Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Традиционная Каргопольская игрушка



Чем славен старинный город Каргополь, что расположился у истока северной реки

Онеги? Нанесенный на карты России в 1497 году каргопольские земли простирались

до самого Белого моря, славились богатой торговлей и самобытной культурой, по

красоте природы он спорил с десятком самых знатных городов России. Но

экономические преобразования XVIII-XIX веков обошли стороной Русский Север.

Каргополь оказался в стороне от больших торговых путей, стал типичным

провинциальным замкнутым городком, в котором с трудом приживались нововведения и

чтились традиции предков. Язычество укоренилось в народной культуре и

проявлялось в промыслах крестьян. Своеобразным символом города стала и

каргопольская глиняная игрушка. Между тем гончарный промысел, известный ныне не

только в России, но и за рубежом, сложился здесь поздно, лишь во второй половине

прошлого века, и был порождением крестьянского бытия. В то время мастера из окрестных деревень Печникова, Гринева, Токарева в свободное от полевых работ время крутили всякую посуду: горшки с кровлей, кринки и миски-латки, рукомои и роговики для топленого масла. Гончары работали в небольших избах - "зимниках", где и жили. Крутили-приговаривали: «Не боги обжигают горшки, а мужики». Но работали не только мужики крестьянские, работали и бабы и дети 8-9 лет, которые добывали и готовили глину к работе. Сначала глину просушивали в печи, затем ее толкли, заливали кипятком и выдерживали около двух дней, мешая лопаткой. После этого ее мяли на полу голыми ногами, выбирая попавшиеся камешки и прочий сор, пока глина не становилась тягучей. Тогда глину резали на полосы и с помощью ручного гончарного круга лепили горшки и другую посуду. Меж тем не просто ремесленники были эти мастера, толк и в красоте понимали. Просушат посудины дня два в избе, обожгут на живом огне в горне, реже

в русской печи - партии на продажу делали немалые, до тысячи горшков - а после обварят в горячей болтушке - «солодяге» - растворе овсяной или гороховой муки, чтобы красно-коричневый черепок черными пятнышками-колечками покрылся, или сделают зеленую свинцовую поливу. А коли останется приготовленная глина от горшков и мисок, так лепят из нее игрушки - фигурки баб, домашних и лесных животных, петушков, уточек, свистульки и гримелки разные. Уложат потом посуду в солому на сани-розвальни или на телегу, так и везут на ярмарку в город. По пути и в деревнях хозяйки прознают про товар, выменяют кринку на меру жита или пшеницы. Сколько в посудину войдет, такова и цена.

Гончарный ряд на каргопольской ярмарке располагался посреди площади, под самой

соборной колокольней. Его можно было узнать без ошибки по переливчатому свисту

незатейливых глиняных утушек, что служили мастерам и как превосходная реклама.

Какой ребенок не притянет к прилавку родителя: «Купи, тятя, коня!» А заодно с

копеечной «бобкой», глядишь, и новая крутобокая квашня в дом просится. Игрушку,

конечно, наказывали беречь, да только редко она доживала в целости до следующей

ярмарки. Впрочем, ребенок может играть даже с поленом, замотанным в тряпочку, и

с конем без ноги. Быстро стирались и самодельные краски: мел, сажа, синька, а то

и скобленая ржавчина. Поэтому красили лишь ее «фасад», наводили простой узор:

точки, черточки, кресты, круги с крестом внутри, либо вписанные один в другой

концентрические окружности с синей точкой в центре. По подолу платьев,

забеленных известкой, глиняных каргопольских "баб" изображают круги,

символизирующие солнце, или геометрические узоры, напоминающие полосы вспаханной

нивы. Эта древняя символика, связанная с культом плодородия. Потомственный

гончар Дмитрий Васильевич Шевелёв, девяноста двух лет, говорил: «До нас так

красили, и мы так красим, а почему - кто знает?..» Современные мастера

используют при росписи темперу или гуашь на клею, но орнамент остается прежним,

как подсказывает традиция. Орнамент действительно простой, стилизованный,

напоминающий северную вышивку. В цветовой гамме глиняной игрушки Каргополя

преобладают белый, зеленый, голубой, красный, черные цвета. Белый цвет в

древности понимался как "сияющий белизной" и сравнивался со светом, но не

отраженным, а излучаемым изнутри. А потому забеленные юбки "бобок",

символизирующие землю, плодородие, воспринимались как светоносные, лучезарные.

