Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 1. Введение в экономическую теорию



Тип источника света Мощность P, Вт Напряжение U, В Световой поток Ф, лм Температура,К Срок службы, час Светоотдача, Лм/Вт КПД Индекс Цветопередачи, Ra
  ЛН - 60                
  LED - 7             11,8  
  ДРЛ - 125           52.8 7.7  
  ДНАТ - 70             11,8  
  ЛН - 500             3,23  
  ДРВ-125           26,4 3,85  
                         

Вывод: Из рассмотренных выше источников освещения, каждый обладает рядом достоинств и недостатков, что является основой выбора источника освещения для конкретных условий.

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

Вопросы:

1. Экономическая теория как фундаментальная наука: понятие, экономическая категория, экономический закон;

2. Уровни исследования в экономике: микроэкономика, макроэкономика, мезоэкономика, мегаэкономика;

3. Предмет экономической теории и этапы его развития

4. Политическая экономия и экономикc, их единство и противоречие;

5. Методология экономической теории;

6. Метод экономической теории, способы и приемы исследования;

7. Позитивная и нормативная экономика;

8. Стадии развития производства;

9. Две стороны производства — производительные силы и производственные отношения;

10. Периодизация человеческой истории и теория стадий экономического роста;

11. Функции экономической теории и решаемые ею хозяйственные проблемы;

12. Безграничность потребностей и редкость ресурсов. Виды потребностей. Закон возвышения потребностей;

13. Товары и услуги. Экономические и неэкономические товары. Потребительские и инвестиционные товары. Дополняющие и конкурирующие товары, товары-заменители;

14. Потребление и его виды;

15. Виды ресурсов (факторов) производства. Естественные и природные факторы производства;

16. Проблема альтернативного выбора и эффективности в экономике;

17. Кривая производственных возможностей;

18. Экономические системы и модели экономических систем.


Вопрос 3. Предмет экономической теории и этапы его развития

Любая наука должна иметь свой предмет (что исследуется) и метод исследования (как исследуется).

Предмет экономической теории как науки в современном понимании определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития. Здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода):

1. Экономия – как набор знаний по организации хозяйства. Действительно, если рассматривать начальные стадии формирования экономической науки (древний мир, средневековый период), то о сколько-нибудь внятном определении ее предмета говорить не приходится, поскольку экономические проблемы не вычленялись в самостоятельную область для исследований. Этому периоду соответствует термин "экономия".

2. Политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы. Экономическая наука формировалась в период становления рыночной экономики. Разложение феодализма и становление капитализма обусловило возникновение самостоятельной науки – политической экономии. Это произошло, когда появилась первая школа в экономической науке – меркантилизм (середина XV – середина XVIII вв.).

Далее рыночная экономика перерастала с ремесел в крупные мануфактуры и с феодального сельского хозяйства в фермерское товарное хозяйство. Сама жизнь начала ставить вопросы перед наукой о соответствии теории и практики меркантилизма. Так возникла классическая политэкономия.

Название “Политическая экономия” впервые ввел представитель французского меркантилизма Антуан де Монкретьен, который в своем произведении “Трактат политической экономии” (опубликован в 1615 г.) объявил источником увеличения богатства и предметом политической экономии примитивный кредит и внешнюю торговлю. Этот трактат дал название будущей науке. В целом же представители меркантилизма считали предметом экономической науки национальное богатство, которое они отождествляли с деньгами.

Эта точка зрения была не единственной. Если рассматривать эволюцию подходов к определению предмета экономической теории в рамках различных научных направлений и школ, то можно увидеть, сколь они разнообразны.

Представители классической буржуазной политической экономии и в Англии, и во Франции предметом экономической науки также считали богатство нации, хотя его источник видели в производстве, т.е. предметом их анализа стала сфера производства. Однако в рамках конкретных школ были свои особенности: так, физиократы источником богатства считали только труд в сельском хозяйстве, а главные фигуры английской школы расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (А. Смит), а также распределения национального богатства (Д. Рикардо), создаваемого во всех отраслях материального производства.

Предметом исследования марксистской политической экономии в соответствии с классовым подходом к анализу жизни общества являлись лишь производственные отношения (т.е. отношения производства, распределения, обмена, потребления). Поэтому в экономической науке советского периода определяли предмет экономической теории как систему объективных экономических отношений между людьми, которые складываются в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.

Представители исторической школы определили в качестве предмета экономической науки исследование о повседневной деятельности людей, о национальном или общественном хозяйстве.

Представители австрийской школы и неоклассического направления экономической мысли, активно использовавших методологию маржинализма, предметом экономической науки считали поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп, людей и т.д.), путей и способов достижения ими своих целей в условиях ограниченности ресурсов. Например, А. Маршалл определил предмет экономической теории как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества – исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В таком подходе ясно подчеркивается роль человека в экономике.

