Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Фонетические изменения народной латыни



1. понятие фонетического закона

2. характер ударения в ЛЯ

3. изменения в вокализме ЛЯ, судьба дифтонгов

4. изменения в консонантизме ЛЯ

1. Понятие фонетического закона

Генетически общие романские языки имеют множество общих черт в плане грамматики, сохраняют единство в лексике и обнаруживают максимальное расхождение в области фонетики.

Иногда только знакчение исторической фонетики романских языков позволяет подвести романские «потомки» одного и того же латинского слова к одному и тому же этимону.

Пример:

Filius (лат.) – сын

Figlio (ит.), fils (фр.), hijo (исп.).

Звуковые изменения связаны:

во-первых – с функционированием органов речи,

во-вторых – с различительной функцией звуков-фонем, позволяющих отличать слова по их звуковой оболочке

в-третьих – с социологическими явлениями, точнее с теми историко-культурными и политическими событиями в жизни языкового коллектива, которые способствуют или же препятствуют распространению новых языковых норм и образцов.

Взаимодействие этих факторов определяет тенденции развития фонетической структуры каждого языка.

Закономерности этой эволюции были детально изучены школой лингвистов младограмматического(?) направления: К. Брутман, Г. Остгоф, которые ввели понятие фонетического закона – один и тот же звук в одних и тех же фонетических условиях в данный промежуток времени и на данной территории изменяется одинаковым образом во всех словах, где он встречается. Фонетический закон – термин условный, относится только к результатам регулярных изменений звуков в данном языке.

Классический пример: т.н. закон ротации, ротацизма в латыни.

В III веке до н.э. интервокальное [s] перешло в [r]. Изучая ЛЯ I-го века до н.э., сталкиваемся только со следами действия этого закона в инфинитивном окончании -re.

Когда изменения распространяются на несколько широкоупотребительных слов, можно говорить о тенденции.

Далеко не все ситуации можно отнести к фонетическим законам.

Причины отклонения от стандартного развития звуков:

Помимо фонетических законов ученые младограмматической школы учитывали также действие аналогии. По аналогии могли выравниваться корневые морфемы при спряжении глаголов.

Напр.

Старофранцузский: «j'aime», но «nous amons».

Современный фр: «j'aime», «nous aimons».

Отклонение от регулярного фонетического развития наблюдается у высокочастотных языках (глагол «быть»), похожая аналогия наблюдается высокочастотных титулах-обращениях. Так, в соответствии с фонетическими законам латинское «dominus» должно дать «dueῆo», но дало «don».

Звуковой облик слов книжной традиции.

Воздействию фонет.законов подвергались только слова устной традиции НЛ.

ЛЯ пополнял разговорную романскую речь заимствованиями, словами ученой традиции. Эти заимствования воздействиям фонетических законов не подвергались.

Например звук [k] перед [a] во франсийском диалекте, лежащем в основе французского литературного языка с V по VIII вв н.э. периодически переходил в [∫]. «Cattus» - «chat».

~ 30 ноября и 7 декабря – пары.

ПЕРЕПИСАТЬ ЛЕКЦИЮ ОТ 14 НОЯБРЯ.

21 ноября.

Ударение в ЛЯ имело мелодичный характер и имело значение на повышение тона.

Латинский грамматик Варрон: «Природа ударения заключается в том, что тональность изменятся или вверх, или вниз, проявляется в высоте голоса. Если бы все слоги произносились с одинаковым повышением голоса, то не было бы и никакого ударения».

Цицерон: «Природа как бы стремилась к разнообразию человеческой речи, в каждом слове выделила «острый» звук, и притом – только один и не далее, чем на третьем слоге от конца».

Почему:

- зияние гласных (положение гласных перед гласной)

В НЛ ударение было на 3 слоге от конца

FilIŏlus > frliOlus - переходит на 2 слог с конца.

- группа согласных со Зв [r], [l] - br, bl, dr, dl…

CОlŭbra – colObra

- с приставки на корень

cOnvenit – convEnit

В НЛ начиная со II и особенно после III н.э произошло существенное изменение в ударении: мелодическое музыкальное ударение было заменено экспираторным ударением, основанном на усилением интенсивности звука.

Особенно наглядно это прозвучало у поэта Седулия. Суть этого ударения связана с чередованием ударных/безударных слогов.

Предпосылки замены ударения разнообразны:

- один из главных факторов – иноязычное, нелатинское население провинций произносило ударяемые слоги с особой интенсивностью.

Ударяемые слоги произносились более интенсивно, поэтому подвергались как правило дифтонгизации.

Изменения в ударном вокализме. Дифтонги и их судьба.

