Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия Ивана Ильина



Иван Александрович Ильин – философ, историк религии и культуры. Впервые проблемы социальной философии были рассмотрены Ильиным в работе «О сопротивлении злу силою», в которой он выступил с резкой критикой толстовского принципа непротивления злу. Он считал, не смотря на то, что с христианской точки зрения победить зло может только любовь, в некоторых случаях, когда другие способы сопротивления злу исчерпаны и не принесли успеха, возможно применение внешнего принуждения. В то же время применение силы, по Ильину, крайняя мера и всегда остается делом неправедным. Как вести себя при встречи с социальным и моральным злом – дело нравственного выбора. Правильный выбор может сделать только духовно и нравственно здоровая личность. Эта проблема перерастает в проблему формирования и воспитания высоконравственного человека. Эта проблема становится центральной в творчестве Ильина. Духовное обновление, по Ильину, предполагает понимание сущности человеческого бытия, которое опирается на традиции русской, религиозно-философской мысли. Вопрос о смысле жизни – вопрос о ценностях. Смысл жизни должен быть достижим каждым человеком в рамках его бытия. Человек должен быть различим и важен с точки зрения самой высшей ценности. Это, по мнению Ильина, возможно только в рамках христианской антропологии, в которой человек выступает носителем вечного божественного начала. Ильин говорит о человеческой личности как вместилище духовного, религиозного опыта. Поэтому обновление человека надо начинать с обновления его души и воли, с воспитания у него убежденности в святости семьи, любви к родине, национальной гордости.

В философии политики Ильин о проблемах государства и права. Он был убежденным сторонником целостности и неделимости России и отстаивал большую роль государственного начала в историческом прошлом Росси, а, следовательно, и в ее будущем. Будущее он связывал с восстановлением монархии, так как для русского уклада души и быта это наиболее предпочтительный выбор. Однако это новый исторический тип монархии. Самодержавная монархия – идеальный тип правового государства. Сильная самодержавная власть сочетается со свободой личности и признанием ценности социального и духовного творчества народа.

3. «Народная монархия» И.Л. Солоневича.

Иван Лукьянович Солоневич – философ, писатель. Главный теоретический труд Солоневича – «Народная монархия», где он в систематической форме изложил концепцию философии русской истории. Он говорит об индивидуальности народов и их исторической судьбы. По мнению Солоневича, нет единых и обязательных для всех законов истории и рецепты и доктрины, созданные на основе чужого опыта, бесполезны. Любая создаваемая доктрина, должна быть ориентирована на конкретный народ, и иметь в виду конкретный народ, а не абстрактное образование, выводимое из общих свойств человека. Каждый народ, в процессе самореализации, стремится создать свою культуру, государственность, и империю как высшую форму своей самореализации. В исторической жизни русского народа проявилось имперское призвание. Русская национальная идея стала основой государственного строительства. Только русский народ, по мнению Солоневича, сумел построить государственность, в которой все племена и народы чувствовали себя наравне с «имперской нацией». Наиболее полное выражение имперских идей в историческом развитии России он видел в Московской Руси, которой были свойственны сбалансированность, гармоничность всех элементов народной жизни. Создан строй, по Солоневичу, который соединял в себе элементы самодержавия и самоуправления. Отсутствовал принцип разделения властей, а были общегосударственные, общенациональные цели и соображения. Петровские реформы, считал Солоневич вслед за славянофилами, дали резкий перелом к худшему в развитии русской государственности. Свержение монархии рассматривает как общенациональную трагедию. Выходом считал создание национальной по духу и народной по содержанию монархии. Главный урок – недопустимость появление какого-то самостоятельного слоя, который выступит в роли посредника между властью и народом.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 323 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...