Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культовые сооружения Древнего Египта



Культовые сооружения Древнего Египта.

Древнеегипетские пирамиды и храмы связаны с широко распространённым в стране заупокойным культом. Каждая пирамида является частью архитектурного ансамбля, включающего маленькие пирамидки цариц и заупокойный храм, примыкавший к пирамиде с восточной стороны. Заупокойный храм соединялся крытым каменным проходом с нижним заупокойным храмом в долине. Являясь входом ко всему комплексу, храм был богато декорирован изнутри четырёхгранными гранитными колонами. Нередко с нижним заупокойным храмом помещали сфинкса, воплощавшего в себе сверхчеловеческую сущность фараона.

Скальные храмы представляли собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы. Самым уникальным является храм Рамзеса 2 в Абу-Симбеле. Среди полускальных заупокойных храмов особое место занял храм царицы Хатшепсут. Он представляет собой сочетание трёх поставленных друг на друга кубов.

К концу периода Древнего царства появился новый тип здания — солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножия. Обелиск символизировал священный камень Бен-Бен, на который, по преданию, взошло солнце, родившееся из бездны. Как и пирамиды, солнечный храм соединялся крытым переходом с воротами в долине. 2. Портрет в искусстве Египтян

Фаюмский портрет - настоящее чудо в истории искусства. Созданный множество веков назад, он донес до нас "живые" облики людей, в которых в эпоху романтического восприятия римско-египетского искусства видели лица отпрысков египетского царского дома Птоломеев. Свое название портреты получили по области Фаюм (от египетского слова, означавшего озеро), расположенной на восточных окраинах Ливийской пустыни, которая в древности была заселена египтянами. Фаюмские портреты были открыты в 1615 Пьетро делла Балле в одном из захоронений и как экзотические диковинки отправлены в Европу. Их выставляли в Кунсткамерах, и они поражали зрителей. В 1887 австрийский исследователь Египта Теодор Граф составил большую коллекцию портретов. После публикации данных о коллекции в монографии немецкого египтолога Моритца Эберса в 1888 Фаюмский портрет вошел в мировую историю искусства. Неизвестные художники Фаюма писали портреты с натуры восковыми красками, что придает необычный эффект объемного изображения. Эти портреты укладывали на лицо человека после смерти и закрепляли погребальными пеленами, в которые оборачивали набальзамированные тела.

Ранние фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики (вжигаю). Это восковая живопись расплавленными красками, которую отличает объёмистость мазка. Направление мазков обычно следует формам лица — на носу, щеках, подбородке и в контурах глаз краски накладывались плотным слоем, а контуры лица и волос писались более жидкими красками. Картины, выполненные этим способом, отличает редкая свежесть цвета и они удивительно долговечны. Хорошей сохранности этих произведений способствовал и засушливый климат Египта.

Важная особенность фаюмских портретов — использование тончайшего сусального золота. На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других золотом выполнены только венки или головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды.Основа портретов — древесина различных пород: местных (платан, липа, тис) и импортированных (кедр, сосна, ель, дуб). Некоторые портреты выполнены на загрунтованном клеем полотне.

Примерно со второй половины II века в портретах начинает преобладает восковая темпера. Фаюмские портреты — лучшие сохранившиеся образцы античной живописи. Они изображают лица жителей древнего Египта в Эллинистический и Римский периоды в I—III веках нашей эры. 3. Архитектурный ансамбль афинского Акрополя

Ансамбль Акрополя состоял из нескольких органично связанных друг с другом сооружений, которые хорошо видны на его макете-реконструкции.

Вход на Акрополь, представлял собой глубокий сквозной портик с колоннадой; при этом боковые проходы предназначались для пеших граждан, а по среднему проезжали всадники и колесницы, проводили жертвенных животных. Слева к Пропилеям примыкало здание пинакотеки - картинной галереи, где демонстрировались портреты героев Аттики. А справа от был сооружен небольшой прямоугольный храм Ники Аптерос, посвященный богине победы Нике. В переводе его название звучит как «Бескрылая победа». Полагают, что в условиях перемирия в затяжной Пелопоннесской войне афиняне тем самым выражали надежду на то, что победа теперь от них не «улетит». Поскольку в этом храме стояла статуя Афины, его нередко называют также храмом Афины-Ники.