Красный, "жаркий" цвет символизировал не только солнце, но и небесный огонь:

солнце есть круг, наполненный огнем, пристрастие к сочетанию блеклого

охристо-желтого и серого тонов, иногда он применяет розовый и совсем редко

зеленый. Когда мастер считает нужным выделить какую-нибудь скульптурную деталь,

он сознательно дает особенно блеклую окраску. Обычны краски в тройном соседстве

- черная, красная, серебряная. В сочетании черной и белой, а также с малиновой

получилась новая гамма - яркая, радостная. Как правило, рубашки у мужчин и кофты

у женщин - зеленые, а брюки и юбки черные, иногда юбки красные - эта традиция

была создана Ульяной Бабкиной, легендарным мастером глиняной игрушки.

Бабушку Ульяну и ее сказочные игрушки знают многие ребята. О ней писали в газетах

и рассказывали по радио, а игрушки показывали в кино и по телевизору. Возили

их даже во многие страны мира, и там, на выставках, любовались ими и взрослые,

и дети. К бабушке Ульяне приезжали люди из самых дальних городов, и дом ее всегда был

полон гостей. Почтальон приносил ей письма из детских садов и школ, от мальчишек

и девчонок, от их пап и мам - всем хотелось получить в подарок хотя бы одну игрушку.

Жила бабушка Ульяна в деревне Гринево, неподалеку от старинного северного города

Каргополя. Жила одна в избушке с маленькими оконцами и низким потолком. Хозяйство

у нее было небольшое: Петя-петушок, две курушки пеструнюшки и четыре кота - Барчик,

Брянчик, Кот Котофеюшка и Васька.

Ростом она маленькая, телом сухонькая, подвижная, глаза у нее веселые, превеселые.

Всю жизнь прожила бабушка Ульяна в этом домике и умерла совсем старой - было ей

тогда 89 лет.

Игрушки научилась она лепить у своего отца, когда была еще девчонкой. Летом отец

пахал землю и растил хлеб, а зимой делал глиняную посуду, забавные куколки и свистульки для ребятишек. Глиняные игрушки лепила Ульяна Ивановна всю свою жизнь. В них рассказывала о крестьянском труде, о веселых деревенских праздниках, о людях северной земли. И от того шли к бабушке Ульяне за ее добрыми игрушками и взрослые, и дети. Слепит бабушка Ульяна на потеху детворе медведя с гармонью: широко расставил медведко лапы, улыбается, песенку поет. Утушку звонкоголосую сделает. Дунет в нее, и заиграет свистулькой переливчато. А Ульяна Ивановна вновь берет в руки глину. Спросят ребята, кого она лепить собирается - Да полкана - богатыря сделаю. В старину жил такой. Хлеб помогал людям растить, землю от врагов оберегать. Руки у Полкана будут сильные, грудь - могучая. А на груди - солнышко. Ноги - что у коня - быстрые. А на них - золотые копыта. Налепит бабушка Ульяна игрушек, поставит их в теплое место сохнуть. Чтобы стали они крепкими, закалит в огне. И потом узоры наводит. Выставит на стол разноцветные краски, кисточку возьмет, ею и разрисовывает.

Коровушке спинку и ножки почернит, голову и брюшко забелит. И хвост белым сделает,

а вкруг него - алую полосочку проведет. Губы коровушке толстые нарисует, чтобы травку

щипала, рот большой, чтобы весело мычала, рожки синие, а на шее - бубенчик, в лесу не

потеряется! Вымечко у коровы полнехонько, молочка много. Кто молоко любит - скоро и

подрастет.

