Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Родился в семье коммерсанта. Меняет несколько университетов. В … защитил докторскую диссертацию «О четвертояком корне основания». Берлинский университет: работа параллельно с Гегелем. Затем «Франкфурт-на-Майне»
Основные работы:
1818 г. – Том 1, 1849 г. – Том 2 «Мир как воля и представление»
«О воле в природе»
1. Учение о мире как представление. Телесный, чувственно воспринимаемый мир не как объективно существующий, а как явление (феномен) в сознании субъекта). Всё, что стоит за этим явлением, … как непознаваемая вещь в себе.
чув.
2. Учение о «воле к жизни». Основой всякой вещи в себе оказывается слепая и не имеющая никакого основания в чём-либо воля к жизни, которая получает свою реализацию в бесконечной множестве форм.
3. Учение о жизни. Жизнь человека представляет собой трагедию. С одной стороны, человек одержим различными стремлениями и желаниями, представляющими собой проявление исходной воли. В целом человеческая жизнь бессмысленна и бесцельна. Радость, которую может переживать человек, – временное отсутствие страданий. За этим периодом «радости» обязательно следует новое страдание. Его проявление «воли к жизни» - стремление к переживаниям, страданиям, мучениям. Это преобладание страданий и есть воля к жизни, властвующая над человеком. Поэтому преодолеть страдание, внутренний голос воли к жизни можно уменьшением к себе воли к жизни, человек может избавиться от страданий. Человеческая жизнь обретает моральный смысл, когда индивид освобождает от эгоизма и забот о себе, когда он проникает состраданием к другим людям, начинает заботиться о них, то есть, становится носителем альтруизма.
Философско-методологические идеи Вильгельма Дельтея (1833 – 1911 гг.)
Основные принципы философии жизни и герменевтики. Поступил на теологию, но оставил её и занялся гуманитарными науками. Работал преподавателем сначала в Киле, затем в Берлине.
1883 г. – Введение в науки о духе. Критика исторического разума.
1894 г. – Описательная психология.
1900 г. – Возникновение герменевтики.
1910 г. – Построение исторического мира в науках о духе.
Что такое жизнь? Впервые ввёл понятие «философия жизни». Стремление ответить на вопрос «Какова природа человеческого сознания?».
Культура
Психика
Целостный подход к изучению человека состоит в том, что именно эта целостность и определяет природу человека.
Гештальт – преобладание целостного над частями.
Сознание и психика.
Главный объект исследования – целостный человек. Человек «во всём многообразии его сил как желающий, чувствующее, представляющее существо».
Процесс мышления человека как связанный с эмоциями, желаниями и переживаниями. Понятие «сознания» сближается с понятием «психика». Вывод: человек не может просто размышлять о чём-то, он всегда делает это в определённое время, в каких-то внешних условиях и в каких-то душевных состояниях. «Сознание» и «мышление» обуславливается историко-культурными явлениями и психическими явлениями отдельно взятого человека.
Феномены внешнего мира – то, что человека окружает; феномены внутреннего мира (воля, чувства, эмоции). Познавательная деятельность – борьба между феноменами внешнего и внутреннего мира. В результате складываются представление человека о мире.
Учение о специфике гуманитарного знания.
Отрицает методологию позитивизма; разрабатывает свою методологию гуманитарного познания. В её основе лежит учение Дельтея о сущности человеческого сознания, в котором постоянная борьба между внешним и внутренним миром. Внешний мир изучается естественными науками и основан на внешнем восприятии. Внутренний – гуманитарные науки («науки о духе»), основаны на в внутреннем восприятии. Внутренний мир имеет духовную основу, которой себя познаёт. На этой основе строится понимание отражаемых объектов.
Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 189 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!