За Пропилеями находилась изваянная Фидием огромная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы). За этой статуей на открытой площадке находился алтарь, а слева был воздвигнут небольшой храм, где жрецы совершали обряды поклонения покровительнице города - богине Афине. Существует древний миф о споре Афины с богом Посейдоном за владение крупнейшим из греческих полисов. Победителем должен был стать тот, чей подарок имел бы для города большее значение. Посейдон метнул свой трезубец на Акрополь и в месте его удара стал бить источник морской воды. Он обещал также афинянам успехи в морской торговле. Но победила в этом споре Афина: в том месте, где она ударила копьем, выросло оливковое дерево, ставшее символом Афин. Одна из частей этого храма, посвященная легендарному царю Афин Эрехтею, называлась Эрехтейоном; здесь же находились его могила и святилище.

Главной же достопримечательностью всего ансамбля был и остается Парфенон - самое большое и известное сооружение в этом ансамбле, которое называют и «гимном» Древней Греции и «красотой простоты». Этот храм также был посвящен богине Афине. Но на этот раз она выступала в облике Афины-Парфенос или Афины-Девы. Отсюда и название храма. Сооруженный архитекторами Иктином и Калликратом, Парфенон, сочетавший дорический и ионический ордера и прекрасно вписывавшийся в окружающую местность, отличался удивительной гармонией. 4. Творчество Мирона

МИРОН (V в. до н. э.), великий древнегреческий скульптор.

Работал в Аттике. Создавал скульптуры для храмов в Афинах, Олимпии, Дельфах. Тематика работ скульптора была весьма разнообразной. Он изображал богов, героев, атлетов, но наибольшее восхищение вызывали его изображения животных. В своем творчестве Мирон стремился к единству гармонически прекрасного и непосредственно жизненного. Он первым из скульпторов сумел передать внутреннее напряжение изображаемых фигур и ощущение движения. Основные работы — «Дискобол» (ок. 450 до н. э. Рим. Национальный музеи), а также скульптурная группа «Афина и Марсий». Произведения Мирона не дошли до нашего времени и известны по описаниям и римским копиям.

Мирон является мастером переходного периода от ранней классики к поздней, в творчестве которого архаические черты сочетались с более индивидуальным характером персонажей. 5. ПОЛИКЛЕТ (ок. 480—конец V в. до и. э.), великий древнегреческий скульптор.

Родился в Сикионе. Последователь ваятеля Агел­дада — учителя Фидия и Мирона. Жил и работал главным образом в Афинах. В отличие от своих современников Мирона и Фидия редко изображал богов и мифологических героев. Главным в его творчестве было создание статуй олимпийских чемпионов и атле­тов. Выработал тип внешней человеческой красоты. Изображал фигуры атлетов, из которых наибольшей славой пользовались «Дорифор» (копьеносец) и «Диадумен» (юноша, надевающий себе на голову по­вязку). Копии Дорифора получили такое распростра­нение, что их помещали в гимнасиях и палестрах — спортивных школах — в назидание и подражание уче­никам. Первая статуя выполняла функции канона. Считается, что она была изваяна Поликлетом как ил­люстрация правил, изложенных в не дошедшем до нас трактате о пропорциях человеческого тела. По расска­зу Плиния, лучшие скульпторы Греции — Фидий, Кресилай, Фрадмон и Поликлет — были приглашены участвовать в конкурсе на исполнение статуи амазонки для эфесского храма. Причем им было предоставлено право самим решать, чье произведение лучше. Каж­дый из конкурентов отвел первое место своей собственной работе, а на второе все три соперника поста­вили работу Поликлета. Вследствие этого он и был признан победителем. Произведения скульптора не сохранились и дошли до нас только в копиях и описа­ниях. 6. ФИДИЙ (490/483 до н. э.—?), великий древ­негреческий скульптор.