Разрисует бабушка Ульяна свои игрушки всякими цветами, на стол выставит. А здесь, – словно сказочное царство: на дереве уселись дивные птицы, под ним - олень Золотые Рога; Рядом - коза-дереза, да не простая, а модница: надела на голову кокошник, нарядилась в сарафан, выхваляется; здесь и синий волк ходит, козу не обижает.

- А волк, почему синий? - спрашивают ребята.

- Каким же его рисовать? Я по лесу иду, а он мне навстречу "поди-ко с дороги!" - шумлю ему. Он и убежал. Волк, знать добрый был, я его нарядно и крашу. А тот волк - черный. Он овечку ухватил, на плечо закинул и в лес потащил. Я его прежде черным замарала, да на спине звезды навела: ночью ведь прибегал разбойник.

Вот настоящий деревенский праздник. Парень весело растянул гармонь - закружились в

танце крестьянки в дивных нарядах, с ними - бравые кавалеры. Парни и девушки,

запрягли в сани лошадок, катаются по деревне, песни поют... Натешатся мальчишки и девчонки игрушками бабушки Ульяны, и попросят ее сказки рассказывать.

По игрушке бывает видно, кто ее делал: мужчина или женщина. Мужчине чаще удается форма, женщине - цвет, поэтому бывало, что работали всей семьей. Также по характеру

поверхности и размеру фигурки, которая создается «по руке», можно сказать, лепил

ее взрослый, старик либо ребенок. На ладони мастера помещается целый мир реалий

бытия и доброй сказки. В нем сливаются природное начало с его стихийностью и

порядок, утвержденный человеком. В этом мире есть изба с чадами и домочадцами,

двор со скотинкой, а также дорога, что ведет через леса, наполненные зверьем и

птицей, в уездный город и в дальние края.

В круге сюжетов каргопольской игрушки отражены три темы: образы животных, людей

и сказочные персонажи, полулюди, полуживотные: сирины, русалки, домовые,

полканы. Интересно, что они появляются только в середине нашего века благодаря

фантазии отдельных мастеров и советам искусствоведов. Ведь раньше о волшебных

существах не было принято говорить вслух, называть их по имени, а тем более

облекать их в видимую форму, предназначенную для детской игры, дабы не накликать

беду. И опять-таки сюжетное богатство развивалось в соответствии с каргопольскими особенностями: не только ирония к «господам», не только праздничность, как у дымковских мастериц, а и темы, взятые из трудовой крестьянской жизни. Тут и «вершники» на лошади, и охотник с собакой, стреляющий в тетерева на дереве, и кузнец с молотом у наковальни. Но и «праздничные» темы, как часть тем общежитейских, тоже не оставлены без внимания. Самая любимая - «кадриль» - танцующие пары. Есть также бражники в лодке, гармонисты в лодке и в кресле. Эти сюжеты традиционны для севера России. В них есть кое-что общее со старыми «дымками», «вятками»; много «барынь», у которхых юбка колом, и много животных, столь привлекательных для дымковских мастериц. Однако бросается в глаза сходство и с подмосковными богородскими деревянными игрушками и особенно с излюбленными для богородцев очеловеченными медведями. Отчетливы и различия. Несомненно, своеобразие каргопольских глиняных фигурок и в подходе к теме и, особенно в раскраске и орнаменте. Возьмем, например, барынь. У «дымок» барыня либо с зонтиком, либо с собакой. Если женская фигура дана с ребенком, то это уже не барыня, а «кормилка» она несет не свое, а «господское дите». Разнообразны и порой необычны Каргопольские «барыни». У одной важной дамы в широкополой шляпе и горжетке на руках птица, сложенная крендельком. У другой - шляпа, украшенная птицей, это - целое гнездо с четырьмя рогами или хвостами. Третья барыня в смешной шляпе, похожей на цилиндр, держит на руках не только птицу, но и собаку.

