Вл. Мономаха, «Моление» Даниила Заточник, «Изборники» 1073 и 1076 годов.

Важное влияние на процесс формирования русского православия оказала письменность, разработанная в середине 9 века болгарскими монахами Кириллом и Мефодием. Возможно, что одним из факторов выбора Владимиром православия была языковая свобода византийского христианства, т.е. можно было выполнять церковную службу на национальном языке.

Христианская литература с вводом православия стала частью духовной культуры. Сочинения византийских богословов ходили как на греческом языке, так и переводились ан славянский. В 10-12 веках на территории Киевской Руси было распространено более 100 сочинений византийских авторов. Античные мыслители были известны на Руси по

1. кратким компиляциям, из которых самыми ранними были так называемые «Изборники» (1073 и 1076 годов),

2. многочисленным сборникам афоризмов под общим названием «Пчела» (распространялся в течение нескольких столетий, начиная с 1189 года),

3. по упоминаниям в сочинениях византийских богословов, которые критиковали античную философию.

Популярны труды:

· Иоанна Дамаскина (ок. 675 - ок. 749), византийского богослова, философа и поэта, завершителя и систематизатора греческой патристики. Был ведущим идейным противником иконоборчества. Философско-теологический компендиум[2] "Источник знания". Автор песнопений, способствовавших оформлению византийской системы осмогласия, системы восьми гласов, применявшаяся в византийской и древнерусской церковной музыке;

· Иоанна Златоуста(между 344 и 354-407), одного из главных отцов церкви, византийского церковного деятеля, представителя греческого церковного красноречия. Иоанн был епископом Константинополя (с 398). Проповеди, панегирики, псалмы; с именем Иоанна Златоуста связана наиболее распространенная литургия. Борьба за осуществление аскетического идеала и критика общественной несправедливости сделали Иоанна Златоуста популярным, но восстановили против него влиятельные круги двора и высшего клира; в 403 был отправлен в ссылку, из страха перед народом возвращен, но снова в 404 низложен и сослан. Способствовал изгнанию готов из Константинополя в 400. В Византии и на Руси был идеалом проповедника и неустрашимого обличителя (в том числе для Аввакума); канонизирован Русской православной церковью;

· Григория Назианзина (Григория Богослова) (ок. 330 - ок. 390), греческого поэта и прозаика. Григорий - церковный деятель и мыслитель, представитель патристики; епископ г. Назианза (Малая Азия). Переносил в теологию методы платоновской диалектики. Автобиографические поэмы "О моей жизни", "О моей судьбе" и "О страданиях моей души";

· Василия Кессарийского;

· Ефрема Сирина (ок. 306-373), сирийского христианского писателя, диакона. Ефрем возглавлял школу в г. Нисибине; когда в 363 году город отошел к персидской империи Сасанидов, переселился в Эдессу, положив начало знаменитой Эдесской школе. Автор многочисленных церковных гимнов (мадраша, "песен"), дидактико-проповеднического и экзегетического характера, в том числе "Слова о Страшном Суде", влияние которого сказалось в русских духовных стихах. Память в Православной церкви 28 января (10 февраля), в Католической - 9 июня.

· Афанасия Александрийского (ок. 295-373), церковного деятеля и богослова, представителя патристики. Афанасий был епископом г. Александрия. В борьбе с арианством разработал мистическое учение о "единосущии" Бога-Отца и Бога-Сына, ставшее догматом на 1-м (325) и 2-м (381) Вселенских соборах; защищал независимость церкви от императорской власти.

· Иоанна Лествичника (до 579 - ок. 649), византийского религиозного писателя. Аскетико-дидактический трактат "Лествица, возводящая к небесам" был распространен в восточно-христианских странах.

По отношению к эпохе, охватывающей 10-17 века можно говорить только о наличии отдельных элементов философии в богословской, морализаторской, летописной и простонародно-развлекательной литературе.

Ранние сочинения русской православной культуры:

«Слово о законе и благодати» Илариона (в 1051 году стал первым русским киевским митрополитом). В своем сочинении Илларион с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и международную роль Киевской Руси.

«Слово» - торжественная проповедь, обращенная к верующим и убеждающая их в превосходстве христианства над иудаизмом. Илларион противопоставляет эти две религии с точки зрения их представлений об отношении человека и Бога.


иудаизм

Ветхий Завет

Провозглашение верховенства формального закона, полностью подчиняющего себе человека и не оставляющего места его свободе

христианство

Новый Завет

Открывается возможность свободного общения человека с Богом, противопоставляя закону благодать


В «Слове выражается мысль о великом будущем Руси, русского народа, приобщившегося к мировой истории после принятия христианства.

«Поучение» Владимира Мономаха (в 1113 году занял великокняжеский престол в Киеве) – морализаторское сочинение, это наставление главе государства. Сочинение Мономаха имеет явную антицерковную направленность, поэтому его можно рассматривать как одно из первых проявлений гуманистической тенденции в русской мысли, противостоящей аскетически-монашескому направлению, родоначальником которого был Феодосий Печерский (11 век), прославившийся тем, что превратил Печерскую лавру в монастырь с очень строгим уставом. В «Поучении» предпочтение отдается мирским делам человека, мирской сфере жизни в противовес идеалу православного монашества, требующему отречения от земной жизни и аскетического умерщвления плоти.

«Моление» Даниила Заточника (13 век) – тот же жанр, что и «Поучение». Здесь к главе государства обращается обыкновенный человек, болеющий за судьбу своей страны и прекрасно понимающий все одолевающие ее напасти. Даниил говорит о великом значении каждого человека, о ценности земной жизни, о том, что подлинная религиозность и подлинная вера в Бога носит внутренний, а не внешний, показной характер и связана с разумным осмыслением своего положения в мире. Даниил утверждает приоритет разума, мудрости перед внешними характеристиками человека – богатством, высокой должностью или монашеским отречением от мира, тем самым Данил является первым представителем рационалистической традиции в русской мысли.

«Слово о расслабленном» Кирилла Туровского (12 век) (епископ города Турова, около Киева) – за основу взята соответствующая евангельская притча. Кирилл подчеркивает высочайшую ценность земного бытия, сотворенного, по его мнению, Богом ради человека. Он приходи к мысли, что само очеловечение Бога, пришествие Христа, есть акт служения Бога человечеству и направленно на то, чтобы избавить человечество от духовного недуга и открыть путь к истине. Одним из первых Кирилл поставил вопрос о соотношении веры и разума, и утвердил приоритет веры, признавая однако полезность разума не только для мирской жизни, но и для оправдания догматов православия.

Становление русской средневековой философии в 14-17 веках. Появление ранних ересей (нестяжатели, иосифляне и др.). Развитие исихазма на Руси, его основные теоретические положения и значение для русской культуры

Соединение языческих и христианских элементов в русском православии повлияло на русскую культуру в целом. Русская культура – динамична, нацелена на поиск все новых форм, в то же время она была склонна к уничтожению всего стабильного и устоявшегося, к движению ради самого движения, а не ради какой-то ясной цели. Поэтому русскую культуру можно назвать диссонансной культурой.

Внутренний генезис, проделанный русским православием, привел его в опасную близость к некоторым влиятельным ересям, возникшим в первые века существования христианства: арианству и гностицизму (павликианству и богомильству). Пик еретических учений пришелся на 14-16 века.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 1385 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...