Изменения в ударном вокализме затрагивали прежде всего различительный признак долгота-краткость. Система латинских гласных была едина для ударных и безударных.

10 простых фонем, которые членились по разным категориям:

- степень подъема языка: верхние, средние, низкие

- по ряду: передний, средний, задний

- по кол-ву: долгие, краткие

На фоне этих 10ти фонем, было еще 3дифтонга: au, ai, oe.

Между долгими и краткими существовали сопутствующие тембровые различия: долгие были закрытыми, краткие – открытыми.

В НЛ в связи с постоянным закреплением долготы за ударным открытым слогом противопоставление по долготе-краткости теряет свою различительную функцию, эта функция переносится на другой признак – закрытость-открытость. Эта система в последствии будет характерна для западных романских языков (и для фр. в частности).

Mălum - плохой

Mălum - яблоко

pŎpulus - народ

pōpulus - тополь

Переход от количественных гласных (долгий-краткий) к качественным (открытый-закрытый).

Почти одновременно с дефонологизацией долготы-краткости и в связи с появлением нового признака открытости-закрытости происходило совпадение смежных фонем

[ῐ] и [ĕ] > [е] (открытое).

Можно было наблюдать и ĕ читающееся как е открытое

Ă и ā > а (закрытое)

ŏ > o (закрытое)

о долгое, u краткое - о закрытое

u долгое - u закрытие

Изменения в вокализме:

Стяжание дифтонгов ое в ai, ae в ai

Звук [Σ]-долгое, близкое к звучанию [i] ассимилировалось. Э переходило в [i]

Sēnatus - sinatus

Изменения происходили по позициям, таким как:

- полная редукция (синкопа). Синкопа заударных или предударных.

В НЛ синкопе подвергаись заударные гласные, находящися между взрвыной и плавной фонемой, или наоборот. Kl, pl, ld, rd, st, sc, sp…

Domῐna – domna

Calῐdus – caldus

- Совпадение фонем

furmica вместо formica

sedis – sedes

- образование в безударных слогах неясных гласных переднего ряда. В основном в итальянском, португальском, каталонском.

Domina – dam

- А покопа конечных гласных. Апокопа – исчезновение конечных гласных. Апокопа не оставила следов в трудах, записях и пр.

По-видимому, началась в галло-романском варианте НЛатыни в V-VI вв н.э.

Апокопа всех конечных гласных, кроме «а» являлась регуярным фонетическим законом для языков таких как: французский, каталанский, провансальский, северо-италийские диалекты. Конечный «а» во фр языке замолк. В испанском апокопе подвергся только гласный [э] и то лишь после сонорных и прекативных. Итальянский язык не знает апокопы. Превращение сикопы и апокопы в регулярные фонетические законы и расширение сферы их действия связаны с усилением роли экспираторного ударения, обусловленного тем, что во Франции и северной Италии этому способствовал кельтский субстрат и германский суперстрат.

В ЛЯ система гласных для ударных и безударных слогов была одинакова. Эта же система была перенесена во французский язык, а также испанский и румынский.

СОГЛАСНЫЕ В НЛ.

- по месту и способу образования: взрывные, фрикативные(шумные), сонорные (преобладание голоса над шумом (м, н, л))

- губные

- зубные

- передненебные

- средненебные

- задненебные

Большинство согласных были простыми или геминатам (двойными), кроме [h], [j], [gu], [ju].

Изменения слогасных.

- образование аффрикат – сложных согласных – оформилось к III веку н.э. Основная причина этого явления – расширение сферы употребления полугласного [j]. Возникшие при этом сочетания слились в аффрикате [dƷ].

Diebus – Zebus

Medio – mezzo (итал)

Diurnus – jour (фр), giorno (итал)

В некоторых областях совпали звучания tj и kj

Появление аффрикат объединено в три периода палатализации.

Данные – первый период палатализации.

Параллельно этому происходит процесс палатализации [k], [g] перед звуками [ё] и [i]. Эти изменения получили название второй палатализации. Pfnhjyekf kbim ytrjnjhst j,kfcnb.

В Галлии, Испании: gi, ge > [dƷ]. В Таскании [ki] > [ts], [c].

Kera – cera

Третья палатализация затронула все области:

Сонорные [l] и [n] в положении перед [i] дали [ŋ].

Vinea – vinja, vigne

Palia – palja, paje (солома)

- ослабление интервокальных согласных

- замена взрывных фрикативными

- глухих звонкими

- доминаты простыми

В результате лат.слова начинавшиеся с V стали начинаться с B – бетацизм.

