Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сущность стиля



Философской и теоретической основой модерна была утопическая идея гармонизации и гуманизации жизни общества путём эстетического улучшения среды. Пропагандисты нового стиля честно верили в преобразовательную «освежающую» силу произведений модерна путём воздействия на эмоции и сознание человека.

Творцы новых архитектурных сооружений стремятся абстрагироваться от известного в прошлом, оживляя поиск художественного образа новыми выразительными средствами, сознательно противопоставленными ретроспективизму. Основным принципом модерна становиться отражение особенностей современности в соответствующих нетрадиционных стилистических формах.

В характере модерна большое значение имели интуитивные импульсы, крайний творческий субъективизм и индивидуальность художников и архитекторов. Не образец, как в классицизме и эклектике, а личность и её творческие потенции представляют в модерне единый источник формообразования, эстетических импульсов, являются создателем поэтических образов архитектуры. Лидерами архитектурного процесса становятся мастера с обострённым чувством формы, линии, пластики, силуэта и колорита, избавленные зажатости в формообразовании, способные архитектуру не компоновать, а рисовать. Неприятие модерном шаблона, штампа – это дальнейшее развитие антиакадемизма эклектики, поставившей под сомнение значение античной традиции как единой и вечной. В модерне носителем прекрасного являются не специальные геометрические формы объёма или плана, и не система иллюзорно-тектонического декора – ордер, а специфически обработанная, трактованная в соответствии с принятыми в модерне нормами красоты утилитарно-конструктивная форма.

Прообраз новой архитектуры – правдивой, целостной и естественной, модерн ищет в природе. Единственный стиль которому должен подражать художник в своих произведениях – это стиль природы, стиль, где нет ничего лишнего, где бы всё имело смысл и служило основной идее. Стремление проникнуть в суть явлений природы, понять механизм строения и функционирования органов животных и растений, раскрыть зависимость между их структурой, функцией и внешним обликом – то есть исследовать характер системных связей, переносило акцент с воспроизведения внешней формы на установление более сложных внутренних зависимостей, на которые и нужно было опираться архитектору.

Наиболее практикуемый композиционно-планировочный приём новой архитектуры – сознательная свободно-ассиметрическая компоновка объёмов и их элементов, свободное чередование оконных проёмов и высоких крыш, отказ от нерасчленённого блока здания. В тоже время в его геометрию активно вводятся обтекающие формы, плавно нарисованные линии. Иногда в произведениях модерна опорные конструкции и несущие балки «камуфлируются» пластичной «текучей» формой, игнорируются этажные членения, часто используются гибкие линии верхнего обреза фасада, усложнение силуэта выпуклыми башнями, эркерами, фигурными щитами, будто вырастающими из тела здания. Поверхность фасада оплетается замысловатыми орнаментами, мотивы которых заимствованы из мира природы – отдаётся преимущество гибким, пластичным флористическим мотивам (переплетённые стебли, текущие ручьи воды, щупальца спрута и т.д.), характер которых то живой и радостный, то унылый и вялый.

Модерн избегает геометрически чётких форм, прямых линий и углов, строгого вертикализма поверхностей. Неуловимая кривизна помогает вдохнуть «жизнь» в объёмы, поверхности и детали сооружений, лишая их сухости, определяя своеобразную «рисованность» силуэта. Едва уловимая неправильность или сознательно подчёркнутая плавность форм наполняет их подвижностью. Эту изначально заложенную в каждом объекте и стихийно проявляющую себя жизнь стремятся подчеркнуть и многочисленные варианты скользящих, волнообразных извивающихся линий, скруглённые или срезанные углы, эллиптические и трапециевидные формы.

Здания модерна лишены статики и застылости, их композиция и форма подвижны, они как бы пребывают в непрестанном становлении. В этом проявляется новое понимание конструктивности и устойчивости как чего-то динамичного и гибкого, сопротивляющегося напору противостоящих сил, в то время как с эпохи Возрождения представление о прочности и красоте в архитектуре традиционно ассоциировалось с законченностью и уравновешенностью композиции.

Планировка сооружений максимально рационализируется, из неё исчезает всё ненужное и излишнее. Модерн отказывается от коридорной планировки в пользу своеобразно понятой центрической – разрабатывается новый тип плана, тяготеющего к квадрату, с такими же преимущественно квадратными комнатами, группирующимися вокруг холла. Однако применение этого принципа не исключает свободы приёмов, ассиметрии и геометрической неправильности рисунка плана. Но исходный принцип компактной центрической композиции выдерживается неукоснительно. Это особенно заметно в архитектуре особняков, пространственным и геометрическим центром которых является холл с парадной лестницей, к которому выходят все основные помещения.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 383 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...