Родился в Афинах, Вначале обучался живописи, но скоро увлекся ваянием. Первым учителем его был Гигесий; затем Фидий перешел в Аргос, в школу Ар­гелада. Самостоятельная деятельность началась при правителе Кимоне в Афинах в 470 до н. э., когда заново начали возводиться святилища, разрушенные персами. Скульптором была исполнена группа из 13 фигур, изображающая Мильтиада, окруженного Афи­ной Фебом и героями Аттики. Эту группу Афины подарили дельфийскому оракулу в знак благодарности за победу при Марафоне. Тогда же Фидий возвел на афинском Акрополе статую Афины Промахос (Передовой Воительницы). Фигура богини возвышалась надо всеми строениями города, а шлем ее и копье были видны за несколько километров от города, с кораблей, огибавших мыс Суньон.

После изгнания Кимона власть в Афинах перешла в руки Перикла. Фидий — друг и советник правите­ля — стал распорядителем по восстановлению города. Под руководством Фидия в Афинах были возведены многие здания, а сам он трудился над скульптурным убранством Акрополя. Фидий изготовил для целлы Парфенона — центрального храма Аттики — огром­ную хрисоэлефантинную (из золота и слоновой кости) статую Афины Поллады (Градозащитницы). Окон­чив работы на Акрополе, он отправился в Элиду, куда был приглашен для украшения храма Зевса в Олим­пии. Толпа учеников сопровождала зодчего. Жители Элиды приняли ваятеля с великими почестями и пост­роили для него вблизи храма мастерскую, которая долго сохранялась и показывалась как реликвия. Статуя Зевса, позднее считавшаяся одним из чудес света, — лучшее произведение Фидия.

На деревянной основе из слоновой кости и золота было изваяно изображение Зевса (около 20 метров в высоту). Он восседал на троне и держал в одной руке скипетр с орлом, и на ладони другой — крылатую фигурку Победы. Золотая одежда покрывала его тело. Драгоценнее самой статуи был трон, сооруженный из золота, драгоценных камней, слоновой кости и черно­го дерева. Весь древний мир дивился на статую и стре­мился увидеть ее. Статуя пережила греческий мир и погибла лишь в пятом веке уже нашей эры в пожаре, в котором сгорел и храм. 7. Скульппура Скопаса, Праксителя, Лисиппа

В украшении Галикарнасского мавзолея рельефами на темы состязания колес­ниц, схваток греков с амазонками, мифического племени лапифов с кентаврами принимал участие Скопас, который, наряду с Праксителем, был одним из самых выдающихся скульпторов времени поздней классики. Эти скульпторы работали в разной манере.

Скопас создавал динамичные, полные движения и экспрессии статуи, показы­вая человека в момент высшего напряжения его душевных и физических сил. Его танцующие Менады, спутницы Диониса, представляют собой вершину вакхиче­ского исступления, полного самозабвения под напором бурных эмоций.

Пракситель был певцом невозмутимого покоя, сторонником тонких эстетиче­ских наслаждений. Тема отдыха, покоя, мечтательной задумчивости определяла характер его творчества. Он создавал плавные, нежные, текучие формы. Дошедшая до нас в оригинале мраморная группа «Гермес с Дионисом» дает живое представ­ление о стиле работ Праксителя. Она изображает Гермеса, которому было поручено отнести к нимфам на воспитание младенца Диониса, и он, делая короткую передышку, играет с ребенком кистью винограда. Пракситель отразил в статуе свою любовь к «нежной форме» и смоделировал мужское тело так, что оно обре­ло нежную пластику, подобную женской. Недаром Пракситель раскрашивал у своих статуй волосы, лица и зрачки. Мрамор тонировался подкрашенным вос­ком, который под действием температуры пропитывал его поверхность, создавая эффект цветного мрамора, без слоя краски, как это было принято в эпоху архаи­ки. Пракситель прославлял идеальную человеческую красоту, изображая своих персонажей молодыми, здоровыми, цветущими. Старческий и младенческий воз­расты представлялись ему несовершенными, поэтому и младенца Диониса он изо­бразил в виде уменьшенной в размерах статуэтки взрослого, несмотря на боль­шое тяготение к реализму в своем творчестве.