Доминаты сохранились только в итальянском языке

В ряде случаев наблюдается ассимиляция в интервокальных группах согласных:

Persica – pessica

Vetulus - veclus

Протеза – перед sp, st, sch уже в НЛ развивается протеза из [i] в [ae].

Sperare – esperer.

Афереза – гласные e, i отпадали перед sp, st.

Historia – storia

Эпентеза

Метатеза

Бетацизм

Ассимиляция

Диссимиляция

Изменения звуков.

Изменение Зв Ассимиляция Диссимиляция Метатеза
Редукция(исчезн) Афереза Синкопа Апокопа
Добавление Зв Протеза Эпентеза Эпитеза

speculum non speclum – синкопа

masculus - masclus – синкопа

vetulus – veclus – ассимиляция

vernaculus – vernaclus – синкопа

articulus – articlus – синкопа

baculus – vaclus – бетазицм+синкопа

iugulus – iuglus – синкопа

vacua – vaqua – ассимиляция

vacui – vaqui - ассимиляция

Hercules – Herculens – эпитеза+гиперкоррекция согласных

Columna – colomna – совпадение фонем

Cithara – citera – афереза+совпадение фонем

Formica – furmica – совпадение фонем

Brabium – brabeum – СФ

Pancarpus – parcarpus – диссимиляция

Calidus – caldus – синкопа

Frigida – fricda – ассимиляция+синкопа

Vinea – vinia – СФ

Flavus – flaus – редукция/ассимиляция

Cavea – cavia – Сф

Cochlea – coclia – SF+афереза

Alveus – albeus – BT

Fames – famis – СФ

Stabulum – stablum – синкопа

Oculus – oclus - синкопа

Occsio – occansio – гиперкоррекция

Raucus – rauncus - гиперкорреция

Auctor – autor –

Auctorias – autoritas –

Passer – passar – совпадение Ф

Arundo – harundo –

Senatus – sinatus –

Solea – solia – СФ

Camera – camara – СФ, зияние

Viridis – virdis – синкопа

Ostiae – hostiae –

Nunquam – numqua –

Pridem – pride – отпрадение согласн

Adhuc – aduc – афереза

Афереза, протеза – начальный звук

Синкопа, эпентеза – средний звук

Апокопа, Эпитеза – конечный звук

ДЗ:

Алисова, стр 22, колонки, невзятые – описать явление.

Перевод. Дашкова (стр. 67, перевод «отрывков…»)

Изменения в области имени в НЛ.

План:

1 – имя существительное

2 – перестройка в системе склонений

3 – исчезновнеие среднего рода

4 – влияние фонетических изменений на судьбу падежных флексий. Эволюция от флективности к аналитизму.

5 – изменения в области имени прилагательного

6 – возникновение артикля

1. Имя существительное.

БЫЛО:

3 рода

М – genus masculinum

Ж – genus feminimum

С – genus neutrum

2 числа:

- numerus singularis

- numerus pluralis

6 падежей (casus):

• Nominatīvus (N) – именительный падеж

• Genetīvus (G) – родительный падеж

• Datīvus (D) – дательный падеж

• Accusatīvus (Acc) – винительный падеж

• Ablatīvus (Abl) – творительный падеж (буквально – отложительный)

• Vocatīvus (V) – звательный падеж

5 cклонений (declinatio):

Основной признок – оконачания Nom и Gen

I. F - a, ae (24)

II. m – us, er, r (52)

n - um

Gen - i

III. m – is (87)

f – es

n – em

Gen – is

IV. m – us (10)

n – u, также – неск слов ж.р на –us (manus, domus)

Gen – us

V. f – es (5)

Gen - ei

2. Перестройка в…

M 3 f 4 5

Nom Rosa Populus Homo Lex Fructus Dies
Gen Rosae Populi Hominis Legis Fructus Diei
Dat rosae Populo Homini Legi Fructum Diei
Acc Rosam Populum Hominem Legem Fructum Diem
Abl Rosa Populo Homine Lege Fructu Die
Voc Rosa Popule Homo Lex Fructus Dies

Существительные 4 и 5 склонения были малочислены. Очень рано появилась тенденция перенесения этих склонений в другие.

Все сущ 5го перешли в 1ое.

Существительные 4го перешли в 1ое.

Fructus > fructi

Некоторые сущ 4го склонения, называя лиц женского пола перешли в 1ое склонение, стали сущ женского рода.

nurrus > Nurra (сноха)

sucrus > socra (теща)

У других – также переход из одного в др (частные случаи).

В некоторых – осталось 3 склонение.

3 склонение на –tas перешли в 1-ое склонение, особенно после утраты конечного –s.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 5686 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.02 с)...