Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Гальштат



Гальштатская культура рхеологическая культура племён южной части Средней Европы в период раннего железного века (примерно 900—400 до н. э.). Названа по могильнику, расположенному близ г. Гальштат (Хальштатт, Hallstatt, юго-западная Австрия). Можно выделить две основных области распространения Г. к.: восточную (современная Австрия, Югославия, Албания, отчасти Чехословакия), совпадающую с территорией расселения племён, которые относят к древним иллирийцам (См. Иллирийцы), и западную (южной части ГДР и ФРГ, прирейнские департаменты Франции), где её связывают с племенами кельтов (См. Кельты). Г. к. известна также в восточной части долины р. По в Италии. В бассейне Одера и Вислы к эпохе Г. к. относится культура позднелужицких племён (см. Лужицкая культура). Для каждого из этих локальных типов Г. к. характерны особые формы погребального обряда. Переход от бронзы к железу происходил постепенно, причём на начальной стадии Г. к. (900—700 до н. э.) имело место сосуществование бронзовых и железных орудий при всё более возраставшем преобладании последних. В хозяйстве всё большее значение приобретало земледелие. Распространился плуг. В общественных отношениях происходили распад рода и переход к отношениям классового общества. Жилища Г. к. (пока мало изучены) — деревянные столбовые дома, а также полуземлянки и свайные постройки. Наиболее распространённый тип поселения — слабо укрепленная деревня с правильной планировкой улиц. Хорошо исследованы соляные копи, медные рудники, железоплавильные мастерские и кузницы Г. к. Характерные вещи: бронзовые и железные мечи с рукоятками в виде колокольчика или в виде дуги, обращенной вверх (т. н. антенна), кинжалы, топорики, ножи, железные и медные наконечники копий, бронзовые конические шлемы с широкими плоскими полями и с гребнями, панцири из отдельных бронзовых пластинок, нашивавшихся на кожу, разнообразной формы бронзовые сосуды, особого типа фибулы, сделанная от руки керамика, бусы из непрозрачного стекла, жёлтые с синими глазками. Искусство племён Г. к. было преимущественно прикладным и орнаментальным и тяготело к живописности, роскоши, изобилию декора; разнообразны украшения из бронзы, золота, стекла, кости, фибулы с привесками и фигурками зверей, бронзовые поясные бляхи с выбитым узором, керамические сосуды — жёлтые или красные, с полихромным, врезным или штампованным геометрическим орнаментом. Появилось и изобразительное искусство: надгробные стелы, статуэтки из глины и бронзы, украшавшие сосуды или составлявшие композицию (бронзовая колесница из Штретвега в Австрии со сценой жертвоприношения, 800—600 до н. э.); гравированные или тиснёные фризы на глиняных сосудах, бронз, поясах и ведрах (ситулах) изображают пиры, празднества, воинов и земледельцев, шествия людей или зверей, поединки, сцены войны и охоты, религиозные ритуалы. Погребения Г. к. свидетельствуют о значительном социальном расслоении и выделении племенной знати. Г. к. постепенно сменяется в западных районах латенской культурой (См. Латенская культура).

Скифы

В конце II тыс. до н.э. и в первые века I тыс. до н.э., в переходную эпоху от бронзового века к железному, в степной полосе Евразии от Нижнего Придунавья до Монголии идёт процесс постепенного усиления засушливости. Факторами усыхания (аридизации) могли быть как климатические изменения, так и сокращение растительности вследствие антропогенных причин — перенаселённости, нерационального использования степных ландшафтов и т.д. В результате господствовавшая ранее на этих территориях скотоводческо-земледельческая система хозяйствования, предполагавшая сочетание осёдлости с ограниченной мобильностью населения, эволюционирует в качественно новую систему экстенсивного кочевого скотоводства. Этот хозяйственно-культурный тип (определение которого было выработано в этнографической науке) предполагает разведение лошадей, мелкого и крупного рогатого скота, мясную и молочную пищу в качестве основы питания, отсутствие долговременных поселений, жизнь в переносных шатрах или кибитках, возможность масштабных и быстрых перемещений.

На переходной стадии от эпохи бронзы к эпохе железа в европейской части степей, в Северном Причерноморье и на прилегающих территориях в предскифское время (IX — начало VII в. до н.э.) существовала кочевническая скотоводческая культура, представленная погребениями и кладами, которая может с известной долей вероятности отождествляться с киммерийцами. Это предположительно ираноязычный народ, зафиксированный античными и переднеазиатскими письменными источниками. Целый ряд древнегреческих авторов (начиная с Гомера в «Одиссее») локализует прародину киммерийцев в Северном Причерноморье или на близлежащих территориях. Киммерийцы, таким образом, оказываются древнейшим из восточноевропейских народов, чей этноним нам известен. Археологические данные свидетельствуют о том, что северопричерноморская киммерийская культура находилась в тесном контакте с осёдлыми земледельческо-скотоводческими племенами восточноевропейской лесостепи, Крыма, Северного Кавказа и, возможно, лесного Волго-Камья.