Есть барыня с ребенком, с корзинкой, с медвежонком. Завершает этот необычный парад барынь женская фигура с вазой. Женщина, мать - важнейшая обрядовая тема игрушки, базирующаяся на образах животворящих сил "матери сырой земли" и солнца. "Бобки" - женские фигурки, один из самых древних и любимых образов у мастеров Каргополья. Откуда же возникает у простых северных баб такие раскошные широкополые шляпы? Мастерица Дружинина говорила: "Если лепят их с птицами - "тетерками", то "накладывают" на голову только широкую шляпу, которую расписывают, словно солнце: верх покрасят оранжево-красным, а на полях наведут полоски - лучи". Женское изображение с головой, увенчанной "солнцем", встречается и в местной "досельной" вышивке, и в ткачестве, сохранивших древние славянские образы. Называли его Пятницей. По народным поверьям, от Пятницы зависели обильные роды земли, она покровительствовала женскому рукоделию и супружеству. Описывали ее как худощавую, высокого роста женщину с лучезарным венцом на голове. Деревенские девушки, в традиционных обрядах, обращались к Пятнице с мольбами о женихе. С детства воспитывали уважение к "матери сырой земли", в образе этой незатейливой игрушки. Каргопольская женщина в "досельном" наряде словно являла собой образ мира. Символична была каждая деталь, а потому пластика отмечает лишь самое главное. Руки у баб выполнены схематично и составляют с ним одно целое. Кисти рук не детально проработаны и даже не подчеркнуты орнаментально, их украшают лишь несколько поперечных мазков, и часто окрашены в зеленым или буро-красным цветом. Лицо редко прорабатывается, чаще является условным отображением физиономии человека. Часто обнажена грудь, или сквозь одежду намечены ярко-красные соски. На шее у баб нарисованы "цепи" или мониста с подвесками подобие лучей. В убранстве юбки подчеркнут передник, плотно забитый орнаментом. Одеты игрушки, как правило, в нарядные народные костюмы.

Сарафаны на крестьянках пышные. В руках женщины держат детей, блюда с яствами

или птиц. "Тетерка" - это жертвенная птица, образец земного огня и небесного

солнца. Птицы всегда считались в народе предвестницами тепла и весны. Своим

громким щебетом они "прогоняли" с земли силы тьмы, несли свет, радость и

счастье. И именно поэтому большинство глиняных русских игрушек, в свое время

тесно связанные с весенними обрядами, воспроизводило изображения птиц и делалось

со свистком- "голосом".

Повелись свистульки на русской земле с незапамятных языческих времен,

существовали они у нас повсюду, а сохранились больше всего на Севере, потому что

жизнь здесь текла спокойнее, и исконные устои разрушались медленнее. Сюда не

доходили чужестранцы, местных жителей мало касались вражеские нашествия, а

нравы, поверья, обычаи передавались из рода в род. Когда-то свистом наши предки

пытались отогнать «нечистую силу». Потом свистульки стали служить забавой

ребятишкам. Но в форме свистулек в неприкосновенности сохранились отголоски

древних языческих верований. Наряду с «утушками» часто лепят свистульки в виде

вещей птицы счастья Сирин, которую в рукописных книгах или же в росписях бытовых

предметов всегда изображали с женской головой. Эти маленькие фигурки окрашены в

самые яркие цвета - малиновый или зеленый. На туловище - три выступа,

обозначающие лапы и хвост. Голова человеческая, с рельефным носом. Глаза

проделаны тычком. На голове крестьянский кокошник. Раскрашена эта маленькая

игрушка ярко: синяя полоса на кокошнике, синий круг на месте крыльев и зеленые и

желтые пятнышки.

Этот образ имеет глубокие корни, и много столетий назад был, одним из основных

мотивов древнерусских женских украшений - колтов, где Сирины размещались по обе

стороны "древа", выражая идею роста жизненных сил, идею жизни. Подобных Сиринов

можно увидеть и в вышивках на подолах каргопольских женских рубах.

