Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Критика постулативности



Для современной физической теории характерно построение ее на базе так называемых постулатов или «принципов», которые являются фактически теми же постулатами [4].

Как было показано выше, две теории, являющиеся исходны-ми для всего современного здания теоретической физики – Специальная теория относительности Эйнштейна и квантовая механика основаны на постулатах. Эти постулаты, выдвинутые на основе анализа результатов ограниченного числа конкретных фактов, послужили основанием для создания и развития ряда последующих теорий. Их соответствие реальной действительно-сти проверялось сопоставлением следствий, вытекающих из постулатов, с результатами тех или иных экспериментов. Совпа-дение этих следствий с результатами экспериментов трактуется как правильность выдвинутых постулатов и как правильность теорий, основанных на этих постулатах.

Это и есть идеализм в науке.

Это идеализм, прежде всего, потому, что идея, в данном случае – постулаты, предшествует материи – природе. И хотя постулат базируется на некоторых экспериментальных данных, он вовсе не вытекает из них как вывод, а приносится извне, как бы независимо от этих данных, которые служат лишь толчком для выдвижения постулата. А, кроме того, выдвинутый постулат распространяется далеко за пределы той области, которая послужила источником этого «толчка» для создания постулата. Так было со всеми постулатами теории относительности.

На самом деле, факт, противоречащий теории, опровергает ее, хотя опровержение может касаться лишь отдельных фрагментов теории. Но факты, соответствующие теории, не подтверждают ее, а всего лишь ей не противоречат, потому что одно и то же положение, в том числе и опытный факт, могут быть предсказаны любым количеством теорий, даже взаимно исключающим друг друга. И это еще не считая того, является ли некий факт поводом для выдвижения того или иного постулата.

Эксперимент Майкельсона, даже если отрешиться от его физического результата, который на самом деле отличается от того, о котором пишут, вовсе не давал основания для выдвижения постулата о независимости скорости света от скорости источника и, тем более, о независимости скорости света для любых движущихся систем отсчета. Ничего этого из результата эксперимента Майкельсона не вытекало. Однако он явился толчком для создания не одного, а целых трех постулатов: первого, уже упомянутого, второго – равноправии всех систем отсчета и о невозможности каким-либо экспериментом установить факт движения инерциальной системы, а также третьего, формулируемого как понятие одновременности. Реально эксперимент Майкельсона никакого отношения ко всем этим трем постулатам не имеет. Эти постулаты есть всего лишь одна из многочисленных возможных трактовок единичного наблюдения, да к тому же и искаженного факта. А пять эйнштейновских постулатов, приобретя силу закона, распространены теоретической физикой на все без исключения явления природы вообще без какого бы то ни было основания.

Нечто аналогичное произошло и в квантовой механике. Все постулаты, на которых она основана, являются вариантами трактовок отдельных явлений. Но и они, эти постулаты, распространены на все явления природы беспредельно и тоже без какого бы то ни было основания.

Возникает вопрос, как же быть с экспериментальными подтверждениями следствий, из выдвинутых постулатов, ведь они же имеются? На самом деле, как посмотреть.

Существует известное положение о том, что каждому следствию (результату) может предшествовать бесконечное число комбинаций причин. И поэтому любой результат может быть объяснен бесчисленным числом способов. Соответственно один и тот же результат может быть предсказан любым количеством теорий, даже противоречащих друг другу. И, следовательно, экспериментальное подтверждение не означает верности той или иной теории, которая предсказывает этот результат: речь может идти только о том, что полученный результат не противоречит данной теории. Потому что если противоречит, то теории конец. А если не противоречит, то теория может продолжать существовать, но и только. Кроме того, существуют еще и всевозможные неучтенные факторы, существенным образом влияющие на результаты экспериментов, которые все учесть даже и невозможно, так как общее их число бесконечно велико.

Если в результате квантово-механических расчетов получаются результаты, которые затем подтверждаются, то это вовсе не означает справедливости квантовой механики, тем более, в ее философской части. На самом деле, это означает, что существуют иные трактовки процессов, которые приводят к тем же формульным зависимостям, а, следовательно, и к подобным же расчетам. К подобным же выводам, что и квантовая механика, приводят газодинамические расчеты, если допустить, что сам атом состоит из сжимаемой среды, и внутриатомное пространство заполнено той же средой. Но философские выводы при этом будут совершенно иными.

В каком же случае теория материалистична. А в каком идеалистична? Ответ и здесь прост. Физическая теория материалистична тогда, когда она базируется не на произвольных постулатах, а на выводах, вытекающих из анализа результатов экспериментов, причем не одного частного, а широкого круга, когда теория базируется на обобщении большого числа экспериментальных данных и когда она очерчивает круг распространения действия своих выводов. А полная материалистическая теория может быть создана только в результат анализа всех явлений во всей Вселенной на всех иерархических уровнях организации материи. А поскольку этого не произойдет никогда, то всякая теория, даже если она материалистична, будет только частичной. Именно поэтому и существует «относительность истины», «относительность наших знаний о природе», «релятивизм», чтобы поэтапно приближаться к реальной действительности путем учета все большего числа фактов. Фактов, а не выдумок. Тогда материя – природа, эксперимент окажутся на первом месте, а сознание – выводы, теория на втором. В этом случае ничего подгонять ни подо что не надо, каждый объективный факт идет на пользу уточнения теории. Вот это и есть материализм.

С сожалением приходится констатировать, что, несмотря на все многочисленные заверения в материалистичности, современ-ная физическая теория глубоко идеалистична, и это и есть одна из главнейших причин ее бедственного положения.

Все сказанное выше справедливо как по отношению к основам современной физической теории – Специальной теории относительности Эйнштейна и квантовой механики, так и по отношению к венцу теоретической физики – всевозможным обобщениям и объединениям. По отношению к этим последним справедливыми остаются высказывания доктора физико-математических наук А.З.Петрова [4]:

«Все существующие до сих пор единые теории не вышли за рамки отвлеченных построений, не привели к сколько-нибудь значительным открытиям или следствиям, допускающим экспериментальную проверку. Их эвристическое значение равно нулю».

Такое положение несложно объяснить. Будучи построенными на исходных положениях, не имеющих ничего общего с реальной действительностью, эти «единые» теории в своих следствиях не могли привести к положениям, которые могут проверяться в реальном эксперименте, так как получить соответствие реальности, исходя из нереальных предпосылок, трудно.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 273 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...