Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Людвиг Фейербах. Сущность Религии (1845) 7 страница



Блаженство в качестве объекта веры, представления, вообще в качестве

теоретического объекта, есть божество; божество как объект сердца, воли,

желания, вообще как практический объект, есть блаженство. Впрочем, воля, как

она понимается моралистами, не составляет специфической особенности религии,

ибо я не нуждаюсь в богах, когда я могу чего-либо достигнуть собственной

волей. Превратить мораль в существенную сторону религии - значит сохранить

название религии, отказавшись от ее сущности. Моральным можно быть и без

бога, но нельзя быть без бога блаженным, блаженным в сверхъестественном,

христианском смысле, ибо блаженство в этом смысле находится за пределами

природы и человечества, не подчиняясь их власти, поэтому для своего

осуществления это блаженство предполагает сверхъестественное существо,

существо, которое может быть тем, что не под силу природе и человечеству,

что выше всего человеческого. Поэтому, если Кант сделал из морали сущность

религии, то он находился в таком же или приблизительно таком же отношении к

христианской религии, в каком Аристотель стоял к греческой, поскольку

последний теоретическую деятельность считал сущностью богов. Как бог,

представляющий собой лишь спекулятивную сущность, лишь ум, еще не есть бог,

так и моральное существо или "олицетворенный моральный закон" еще не есть

бог. Конечно, и Зевс - философ, когда он с улыбкой взирает с Олимпа на

борьбу богов, но сверх того он есть нечто бесконечно большее; конечно,

христианский бог есть и моральное существо, но сверх того нечто бесконечно

большее; нравственность есть лишь условие блаженства. Истинная мысль,

определяющая христианское блаженство, а именно в противоположность

философскому язычеству, есть как раз та мысль, что только в удовлетворении

всего человеческого существа можно обрести истинное блаженство, поэтому

христианство позволяет быть причастным божеству, или, что то же, -

блаженству, - телом, плотью. Впрочем, развитие этой мысли относится не к

данной работе, а к "Сущности христианства". Или, вернее, божество есть

представление, истина и реальность которого сводятся к блаженству. Насколько

простирается желание блаженства, настолько, не дальше, простирается

представление о божестве. У кого больше нет сверхъестественных желаний, для

того больше нет сверхъестественных существ.

Популярность: 7, Last-modified: Sat, 29 Nov 2003 07:06:26 GMT





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 189 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...