Так родовые и племенные каргопольские орнаментальные знаки, древние языческие

верования о магической охраняющей силе свиста, символический образ птицы счастья

слились воедино в творчестве народной мастерицы, которая ничего не знает ни о

племенных знаках, ни о птице Сирин, ни о том, что когда-то означал свист.

С птицей в руках часто можно увидеть и "медведко". Отголосок связи медведя с

культом огня и солнца можно проследить в орнаментике игрушки, украшенный

крестом, статуэтка медведя представляется нам огненным божком. Образ медведя и в

русском фольклоре и в изобразительном народном искусстве - один из наиболее

любимых. Мастер - крестьянин или охотник очеловечивает лесного жителя и в

соответствии с этим дает ему свои, крестьянские занятия. В каргопольской

коллекции Московского музея народного искусства можно увидеть разных медведей:

играющего на рожке, на гармошке, держащего чашу. Медведь у большинства мастеров

- добрый "хозяин леса". Медведь - это своеобразный "тотем", прародитель, предок

- поэтому он очеловечен, он всегда стоит на двух ногах, и держит в руках дары

природы. Часто медведь изображается на коне, в этой трактовке, скорее всего, в

образе медведя изображается ряженый мужик, едущий встречать "масленицу". У

славянских народов "медведко" считался подателем плодородия земли, оттого на

масленицу завсегда можно было увидеть ряженного медведем в санях рядом с куклой

"масленицы". Часты так же сцены борьбы медведя с мужиком, защищающим от

бесчинства сильного животного кормилиц коров и крестьянские посевы.

Мужские фигурки тоже очень разные. Это бородатый старик, сидящий в кресле,

играет на гармошке; парень, обедающий и парень, курящий трубку. Лепкой рук,

лица, головы они схожи с женскими изображениями. По пластическому решению и

орнаментации "мужички" близки к скульптуркам медведя. У них широко расставлены

конические столбики ног, часто фигурка опирается на третьий сторбик - шлейф

кафтана. Чаще всего мужская фигура появляется "Санях" с гармошками. Санные возки

лепили почти все мастера, в то время как колесные повозки в местной игрушке

единичны, несмотря на их широкое производство в уезде уже в начале XX века.

И сейчас традиция лепки игрушки живет в Каргополе. Здесь находиться педагогическое училище (колледж) и художественная школа, которые передают традиции детям. Здесь каждый год проходит большой праздник народных мастеров России, на котором весело всем, и взрослым и детям. Когда организовали цех каргопольской игрушки, то мастеров в нем было совсем не много, около тридцати человек. Наряду с мастерами-надомниками Д.В. и К.П. Шевелевыми, С.И. Рябовым, С.Е. Дружининым, пришла сюда и увлеченная красотой и мудростью народного искусства молодежь, сменившая свою первую профессию - Т.С. Водяницкая, С.Н. Яковлева, А.Ф. Шевелева, Е.А. Пискунова и многие другие. Когда же встал вопрос о продолжении традиции игрушки, о том, что мастерство лепки и понимание души игрушки воспринимаются с малых лет, когда дети сперва мяли глину, затем пробовали сами лепить, обжигать и красить игрушки; теперь же получалось так, что в игрушку приходили мастера "со стороны", которым нужно было органично вливаться в традицию, причем не просто копировать произведения мастеров прошлого, но и вносить новые сюжеты, давать новую жизнь игрушке. Первый шаг в этом направлении сделал А.П. Шевелев, организовав при городском Доме пионеров кружок глиняной игрушки. С 1963 года в школах, а затем в педучилище руководил такими кружками. Позже возникла Школа искусств. И теперь при обучении детей основам лепки игрушки используются разработанные этими мастерами педагогические программы, позволяющие воспринять всю мощь народного искусства органично со своим внутренним миром.