Вместе с тем некоторые античные и большинство переднеазиатских (в частности, ассирийских) источников сообщают о киммерийских военных походах в Закавказье и Переднюю Азию в конце VIII-VII в. до н.э. Ряд греческих авторов (в частности, Геродот) утверждают, что эти походы и переселение киммерийцев в Малую Азию были спровоцированы их изгнанием из Северного Причерноморья вторгнувшимися туда скифами. Этим может объясняться фиксируемое археологами исчезновение на территории Северного Причерноморья археологических памятников киммерийско-предскифского типа. В то же время, учитывая наличие в собственно скифских памятниках следов материальной культуры предскифской эпохи, нельзя исключить неполное изгнание киммерийцев и их частичную ассимиляцию скифами.

В последние годы в научной литературе идут активные дискуссии в отношении хронологических и территориальных рамок киммерийской культуры, языковой принадлежности киммерийцев, характера их взаимоотношений со скифами и даже самого факта пребывания киммерийцев в Восточной Европе. Однако при всей спорности этих вопросов не подвергается сомнению наличие особого предскифского периода и соответствующей кочевнической скотоводческой культуры в европейской части степей.

В конце VIII — начале VII вв. до н.э., на огромном пространстве евразийского степного пояса от Придунавья до Прибайкалья сформировались новые археологические культуры, которые при всем своём многообразии могут рассматриваться в качестве составных частей единой культурно-исторической области, условно именуемой «скифский мир», или «скифо-сибирский мир». Основным отличительным признаком данной области является наличие у создавшего её населения специфического комплекса вещей (так называемая «скифская триада»), в который входят определённые формы вооружения, конского снаряжения и специфического зооморфного прикладного искусства — скифского (скифо-сибирского) «звериного стиля». В рамках «скифо-сибирского мира» господствовало кочевое скотоводческое ираноязычное население различных европеоидных типов (иногда с элементами монголоидности). Это население практиковало в основном захоронения по обряду трупоположения под курганами.

Вместе с тем в каждом отдельном регионе «скифо-сибирского мира» существовала индивидуальная кочевническая культура со своим вариантом «скифской триады», связанная с конкретными историческими и природными условиями и соответствующая конкретному этносу или группе этносов.

Собственно историческим скифам, т.е. скифам, известным по древнейшим письменным данным, а также близкоязычным народам и иноэтничным, но тесно связанным со скифами племенам, принадлежала лишь крайняя западная часть скифо-сибирского ареала — Северное Причерноморье (степь и лесостепь) и частично Северный Кавказ.

К востоку от Дона, от собственно скифской культуры, располагалась территория «савроматской» археологической культуры. Савроматы — ираноязычный народ, живший, по данным античных письменных источников, в степях между Доном и Волгой, но в археологическом отношении составлявший лишь часть более крупного объединения племен с определёнными формами погребального обряда и материальной культуры, занимавшего степи от Дона до междуречья Урала и Тобола. Среднеазиатские (Приаралье, Семиречье, Памир, Тянь-Шань) и центральноказахстанские памятники скифо-сибирского типа так или иначе связаны с известными по древнеперсидским и древнегреческим источникам саками и массагетами, а также, возможно, с исседонами.

На территории Южной Сибири находились культуры скифо-сибирского типа, этнонимы создателей которых неизвестны. Это пазырыкская культура Горного Алтая; уюкская культура Тувы и близлежащих территорий; тагарская культура Минусинской и Кузнецкой котловин (Обь-Енисейское междуречье) — единственная культура скифо-сибирского типа с оседлым земледельческо-скотоводческим населением.

Хронологические рамки большинства культур скифо-сибирской области — VII-III вв. до н.э., чему и соответствует понятие «скифская эпоха». Вместе с тем существуют гипотезы о более широких рамках существования некоторых археологических культур, входивших в состав данной области.

Скифо-сибирская культурно-историческая область сформировалась на единой генетической подоснове — на базе культур, так или иначе восходящих к срубно-андроновской области эпохи поздней бронзы. Формирование «скифо-сибирского мира» происходило в условиях сходной среды обитания (степь) и одинакового уклада жизни данных культур — кочевого скотоводства (исключение составляет тагарская культура оседлых или полуоседлых племен). Дополнительным фактором распространения сходных форм материальной культуры на гигантских пространствах евразийской степи стала мобильность обитавших здесь кочевых народов, обусловившая быстрое установление межкультурных контактов. Этот процесс усиливался отдельными крупными степными миграциями (в основном направленными с востока на запад). Все эти факторы в совокупности обусловили быстрое распространение по всему поясу степей различных инноваций и прежде всего элементов «скифской триады»: вооружения и конского снаряжения — важнейших компонентов материальной культуры воина-кочевника, — а также изображений в «зверином стиле», преимущественно украшавших вещи именно этих категорий.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 312 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...