Лисипп был придворным скульптором Александра Македонского и работал в бронзе. Если верить источникам, он был необычайно плодовитым и изготовил 1500 скульптур. Причем тематика была самая разнообразная: портретные бюсты Александра Великого, персонажи мифологии, атлеты, герои, а также его знаме­нитые кони, украшающие теперь собор св. Марка в Венеции.8. Художественные школы эллинизма

Традиции великих мастеров классической эпохи легли в основу развития новых художественных направлений в искусстве эллинизма.

Александрийская школа. Из новых эллинистических центров раньше других стала играть ведущую роль Александрия. Здесь складывается своя художественная школа, характерная разнообразием направлений. Одни мастера, продолжая традиции Праксителя, создавали образы идеально прекрасных богов и богинь, другие, используя великие реалистические достижения Лисиппа в области пластической анатомии и композиционных приемов, изображали в бытовом жанре стариков и старух, маленьких детей, сатиров и нимф. Кроме культовых статуй, появляется садово-парковая, многочисленная декоративная скульптура для украшения частного дома.

Большую роль в Александрии играет живопись. Традиции, заложенные Антифилом, получили свое дальнейшее развитие и в карикатуре, и в живописном портрете, и в ландшафтной живописи.

В портретном искусстве александрийского круга господствует форма идеального портрета классического периода.

Одним из излюбленных образов эллинизма, в особенности александрийской школы, становится образ Афродиты. Афродита в эллинистическом искусстве приобретает характер гораздо более человечный, утрачивает величавость олимпийского божества.

Пергамская школа. Рядом с александрийской художественной школой стоит пергамская, процветавшая в период среднего эллинизма. Пергамские цари поддерживали культурные связи с Афинами, подчеркивали свое уважение к их традициям. Главным божеством Пергама стала богиня Афина. Цари Пергама создали не только библиотеку, соперничавшую с александрийской, но и настоящий музей искусства. Они скупали картины и статуи греческой работы и заказывали копии.

Художественные традиции Скопаса и Лисиппа являлись ведущими в Пергаме. Портрет Аттала I (Берлин, Музей) поразительно похож на портрет Александра Лисиппа, но пышная шевелюра придает более эффектный вид пергамскому царю.

Пергам не раз отражал нашествие галлов, и эти события были дважды запечатлены в памятниках искусства. По заказу Аттала I в 220 г. до н. э. была создана серия скульптур в честь победы греков над варварами. Эвмен II в 180 г. до н. э. построил грандиозный алтарь Зевса, украшенный рельефами (рельефы в Берлинском музее). 9. Архитектура Древнего Рима Архитектура Древнего Рима как самобытное искусство, сформировалось в период IV— I вв. до н. э. Памятники архитектуры Древнего Рима, даже в развалинах покоряют своей величественностью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало общественным сооружениям, рассчитанным на огромные количества людей: базилики, термы, театры, амфитеатры, цирки, библиотеки. В перечень строительных сооружений Рима необходимо включить и культовые сооружения: храмы, алтари, гробницы. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека.

Во всем древнем мире архитектура Рима не имеет себе равных по мастерству инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, размаху строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, каналы) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж, применили новые строительные материалы и несущие конструкции.

Не меньшее значение в развитии римской культуры имело искусство эллинизма с его архитектурой, тяготевшей к грандиозным масштабам. Но благородное величие и гармония, составляющие основу греческого искусства, в Риме уступили место стремлению возвеличить власть императоров и военную мощь империи. Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных сооружений.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 618 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...