Когда ребятишки приступают к своим учениям, им не терпеться, побыстрее слепить

человеческую фигурку. Но учитель не торопиться. Первое серьезное задание -

слепить шарик. Не скатать его в ладошках, а именно вылепить ровный круглый

объем, работая всеми пальцами. Затем они раскрасят их, как мячи или елочные

украшения. Потом они будут лепить целиндрик и конус - исходные формы

каргопольской игрушки. Первая игрушка, с которой начинается обучение лепке, -

собачка. Мастер может сделать крепкого невозмутимого деревенского пса со

степенным добродушным выражением на морде, но чаще возникает другой характер,

подвижная, с повернутой головой и расставленными лапами собака, у которой в

зубах кость, а на спине сидит птичка.

Собака в деревне - первый товарищ человека: по ночам охраняет семью и двор, а по

поверью и "нечистую силу" лаем своим со двора гонит; она и днем пригожа -

большой помощник охотнику. Оттого известны нам статуэтки собак с уткой или

другой, какой птицей в зубах, в лодке с охотником или в схватке с медведем.

Кота делали редко, причем чаще женщины. Можно это объяснить тем, что пластику

гибкой кошки, которая всегда терлась у ног хозяйки, сложнее передать в обобщенных формах, которые используются в каргопольской игрушке. Кот изображается очеловеченным. Он сидит на задних лапах, в передних держит гармонь либо пирог. Иногда, чтобы котофей «не скучал», в пару к нему лепили кошку. Такие игрушки очень любят лепить малыши, потому, как и собака и кошка хорошо знакомы им, нет сложности с лепкой формы, а роспись игрушек домашних животных приносит особое удовольствие.

Потом ребята берутся за более сложный образ, который не так хорошо известен современному ребенку. Но все же козлик, лося или баран часто встречаются у всех мастеров. Различие их - в форме рогов: у баранчика они скручены, у козлика - прямые. У козла обычно намечают бороду, у козы - вымя. Часто они очеловечены, стоят на задних ножках, а в руках держат птицу или же блюдо. Роспись была яркой, основными тонами были желтый и зеленый, цвета солнца и леса. Баран олицетворялся в язычестве с представлениями о довольствии и благе, а слово "рогато" значило на Севере жить в изобилии и богатстве. Лось - или же олень у них разные рога: лопастью, ветвями, короной, гребенкой. Иногда на рога помещается человеческая фигурка, очень распространенный образ не только в игрушке и вышивке, но и в фольклоре. Культ его более древний, чем коня, о чем свидетельствуют археологические находки. Древний погребальный обряд требовал, чтобы колесницу влекли именно "рогатые кони".

Но и кони, пришедшие на помощь крестьянину, заняли свое место среди образов игрушки. Каргопольские кони вызывают в памяти не только работящую коренастую крестьянскую лошадку, верную помощницу любого семейства, но и образ благородного скакового животного, какое достойно и само Солнце везти, - с лебединым изгибом шеи, нервными ногами и развевающимся по ветру хвостом. Коней просто обваривают или красят, причем не только в «натуральные» цвета, но и в огненный красный, и в небесный синий. Валентин Шевелев, вспоминая детство в деревне, рассказывает, как дед ставил глиняного конька на воронец, под потолок - на счастье.

На счастье лепился и Полкан, не менее интересный персонаж в местной игрушке. Он на половину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище - как у коня и на ногах копыта. Обязателен у Полкана признак пола. Полкан родственник древнеславянскому Яриле - божеству весеннего солнца. А звался Полкан в язычестве Плиханом, и праздник его был в один день с Ярилой. А потому на груди Полканихи часто изображался красный круг - солнце, а сам Полкан награждался большим крестообразным рисунком на груди. На Руси XV веке Полкана чеканили на монетах, позже помещали на изразцах, печатали на лубочных картинах, кроме того, он часто встречается в русских сказках и былинах. Он всегда был статным и сильным добрым богатырем, защитником людей от сил зла. Полкан и Полканиха были олицетворением крестьянского труда, силы и отваги.

