Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Причины возникновения и развития философии Нового времени



Начало Нового времени представлено такими философами, как Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Паскаль, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. Причинами перехода философской мысли к следующему периоду - философии Нового времени - являются те социально-экономические и духовно-политические процессы, которые характеризуют этот период общественного развития XVII - XVIII вв. Это разложение феодализма, зарождение и развитие капитализма, что связано с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда. Происходят существенные преобразования в социально-политической сфере, меняется сознание и мировоззрение людей. В этот период бурно развивается наука, которая начинает играть значительную роль в жизни общества. При этом особое место в науке занимает механика, в которой видели ключ к тайнам мироздания. Во всех природных и социальных явлениях мыслители искали механическую причинность. Завершение механики в качестве науки было осуществлено английским учёным Исааком Ньютоном (1643-1727), согласно которому мир - механическая машина, регулируемая точными механическими законами, имеющими всеобщее значение.

Философии Нового времени присущи нормы рациональности - естественность, логичность, всеобщность теории, простота и ясность исходных принципов, математическое выражение качественного знания. Решающее влияние на философию Нового времени оказала идея автономной философии, свободной от религиозно-мировоззренческих предпосылок, опирающейся на опыт и естественный разум, философии, обосновывающей знания о природе, естественное право им мораль, естественную религию. В Новое время мыслители заняты обоснованием господства человека над действительностью. Эта власть - в силе науки, принявшей характер систематического исследования природы, базирующегося на эксперименте, наблюдении, математике.

В Новое время идеалистически-восторженный взгляд на человека несколько тускнеет - он предстаёт существом сложным, противоречивым, парадоксальным. Б. Паскаль (1632-1662) и Лабрюйер (1645-1696) привлекают внимание к простому народу, уважительно отзываясь о народной мудрости. В философии на первый план выходят истинно человеческие ценности: свобода человека, величие его души, неподкупность разума. Лейбниц даёт такое определение свободе: "Детерминироваться разумом к лучшему - это и значит быть свободным", а Т. Гоббса волнуют возможности реализации человеческой свободы в рамках старого упорядоченного социума.

Ещё одним краеугольным камнем в фундаменте философии Нового времени является присущее ему мировоззрение, которое, отказавшись от метафизики предыдущих эпох, имеет следующие особенности:

- теряется ощущение того, что есть подлинное существование какой-то основы жизнедеятельности людей. Это выражается в замкнутости в субъективном, надежде только на свои силы, уверенности в том, что всё созданное человеком есть не результат его субъективных усилий, а объективно сущее, проявленное с его помощью.

- человек, его сознание, его потребности и его жизнь стали восприниматься как единственное несомненное и подлинное бытие. Такая мировоззренческая установка заложена в философии основателя западной рационалистической культуры Р. Декарта. Его скептицизм пришёл к выводу, что нельзя сомневаться только в том, что я мыслю, а, значит, существую.

- происходит переоценка времени: человек не думает о вечности. Это явилось следствием ослабления идеи существования Абсолюта и воплотилось в дискретности времени человеческого существования. Человек сводит все смысложизненные вопросы к удовлетворению своих земных потребностей, рвёт связь с традициями, формирует свои ценности, причём ценности материальные. Стимулом жизни человека и его самореализации становятся материальные потребности.

- поверив в силу своего разума, человек поверил в свою способность изменять мир. На мир перестают смотреть как на Божественный порядок, он превратился в поле конструктивной деятельности человека, что способствовало возникновению различных проектов по переустройству социальной жизни людей и самой природы.

Френсис Бэкон – учение об «идолах».

Родоначальником английского материализма и опытных наук Нового времени является Френсис Бэкон (1561-1626). Он обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Он считал, что философия и наука должны носить практический характер. Высшей целью науки он считал господство человека над природой, отсюда его девиз: «Знание - сила». Главное затруднение в познании природы заключается в выработке правильного метода. Неудовлетворённый дедуктивным методом Аристотеля, Ф. Бэкон пишет «Новый органон», где излагает свой опытно – индуктивный метод. Путём, ведущим к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент. Учёный должен идти в своих исследованиях от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям, т.е. применять индуктивный метод познания. Однако опыт может дать достоверное знание лишь тогда, когда сознание свободно от ложных «призраков» или идолов. «Призраки рода» - это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей. «Призраки пещеры» заключаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от воспитания, вкусов, привычек отдельных людей. «Призраки рынка» - это привычки пользоваться в суждении о мире общепринятыми представлениями и мнениями без критического к ним отношения. «Призраки театра» связаны со слепой верой в авторитеты. Не ссылаться ни на какие авторитеты - таков принцип науки Нового времени.

Надёжным путём к познанию природы, к образованию понятий служит только опыт. Познание начинается с ощущений, которые являются единственным источником познания. Надо не только собирать, но и обобщать факты. Таким методом является индукция. Характерный признак индукции – анализ. Индуктивный метод – есть аналитический метод. Научное познание должно быть методическим процессом создания таблицы.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 11159 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...