Представители кейнсианского направления в качестве предмета экономической теории выделили закономерности функционирования национальной экономики как единого целого, сделав акцент на проблемах выработки и реализации экономической политики государства;

3. Экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, в центре внимания которого – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

(См.: Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М., 1993. – С.18).

Поэтому в США согласно учебнику «Экономикс» экономическая теория определяется как исследование поведения людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.

Предметом исследования современной экономической теории являются сущность и закономерности развития экономических процессов в их взаимосвязи и взаимообусловленности в условиях ограниченных ресурсов. Экономическая теория использует знания, выработанные как другими экономическими науками, так и смежными естественными и общественными науками, к которым следует отнести: политические науки, психологию, юриспруденцию, историю, инженерные науки и математику.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ходе исторического развития экономической науки сформировались различные подходы к пониманию ее предмета. Очевидно, что многие из них не являются взаимоисключающими, конкретизируют и детализируют уровни и направления исследований. Со сменой подходов к трактовке предмета экономической науки происходила соответствующая смена ее названия – от экономии к политической экономии, от политической экономии – к экономикс.

Вопрос 4. Политическая экономия и экономикc, их единство и противоречие

Не вдаваясь в детализацию различных экономических школ и направлений в рамках экономической теории, остановимся на двух ее концептуальных полюсах. Это — политическая экономия и экономикc.

Политическая экономия представляет собой мировоззренческую фундаментальную экономическую науку, пытающуюся выявить причинно-следственные связи и взаимодействия реальной экономической действительности в единстве ее качественных и количественных характеристик как материальной основы жизнедеятельности человеческого социума с его социально-этическими составляющими.

В Экономиксе все внимание концентрируется не на выявлении сущностных, содержательных моментов экономических явлений и процессов, а на их описании и приятии как данности, которая не требует никаких углубленных исследований. Все, напротив, упрощается, чтобы можно было применять более изощренные математические методы исследований. Упрощается и человеческое поведение, и его мотивация. Все сводится к единственному мотиву — потребительскому поведению, в котором якобы находят свое выражение все жизненные цели человека.

Однако это далеко не так. Здесь утрачиваются связи экономического и социального, экономического и этического, экономического и экологического. А рафинированная экономическая эффективность полностью игнорирует экологическую, социально-психологическую, духовно-интеллектуальную составляющие.

В настоящее время экономикc с его не причинно-следственными, а функциональными связями между переменными занимает господствующее положение в западной системе экономического образования, что привело к возрастанию роли формально-математической аксиоматики, в которой не находит отражения воспроизводящееся в природной среде человеческое общество. Однако надо признать, что выдвижение на первый план Экономикса было обусловлено тем, что классическая политическая экономия в свое время не смогла решить важные теоретические задачи, тогда как экономике предложил свое, в значительной степени прагматическое видение предмета исследования и добился определенных результатов.

В итоге политическая экономия оказалась оттесненной на задний план и стала как бы историей экономической мысли. Это привело к тому, что перестали заниматься разрешением проблем стоимости, взаимосвязей стоимости, ценности и цены, а увлечение феномено-событийной интерпретацией предмета экономической теории — к выхолащиванию ее мировоззренческого философского, социологического и исторического содержания.

В рамках Экономикса центральными фигурами являются потребители и изготовители с их суждениями и оценками в отношении рыночных благ, с их рациональным поведением. Однако поведение этих агентов рынка, как мы увидим, объективно предопределено как доходами, так и ценами. Это ставит под сомнение исходные принципы Экономикса. Мало того, рыночные цены как равнодействующие спроса и предложения несут в себе исключительно экономическую составляющую и игнорируют информацию о нанесенном ущербе природе, об истощении ресурсов, о социально-экономической значимости образования, здравоохранения, культуры как непременных атрибутах жизнедеятельности любого человека и общества в целом, обеспечения нормальных условий для процесса общественного воспроизводства. В связи с этим возникает необходимость учета неэкономического аспекта и экологического фактора в жизнедеятельности общества. Это означает возврат к традиции, духовно-нравственным принципам хозяйствования, экономической этике.

Центральной проблемой экономической теории становится переосмысление значимости материально-технических и товарно-денежных факторов в хозяйственной жизни общества и переориентация экономического мышления на человека, который занимает в ней центральное место. Следовательно, речь должна идти о социологизации экономической теории во всех аспектах жизнедеятельности и жизнеобеспечения человека в будущем, о «низвержении с пьедестала» «экономического человека» и восстановлении естественного человека, который, как считал Ф. Хайек, не вписывается в «расширенный порядок». Очевидно, неестественному порядку необходим и неестественный человек, каким и является экономический человек. Поэтому наступлению рынка как неестественного порядка с неестественным человеком не может не противостоять естественный человек и порядок. Против экономического человека, космополитического, бездуховного экономизированного монстра, восстает естественный человек с его традиционной компонентой высшей ценности — идентификацией со своим народом, Родиной, Отечеством. Это противоборство общественного и эгоцентрического начал.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 289 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...