Язычество не ушло в небытие, а опосредованное сохранилось в народных промыслах, в том числе и в игрушке. Игрушка была своеобразной моделью мира, в которой были заложены основные представления о природе и человеке крестьянина. Дети, помогавшие своим родителям лепить и красить игрушки, принимали систему ценностей от предков.

И сейчас малыши начинают с того, что подробно изучают старую игрушку, повторяют ее форму и роспись. Постигая мастерство предков, малыши и сами фантазируют, создавая новые образы, выискивая новые формы игрушки. А стоит ли в каргопольскую игрушку вносить какие-то новые сюжеты - может возникнуть вопрос? Почему нет, если это новое - дело рук и души настоящего художника, обладающего вкусом, чувством меры и тактом по отношению к традиции. У северных мастеров всегда большой интерес вызывал образ льва. Его можно встретить на фронтонах и свесах крыш, на вышитых подзорах и полотенцах. «А почему бы не слепить из глины? - подумал Валентин Дмитриевич. - Дай-ка попробую». И вот перед нами сказочный узнаваемый серьезный лев с улыбающимися глазами. Льва расписывают синей и красной эмалью и "позолотив" шерсть, от коровы или же коня льва отличает форма головы: круглой, с оттопыренными ушами, прямым носом, окладистой бородой, полыми глазами и ртом - он чем-то похож на мужика, чем-то на медведя. В фольклоре мы встречаем льва-зверя в облике "охранника" крестьянского стада от медведя. На вышитых полотенцах два льва с хвостами, покрытыми листьями и цветами, поднятыми когтистыми лапами "оберегали" стоявшую между ними "березку" или же фигурку женского божества. В игрушке лев-зверь появился не так давно. Является он традиционным, нет ли - не в этом соль. Ведь искусство невозможно законсервировать. В его горне энергия накопленного опыта переплавляется в новые формы, в которых находит отражение и традиция. В поиске новых форм народной игрушки многократно варьируется, совершенствуется и образ, и роспись игрушки, мастер стремиться достичь максимальной идентичности с традицией.

Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление по праву занимает одно из первых мест среди своих российских собратьев - дымковской, филимоновской, абашевской и других. Творчество одаренных мастеров, принесших славу промыслу, возрастало на традиционной народной культуре. Достижение отдельных мастеров глиняной игрушки становились достоянием всего промысла, это способствовало взаимному развитию и обогощению творческого языка всего промысла. Игрушка возвращает нас в далекое прошлое с той непосредственностью и теплотой, которую вложили в них руки мастера, в историю культуры, в детство наших предков, наших

бабушек и дедушек, наше собственное детство. Мы смотрим на крестьянские деревенские игрушки, и нас все больше трогает их рукотворность, та живая участливость взрослых: то родительская отцовская опека и ласковая материнская забота, то умелая рука и высокий вкус настоящего мастера-игрушечника, а то и старание самих детей. Для наследников и продолжателей мастерства ценно и то, что донесли архаизирующие работы, и то новое, что пришло с появлением художественной школы и структуры промысла. Традиция каргопольской игрушки имеет свое продолжения в современных, сделанных в надомных мастерских-кружках детьми игрушках, и в разработанных на производстве образцах, которые делают уже зрелые и опытные мастера, хранящие опыт предшествующего поколения.

Заключение.

Игрушки окружают нас в течение всей жизни. Мы привыкаем к ним и часто, став взрослыми, перестаём их замечать. И мало кто задумывается над тем, что игрушка вещь хрупкая, созданная порой из недолговечных материалов. А между тем она, как мы уже убедились, может так много рассказать о своём времени. Поэтому остаётся, только поблагодарить тех людей, которые подумали об этом и записали воспоминания о том, как проводились и выглядели их национальные игрушки. Сегодня мы остро ощущаем потребность в знании национальной культуры, вновь с интересом обращаемся к опыту народной педагогики, к её мудрости.

И убеждаемся, что и сейчас традиционная игрушка может помочь воспитать в наших детях искреннее чувство любви к природе, привязанности к национальной культуре.

Окунувшись в прошлое нашего края, через быт, традиции северного народа я обогатилась знаниями, которые помогут, я думаю, серьёзнее и вдумчивее относится ко всему, что нас окружает, ко всему, что уже уходит от нас безвозвратно.

В дальнейшем хотелось бы проследить связь настоящего с прошлым, а также увидеть перспективу ближайшего будующего…

ЛИТЕРАТУРА

1. Арбат Ю.А. «Добрым людям на загляденье» издательство «Детская литература», М.,1964г.

2. Бардина Р.А. «Изделия народных художественных промыслов и сувениры». Учебное пособие. Издание 4, переработанное и дополненное. Издательство «Высшая школа», М., 1990г.

3. Богуславская И.Я. «Русская глиняная игруш5ка», М.,1990г.

4. Богуславская И.Я. «Северные сокровища»

5. Гунн Г.П. «Каргополье – Онега», издание 2 исправленное и дополненное. Издательство «Искусство. М.,1989г.

6. Дайн Г.Л. «Игрушечных дел мастера». Издательство «Просвещение», М.,1994г.

7. Дурасов Г.П. «Каргопольская глиняная игрушка». Издательство «Художник РСФСР» Л.,1986г.

8. Каплан Н.И. и Митлянская Т.Б. «Народные художественные промыслы» учебное пособие для сред. проф-техн. учебных заведений. Издательство «Высшая школа» М.,1980г.

9. Крупин В.Н. «О дымковской слободе». Издательство «Малыш», М.,1989г.

10. Максимов Ю.В.,Чураков В.Н. «Русское народное декоративно-прикладное искусство в детском саду». Пособие для воспитателей детских садов. Издательство «Советский художник» М.,1973г.

11. Некрасов М.А. «Современное народное искусство». Л.,1980г.

12. Осетров Е.И. «Красота ненаглядная» рассказы о русских народных художественных промыслах. Издательство «Малыш» М.,1985г.

13. Полунина В.Н. «Искусство и дети» Из опыта работы учителя. Издательство «Просвещение» М.,1982г.

14. Попова О.С. и Каплан Н.И. «Русские художественные промыслы» Издательство «Знание». М.,1984г.

15. Рогов А.П. «Кладовая радости» Издательство «Просвещение». М.,1982г.

16. Рогозина Н.И., Попова О.Т., Загайнова Н.А., Смирнова О.М., Костина Л.Н. «Бабушкины уроки» художественный труд и изобразительное искусство в начальной школе, Архангельск,1997г.

17. Синюков В.Д. и Платонова Н.Н.«Энциклопедический словарь юного художника» для среднего и старшего школьного возраста. Библиотечная серия. Издательство «Педагогика». М.1983г.

18. Цейтлин Н.Е. и Рожнев Я.А. «Наблюдение и опыты на уроках труда в начальных классах». Пособие для учителя. Издательство «Просвещение» М.,1980г.

19. Изипанов А.С. «Художнику – любителю» Издательство «Советский художник» М.,1970г.

20. «Юный художник» энциклопедия. Издательство «Художник РСФСР», Л.,1964г.

21. Юрина Н.Г. «Я познаю мир», детская энциклопедия: игрушки. Издательство АСТ.М.,1998г.

22. Евстигнеев Д.В., Круговов В.И., Павлов И.Г., Смирнов В.А., Смирнова Г.Ф.,Стукалин Е.В. и другие «Ручной труд» Краткая энциклопедия. Издательство «Лио редактор», Санкт-Петербург,1993.

23. Дурасов Г.П. «Сказки бабушки Ульяны» Северо-западное книжное издательство, Архангельск, 1980г.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 578 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.024 с)...